ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы:
) заявление о предоставлении лицензии;
) учредительные документы соискателя лицензии;
) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должность единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
) сведения о составе акционеров (участников);
) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре), соискателе лицензии;
) сведения о страховом актуарии;
) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
) положение о формировании страховых резервов;
) экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подп. 1, 10-13 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации":
Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:
) заявление о предоставлении лицензии;
) устав общества взаимного страхования;
) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;
) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере, председателе ревизионной комиссии (ревизоре) общества взаимного страхования;
) положение о формировании страховых резервов;
) правила страхования по видам страхования, установленным настоящим Законом и внесенным в устав общества взаимного страхования, за исключением некоторых видов страхования.
Если в устав общества взаимного страхования внесены изменения в части дополнения перечня видов страхования, положение о формировании страховых резервов и правила страхования по таким видам страхования направляются в орган страхового надзора на согласование.
Соискателям лицензии на осуществление перестрахования не требуется предоставлять документы, предусмотренные пп. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), подп. 11 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании), т.е.:
1)сведения о страховом актуарии;
2)правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
)расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.
Все остальные документы предоставляются согласно исчерпывающему перечню установленного п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
) заявление о предоставлении лицензии;
) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
) учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;
) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
Особые требования законодатель предъявляет для соискателей лицензии, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%. В дополнение к документам, указанным в п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", соискатели должны предоставить согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания иностранных инвесторов, участвующих в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов (п. 7 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Следует обратить внимание на положения Закона, определяющие, что перечень документов, представляемых соискателями для получения лицензии, указанный в п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", является исчерпывающим (п. 8 ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Следовательно, орган страхового надзора не вправе требовать у соискателя предоставления иных документов, не предусмотренных указанным перечнем, а тем более отказывать по этой причине в выдаче лицензии или приостанавливать действие ранее выданной лицензии.
.ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ЛИБО ОБ ОТКАЗЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ
лицензирование страховой отказ закон
Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Законодатель выдвигает ряд квалификационных требований к субъектам страхового дела.
Так, руководитель (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязан иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет.
Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.
Руководители и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.
Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:
) использование соискателем лицензии - юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;
) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, не устраненного нарушения страхового законодательства;
) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;
) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
) не обеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;
) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
Приведенный перечень из девяти оснований для отказа соискателю в выдаче лицензии является исчерпывающим. Причем важно, чтобы эти основания имели место не при подаче заявления, а в момент принятия решения об отказе в выдаче лицензии.
Установив наличие таких оснований, орган страхового надзора направляет соискателю об этом уведомление, для которого предусмотрена обязательная письменная форма. Установив отсутствие оснований для отказа в выдаче лицензии, орган страхового надзора также уведомляет об этом соискателя, но для этого уведомления обязательная письменная форма законом не предусмотрена.
Необходимо отметить, что за несоблюдение установленного Законом 60-дневного срока для рассмотрения документов орган страхового надзора никакой ответственности не несет. Поэтому на практике указанный срок систематически и существенно превышается.
Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:
непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.
В том случае, если лицензия уже будет выдана соискателю, а в ходе проверки Федеральная служба страхового надзора установит недостоверность каких-либо представленных сведений, то орган страхового надзора может ограничить или приостановить действие лицензии, а в крайнем случае даже отозвать лицензию.
.ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ
В случае устранения выявленных нарушений, послуживших основанием для ограничения или приостановления лицензии, права субъекта страхового дела на осуществление страховой деятельности могут быть восстановлены. Данная процедура называется возобновление действия лицензии.
Основанием для возобновления действия лицензии является представление страховщиком в установленный срок необходимых документов, свидетельствующих об устранении допущенных нарушений.
Действие лицензии возобновляется с момента издания соответствующего приказа Министерства финансов РФ, который подлежит официальному опубликованию и доведению до сведения субъекта страхового дела в течение 15 дней со дня его принятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо отметить, что новая редакция Закона посвящает техническим вопросам лицензирования деятельности субъектов страхового дела десять статей (ст. ст. 32 - 32.9 Закона). Установлены основания для аннулирования (ст. 32.4 Закона), ограничения, приостановления (ст. 32.6 Закона) и отзыва лицензии (ст. 32.8 Закона), а также основания для отказа в выдаче лицензии (ст. 32.3 Закона). Столь подробное регулирование данных отношений на законодательном уровне предпринимается впервые.
Во-вторых, сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела (абз. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона). Порядок ведения Реестра устанавливается органом страхового надзора. Ранее орган страхового надзора осуществлял ведение отдельного реестра страховых организаций, а также страховых брокеров.
В-третьих, Закон устанавливает специальные требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела - юридических лиц. Эти положения не относятся к страховым актуариям, которыми по определению могут быть только физические лица.
В-четвертых, установлено, что за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется государственный надзор. В ранее действовавшей редакции Закона определялось, что надзор осуществляется за страховой деятельностью. В связи с тем, что в настоящее время страховая деятельность определяется как деятельность субъектов страхового дела, данное изменение формулировки не имеет принципиального значения.
Библиографический список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
.Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"//СЗ РФ от 9 мая 2011 г. N 19 ст. 2716.
.Федеральный закон РФ от от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2013)
Специальная литература:
.Гомелля В.Б. Основы страхового дела Учеб. пособие для вузов - М.: СОМИНТЭК, 1998. - 383 с.
.Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования. - М.: "Проспект". - 2011 г. - 128 с.
.Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 2008. - 476 с.
.Павлодский Е.А., Левшина Т.Л. "Договоры в предпринимательской деятельности". - М.: Статут. - 2008. - 265 с.
.Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования: монография /Н. Н. Косаренко. - Науч. изд. - М.: Волтерс Клувер,2010. - 312 с.