Платежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    807,36 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Платежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита








Курсовая работа

Платежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития


Исполнитель

студент группы Ф -21 В.С. Кизеева

Научный руководитель

кандидат эк. наук,

доцент, заведующая кафедрой О.С. Башлакова



Гомель 2014

Содержание

Введение

. Теоретические основы формирования эффективной платежной системы

.1 Сущность, значение платежной системы и ее элементы

.2 Виды платежной системы

. Особенности создания и функционирования национальной платежной системы РБ

.1 Характеристика и структура платежной системы РБ

.2 Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы РБ

. Перспективы развития платежной системы РБ

Заключение

Список использованных источников

Введение

В процессе проведения расчетов за товары и услуги, переводов денежных средств и платежей различного рода финансовым обязательствам совершается денежный оборот, который опосредует движение национального продукта. В связи с этим для бесперебойного и эффективного функционирования отдельных хозяйствующих субъектов и экономики в целом необходима такая организация денежного оборота, в рамках которой четко определены и соблюдаются права и обязанности участников расчетных операций, действуют единые правила и процедуры и тем самым гарантируется безопасность и своевременность платежей и переводов денег. Такая организация денежного оборота, то есть организация движения безналичных и наличных денежных средств, возможна благодаря созданию платежных систем.

Национальная платежная система представляет собой совокупность банковских и финансовых институтов, платежных инструментов, банковских правил и процедур, программно-технических средств, а также межбанковских систем и механизмов перевода денежных средств, обеспечивающих обращение денежных средств внутри страны и взаимодействие с зарубежными платежными системами.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время вопросы безопасности и операционной надежности в платежных системах приобрели особую значимость. Эффективные платежные системы, являясь одной из основных составляющих финансовой системы любого государства, играют решающую роль в его экономическом развитии.

За последние десятилетия в банковских сферах Беларуси и развитых стран мира произошли значительные изменения в связи с появлением новых видов банковских услуг и технологий. Автоматизация привела к специализации платежных систем, произошло разделение их на системы перевода крупных и малых сумм платежей. Почти в каждой стране имеется хотя бы одна электронная межбанковская система крупных денежных переводов (брутто-расчеты), обеспечивающая проведение окончательных расчетов по межбанковским и оптовым платежам в течение одного дня.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что платежные системы повышают стабильность финансовой системы государства в целом, снижают стоимость операций в экономике, обеспечивают эффективное использование финансовых ресурсов, улучшают ликвидность финансовых рынков и способствуют проведению монетарной политики. Поэтому в последние годы вопросам, относящимся к экономической эффективности платежных систем, придается такое большое значение.

Объектом исследования в данной работе выступает платежная система Республики Беларусь.

Предметом исследования являются сущность платежной системы Республики Беларусь, ее основные элементы, а также перспективы ее развития.

Цель работы - изучение теоретических аспектов платежной системы, анализ функционирования платежной системы Республики Беларусь на современном этапе, выявление перспектив и путей развития национальной платежной системы.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

дать определение понятию «платежная система»;

выделить и изучить основные элементы платежной системы Республики Беларусь;

исследовать тенденции, перспективы и пути развития платежной системы РБ.

.        
Теоретические основы формирования эффективной платежной системы

.1       Сущность, значение платежной системы и ее элементы

платежный межбанковский платеж беларусь

В экономической литературе существуют различные определения этого понятия. Например, одни авторы характеризуют ее как «совокупность законодательно регулируемых элементов, применяемых для перевода денег, совершения расчетов и платежей в процессе выполнения экономическими агентами долговых и других обязательств». Другие - как «совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам системы производить финансовые расчеты друг с другом. Еще одни авторы подразумевают под платежной системой «набор инструментов, процедур и правил перевода денежных средств между участниками системы на основе соглашения об используемой технической инфраструктуре». Согласно «Глоссарию терминов, используемых в платежных и расчетных системах» Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов «платежная система состоит из ряда инструментов, банковских процедур и, как правило, систем межбанковского перевода денежных средств, которые обеспечивают денежное обращение» [1, с. 43].

Для ознакомления мирового сообщества с особенностями функционирования платежных систем Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария) регулярно публикует материалы о платежных системах различных странах, которые широко известны как Красные книги. Они содержат информацию о текущем состоянии платежных систем и способствуют укреплению экономических связей между государствами. Подобное издание подготовлено и о нашей стране - «Национальная платежная система в Республики Беларусь». В нем под платежной системой подразумевается совокупность банковских и финансовых институтов, платежных инструментов, банковских правил и процедур, а также межбанковских систем перевода денежных средств, обеспечивающих обращение денежных средств внутри страны и взаимодействие с зарубежными платежными системами [2, с. 25].

Основными задачами, стоящими перед платежной системой, являются:

бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;

надежность и прочность, гарантирующие отсутствие сбоев в работе или полного выхода из строя системы платежей;

эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный поток операций;

справедливый подход ко всем участникам системы. [3, c.21].

Главная функция любой платежной системы состоит в обеспечении развития и устойчивости хозяйственного оборота. Функционирование платежной системы тесно связано с реализацией основной цели деятельности центрального банка - обеспечением стабильности банковской системы.

С целью снижения рисков в работе платежных систем важно соблюдать определенные принципы их построения, к числу которых относятся:

удержание темпов обесценения национальной валюты на низком уровне;

четкость и ясность в денежно-кредитном и правовом отношении;

удовлетворение потребностей субъектов хозяйствования в управлении денежными ресурсами;

развитая техническая инфраструктура;

надзор за деятельностью коммерческих банков;

использование средств, хранящихся на счетах центрального банка, для осуществления окончательных межбанковских расчетов [4, с. 67].

На рисунке 1 приведены основные элементы платёжной системы Республики Беларусь. В Республике Беларусь была принята Концепция развития платежной системы на 2010−2015 годы.

Рисунок 1 - Основные элементы платёжной системы Республики Беларусь

Все элементы платежной системы тесно связаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативных актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы Беларуси построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила и механизмы ее функционирования, которые являются едиными для всех участников.

Участники платежной системы - это институты, предоставляющие услуги по осуществлению переводов денежных средств. В их число входят Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Особое место среди участников платежной системы занимает Национальный банк, так как в соответствии с законодательством страны одной из его основных целей является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы и системы межбанковских расчетов.

Главная роль Национального банка как организатора платежной системы заключается в ведении и регулировании корреспондентских счетов коммерческих банков и собственного счета.

В компетенцию банков сегодня входит широкий спектр услуг, включая платежные услуги юридическим и физическим лицам, а также осуществление межбанковских платежей от своего имени [5, с. 18].

Основой платежной системы Республики Беларусь в сфере проведения расчетов в национальной валюте на территории страны является автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР), Владельцем АС МБР является Национальный банк, а его техническим оператором - Белорусский межбанковский расчетный центр (БМРЦ). Она представляет собой совокупность норм, правил, процедур и программно-технических средств, при помощи которых осуществляются межбанковские расчеты между участниками в целях выполнения денежных требований и обязательств по собственным платежам и по платежам, инициированным клиентами.

В состав АС МБР входили два основных функциональных компонента (подсистемы): система BISS и клиринговая система расчетов.

Система BISS (Belarus Interbank Settlement System) охватывает расчеты по крупным и срочным платежам, которые осуществляются в режиме реального времени на валовой основе - RTGS (Real Time Gross Settlement Systems). Валовая основа предполагает проведение расчета только в полной сумме, без всякого зачета. Оборот по системе составляет примерно 90 % общей суммы платежей посредством АС МБР и 10 % их количества, то есть основной поток безналичных платежей. Расчеты являются исключительно электронными и ведутся по операциям, связанным с выполнением мероприятий денежно-кредитной политики НБ, по платежам на крупные суммы (свыше 3 млн. руб.) и по срочным платежам, связанным с выполнением расчетных обязательств клиентов и собственных обязательств банка; по отражению результатов клиринговых сеансов по корреспондентским счетам банков-участников.

К наиболее важным положениям по проведению межбанковских расчетов в системе BISS относят то, что платежи обрабатываются по мере их поступления и только в полном объеме, а при недостатке средств расчеты не выполняются, и формируется очередь электронных расчетных документов, управление которой осуществляется банками путем установки приоритетов. Переводы Национального банка обладают наивысшим приоритетом, другим участникам системы присваивается повышенный или обычный приоритет. Кроме того, отправленные участниками платежи с момента приема не могут быть отозваны.

В клиринговой системе расчетов осуществлялись так называемые «прочие платежи» (несрочные и по сумме не относящиеся к категории крупных платежей, включая расчеты по сделкам купли-продажи ценных бумаг и с использованием банковских пластиковых карточек). Они проводились в течение дня на чистой основе с различными интервалами и завершались в системе BISS с отражением результатов по корреспондентским счетам участников. Оборот по клиринговой системе составлял порядка 10 % общей суммы платежей посредством АС МБР и 90 % их количества.

При расчетах на основе клиринга каждый отдельный платеж по корреспондентскому счету не проводится. Принятые реестры входящих платежей обрабатываются клиринговой системой в текущем клиринговом сеансе, во время которого они поступили. Платежи, по которым не произведен расчет из-за недостаточности средств включаются в список отложенных платежей и аннулируются системой в конце операционного дня, если расчета по ним не произошло. По завершении клирингового сеанса БМРЦ на основании каждого отдельного электронного расчетного документа производит вычисление чистых дебетовых (кредитовых) позиций каждого участника путем взаимного зачета требований и обязательств [6, с. 207].

Функционирование клиринговой системы с 5 января 2009 года прекратилось.

Жуков Е.Ф. пишет, что каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки. Преимущество клиринговой системы над системой BISS: более низкие затраты на осуществление расчетов, снижение потребности в ликвидности. Недостаток: более высокий риск и более низкая скорость проведения расчетов. Недостатком системы BISS являются высокие операционные издержки [7, c.8-9].

Кроме того, в платежной системе Национального банка осуществляются межбанковские расчеты по результатам клиринга по операциям, совершаемым физическими лицами с использованием банковских платёжных карточек внутренних («БелКарт») и международных (VISA, MasterCard) платежных систем. В качестве расчетного банка определен Национальный банк.

Информационное взаимодействие между отдельными элементами инфраструктуры платежной системы обеспечивается средствами телекоммуникационной сети. В рамках платежной системы реализуется функциональное взаимодействие между: расчетным центром; открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа»; открытым акционерным обществом «Банковский процессинговый центр», осуществляющим техническую, организационную и информационную поддержку развития функционирующих в Республике Беларусь систем безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек; закрытым акционерным обществом «Банковская финансовая телесеть», являющимся базовым телекоммуникационным оператором банковской системы Республики Беларусь [8, c.]

Связующими элементами платежной системы являются правила и процедуры, которые характеризуют ее как целостное образование, и каждая составляющая функционирует в определенных пределах и в интересах всех участников. Правила и процедуры национальной платежной системы определяются ее правовой базой, которая включает два уровня. Первый уровень содержит законы Республики Беларусь, второй - инструкции и другие нормативные документы Национального банка.

Только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования. Непредвиденные сбои в системе или неожиданные задержки в платежах негативно сказываются на имидже платежной системы, вызывая недоверие участников расчетов и возможность возникновения платежного кризиса, в то время как при эффективном ее функционировании существенно сокращаются операционные издержки, улучшается качество управления ликвидностью в банках и на предприятиях.

.2       Виды платежной системы

Основным назначением платежной системы является организация межбанковских расчетов. Под ними понимаются расчеты по выполнению денежных требований и обязательств, возникающих между банками, а также банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями относительно исполнения платежей, инициированных как самими банками, так и клиентами. Основная часть расчетов, как правило, инициирована клиентами.

В зависимости от организации межбанковских расчетов выделяют различные виды платежных систем, которые можно классифицировать исходя из определенных критериев.

Форма собственности применительно к платежным системам отражает правовой статус ее собственника и оператора, то есть показывает, кому принадлежат права распоряжения и управления системой. В государственных системах собственником и оператором выступает центральный банк, выполняющий одновременно и роль участника (например, в Беларуси, ФРГ, США и других). В частных системах собственником и оператором системы выступает группа крупных коммерческих банков в лице банковских ассоциаций и клиринговых палат, где центральный банк выполняет функцию расчетного агента последней инстанции, не являясь фактически ее участником (Канада). Смешанная платежная система находится либо в совместной собственности коммерческих банков и центрального банка, либо действует на основе разделения функций собственника и оператора между центральным банком и частными агентами (Бельгия, Великобритания) [9, c.94].

По степени подчинения различают централизованные и децентрализованные системы. При централизованной системе все участники подчиняются единому центру, при децентрализованной отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от всех остальных. В РБ - это система расчетов через единые корреспондентские счета в Национальном банке. Примерами децентрализованных систем являются сеть прямых корреспондентских отношений между банками, межфилиальная (внутрибанковская) система расчетов.

По условию приема участников выделяют системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников, а также системы, в которых устанавливаются определенные ограничения (например, по величине собственного капитала или объему платежей). В национальной платежной системе нашего государства корсчета в Национальном банке открываются на равных условиях.

По порядку резервирования средств различают платежные системы, операции в которых проводятся только после предварительного резервирования участниками расчетов денежных средств на отдельных счетах, и системы без предварительного резервирования средств. Так, расчеты на валовой основе по корреспондентским счетам банков в Национальном банке Республики Беларусь проводятся в пределах имеющихся средств. В начале осуществления расчетов по прочим банковским переводам в системе клиринг ее участники могут иметь нулевые остатки по счетам.

По размерам сумм и срочности платежей различают системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независимо от их суммы и сроков, и системы перевода крупных и мелких сумм денежных средств, а также срочных платежей [10, c.87].

При оценке способа завершения расчетов принципиальное значение имеет не только способ проведения расчетов, который может быть валовым, то есть в полной сумме или на нетто-основе с учетом встречных требований и обязательств, но и время достижения окончательного расчета. Расчет может производиться в режиме дискретного времени, то есть один или несколько раз в течение дня, и в режиме реального времени. Последний вариант предусматривает расчеты в течение всего дня, при этом предполагается их высокая скорость, гибкость и надежность, чему гарантией - прямое участие центрального банка. Такой порядок завершения расчетов по крупным и срочным платежам характерен для нашей национальной платежной системе.

По составу участников и способу их взаимодействия бывают одноуровневые и двухуровневые. Одноуровневые (все участники являются прямыми и имеют счет у расчетного оператора системы. Расчетным агентом в системах с валовыми расчетами в режиме реального времени обычно выступает центральный банк, а в системах на базе нетто-расчетов в режиме дискретного времени - центральный банк или клиринговая палата). Двухуровневые (присутствуют как прямые участники, в состав которых входят только банки, так и ассоциированные. Последние (банки и небанковские институты) вправе проводить расчеты только через прямых участников, открывая счета в нескольких банках первого уровня, которые таким образом становятся расчетными агентами для банков второго уровня);

По платежным инструментам делятся на основе бумажных документов; на основе электронных документов; на основе платежных карт; на смешанной основе.

По возможности предоставления кредита бывают без предоставления кредита и с предоставлением кредита. Без предоставления кредита (например, системы, предусматривающие автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов). С предоставлением кредита (системы, предусматривающие возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок).

По сфере распространения выделяют локальные, национальные, межнациональные. Локальные, или внутренние (функционируют для отдельных регионов и связаны в основном с обслуживанием розничных и мелкооптовых сделок); национальные. Межнациональные (создаются для проведения платежей между странами. Такой системой является Европейская система центральных банков (TARGET) для расчетов в евро между странами Европейского союза. Коммерческие банки этих стран имеют доступ к данной системе через центральные банки) [ 11].

Приведенная классификация видов платежных систем позволяет судить об их большом разнообразии и о сложности функционирования. Идет постоянный процесс эволюции платежных систем, и характеристика отдельных видов дает представление о главных тенденциях Таким образом, все перечисленные составляющие платежной системы должны четко взаимодействовать друг с другом. Также платежные системы могут классифицироваться по различным признакам, характеризующим отделынные стороны и специфические характеристики их построения и функционирования. Наиболее типичными системами расчетов в мировой практике являются валовые системы расчетов в режиме реального времени и системы чистых расчетов в режиме дискретного времени. Такого типа расчеты осуществляются и в платежной системе РБ.

2.      
Особенности создания и функционирования национальной платежной системы РБ

.1       Характеристика и структура платежной системы РБ

Система безналичных расчетов является составной частью национальной платежной системы Республики Беларусь и представляет собой совокупность банковских и иных институтов, правил и процедур, программно-технических средств, обеспечивающих проведение безналичных расчетов по результатам операций, совершаемых физическими лицами при использовании платежных инструментов для осуществления дебетовых и кредитовых переводов денежных средств [12, c.56].

Безналичные расчеты - это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег.

Так, в первоначальный период после кредитной реформы основными формами расчетов были акцептная (расчеты платежными требованиями), платежными поручениями, чеками. На основе платежных требований и платежных поручений получили развитие зачеты взаимных требований (особенно в последние годы). В последующие годы возникли и получили развитие расчеты посредством аккредитивов и особыми счетами по грузообороту. Все отмеченные выше формы безналичных расчетов, за исключением особых счетов по грузообороту, сохранились до настоящего времени, хотя, естественно, за годы их существования происходили неоднократно изменения в технике их проведения.

Национальная платежная система представляет собой совокупность правил, платежных инструментов, институтов и программно-технических средств, а также межбанковских систем и механизмов перевода денежных средств, используемых для обеспечения платежей и расчетов по выполнению денежных обязательств юридических и физических лиц. Национальная платежная система включает в себя ряд элементов:

. Институты, представляющие услуги по осуществлению переводов денежных средств и погашению долговых обязательств.

. Платежные инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между субъектами хозяйствования.

. Соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов. [13, с.10]

Рисунок 2 - Структура платежной системы РБ

Ключевым компонентом инфраструктуры национальной платежной системы является автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР), представляющая собой единую банковскую компьютерную сеть.

В соответствии с основными международными тенденциями в организации и развитии платежных систем, в Беларуси межбанковские платежи разделены на два потока: крупные и срочные платежи для обработки в системе BISS и на прочие (несрочные) платежи, проводимые в клиринговом сеансе.

В системе BISS (Belarus Interbank Settlement System), что в переводе означает Белорусская межбанковская расчетная система расчеты осуществляются на валовой основе в режиме реального времени, что дает возможность банкам и их клиентам использовать денежные средства, поступившие на их счета с момента зачисления, позволяет ускорить оборачиваемость денежных средств, а также минимизировать риски в платежной системе.

Платежная система для крупных и срочных переводов (BISS) функционирует в Республике Беларусь начиная с 1999 года и по своим характеристикам отвечает всем основным требованиям, предъявляемые к такого рода системам.

Одной из составляющих платежных систем является клиринговая. В клиринговой системе прочих (несрочных) платежей расчеты осуществляются путем взаимного зачета требований и обязательств участников, что позволяет сократить объемы денежных средств банков, необходимых для завершения расчетов, а также способствует сокращению затрат на обработку информации.

Критериями платежной системы, оптимально отвечающей потребностям экономики, является оперативность и скорость проведения платежей, степень автоматизации и надежность системы расчетов, а также уровень риска банковских операций. Создание быстродействующей и безопасной платежной системы позволяет расширить возможности кредитных организаций по маневрированию денежными ресурсами и тем самым минимизировать риски, связанные с технологией проведения межбанковских расчетов [14, с.23].

Платежную систему Национального банка можно охарактеризовать как системно - значимую, поскольку она является единственной системой, посредством которой осуществляются межбанковские переводы денежных средств.

В настоящее время автоматизированная система межбанковских расчетов в республике оценена Международным валютным фондом на «отлично» (по системе оценки, применяемой для стран с переходной экономикой), и необходимо удержать эту позицию для обеспечения преимуществ, которые получает экономика страны в целом и ее финансовая сфера, в частности, в результате четкой и эффективной работы платежной системы. [15, с. 12]

В современных платежных системах наряду с бумажными используются электронные расчетные документы, которые формируются, передаются и обрабатываются при помощи компьютерных технологий. Электронный расчетный документ является официальным документом на машинном носителе и представляет собой электронный аналог бумажного расчетного документа установленного образца, содержащий все реквизиты последнего.

В нашей стране приняты единые форматы электронных расчетных документов, при разработке которых были учтены рекомендации международных стандартов.

В Республике Беларусь порядок использования электронного расчетного документа регламентируется законом Республики Беларусь «Об электронном документе», нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частности Инструкцией о банковском переводе № 66 от 29.03.2002 г.

Для валовых расчетов в режиме реального времени электронный расчетный документ обязателен, при расчетах на клиринговой основе используются как бумажные носители платежа, так и электронные.

Использование электронных технологий при организации расчетных операций позволяет банкам увеличивать скорость расчетов, обеспечивать дополнительные удобства для клиентов, предоставляя последним возможность оперативного управления средствами на своих счетах непосредственно из дома, со своего рабочего места или мультимедийного киоска самообслуживания.

Применение электронных технологий позволяет осуществлять обмен информацией между банком и клиентом на безбумажной основе и при желании полностью автоматизировать весь документооборот.

Электронные банковские услуги могут предоставляться как по организованным банками электронным каналам, так и через Интернет. Использование Интернет позволяет в настоящее время практически все банковские продукты предоставлять клиентам через эту глобальную сеть, т. е. создать виртуальный банк [16].

В национальную платежную систему в качестве одной из составляющих входит подсистема расчетов пластиковыми карточками, которая представляет собой совокупность расчетов по национальной системе «БелКарт», международным системам (например, VISA и Eurocard/Mastercard) и внутренним частным системам.

Основная особенность платежных систем построенных на пластиковых картах состоит в обслуживании розничного товарооборота в экономике. Особенности выражаются в технических особенностях проведения платежей и раскрываются при рассмотрении видов пластиковых карт, их эволюции.

«БелКарт» - это белорусская национальная система межбанковских расчетов, работающая под эгидой Национального банка, на его нормативной базе и правовой основе. В настоящее время систему «БелКарт» можно отнести к полнофункциональным платежным системам национального масштаба. Но тенденции ее развития, наличие государственной поддержки, расширение масштабов и функциональных возможностей, постепенная интеграция ее в существующую платежную систему Республики Беларусь, а также изменения в маркетинговой политике позволяют сделать вывод о перерастании «БелКарт» в полнофункциональную платежную систему с использованием различных типов пластиковых карт. Платежная система «БелКарт» является лидером на карточном рынке РБ по количеству эмитированных карт, а также по объему операций с их использованием (рисунок 3) [17].

Рисунок 3 - Динамика эмиссионной деятельности платежной системы БЕЛКАРТ

Национальным банком предусмотрено создание на территории республики единого расчетного и информационного пространства для использования пластиковых карточек различных систем расчетов, в том числе эмитирующих EMV-совместимые микропроцессорные карточки. Предполагается введение государственных стандартов на техническое обеспечение, включая интерфейсы и внешние формы документов, единые требования к минимальному набору услуг, оказываемых с использованием пластиковых карточек.

В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь, банками нашей страны, Республиканским Унитарным предприятием «Белорусский межбанковский расчетный центр» (РУП БМРЦ), Республиканским унитарным предприятием «Центр банковских технологий» (РУП ЦБТ) продолжается работа по обеспечению устойчивости и надежного функционирования платежной системы государства, развитию системы безналичных расчетов (АС МБР).

Центральным банком нашей страны осуществлен ряд мер технического характера, направленных на повышение эффективности функционирования системы межбанковских расчетов, в частности:

введена в эксплуатацию модернизированная версия программного обеспечения системы BISS и клиринговой системы;

внедрен программно - технический комплекс, позволяющий проводить межбанковские расчеты в резервном режиме (участникам создана возможность осуществлять платежи в случае возникновения сбоев у головных банков;

разработан и введен в эксплуатацию специальный механизм минимизации очереди ожидания средств в системе BISS, позволяющий осуществлять платежи на принципах взаимозачета при недостаточной текущей ликвидности банковской системы.[18]

Таким образом, существующая в настоящее время в Республике Беларусь платежная система обеспечивает потребности реального сектора экономики, банков и других финансовых институтов Республики Беларусь в своевременном и качественном проведении расчетов, а также способствует эффективной реализации основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и исполнению государственного бюджета.

Ключевым компонентом инфраструктуры национальной платежной системы является АС МБР, представляющая собой совокупность норм, правил и программно-технических средств, при помощи которых осуществляются межбанковские расчеты между участниками в целях выполнения денежных требований и обязательств как по собственным платежам, так и по платежам, инициированным их клиентами.

В целом платежная система Беларуси обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в проведении расчетов, в том числе перечисление платежей в бюджет, а также способствует эффективной реализации основных направлений денежно - кредитной политики РБ.

.2       Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы РБ

Начиная с момента создания национальной платежной системы Беларуси вопросы состояния и развития АС МБР как основного компонента постоянно находятся в центре внимания Национального банка. Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление межбанковских расчетов через АС МБР, обеспечение безопасности информации в системе, а также ее разработку, сопровождение, эксплуатацию и обслуживание, порядок расчета и взимания платы за расчетные услуги Национального банка.

Надежное и безопасное функционирование АС МБР зависит от урегулированности правоотношений между участниками, состояния и развития центрального вычислительного комплекса, системы передачи финансовой информации, автоматизированных систем банков-участников, работы технического оператора, провайдеров телекоммуникационных услуг, поставщиков услуг в сфере платежных систем.

На 01.04.2014 г. количество прямых участников в системе BISS АС МБР составило 34, а косвенных 65, особых 0. Ниже проведем анализ количества участников в системе BISS АС МБР за 2012-2014 гг. [19].

По состоянию на 1 января 2014 года прямыми участниками системы BISS является Национальный банк РБ, 32 банка - резидента РБ и Межгосударственный банк.

Таблица 1 - Динамика количества участников в системе BISS АС МБР

Период

Количество участников системы BISS


Прямых*

Косвенных**

Особых***

На 01.01.2012

154

0

На 01.01.2013

35

103

0

На 01.01.2014

34

71

0


Анализ количества участников системы BISS проведённых в АС МБР в 2012-2014 годах свидетельствует о том, что количество косвенных участников самое большое, однако оно сократилось в 2014 году на 83 по сравнению с 2012 году в связи с сокращением филиалов (отделений) банков Республики Беларусь. Количество прямых участников также уменьшилось на 1 в 2014 году по сравнению с 2003. Количество особых участников платёжной системы в 2012-2014 гг. не зафиксировано.

В целях повышения надежности и безопасности функционирования автоматизированной системы создан резервный вычислительный центр, внедрена модернизированная система BISS и система передачи финансовой информации, осуществлены меры по повышению надежности функционирования автоматизированных систем банков. Определены базовые нормы, устанавливающие основные требования к организации межбанковских расчетов в случае возникновения нештатных (критических, аварийных) ситуаций в функционировании АС МБР.

В настоящее время автоматизированная система межбанковских расчетов в республике оценена Международным валютным фондом на «отлично» (по системе оценки, применяемой для стран с переходной экономикой), и необходимо удержать эту позицию для обеспечения преимуществ, которые получает экономика страны в целом и ее финансовая сфера, в частности, в результате четкой и эффективной работы платежной системы. (таб. 2) [20]

Таблица 2 Основные показатели работы автоматизированной системы межбанковских расчетов

Показатели

Январь-март 2013 г.

Январь-март 2014 г.

Отклонение




( гр.3 -гр.2)

(гр.3/гр.2)* 100

1

2

3

4

5

1.Проведено платежных инструкций





1.1. По количеству, тыс. единиц

15 743,0

16 667,4

924,4

105,9

1.2 По сумме, млрд. рублей

854 971,8

828 498,8

-26 473,0

96,9

2. Среднедневной оборот





2.1. По количеству, тыс. единиц

258,1

268,8

10,7

104,1

2.2 По сумме, млрд. рублей

14 015,9

13 362,9

-653,0

95,3

3. Средний размер платежной инструкции, млн. рублей

54,3

49,7

-4,6

91,5

4. Аннулировано платежей





4.1. По количеству, единиц

0

1

1

0

в процентах к общему количеству отправленных платежных инструкции

0,0

0,0



4.2 По сумме, млн. рублей

0,0

28,8

28,8

0,0

в процентах к общей сумме отправленных платежных инструкции

0,0

0,0



5. Коэффициент доступности, процентов*

100,0

X

X


В январе-марте 2014 года в автоматизированной системе межбанковских расчетов было проведено 16,7 млн. платежей на сумму 828,5 трлн. рублей, что на 3,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года..

Средний размер платежа в системе BISS составил 49,7 млн. рублей (в марте - 47,2 млн. рублей).

Полагаю, что проведенная выше информация дает основания сделать вывод об успешной выполнении основных направлений денежно - кредитной политики на 2014 г. в части обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования АС МБ.

Разработан также проект концепции резервирования АС МБР, предусматривающей создание удаленного резервного центра, который позволит обеспечить проведение межбанковских платежей в случае возникновения угроз глобального масштаба на имеющихся двух вычислительных центрах в Минске.

Продолжались работы по совершенствованию ценовой политики на расчетные услуги АС МБР. Размер платы за расчетные услуги Национального банка по электронному переводу денежных средств через АС МБР предусматривает покрытие издержек на функционирование АС МБР и получение доходов в размере, обеспечивающем достаточный уровень инвестирования средств в ее развитие. Финансово-экономические показатели работы АС МБР представлены в таблице 3. [21, с. 10]

Таблица 3 - Финансовые показатели функционирования АС МБР, тыс. руб., 2011-2012 гг.

Показатель

2011

2012

1

Доходы

14 534 672,3

5 943 091,4

2

Расходы

11 795 703,0

5 312 617,4

3

Прибыль (убыток)

2 738 969,3

630 474,0

4

Рентабельность %

23,22

11,87

 

Анализ финансово-экономических показателей АС МБР свидетельствует о том, что рентабельность уменьшается. В 2012 году рентабельность снизилась до 11,87% по сравнению с 2011 годом. Это подтверждается тем, что расходы АС МБР уменьшились на 6 483 085,6 тыс. руб. в 2012 году, а прибыль уменьшилась на 2 108 495 тыс. руб. В 2012 прибыль составила 630 474,0 тыс. руб., а расходы 5 312 617 тыс. руб., следовательно, рентабельность составила 11,87%.

Распределение платёжных инструкций по временным интервалам поступления в систему BISS представлено на рисунке 4 [13, с. 11]

Рисунок 4 - Распределение платёжных инструкций по временным интервалам поступления в систему BISS

Так, в 2013 году в систему BISS до 14.00 поступило 43,09% платежных инструкций (в 2011 г. - 44,22%, в 2012 г. - 43,77%). Большая доля платёжных документов поступает в систему BISS до 16.00. Начиная с 16.00 и до завершения работы АС МБР, как правило, поступает небольшое количество платежей, которые при нормальной организации расчетно-платежного процесса могли быть проведены в регламентное время без дополнительных затрат на обеспечение работы платежной системы.

Проводимая Национальным банком политика по обеспечению равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня путем применения дифференцированных коэффициентов к утвержденным размерам платы за расчетные услуги в зависимости от интервалов времени передачи банками платежных инстукци1 в систему BISS дала положительный результат [22].

Таблица 4 - Дифференцированные коэффициенты к размеру платы за расчетные услуги Национального банка


Время

Коэффициент

1

Начало операционного дня-11:00

0,6

2

С 11:00 до 14:00

1,0

3

С 14:00 до 16:00

2,0

4

С 16:00 до 16:30

50

5

С 16:30 до закрытия текущего операционного дня

10

 

Однако следует отметить, что наряду с общими положительными результатами, достигнутыми в области повышения эффективности обработки платежей в АС МБР, имеются и отдельные недостатки. Не способствует нормальной работе платежной системы сложившаяся порочная практика авральной работы субъектов хозяйствования, органов управления и отдельных банков в последний день месяца или квартала по урегулированию расчетов, включая погашение задолженности по заработной плате и перед бюджетом. В течение продленного сверх графика времени работы АС МБР, как правило, поступает небольшое количество платежей, которые при нормальной организации расчетно-платежного процесса могли быть проведены в регламентное время без дополнительных затрат на обеспечение работы платежной системы.

По причине позднего завершения работы АС МБР происходит задержка подготовки программно-технического комплекса Расчетного центра Национального банка к работе на следующий банковский день. Продление времени работы АС МБР влечет за собой продление работы соответствующих программно-технических средств и персонала не только Национального банка, но и других банков-участников АС МБР, что наряду с высокой вероятностью проявления операционного и других рисков вызывает дополнительные издержки, которые вынуждена нести вся банковская система Республики Беларусь Следует отметить, что эти затраты достаточно велики. Так, 1 час работы АС МБР обходится Национальному банку примерно в 3,5 млн. руб..

Несмотря на эту проблему, в 2013 году в автоматизированной системе межбанковских расчетов отмечен значительный рост платежного оборота. Он в 7 раз превысил ВВП страны [13, c.11].

В рамках надзора за системой BISS осуществляется мониторинг работоспособности ее программно-технических комплексов, сбойных ситуаций в функционировании автоматизированных систем банков, а также изменений регламента работы системы, проводятся надзорные мероприятия с её участниками и оценка операционного риска (таблица 5) [24, c. 12].

Таблица 5 - Заявки банков на оперативное изменение регламента работы системы BISS, связанные с техническими причинами, за 2009-2011 гг.

Заявки банков по техническим причинам

2009

2010

2011


Кол-во

Уд. Вес%

Кол-во

Уд. Вес%

Кол-во

Уд. Вес%

Всего:

37

100

100

17

100

сбои (отказы) ПТК;

25

67,6

17

77,3

15

88,2

сбои каналов связи;

10

27,0

4

18,2

-

-

отсутствие электроэнергии

2

5,4

1

4,5

2

11,8


На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам. Так количество заявок банков по техническим причинам в 2010 году снизилось на 15 и составило 22 по сравнению с 2009 годом, где их количество составляло 37. В январе-сентябре 2011 года количество заявок составило 17, из которых 15 по причине сбоев ПТК и 2 в связи с отсутствием электроэнергии

Проанализировав состояние платёжной системы Республики Беларусь, можно сделать вывод, что в отчётном периоде в АС МБР происходил рост платёжного оборота. Коэффициент доступности клиентов кАС МБР в отчётном периоде превысил норматив (не ниже 99,5 дневного фонда рабочего времени) и составил 100%, что говорит об эффективной работе платёжной системы. На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам. Анализ финансово-экономических показателей АС МБР свидетельствует о том, что за период с 2011 по 2012 год АС МБР можно выделить и недостатки: снижение рентабельности, что говорит о росте расходов и уменьшении прибыли; отсутствие аннулированных платежей; не обеспечен полный переход на безбумажный электронный документооборот между органами государственного управления и Национальным банком в части ведения нормативно-справочной информации, используемой в АС МБР.

.        
Перспективы развития платежной системы РБ

Перспектива развития платежных технологий уже несколько лет вызывает споры и дискуссии специалистов во всем мире. Для научной литературы, ввиду того, что в нашей стране большинство нововведений в данной области находится на стадии апробации и по причине относительной неразвитости специализированной инфраструктуры, эта тема относительно нова. Предлагаемый обзор современного состояния дел на рынке финансовых технологий призван в некоторой степени восполнить существующий дефицит информации.

В настоящее время развитие новых форм денег определяется следующими факторами:

глобализация экономических отношений, в частности финансовая глобализация;

интенсификация экономических процессов;

технократизация экономических отношений;

интенсификация международного государственного регулирования.

Таким образом, сегодня перед разработчиками нового платежа стоит триединая задача:

а) создание механизмов для ускорения оборота денежных средств,

б) снижение стоимости транзакций и

в) повышение уровня защищенности платежного инструмента и платежной схемы в целом.

Вариантами решения этой задачи являются:

. расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам финансовыми институтами (удаленный банкинг),

. перевод традиционных платежных средств на новую технологическую основу (смарт-карты),

. создание принципиально новых платежных инструментов (электронные и мобильные деньги).

Схема электронной платежной системы выглядит следующим образом:

Лицо или организация, желающие осуществлять и принимать платежи электронными деньгами, обращаются в финансовый институт, эмитирующий это платежное средство, и открывают там депозитный счет.

По заявлению клиента эмитент выпускает электронные деньга, при этом сумма номиналов электронных купюр равна сумме депозита.

Эмиссия электронных денег фиксируется в компьютерной базе данных, через которую впоследствии происходит управление платежами.

При совершении расчета держатель электронных денег переводит некую сумму на указанный получателем (торговой организацией) номер. Фактически же при этом происходит контакт между двумя базами данных, причем в одной из них - покупателя _ фиксируется уменьшение на определенное количество единиц, а в другой - увеличение записанной в базе суммы.

Для завершения платежа получатель предъявляет электронные купюры эмитенту.

Эмитент производит кредитование депозита.

Появление еще одного вида платежного средства - мобильных денег - обусловлено возникновением так называемой мобильной коммерции. Мобильная коммерция - это использование мобильных портативных устройств для получения/передачи информации и совершения транзакций через общественные и частные сети. В сущности, перед нами перевод электронной коммерции в мобильные формы. Основным отличием мобильной коммерции является большая независимость пользователя от стационарных устройств .

Разработки в области мобильных платежных систем осуществляются по двум направлениям: мобильный банкинг и мобильные платежи. Последние подразделяются на два класса: карточные и бескарточные. Первый способ заключается в использовании мобильного телефона в качестве ридера для традиционной кредитной карточки [24, c.2].

Можно с уверенностью сказать, что развитие средств платежа идет в строгом соответствии с современными экономическими реалиями, во-первых, отвечая на потребности таких появившихся в последние годы сегментов рынка, как Интернет-трейдинг и мобильная коммерция, и, во-вторых, адаптируя к сложившейся ситуации традиционные финансовые институты (банки и международные системы пластиковых карт).

Основными чертами новых платежных схем являются:

минимизация издержек;

возможность осуществления платежей любого номинала, включая микроплатежи;

повышение уровня безопасности как самого платежного инструмента, так и баз данных, содержащих информацию о клиентах;

ускорение оборота денег в рамках национальных экономик и в целом в мире.

В целом сегодняшняя ситуация позволяет сказать, что в течение ближайших десятилетий новые платежные инструменты не только займут ведущее положение на рынке, но и сохранится тенденция к вытеснению ими традиционных платежных средств.

В последнее время в связи с активизацией и либерализацией финансовых рынков во всем мире большее внимание, чем прежде, уделяется платежным системам.

Это связано с тем, что надежность платежной системы крайне важна для эффективного функционирования финансового рынка и является по сути «сердцем» финансового рынка.

Платежные системы могут испытывать ряд рисков, в том числе:

риск ликвидности, возникающий в связи с тем, что один из участников системы будет иметь недостаточно средств для выполнения финансовых обязательств в системе в полной мере и в срок, хотя, возможно, сможет это сделать когда-то в будущем. Этот риск не означает неплатежеспособности участника, а означает нехватку средств для выполнения обязательства на данный момент;

кредитный риск, возникающий в связи с тем что один из участников в системе не сможет полностью выполнить свои обязательства на данный момент или на любой момент в будущем. Он означает потерю средств другими участниками. Вначале он ничем не отличается от риска ликвидности;

правовой риск, возникающий в связи с тем, что плохая юридическая база или неудовлетворительно действующие правовые инструменты вызовут или усугубят кредитный риск или риск ликвидности;

операционный риск, возникающий в связи тем, что такие операционные факторы, как технические неполадки или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный риск или риск ликвидности;

системный риск: в контексте платежных систем это риск того, что неспособность одного из участников выполнить свои обязательства или нарушение в работе самой системы приведут к тому, что другие участники системы или финансовые учреждения в других секторах финансовой системы будут не в состоянии выполнить свои обязательства в срок.

Возникшие в результате реализации перечисленных рисков потрясения системно значимых платежных систем могут распространяться на всю национальную и международную финансовую систему и рынки.

Поэтому проблема минимизации рисков, защиты от них возникновения - международная [25, c. 19]

Вопросы надежности платежных систем выходят за рамки внутренних интересов государств, поскольку в связи с глобализацией и либерализацией финансовых рынков повышается зависимость национальных экономик от мировых финансовых рынков и международных платежных систем.

Для выполнения основных показателей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы на предстоящий год планируются работы по:

← совершенствованию технологии разработки и применения новых форматов электронных платежных документов с целью расширения электронного документооборота;

← разработке и внедрению в АС МБР современных электронных средств сквозной идентификации (например, на основе чип-карточек) в рамках создания системы идентификации и аутентификации пользователей программно-технических комплексов АС МБР;

← совершенствованию системы управления программно-техническими комплексами АС МБР в части развития дополнительных элементов безопасности;

← разработке и реализации комплексной программы анализа и мониторинга информационной безопасности АС МБР для каждой из категорий информации;

← созданию системы централизованного копирования и архивирования АС МБР;

← созданию полноценной системы тестирования АС МБР, позволяющей минимизировать риски возникновения ошибок в работе программного обеспечения за счет проведения испытаний на качественно новом уровне;

← поддержке коэффициента доступности АС МБР для банков на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени [14, с. 28-30].

Особое внимание Национального банка будет уделено развитию системы резервирования и восстановления процесса межбанковских расчетов, включая построение удаленного резервного центра с учетом постоянного развития технологий в области электронной обработки информации. Неотъемлемой частью резервирования и восстановления процесса межбанковских расчетов является модернизация системотехнической платформы АС МБР, направленная на обновление программных и технических средств или их замену в случае прекращения поддержки производителем.

В 2012-2014 гг. потребуется проведение модернизации центрального вычислительного комплекса с целью достижения высоких эксплуатационных характеристик по обработке всего межбанковского платежного потока и обеспечения работы АС МБР до 2021 г.

Модернизации должен предшествовать этап разработки технико-экономического обоснования с подробным анализом стоимости внедрения и владения вариантами модернизированного центрального вычислительного комплекса на базе различных системно-технических платформ(официальный сайт Национального банка Республики Беларусь.) [27, с. 20].

Внутригосударственные интересы к функционированию платежных систем основаны на том, что они должны обеспечивать потребности экономики и денежно-кредитной политики страны. К платежным системам предъявляются самые высокие требования по эффективному и надежному
осуществлению расчетов по срочным платежам в режиме реального времени. В связи с этим процессам, происходящим в платежных системах, уделяется все большее внимание, которое по степенно преобразовалось в такую функцию центральных банков, как наблюдение за платежными системами.

Систематический анализ показателей платежных систем позволяет выявлять ситуации, когда показатели, характеризующие текущее состояние платежной системы, на протяжении определенного времени резко отличаются от их общей тенденции развития, что делает возможным своевременно наметить пути предотвращения негативных явлений.

Это нацеливает нас на дальнейшую работу по совершенствованию платежной системы, являющейся важнейшим элементом, обеспечивающим функционирование экономики. Наблюдение за платежными системами позволяет не только обеспечить их надежное и эффективное функционирование, но и планировать и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Заключение

Развитие новых форм расчетов и способов платежей является одной из основ здорового и качественного развития национальной экономики, ее финансовой системы. В связи с этим важнейшим направлением банковской деятельности, где широко используются информационные технологии, является платежная система.

Безопасная и эффективная национальная платежная система, от которой зависит бесперебойность внутренних и международных расчетов и платежей способствует развитию составных частей информационной экономики XXI века.

Платежная система Республики Беларусь обеспечивает потребности банков и субъектов хозяйствования в проведении расчетов, а также способствует эффективной реализации основных направлений денежно-кредитной политики страны. Она является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики. Организация и функционирование денежно-кредитной, банковской и платежной систем определяются потребностями рынка, а государственный контроль обеспечивает их стабильность и безопасность.

Анализ показателей последних лет позволяет говорить о существенной стабилизации функционирования платежной системы, которая среди прочего характеризуется постоянно растущим объемом проводимых платежей и определенными структурными изменениями.

Повышение надежности, безопасности и эффективности функционирования платежной системы подтверждают приведенные ниже показатели работы платежной системы.

Сегодня созданная в государстве платежная система в основном соответствует современным образцам. Однако интеграция и расширение экономических связей, позволившие нашей стране войти в мировые финансовые потоки, требуют формирования платежной системы, полностью отвечающей мировым стандартам. Поэтому работа по созданию надежного, стабильного механизма функционирования платежной системы, ее модернизация в связи с быстрыми технологическими изменениями и республике проводится постоянно.

В заключении можно сделать вывод о том, что Национальным банком Республики Беларусь уже осуществлен ряд мер по совершенствованию платежной системы, что позволило значительно улучшить основные показатели ее работы, расширить спектр услуг, предоставляемых банкам-участникам.

Список использованных источников

.     Баранов, И. Платежная система как гарант безопасности государства / И. Баранов // Банковское дело. - 2007. - №11. - С. 43

2.       Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцова и др.; под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003. с. 527.

.         Островский В. Перспективы развития автоматизированной системы межбанковских расчетов // Вестник ассоциации белорусских банков. - 2008. - № 6. - с.21.

.         Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г.Е. Алпанов, Ю.В. Базулин [и др.]; под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 624 с.

.         Белоглазова, Г.Н. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Г.Н. Белоглазова. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 620 с.

.         Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 600 с.

.         Левкович, А.П. Платежные системы А.П. Левкович. - Мн.: БГЭУ, 2004. с. 111.

.         Полищук, С.А. Платежные системы: структурно-качественный анализ / С.А. Полищук // Банковские услуги. - 2006. - №11. - С. 2-8.

.         Организация деятельности центрального банка: Учеб. пособие / С.С. Ткачук, О.И. Румянцева, И.Н. Тищенко [и др.] ; под ред. С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 295 с.

.         Криворучко, С.И. Процесс наблюдения за платежной системой / С.И. Криворучко // Финансы и кредит. - 2007. - №11. - С. 18-24.

.         Рыкова Л.М. Регулирование деятельности банков: банковский надзор: уч. пособие/ Л.М. Рыкова. - Минск: Современная школа, 2009. - 240 с.

.         Деньги, кредит, банки: Учеб./Под общ. Ред. Г. И. Кравцовой, Мн.: БГЭУ, 2008. - 528 с.

.         Пищик И.А. Состояние и перспективы развития АС МБР Национального банка РБ // Банковский вестник. - 2014. - №2. - с. 10

.         Унгур Д. Розничные платежные системы: тенденции и перспективы// Банковский вестник. - 2009. - № 13. - с.23.

.         Пищик И.А. Основные показатели работы АС МБР // Банковский вестник. - 2014. - №2. - с. 12.

.         Правление Национального банка Республики Беларусь Об электронном документе», нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частнос

.         Инструкцией о банковском переводе № 66 от 29.03.2002 г

.         Платежная система БЕЛКАРТ. Время ломать стереотипы // Банковский вестник. - 2014. - № 1 с.53

.         Банковские операции. Под ред. М.А. Коноплицкой. - Минск «Вышэйшая школа», 2008. - 315 с.

20.     Национальный банк РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.nbrb.by/payment/Participants/>. - Дата доступа: 01.04.2014

.         Национальный банк РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.nbrb.by/payment/MainIndicators/> - Дата доступа: 02.04.2014

.         Пищик И.А. О состоянии и перспективах развития АС МБР Национального банка Республики Беларусь//Банковский вестник. 2011. №11. - С 10-15

.         Пищик, И. Мировой опыт и пути развития системы безналичных платежей в Беларуси / И. Пищик // Банк1аўскi веснiк. - 2007. - №1. - С. 18-24

.         Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 03 марта 2011 г. № 73 «Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

Похожие работы на - Платежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!