Анализ музыкальных произведений: В. Блажевич 'Концерт №2' А. Гурилев 'Ноктюрн'
Содержание
Введение
Глава I.
Краткие биографические сведения В. Блажевича
.1 История возникновения жанра
Концерт
.2 Аналитический разбор «Концерта
для тромбона №2» В. Блажевича
Глава II.
Краткие биографические сведения А. Гурилева
2.1 История возникновения жанра
Ноктюрн
.2 Аналитический разбор «Ноктюрна»
А. Гурилева
Заключение
Литература
Введение
Рассматриваемые нами произведения: «Концерт для
тромбона с фортепиано №2» В.М. Блажевича и «Ноктюрн» А. Гурилева, принадлежат
разным музыкальным стилям и являются эталоном творчества этих композиторов.
«Концерт для тромбона с фортепиано №2» В.М.
Блажевича прочно закрепился в репертуаре не только начинающих тромбонистов, но
и среди профессионалов-исполнителей. Это произведение является хрестоматийным
для обучения и воспитания будущих высококвалифицированных музыкантов.
Мы ставим перед собой задачу, овладеть техникой
игры на тромбоне и этот концерт в полной мере позволяет раскрыть весь
технический потенциал исполнителя. Актуальность этого концерта невозможно переоценить,
так как он является одним из ярчайших представителей тромбоновой партии и
отражает характер инструмента как ни кто другой.
«Ноктюрн» - ярчайший пример классической формы,
в которой нами будет показаны все формообразующие компоненты. Именно такие произведения
позволяют нам лучше показать все музыкально-тематические, как впрочем, и
динамические нюансы, которыми должен овладеть исполнитель. Задача, которая
стоит перед нами, одна из самых основных - раскрыть художественно-образную
составляющую данного произведения и погрузить слушателя в эпоху романтизма.
Цель данной аналитической работы - раскрыть
замысел композиторов в данных произведениях, который включает в себя не только
художественно-образную мысль, но и техническую сторону произведений. Помочь освоить
исполнителю те или иные качества, которые помогут ему в дальнейшем развитии
своего исполнительского мастерства.
Глава I.
Краткие биографические сведения В. Блажевича
Владислав Михайлович Блажевич (03.08.1881г.,
хутор Трегубовка-1942г., Москва) - русский тромбонист, педагог, дирижер,
композитор.
Блажевич - один из основоположников
отечественной исполнительской школы игры на духовых инструментах, автор многих
учебно-методических пособий, в том числе и области военно-дирижерского
образования.
С двенадцати лет Блажевич играл в военном
оркестре в Смоленске. На протяжении пяти лет (с 1900г., по 1905г.) обучался в
Московской консерватории (по классу тромбона Г. Борка). Блажевич был выдающимся
тромбонистом: с 1905 по 1922 годы он был солистом оркестра Большого театра
СССР; с 1922 по 1932 годы - солистом Персимфанса. С 1920 по 1942 год Блажевич
являлся профессором Московской консерватории, где вел классы тромбона и тубы.
За время работы в консерватории Блажевич воспитал целую плеяду замечательных
тромбонистов и тубистов, среди которых такие известные исполнители и педагоги,
как В.А. Щербинин, А.М. Седракян и многие другие.
Владислав Михайлович основал в консерватории
военно-капельмейстерский класс (позднее - Факультет военных дирижеров). В 1928
году Блажевич становится одним из организаторов и руководителей высшего
военно-дирижерского образования в СССР, а в 1937 году - организатором,
художественным руководителем и главным дирижером Государственного духового
оркестра СССР.
Исполнительская, педагогическая и организаторская
деятельность Владислава Михайловича сочеталась с композиторской работой. Его
творческое наследие велико и разнообразно. Автор многочисленных этюдов, ряда
концертных сочинений для тромбона, тубы и духового оркестра, а также
неоднократно переиздававшихся впоследствии школ для духовых инструментов, как в
нашей стране, так и за рубежом.
Разносторонняя и плодотворная деятельность
Владислава Михайловича Блажевича явилась значительным вкладом в развитие
российской исполнительской школы игры на духовых инструментах.
.1 История жанра «Концерт»
Концерт (нем., «Konzert», от итал., «concerto» -
гармония, согласие и от лат., «concertare» - состязаться) - музыкальное
произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с
оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента - без оркестра,
концерты для оркестра - без строго определенных сольных партий, концерты для
голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора.
Во второй половине XVII века появились
сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста
или группы солирующих инструментов (в Concert Grosso ) и оркестра. Первые
образцы таких концертов (Concerto da camera) принадлежат Джованни Бонончини и
Джузеппе Торелли, однако их камерные сочинения, для небольшого состава
исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же
концерт сложился в первой половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и
особенно Антонио Вивальди - как трехчастная композиция с двумя крайними частями
в быстром движении и медленной средней частью.
Развитие жанра концерта как сочинения для одного
или нескольких солирующих инструментов с оркестром продолжилось и в XIX веке в
творчестве Н. Паганини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Листа, П.
Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов. При этом в сочинениях
композиторов - романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в
частности, был создан одночастный концерт малой формы и концерт крупной формы,
по построению соответствовавший симфонической поэме, с характерными для нее
принципами монотематизма и «сквозного развития» (например, фортепианные
концерты Ф. Листа).
На протяжении XVIII - XX веков были созданы
концерты практически для всех музыкальных инструментов - фортепиано, скрипки,
виолончели, альта, деревянных и медно - духовых инструментов.
.2 Аналитический разбор «Концерта №2» В.
Блажевича
«Концерт №2 для тромбона» - одночастный концерт,
имеющий 3 крупных раздела, соответствующих 3-м частям классического концерта
I частьnon
tantoчастьcantabileчастьnon
tanto
Мы, в нашем аналитическом разборе, рассмотрим
только II и III
части концерта.
II часть
Andante
cantabile
Тромбон вступает не сразу, а лишь спустя 9
тактов, изначально звучит фортепианное вступление Andante
в тональности b-moll,
где композитор устанавливает лирический, спокойный характер II
части концерта. Тромбон в сопровождении фортепиано звучит очень ярко,
насыщенно, местами драматично и на протяжении всей части и вызывает у слушателя
непроизвольный интерес.
Данная часть написана в сложно 2-х частной форме
(A A1),
форма второго плана вариационная. Основная тональность - b-moll.
I часть (A)
- простоя 2- х частная форма.
период(a)
состоит из 2 предложений по четыре такта. В первом предложении мелодия звучит у
тромбона в тональности b-moll,
второе предложение состоит из 4 тактов, тема переходит к фортепиано, а у
тромбона - противосложение, которое оканчивается в 4-ом такте в f-moll.
Далее звучит фортепианная связка, которая длится 2 такта и тут же
устанавливается новая тональность d-moll.
период (b)
- написан в форме периода повторно-секвенционного строения с расширенным 2
предложением.
предложение - состоит из 5 тактов, которое
оканчивается на доминанте к d-moll.
предложение - состоит из 8 тактов, которое
начинается в d-moll,
но далее отклоняется в тональности D,
e, Es,
E, Ges,
fis. В этом
предложении звучит кульминация среднего раздела.
предложение - состоит из 5 тактов, которое
подводит нас к концу среднего раздела этой части. Она оканчивается в
тональности fis
moll.
Далее звучит фортепианная связка из 6 тактов,
которая возвращает нас в основную тональность - b-moll.
После связки-перехода у нас звучит 2 часть (A1),
которая носит вариационный характер.
период (a)
носит повторный характер, но варьированный. Он повторяет вступительную часть
концерта.
период (b1)
- состоит из 2 предложений, одно из них, первое, повторяет тему из первой части
варьировано (A), но в другой
тональности - es-moll.
Второе предложение - носит заключительный
характер, оно несет в себе кульминацию всей II
части концерта. И также возвращает нас в основную тональность - b-moll.
Далее звучит фортепианная связка-переход,
состоящая из 7 тактов, в ней происходит модуляция в главную тональность III
части концерта - Des-dur,
в этой связке меняется не только тональность, но и ритм, появляются триольные
восьмые, подготавливающие размер 6/8, в котором звучит финал.
Схема-разбор формы II
части «Концерта №2»
III частьnon
tanto
Данная часть написана в форме сонатного Allegro.
Основная тональность Des-dur.
Вступление состоит из 16 тактов, которое по
характеру напоминает нам главную партию и звучит на фоне доминантовой гармонии Des
dur.
Экспозиционная главная тема звучит на протяжении
16 тактов и в ней угадывается жанр танца. Она звучит легко и непринужденно в
тональности Des-dur,
можно проследить и восходящий и нисходящий секвенционные ходы. К концу гл. п.
мы отклоняемся в тональность доминанты - As.
Далее звучит связующая партия на протяжении 7 тактов,
которую играет фортепиано. Она является переходным звеном от жанра танца к
маршу.
Побочная партия звучит решительно и возвышенно,
длится она, 16 тактов в тональности доминанты - As.
Тут мы услышим кульминацию экспозиции. Далее звучит заключительная партия,
которая постепенно меняет жанр музыки на песенный, но меняется не только, жанр,
но и тональность, которая модулирует в субдоминанту - Ges.
Далее заключительная партия подводит нас к эпизоду.
Эпизод - Poco
tranquillo - начинается 2-х
тактовым вступлением фортепиано. Он написан в форме периода из 4-х предложений
по 8 тактов. 1 и 2 предложения построены на одном тематическом материале. 3
предложение развивающего характера с использованием восходящего секвенционного
построения. 4 предложение носит заключительный характер. Далее звучит
фортепианная связка, состоящая из 7 тактов, тут происходит возвращение в
тональность главной партии - As-dur.
Реприза у Владислава Михайловича в III
части концерта весьма необычна. Уникальность в том, что партии репризы не
приближены тонально, что характерно для музыки эпохи романтизма. Главная партия
репризы варьировано повторяет тему экспозиции. Во-первых, меняется тональность,
а во-вторых ритм, но динамика остается неизменна. Связующая партия репризы не
менее интересна, ее особенность в том, что она ложная. Солист вступает на 4
такта раньше чем, в связующей партии экспозиции, что характерно для музыки 20
века. Далее звучит каденция, которая плавно переходит в коду - кульминацию всего
произведения. Кода - синтетическая, которая построена на 2-х темах,
утверждающая основную тональность - Des-dur.
В первом разделе коды звучит главная партия из I
части концерта, которая звучит на протяжении 13 тактов. Второй раздел - Tempo
I, построен на
материале побочной партии, звучащий ярким и стремительным апофеозом всего
концерта.
концерт ноктюрн жанр музыкальный
Схема-разбор формы III
части «Концерта №2»
Глава II. Краткие биографические сведения А.
Гурилева
Родился в семье Льва Степановича Гурилева -
крепостного музыканта графа В.Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца
еще в детстве. Игре на фортепиано он учился у Джона Филда, теории музыки его
обучал - И.И. Геништа. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также
в квартете князя Н. Голицына.
В 1831 году, после смерти В. Орлова, вместе с
отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как
композитор, пианист и педагог. Сблизившись с представителями московской
интеллигенции - художниками и писателями, Гурилев пишет романсы на стихи Н.П.
Грекова, А. Кольцова, И. Макарова. Некоторые романсы композитора были
опубликованы известным издателем Бернардом в музыкальных журналах.
Наиболее известные романсы Гурилева -
«Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний
вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Д.
Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны и, став
народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море
широко». Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано -
инструмента, которым Гурилев хорошо владел.
В музыке, полной искреннего чувства и глубокой
душевности Александр Львович Гурилев - певец - лирик - чутко выразил заветные
чаяния и думы своих современников.
2.1 История жанра «Ноктюрн»
Ноктюрн (от фр., «nocturne» - ночной) -
распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных,
реже - вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово
«nocturne» в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810х
годах, хотя итальянский термин «notturno» существовал еще в XVIII веке и
обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.
В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая
певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную
инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются
также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для
оркестров. Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической
концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались
триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь
- время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и
думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощенную суетой дня.
Богатейшие лирические возможности ноктюрна
достаточно исследованы. Кантеленное начало преломляется в нем сложно,
напевностью насыщается вся фактура, мелодика вбирает в себя декламационные
обороты, органично взаимодействует с различными вокальными жанрами, включая
оперную арию, баркаролу и хорал.
В XX веке некоторые композиторы пытались
переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не
лирические ночные грезы, а призрачные видения и естественные звуки ночного
мира.
.2 Аналитический разбор «Ноктюрна» А. Гурилева
«Ноктюрн» А. Гурилева имеет форму сложную 2-х
частную. (A
B)
«Ноктюрн» в полной мере соответствует всем
канонам этого жанра. С помощью этих достоинств, мы поможем слушателям
погрузиться в атмосферу романтизма.
Произведение начинается со вступления
фортепиано, которое длится 2 такта и показывает основную тональность - F-dur.
Арпеджированное вступление звучит мягко и ненавязчиво.
часть (A)
- простая 2-х частная форма.
период (a)
- состоит из 2-х предложений по 4 такта.
период (b)
- состоит из 2-х предложение по 4 такта.
часть (B)
-период, имеет разработочный характер, мелодия переходит к фортепиано, а солист
играет противосложение и отклонятся в тональности g-moll,
a-moll.
Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью насыщается вся
фактура, органично взаимодействует с различными вокальными жанрами.
Первый мотив 1 периода, состоящий из 2 тактов,
звучит в a-moll,
а второй мотив имеет нисходящее секвенционное повторение. В последних
нескольких тактах данного предложения (b)
мы возвращаемся в основную тональность произведения - f-moll,
но возвращаемся очень красиво, автор создает необычный ритм - триоли, которые
имеют характер задержания и приводят нас к полной совершенной каденции.
период (c)
состоит из 2 предложение. Второе предложение, расширенное, несет в себе
кульминацию всего произведения. В этом периоде складывается ощущение движения
темпа вперед, но это весьма обманчивое чувство. Темп остается тем же, но автор
за счет сжатия длительностей создает специфическую краску.
Далее звучит заключение, состоящее из 3 тактов.
Схема-разбор формы «Ноктюрна»
Заключение
Данная аналитическая работа, безусловно, помогла
нам раскрыть не только техническую и художественную сторону музыкальных
произведений, но формообразующие компоненты различных музыкальных эпох.
«Концерт №2» Владислава Михайловича Блажевича
уникальное произведение своего рода. Мало того, что каждая часть по-своему
особенна и уникальна, но и различные не значительные элементы подчеркивают
неповторимый почерк композитора и его музыкальные предпочтения. Этот концерт
позволяет нам окунуться в творчество Блажевича и раскрыть веяния музыки того
времени.
Данный концерт является очень выгодным для
развития профессиональных навыком музыканта-духовика. Его сложная форма и
гармония позволяют очень быстро раскрыть весь потенциал обучающегося.
«Ноктюрн» Александра Львовича Гурилева доказал
нам, что вокальные жанры очень сложны в формообразующих компонентах.
Художественная часть этого произведения весьма цело и глубоко раскрывает нам
эпоху романтизма. Вся мелодика пронизана лирико-драматичной напевностью,
которая очень действенно погружает нас в эпоху ночных песен.
Считаю, что проделанная аналитическая работа
целиком и полностью помогла выполнить поставленные перед нами задачи.
Литература
1. Способин И.В. «Музыкальная форма.»
- М : Музыка , 1984г.
. Холопов Ю.Н. Форма музыкальная //
Музыкальная энциклопедия. Т. 5. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - К.
879-885.