Особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1016,72 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе

Содержание

Введение

Глава 1. Денежно-кредитная политика государства: теоретические основы

.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики

.2 Цели денежно-кредитной политики

.3 Методы денежно-кредитной политики и инструменты её реализации

Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

.1 Центральный банк РФ и его функции

.2 Инструменты денежно-кредитной политики Банка России

.3 Проблемы реализации денежно-кредитной политики ЦБ России

.4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов

Заключение

Список литературы

Введение

В рыночной экономике имеется ряд социально-экономических проблем, которые сам рынок не в силах решить и поэтому требуется государственное вмешательство. Не существует ни одной страны в мире, экономика, которой функционировала бы только за счет рыночного механизма, наряду с ним всегда используется и механизм государственного регулирования экономики.

Денежно-кредитная политика является одним из направлений единой финансовой политики государства, действие которой направлено на достижение экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение эффективной занятости населения. Она служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

Страна находится в посткризисном состоянии, вследствие мирового финансового кризиса 2008 года, который, по мнению некоторых ученных не закончился и уже начинается вторая его волна. Поэтому в настоящее время деятельность Центрального Банка Российской Федерации имеет огромное значение, ведь именно от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, с помощью которых он осуществляет свою деятельность и зависит стабильность экономики, дальнейший рост экономического потенциала страны, ну и, конечно же, укрепление позиций на международном рынке.

Директивными документами определено, что основной целью деятельности Банка России в долгосрочном периоде является снижение инфляции до уровня, который не препятствовал бы экономическому росту.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании особенностей денежно-кредитной политики России, проводимой Центральным Банком, изучение методов и инструментов, с помощью, которых она осуществляется, и выявление сильных и слабых сторон денежно-кредитной политики нашей страны.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить ее цели, методы и инструменты реализации;

показать основные направления, и инструменты денежно-кредитной политики России.

выявить проблемы, возникающие при реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком Российской Федерации;

проанализировать основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов

Объектом изучения является денежно-кредитная политика, проводимая Центральным Банком Российской Федерации. Предметом изучения являются цели денежно-кредитной политики, ее основные методы и инструменты, а также проблемы, возникающие при ее реализации.

В первой главе рассматриваются теоретические основы денежно- кредитной политики государства, ее функции, цели, инструменты реализации, во второй главе особенности, основные направления и проблемы денежно-кредитной политики Центрального Банка России, а также основные направления денежно-кредитной политики России на 2012 и период 2013-2014 годов

Глава 1. Денежно-кредитная политика государства: теоретические основы

.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Без проведения правильной денежно-кредитной политики, экономика не будет эффективно функционировать.

По мнения А.С. Селищева, денежно-кредитная (или монетарная) политика - это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило - центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики.

То есть, денежно-кредитная политика - это комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, которые направленны на смену денежной массы в обращении. Она призвана регулировать экономический рост, сдерживать инфляцию, обеспечивать высокий уровень занятости и выравнивать платежный баланс.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это та совокупность мер, которую проводит Центральный Банк в области денежного обращения и кредитных отношений для того, чтобы направить макроэкономические процессы в сторону развития.

Другие авторы говорят о денежно-кредитной политике как об одном из ведущих средств, с помощью которого органы власти в рыночной экономике влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой является Центральный Банк, воздействует на валютный курс, ставку процента и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Она представляет собой элемент экономической политики государства и прямо определяется приоритетами правительства. Правительство обычно четко определяет взаимоотношение с Центральным Банком по поводу проведения денежно-кредитной политики. Обычно правительство согласовывает с Центральным Банком только общую макроэкономическую политику, так как оно ограничено в своих действиях и не может влиять на его повседневную деятельность.

Принято различать стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует

денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Как правило, цели стратегической денежно-кредитной политики прописаны в законе о центральном банке страны, например, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но они могут быть уточнены и конкретизированы в различных указах, предписаниях и иных законах. В качестве приоритетной цели обычно выбирается стабильность денежного обращения и устойчивый курс национальной валюты. Существуют и другие цели стратегической денежно-кредитной политики, например: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъюнктурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредита в рамках ожидаемой величины экономического роста.

Текущая денежно-кредитная политика представляет собой совокупность целей и средств, которые предназначены для того, чтобы регулировать экономические процессы. Текущая монетарная политика нейтрализует в денежном секторе различные помехи и препятствующие импульсы, которые возникают в денежном, реальном секторах и в области психологии общества. Такая денежно-кредитная политика достигает своих целей путем манипулирования денежной массой, проведением процентной и кредитной политики.

Денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Экономический подъем, наоборот, часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование кредитно-денежной сферы ведется по нескольким направлениям: контроль над банковской системой; управление государственным долгом; регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

В качестве объекта денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. А в качестве субъекта - банки, как Центральный, который выполняет функцию проводника, так и коммерческие.

В зависимости от характера экономических отношений определяется и роль каждого из субъектов. Для реализации как общих, так и индивидуальных интересов, субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на денежные потоки, то есть объекты, с помощью имеющихся у них монетарных инструментов.

Денежно-кредитная политика включает в себя следующие элементы:

Анализ денежно-кредитной политики предыдущего года:

Цели и ожидаемые результаты политики;

Количественные анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики;

Динамика денежно-кредитных показателей;

Использование инструментов денежно-кредитной политики;

Политика валютного курса;

Характеристика состояния экономики и её основных секторов.

Цели денежно-кредитной политики на планируемый год:

Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;

Перспективы макроэкономического развития;

Прогноз основных показателей платёжного баланса России;

Основные параметры денежно-кредитной политики;

Основные показатели денежной программы;

Политика валютного курса;

Бюджетная политика;

Совершенствование системы финансового посредничества в экономике.

Являясь проводником денежно-кредитной политики, Центральный Банк призван выполнять такие функции, как: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Регулирующая функция заключается в регулировании денежной массы в обращении, за счет сокращения или увеличения наличной и безналичной эмиссии, регулирования государством процента, взимаемого банками при выдаче займов и учете векселей, проведения политики минимальных резервов и валютной политики.

Контролирующая и регулирующая функции очень тесно связаны. Получая информацию о состоянии того или иного банка, контролирующая функция определяет соответствие требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. осуществляет процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Научно-исследовательская функция заключается в том, что центральный банк, проанализировав и опубликовав информацию о ситуации, которая сложилась в денежно-кредитной сфере, оперативно реагирует на различные экономические процессы. От того как проанализирована информация зависит какое направление денежно-кредитной политики выберет Центральный Банк. Данная функция включает в себя также и консультационную функцию.

Часто функции центрального банка переплетаются и переходят одна в другую, если того требует решение какой-либо поставленной задачи.

.2 Цели денежно-кредитной политики

В общем виде цель государственного регулирования экономики состоит в достижении макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.

Главной целью денежно-кредитной политики государства является обеспечение стабильности уровня цен, эффективная занятость населения и рост реального объема валового национального продукта.

Рис. 1 Иерархическая структура целей денежно-кредитной политики

Однако у этой глобальной цели есть свои более конкретные и доступные подцели. Вся совокупность целей определяется в зависимости от того на каком уровне развития находится экономические взаимоотношения в государстве. Все цели денежно-кредитной политики можно поделить на три группы: первичные, промежуточные и тактические. (рис.1)

Ежегодно значения этих экономических ориентиров корректируется правительством страны. И от того, насколько четко и правильно была сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, зависит особенность экономического развития страны.

Первичные цели долгосрочны, они не могут измеряться непосредственно как денежные величины и не являются индикаторами денежного рынка. Для того чтобы их достичь центральный банк разрабатывает промежуточные цели.

Промежуточная цель денежно-кредитной политики - это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.

На роль промежуточных целей может претендовать множество переменных, но при их выборе необходимо учитывать, что потенциальная промежуточная цель должна обладать тесной взаимосвязью с первичными целями, есть возможность ее четкого количественного выражения и над ней без труда можно осуществить контроль и оперативное влияние со стороны центрального банка. Обычно выбор промежуточной цели зависит от того, к какому компромиссу придут политики, экономисты-теоретики, а также финансисты при проведении Денежно-кредитной политики.

Промежуточные цели действуют на протяжении длительного периода, и в течение этого периода может быть доказана их эффективность. Например, активизация конъюнктуры рынка путем роста денежной массы или снижение процентных ставок в краткосрочном периоде может вызвать рост спроса и цен и лишь при условии, что эти мероприятия активизируют инвестиционные процессы, рост производства. Возможно также обеспечить увеличение предложения, которое, в свою очередь, должен остановить рост цен и стабилизировать их, но для этого необходимый продолжительный период времени.

Из рис.1 мы видим, что тактическая цель определяет, какую форму кривой предложения необходимо выбрать для проведения денежно-кредитной политики. Если линия предложения (М) денег располагается вертикально, то изменение спроса на деньги (L) могут изменить только ставку процента, оставляя без изменений денежную массу. При рассмотрении другого крайнего случая (линия предложения денег расположена горизонтально), сдвиг линии спроса на деньги может изменить лишь то количество денег, которое находится в обращении, не оказываю никакого влияния на фиксированную ставку процента. При наклонной линии предложения денег изменение линии спроса на деньги приводит к изменению, как денежной массы, так и ставки процента. (рис.2)

Изменение ставки процента оказывает значительное влияние на экономическую конъюнктуру, при повышении ставки процента кредит становится дорогим, а, следовательно, снижается объем производства, особенно в таких отраслях экономики как жилищное хозяйство, автомобилестроение, гражданское строительство и производство капитального оборудования, которые являются очень чувствительными к изменению процентных ставок. Но с другой стороны, при увеличении количества денег, происходит разогрев экономической конъюнктуры.

- ставка процента, М - денежная масса

Рис. 2 Воздействие изменения спроса на деньги на процентную ставку (а), на денежную массу (б), на ставку процента и денежную массу (в)

Тактические цели регулируют ключевые экономические переменные через банковскую систему, за счет управления денежной массой, ставкой процента, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.

Тактические цели денежно-кредитной политики обладают такими признаками, как: краткосрочность их действия, многоплановость и то, что реализуются они исключительно оперативными мероприятиями центрального банка. Но данные особенности очень усложняют выбор методов и механизмов реализации тактических целей денежно-кредитной политики государства.

Тактические цели должны обладать такими характеристиками, как: во-первых, должна иметься возможность измерить достигнутые результаты, во-вторых, возможность осуществления контроля над этими потенциальными тактическими целями, в-третьих, возможность оперативно повлиять на соответствующие экономические процессы.

Так как при изменении денежной массы изменяется совокупный спрос м макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса могут повлиять не только на совокупный спрос, но и на интересы отдельных экономических субъектов и обусловить значительные структурные изменения в экономике.

Исходя из этого, выполнение основных регулятивных задач зависит от правильного объединения тактических целей. Например, через изменение процентной ставки и валютного курса можно нейтрализовать инфляционное давление от роста денежной массы в обращении.

Главной чертой тактических целей денежно-кредитной политики должна быть их непосредственная связь с выбранными первичными целями.

Выбор методов и инструментов денежно-кредитной политики должен осуществляться центральным банком, то есть отличие первичных и промежуточных целей денежно-кредитной политики от тактических должно заключаться в том, что тактические реализует именно Центральный Банк государства.

Следует осознавать, что реальная действительность очень многогранна, и поэтому ни одна из рассмотренных выше тактических целей, как правило, не способна полностью соответствовать реальным условиям.

Каждая из этих целей есть очень важной для общества, а потому властные структуры ставят перед собой задачу реализовать их максимально полно. Но с помощью лишь денежно-кредитной политики одновременно достичь всех целей невозможно.

.3 Методы денежно-кредитной политики и инструменты её реализации

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы денежно-кредитной политики государства можно классифицировать по различным признакам, например в зависимости от связи метода с поставленной целью можно различать прямые и косвенные методы.

Прямые методы, являются административными мерами, которые закреплены в различных директивных документах Центрального Банка, которые касаются объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Примерами количественного контроля могут послужить лимиты роста кредитования и привлечение депозитов, а максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам могут быть примером мер контроля в области процентных ставок.

С точки зрения контроля Центрального Банка за денежным предложением и спросом на деньги (количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики), максимальным объемом и ценой кредитов и депозитов применение этих методов дает наиболее быстрый эффект. При их использовании сокращаются временные лаги денежно-кредитной политики.

С помощью прямых методов денежно-кредитной политики, Центральный Банк имеет возможность влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Такие методы являются наиболее привлекательными для государственных органов, так как являются методами регулирования и перераспределения денежных ресурсов, и играют очень важную роль, в условиях экономического кризиса. Данные методы относительно просты в применении, требуют меньших затрат и последствия их применения наиболее предсказуемы.

Но у прямых методов денежно-кредитной политики есть и свои минусы. Они оказывают достаточно грубое воздействие на функционирование субъектов денежного рынка, так как затрагивают основы их экономической деятельности. Вместе с тем данные методы могут идти в противоречие с микроэкономическими интересами кредитных организаций, могут привести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, также ограничивать межбанковскую конкуренцию и затруднять появление новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Помимо этого, необходимо учитывать, что являясь частью общей экономической политики, проводимой государством, денежно-кредитная политика влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. И при применении прямых методов, которые направлены, в частности, на сдерживание инфляции, может возникнуть ряд отрицательных последствий, имеющих общеэкономический характер.

Также необходимо учитывать, что в случае, когда прямы методы воздействия на участников денежного рынка «неблагоприятно» влияют на их хозяйственную деятельность, с точки зрения микроэкономики, они могут вызвать отток финансовых ресурсов за рубеж или в «теневую экономику» страны. Кроме этого, прямые методы могут вызвать усиление коррупции в денежной сфере, а также усиление бюрократических факторов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что негативных последствий применения прямых методов в условиях рынка зачастую гораздо больше, нежели положительных, поскольку они деформируют весь рыночный механизм.

В отличие от прямых методов денежно-кредитной политики, косвенные влияют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов за счет рыночных механизмов, они имеют более длительный временной лаг, их применение не вызывает деформации рынка, но последствия от применения таких методов намного меньше предсказуемы. Эффективность использования данных методов регулирования имеет тесную связь со степенью развития денежного рынка. Обычно к косвенным методам денежно-кредитной политики Центральный Банк переходит при повышении степени независимости своих функций в экономике.

Кроме прямых и косвенных методов денежно-кредитной политики, выделяют общие и селективные методы.

Общие методы денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок в целом, они носят преимущественно косвенный характер.

В отличие от общих методов, селективные, чаще всего, имеют директивный характер и регулируют отдельные виды кредита. С помощью данных методов могут решаться частные задачи, например, ограничение в выдаче ссуд отдельным банкам или ограничение выдачи некоторых видов ссуд. При использовании этих методов, Центральный Банк тем самым сохраняет за собой функции, которые не свойственны рыночной экономике, он централизованно перераспределяет кредитные ресурсы, что существенно искажает рыночные цены и распределение ресурсов. Селекционные методы сдерживают конкуренцию на финансовых рынках, поскольку, к отдельно взятому банку применяются индивидуальные меры контроля. Также оказывает искажающее влияние на рынок и кредитный контроль за отдельными видами банков, например, за банками, которые осуществляют кредитование определенных отраслей или регионов.

На практике селективные методы денежно-кредитной политики применяются при проведении экономической политики, которая проводится на стадии циклического спада, в условиях, когда резко нарушена пропорция воспроизводства.

Методы денежно-кредитной политики, также можно различить и по объекту воздействия. Это такие методы, которые воздействуют на денежное предложение и методы, которые регулируют спрос на денежном рынке.

Предложение денег - это денежная масса, которая находится в обращении и складывается из соответствующих денежных агрегатов. Методы воздействия на денежное предложение зависят от того, какие цели поставлены в рамках денежно-кредитной политики данной страны.

В случае, когда цель денежно-кредитной политики заключается в поддержании количества денег в обращении на неизменном уровне, Центральный Банк проводит жесткую рестрикционную политику, которая осуществляется преимущественно методами количественных ограничений.

Если же цель денежно-кредитной политики государства стоит в поддержании фиксированной ставки процента для сдерживания или, наоборот, стимулирования инвестиций, то проводится гибкая денежно-кредитная политика. В таком случае, регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Выполняя роль объекта денежно-кредитной политики, спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства сохранения стоимости и спроса на деньги как средства обращения.

Спрос на деньги как средство обращения находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня номинального Валового Внутреннего Продукта. Чем выше доход в обществе, чем больше совершается сделок и чем выше уровень цен, тем больше требуется денег на реализацию экономических сделок в рамках национальной экономики. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ставка процента никак не влияет на операционный спрос на деньги.

Спрос на деньги как средство стоимости находится в обратной пропорциональной зависимости от того, какую величину имеет номинальная ставка процента. Так как, когда человек владеет деньгами в наличной форме и в форме чеков и вкладов, которые не приносят ему проценты, то возникают определенные альтернативные издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Чем выше ставка процента, тем ниже курс ценных бумаг, больше спрос на них, и ниже спрос на наличные деньги и наоборот. Таким образом, получается, что общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта (ВНП).

В зависимости от того, какие причины вызывают изменение спроса на деньги и денежное предложение, могут изменяться методы денежно-кредитной политики.

В зависимости от того, какой из объектов является приоритетным: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег, и выбираются методы денежно-кредитной политики. А выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики, в свою очередь, зависит от того, что больше воздействует на экономику - спрос на деньги или их предложение, а фактически - процентная ставка или количество денег.

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой средства, способы воздействия Центрального Банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики. С помощью набора определенных инструментов осуществляется воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики: изменение норматива обязательных резервов; процентная политика центрального банка; рефинансирование кредитных организаций; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обычно в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитной политики рассматривают обязательные резервы. Они устанавливаются для достижения таких целей как: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Нормы обязательных резервов необходимы для того, чтобы регулировать денежную массу в обращении.

С помощью нормы обязательного резерва центральный банк изменяет как денежную массу, так и на ссудный процент, который в свою очередь, оказывает влияние на доходность тех или иных ценных бумаг. Таким образом, обязательные резервы позволяют оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране.

Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше средств могут расходовать коммерческие банки для активных операций. Увеличение нормы обязательных резервов (rr) ведет к уменьшению денежного мультипликатора, вследствие чего сокращается денежная масса.

Денежный мультипликатор:

 , где ,

С - наличность; R - резервы; D - депозиты ; cr - определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты; rr - норма банковских резервов.

Изменяя норму обязательных резервов, центральный Банк воздействует на динамику денежного предложения.

Однако у этого инструмента есть значительные недостатки. Удорожающее воздействие на банковские ресурсы, налоговый характер обязательных резервов, а также дестабилизирующее банковскую систему воздействие при малейшем изменении существующего порядка и нормы резервирования.

Рефинансирование - это получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк обладает правом выдавать коммерческим банкам кредиты и переучитывать ценные бумаги, которые находятся в их портфелях. Эти ценные бумаги (чаще всего векселя) переучитываются по ставке редисконтирования. Недостаток данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в том, что он затрагивает только коммерческие банки.

На сегодняшний день основным инструментом денежно-кредитной политики в мировой экономической практике является операции на открытом рынке. Данный инструмент считается более гибким способом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Центральный банк продает (покупает) по установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе и государственные, которые формируют внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Особенность данного инструмента в том, что центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

Подводя итог, можно сказать, что денежно-кредитная политика представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. Конечными целями денежно-кредитной политики является: низкий уровень инфляции, стабильный уровень цен, низкий уровень безработицы, устойчивый платежный баланс. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии, либо на их ограничение. Обладая такими средствами, как изменение нормы обязательных резервов, процентной политики центрального банка и операций на открытом рынке, центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное обращение, а через его посредство - на реальный валовый национальный продукт, занятость и индекс цен.

Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

.1 Центральный банк РФ и его функции

Как уже было сказано выше, проводником денежно-кредитной политики является центральный банк, это ключевой элемент финансовой системы любого развитого государства. А денежно-кредитная политика, в свою очередь, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Из этого следует, что от эффективности деятельности центрального банка зависит эффективность функционирования рыночной экономики страны.

В настоящее время Центральный Банк Российской Федерации является главным банком страны и кредитором последней инстанции. Банк находится в собственности у государства и регулирует функционирование коммерческих банков страны. Центральный Банк России представляет собой централизованную систему с вертикальной структурой управления. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и другими законами.

Высшим органом Центрального Банка Российской Федерации является Совет Директоров, который представляет собой коллегиальный орган, управляющий деятельностью Банка России и определяющий основные ее направления. Он состоит из Председателя Центрального Банка России и 12 членов Совета.

Взаимодействуя с правительством, Совет Директоров разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Также Совет Директоров утверждает структуру, штаты Центрального аппарата Банка России и уставы его структурных подразделений. Помимо этого, Совет Директоров имеет полномочия: изменять ставки по централизованным кредитам, экономическим нормативам и нормам резервирования; определять на каких условиях, можно допустить ввод иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; и принимать другие решения, которые имеют большое значение и для Центрального Банка России и для всей банковской системы страны.

Помимо Совета Директоров вне банка существует Национальный банковский совет, который включает в себя представителей Президента, представителей высших органов исполнительной и законодательной власти и экспертизы.

Центральный банк обладает ресурсами, которыми не обладает, и никогда не сможет обладать ни один из коммерческих банков. Это происходит, потому что Центральный Банк: монопольно организует обращение наличных денег и осуществляет их эмиссию; для коммерческих банков является кредитором последней инстанции, и выдает этим банкам кредит, только при условии, что они исчерпали или не могут пополнить свои ресурсы из других источников; управляет государственным долгом от имени правительства, он размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными правительством; производит кассовое обслуживание, выдает ссуды правительству и местным властям на короткий период, обслуживает как представительные, так и исполнительные органы власти, а так же ведет счета внебюджетных фондов; ведет счета коммерческих банков, которые связаны с межбанковскими операциями и хранением резервов, вследствие чего, является «банком банков»

Основным источником ресурсов Банка России можно назвать деньги в обращении и средства коммерческих банков. Свои ресурсы Центральный Банк России создает следующими методами:

Перемещение денег из балансовых хранилищ учреждений Центрального Банка России в оборотные кассы, откуда наличные деньги уходят в обращение. Деньги из оборотных касс выдаются в пределах оставшейся суммы на счетах коммерческих банков или других клиентов Банка России. Если возникает необходимость, остатки можно образовать за счет кредитов, которые выдаются системой Центрального Банка. Рассматривая данный метод, речь идет о банкнотной эмиссии.

Второй метод применяется, когда Центральный Банк увеличивает свои кредитные вложения за счет выдачи ссуд, которые повышают остатки на счетах, то есть на депозитах. В этом методе речь идет о депозитной эмиссии.

Денежная эмиссия всегда будет предшествовать банкнотной, ведь учреждения Банка России не могут выдавать деньги из оборотной кассы коммерческим банкам или другим клиентам, если на их счетах не будет соответствующего депозита в форме безналичных денег.

Таким образом, ресурсы, создаваемые Центральным Банком, и в том и другом случае носят кредитных характер, они обеспечиваются обязательствами коммерческих банков и правительства, а также золотом и иностранной валютой.

Центральный банк любой страны, а также и Банк России решает следующие задачи: обеспечивает стабильность покупательной способности и валютный курс национальной денежной единицы, стабильность и ликвидность банковской системы, а также эффективность и надежность платежной системы.

Для достижения данных задач, Банк выполняет такие функции, как:

Монопольное проведение эмиссии наличных денег в стране и организация наличного денежного обращения.

Управление золотовалютными резервами Банка.

Организация системы рефинансирования для коммерческих банков, для которых он является кредитором последней инстанции.

Установление правил, по которым осуществляются расчеты в Российской Федерации (наличные, безналичные).

Установление правил, по которым проводятся банковские операции, бухгалтерский учет и отчетность для банковской системы.

Проведение государственной регистрации, выдача и отзыв лицензии кредитных организаций и организаций, которые занимаются их аудитом.

Регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральным законом.

Осуществление всех видов банковских операций, которые необходимы для выполнения поставленных задач, эти операции выполняются самостоятельно Банком или по поручению Правительства России.

Осуществление надзора за деятельностью всех банков.

Осуществление валютного регулирования, включая и операции по поводу покупок и продаж иностранной валюты.

Определение порядка осуществления расчетов с другими государствами.

Организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством России.

Участие в разработке прогноза и организации составления платежного баланса России.

Установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю.

И все-таки, самой важной функцией Центрального Банка Российской Федерации является разработка и осуществление единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный Банк обязан предоставлять проект основных направлений этой политики ежегодно до 26 августа текущего года.

.2      Инструменты денежно-кредитной политики Банка России

В Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» закреплены следующие инструменты и методы, с помощью которых Банк России осуществляет свою деятельность: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени.

При проведении процентной политики, Банк России использует систему процентных ставок, которая в основном соответствует мировой практике. Данная система включает в себя ставку рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка. В России основным показателем и инструментом проведения процентной политики центрального банка является ставка рефинансирования. Изменение ставки рефинансирования информирует участников денежного рынка об оценке Центральным Банком сложившегося уровня инфляции и перспектив е ее развития, тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов.

По частоте, с которой меняется ставка рефинансирования, можно судить о том, какое значение она имеет. В 90-х годах прошлого столетия, Банк России прибегал к ее изменению очень часто. Так, например, в 1994 и 1998 гг. эта ставка менялась по 9 раз в год, причем иногда с интервалом всего в одну-две недели, а максимальный уровень ставки рефинансирования в 1993 году составлял 210%. Каждый год ставку постепенно снижали, к 2002 году она уже составляла 25-23%, в 2012 году ставка менялась 2 раза, после установления, в июне она составляла 8 %, а с 14 сентября она составляет 8,25% (по данным Центрального Банка России), это можно увидеть на рис. 3

Рис.3 Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ. (%)

В Банке России, как и в большинстве иностранных центральных банков, ставки по операциям образуют своеобразный «коридор» процентных ставок: нижней границей, которого являются ставки по депозитным операциям, которые с 14.09.2012 составляют 4,25%, а верхней - ставки по кредиту «овернайт», составляющие 8,25%. За счет установленного «коридора», Банк может оказывать более непосредственное воздействие на уровень и структуру рыночных процентных ставок. Как утверждает первый зампред Центрально Банка России Алексей Улюкаев, с 2015 года Банк России полностью отменит валютный коридор и перейдет к свободному плаванию рубля.

Практически ежегодно в основных направлениях денежно-кредитной политики ставится задача о повышении роли процентных ставок в денежно-кредитной политике. И считается целесообразным переход к системе денежно-кредитного регулирования, которая будет преимущественно опираться на процентные ставки, для чего требуется сокращение проведения валютных интервенций.

Второй инструмент - изменение норм обязательных резервов, он оказывает воздействие на ресурсы коммерческих банков, и как следствие, на уровень ликвидности этих банков и возможность предоставлять ссуды. При повышении норм обязательных резервов, на счету центрального банка будет наиболее значительные суммы коммерческих банков, которую последние не могут использовать для погашения обязательств банков перед клиентами и для выдачи кредитов. В результате повышения нормы обязательных резервов, происходит снижение объема банковской ликвидности, сокращение банковской ссуды и денежной массы, повышение курса национальной валюты и уровня процентных ставок. А при снижении норм обязательных резервов, достигается обратный результат.

В Центральном Банке России депонирование обязательных резервов осуществляют все кредитные организации, на них возлагается эта обязанность в тот день, когда они получают лицензию на осуществление банковских операций.

В таблице 1 представлен объем обязательных резервов для кредитных организаций, которые подлежат депонированию в Центральном Банке на 2012 год.

Из этой таблицы мы видим, что с начала года объем обязательных резервов для коммерческих банков увеличился на 35 574,7 млн. руб., что привела к повышению уровня процентных ставок, о чем говорилось ранее.

Таблица 1

Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России за 2012 год (в млн. руб.)

1 января

378 370,1

1 февраля

390 051,0

1 марта

393 888,9

1 апреля

385 162,3

1 мая

382 715,2

1 июня

388 095,4

1 июля

393 093,6

1 августа

403 246,2

1 сентября

407 144,4

1 октября

411 499,0

1 ноября

413 944,8

 

Депонирование обязательных резервов производится в виде денежных средств в валюте Российской Федерации на счета предназначенные для хранения обязательных резервов, которые открыты в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах кредитных организаций в Центральном Банке России. В случае, нарушения коммерческим банком нормативов обязательных резервов Банк России вправе списать с корреспондентского счета, который открыт в Центральном Банке, сумму недовнесенных средств, и взыскать с кредитной организации штраф, установленный Банком России. Данные штрафы поступают в федеральный бюджет.

В странах, в которых развит рынок ценных бумаг, наиболее распространенным является такой инструмент как операции на открытом рынке. Официальными операциями на открытом рынке, являются операции Центрального Банка России по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Из-за низкой ликвидности российского рынка государственных ценных бумаг, в Центральном Банке России этот инструмент используется только как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности.

Также выделяют такие сделки с ценными бумагами, как операции РЕПО. Они представляют собой сделку по продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок и по заранее установленной цене.

Центральный Банк России проводит рефинансирование кредитных организаций с помощью таких инструментов, как: кредитование по залог ценных бумаг из Ломбардного списка России и кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций.

Система рефинансирования в России сформировалась еще в середине 90-х годов прошлого столетия и действует в настоящее время.
Для проведения процедур рефинансирования Банком России используется несколько способов: предоставление внутридневных кредитов, кредитов овернайт, ломбардных кредитов, кредитов, обеспеченных активами или поручительствами и кредитов, обеспеченных золотом. С января по октябрь 2012 года Центральный банк предоставил кредитным организациям 41 889 555,14 млн. руб. по внутридневному кредиту, 112 025,57 млн. руб. по кредиту овернайт, 160 638,07 млн. руб. по ломбардному, 1 247 660,59 по кредиту, обеспеченному активами или поручительствами и 1 702,00 по кредитам, обеспеченных золотом. Если сравнивать с 2011 годом, то по первому виду кредита объем выданной суммы увеличился на 3 700 314,25 млн. руб., по второму сумма сократилась на 96 935,55 млн. руб., по третьему виду сумма сократилась на 47 895,39 млн. руб., сумма четвертого вида увеличилась на 816 349,95 млн. руб., а по пятому виду сумма увеличилась на 1683.00 млн. руб.

Валютные интервенции являются одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России, который представляет собой куплю-продажу Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Они направлены на сглаживание резких, экономически неоправданных колебаний обменного курса и недопущение чрезмерного укрепления реального эффективного курса рубля, а также на накопление международных резервов до такого уровня, который учитывает размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Установление ориентиров роста денежной массы или политика таргетирования. Для контроля над количеством денег в стране Банк России устанавливает максимальные и минимальные границы прироста денежной массы. Центральный Банк устанавливает целевые ориентиры динамики денежной массы, для того, чтобы повысить эффективность и надежность функционирования системы денежного регулирования. З октября 2012 года Центральный Банк России прогнозировал, что рублевая денежная масса в 2012 году вырастет на 16-19%, что должно замедлить темп роста инфляции в среднесрочной перспективе.

Прямые количественные ограничения, представляют собой установление лимитов на рефинансирование банков, проведение коммерческими банками отдельных банковских операций. Данный инструмент применяется в исключительных случаях, после консультации с Правительством России и только в рамках проведения единой денежно-кредитной политики.

Центральный Банк России от своего имени может осуществлять эмиссию облигаций, которые размещаются и обращаются среди коммерческих банков, с целью реализации денежно-кредитной политики. Максимальная общая номинальная стоимость облигаций, составляет размер разницы между максимально возможной суммой обязательных резервов коммерческих банков и суммой обязательных резервов коммерческих организаций.

.3      Проблемы реализации денежно-кредитной политики ЦБ России

Денежно-кредитная политика Центрального Банка России осуществляется в условиях неустойчивости и изменчивости как внешних, так и внутренних условий экономики, и поэтому в ходе ее реализации возникают некоторые проблемы.

Во-первых, проблемно оценить состояние развития экономики, что является необходимым для выбора рациональных мер Банком России. Во-вторых, влияние внешнеэкономических факторов затрудняет регулирование, осуществляемое в рамках национальной экономики. В итоге, цели, ради которых принимались какие-либо меры, искажаются.

Из-за нестабильности экономики России возникает нестабильность спроса и предложения на кредитном рынке, что выявляет как положительные, так отрицательные стороны методов кредитования национального хозяйства.

К проблемам денежно-кредитной политики России можно отнести недостаточный надзор Центрального банка за предоставляемой отчетностью коммерческих банков. Различия между параметрами деятельности, например, Банка Внешторгбанк на первый квартал 2009 года, которые рассчитаны по российским бухгалтерским стандартам и представлены на официальном сайте Центрального Банка России, значительно отличаются от параметров, рассчитанных по международным стандартам. В первом случае результат составил минус один миллиард рублей, а во втором плюс 200 млн. рублей, что по существу является правильным. Такие не состыковки вызывают недоверие к банковской отчетности и, как следствие, к банкам в целом.

Основным механизмом инфляции является рост денежной массы за счет покупки Банком России иностранной валюты - это главный дестабилизирующий фактор для денежной системы и один из основных факторов, который снижает инвестиционную привлекательность страны. Банк России пока не нашел безинфляционного механизма увеличения золотовалютных резервов и их эффективного хранения и использования.

Еще одной проблемой денежно-кредитной политики является инфляция. Зачастую в качестве главной цели денежно-кредитной политики выступает снижение инфляции. Например, в документе «О единой государственной денежно-кредитной политике на 2011-2013 годы » прогнозируется, что в 2011 году произойдет снижение инфляции до 5,5-6,5%, в 2012 году до 4,5-5,5%, а в 2013году до 4-5%.

Но прогнозы не соответствуют реальности, на самом деле в 2011 году уровень инфляции составил 6,1%, а в 2012 году за период с января по октябрь инфляция составила 5,6% (табл.2), что уже выходит из установленных пределов, а впереди еще 2 месяца и по прогнозам агентства «Прайм» к концу года размер инфляции составит 7%. Такое «перевыполнение» плана подогревает инфляционные ожидания, вызывает недоверие к властям, тем самым вызывает ежегодный рост инфляции, выше намеченного в плане.

Таблица 2

Невыгодность инвестиционных кредитов в национальной валюте для реального сектора экономики тоже можно отнести к проблеме денежно-кредитной политики Центрального Банка России. Эквивалентные процентные ставки по данным кредитам выше, чем по внутренним кредитам в иностранной валюте и намного выше, эквивалентных процентных ставок по зарубежным кредитам. Видя сложившуюся ситуацию в экономике страны, ведущие национальные банки и мощнейшие корпорации, включая такие, как Газпром, Сбербанк и Внешторгбанк, кредитуются за рубежом. Основной причиной кредитования данных банков и корпораций за рубежом является то, что процентные ставки там ниже, чем в России на 10%.

Это приводит к тому, что:

Снижаются возможности для того, чтобы развивалась финансовая и банковская система Российской Федерации. Ведь, даже государственные банки кредитуются за границей. При том, что в стране имеется огромный запас валюты, кредитный процесс для целей инвестирования экономики не организован.

Происходит увеличение реального совокупного государственного долга. По обязательствам государственных банков и государственных монополий солидарную ответственность несет государство.

Нужно сказать и о том, как повлиял мировой финансовый кризис, возникший в октябре 2008 года, а по мнению некоторых специалистов в 2007 году, на экономическую ситуацию в России. Можно выделить такие отрицательные последствия, как:

Упали цены на нефть, вследствие, чего возникли проблемы с инвестированием в данный сектор и появился риск того, что замедлится реализация проектов, направленных на увеличение добычи и строительства энергопроводов;

Сократились темпы роста экономики России.

Выросла безработица. Из-за кризиса некоторые предприятия осуществляют сокращение персонала, или сокращение рабочего дня и рабочей недели.

Увеличились процентные ставки по кредитам, вследствие чего, сократилась покупательная способность большинства людей.

Высокий уровень инфляции. На многие товары цены выросли, а спрос на эти товары сильно снизился, что привело к разорению очень многих компаний.

Спад мировой экономики повлиял на развитие российской экономики. Снижение притока иностранного капитала, падение цен на нефть сказалось на изменении российских базовых макроэкономических показателей. Однако кризис вызвал не только отрицательные, но и положительные изменения в экономике.

Сейчас многие экономисты полагают, что кризис 2008 года не заканчивался, а просто находился в стадии ремиссии и финансовый кризис 2011 года во многих развитых странах является второй волной мирового финансового кризиса и скорее всего дно, после которого должен начаться подъем экономики еще не достигнуто. Наивно предполагать, что Россию этот кризис минует. Старые проблемы, которые спровоцировали первую волну, до конца не устранены, плюсом добавились новые проблемы в европейской экономике. На фоне кризиса, спрос на сырье, которое составляет основную часть российского экспорта, явно не возрастет, следовательно, темпы роста экономики России также будут отставать от докризисных. Может также продолжать ослабевать рубль, что снизит покупательную способность населения. Причиной роста доллара по отношению к рублю можно назвать как бегство от рисков, так и падение цен на нефть, которое негативно сказывается на доходе бюджета.

2.4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов

На официальном сайте Центрального Банка России опубликован проект «Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 и период 3013-2014 годов». Согласно проекту, в предстоящий трехлетний период Центральный Банк завершит переход к таргетированию инфляции. То есть в ближайшие годы денежно-кредитная политика Центрального Банка будет направлена на последовательное снижение инфляции, в дальнейшем - на поддержание стабильности цен. Банк России ставит перед собой задачу снизить уровень инфляции до 4-5% в годовом выражении в 2014 году. Но как говорилось ранее, Банк России выдает очень оптимистические прогнозы по темпу роста инфляции, которые в будущем не оправдываются, и возможно инфляция в 2014 году будет гораздо выше, чем запланировано.

В качестве основной задачи курсовой политики Центрального Банка России на 2012-2014 года декларируется последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процесс курсообразования, а также создание условий для того, чтобы перейти к режиму плавающего валютного курса. денежная кредитная банк

Операционным ориентиром процентной политики Центрального Банка России будет использоваться процентная ставка рынка межбанковских кредитов. При ее изменении участникам рынка будет подаваться сигнал об ужесточении или наоборот, смягчении денежно-кредитной политики. Также изменение данной процентной ставки повлияет на средне и долгосрочные процентные ставки. За счет этого произойдет изменение спроса, которое необходимо для воздействия на инфляцию.

В документе отмечено, что пристальное внимание будет уделено вопросам финансовой стабильности. Ведь достижение целей денежно-кредитной политики по снижению уровня инфляции, поддержанию стабильности цен, а также и поддержанию общего макроэкономического равновесия во многом зависит от степени стабильности эффективности проведения работ в сфере финансового посредничества.

Для того чтобы поддерживать финансовую активность в проекте выделяется ряд задач, таких как: уделить особое внимание своевременному распознаванию и оценке рисков, принятых банками ; для выявления проблем на ранней стадии, обеспечить прозрачность в деятельности коммерческих банков.

Реализовываться поставленные задачи будут в основном за счет развития риск-ориентированных подходов в осуществлении надзора, которые будут базироваться на зарубежной практике, также будут использовать дифференцированный режим надзора за отдельными коммерческими банками в зависимости от приносимой ими системной значимости, уровня прозрачности их деятельности и степени соблюдения этими банками регулятивных норм. Для банков имеющих наибольшую системную значимость будет осуществляться дополнительное регулирование и контроль.

В документе отмечено и о намерении Банка России разъяснить общественности о поставленных целях и содержании денежно-кредитной политики, показывать оценку макроэкономической ситуации, которая послужила для выбора того или иного пути решения. По мнению Банка России, данные действия помогут улучшить управление инфляционным ожиданием и создадут основу для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

Центральным банком рассмотрено три варианта проведения денежно-кредитной политики на 2012-2014 года, в основе которые лежит различная динамика цен на нефть.

Первый вариант предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на нефть сорта «Юралс» до 75 долларов США за баррель. При таких условиях реальные располагаемы доходы населения, могут возрасти на 3,9%, а инвестиции в основной капитал на 4,2%. Прирост ВВП возможен в районе 3,3%.

В основу второго варианта лег прогноз Правительства Российской Федерации, который явился основой для разработки параметров федерального бюджета на 2012-2014 года. В этом варианте предполагается, что стоимость российской нефти в 2012 году составит 100 долларов США за баррель. Исходя из этого прогноза, в 2012 году реальный располагаемый доход населения может увеличиться до 5%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%, а объем ВВП может увеличиться на 3,7%.

В третьем варианте предполагается, что цена на нефть увеличится до 125 долларов США за баррель, что приведет к повышению инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал составит 8,7%, прирост реального дохода населения - 5,2%, а увеличение объема ВВП на уровне 4,7%.

Прогноз составленный Правительством России на 2012-2014 года опирается на предположение, что среднегодовая цена на российскую нефть «Юралс» будет относительно стабильной и находиться в пределах 97 - 101 доллара США за баррель. В первом и третьем вариантах учитывается вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в ту и другую сторону.

По предварительным данным, средняя цена на российскую нефть марки «Юралс» с января по ноябрь 2012 года держится на уровне 110,7 долларов США за баррель, эти данные привел 3 декабря эксперт Минина Российской Федерации Александр Сакович. В прошлом году за тот же период года цена на нефть составляла 109,49 долларов США за баррель, следовательно, в этом году она выросла на 1,1% по сравнению с прошлым годом.

Но, по мнению замглавы Минэкономразвития России Андрея Клепача, который в середине ноября не исключал, что среднегодовая цена нефти за 2012 год будет выше, чем за 2011 год, которая составляла 109 долларов США, увеличение среднегодовой цены на нефть существенно не повлияет на прогноз по росту ВВП. Прогноз по росту ВВП на 2012 год на данный момент составляет 3,5%.

Для повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Центральный Банк, будет действовать в направлении повышения доступности рефинансирования для коммерческих банков, в частности за счет того, что увеличится перечень активов, которые используются в качестве обеспечения по указанным операциям. Будет продолжена работа по созданию единого механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, которые входят в «единый пул обеспечения». В его состав будут входить векселя, ценные бумаги, которые входят в Ломбардный список Банка России, права требования по кредитным договорам, и включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и другие виды активов.

В 2012-2014 годах Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер, направленных на развитие рынка государственных ценных бумаг. Также будет продолжено взаимодействие с Минфином России по поводу реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка. То есть использование и развитие механизма размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях, которые сглаживают воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора.

Центральный Банк Российской Федерации - главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, реализующий совместно с Правительством России единую государственную денежно-кредитную политику и имеющий право на эмиссию денежных средств и регулирование коммерческих банков. Основными инструментами Банка России являются: политика процентных ставок, норма обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций от своего имени, валютные интервенции. Одной из главных проблем проведения денежно-кредитной политики, является инфляция, и, конечно же, начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис, который, по мнению специалистов скоро нахлынет второй волной. В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет направлена на последовательное снижение инфляции, затем на поддержание стабильности цен. Основной задачей денежно-кредитной политики является переход к режиму плавающего валютного курса.

Заключение

Денежно-кредитная политика призвана регулировать экономический рост, сдерживать инфляцию, обеспечивать высокий уровень занятости и выравнивать платежный баланс. В общем виде целью денежно-кредитной политики является достижение в стране макроэкономического равновесия.

Проводником денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. В России таким банком является Центральный Банк Российской Федерации.

Выделяют прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики. Первые наиболее привлекательны для государственных органов, так как они просты в применении и наиболее предсказуемы, с их помощью государственные органы регулируют и перераспределяют денежные ресурсы. Недостаток таких методов в том, что зачастую они идут в противоречие с микроэкономическими интересами кредитных организаций, вследствие чего неэффективно распределяются кредитные ресурсы, ограничивается межбанковская конкуренция, и могут вызывать отток финансов за рубеж или в «теневую экономику» страны. Косвенные методы, в отличие от прямых влияют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов через рыночные механизмы, эти методы менее предсказуемы. Так же выделяют общие, воздействующие на денежный рынок в целом, и селективные методы, которые на практике применяются в период циклического спада, если резко нарушена пропорция воспроизводства.

С помощью инструментов реализации денежно-кредитной политики Центральный банк оказывает значительное воздействие на денежное обращение, и как следствие на реальный валовый национальный продукт, уровень занятости и индекс цен. В мировой экономической практике применяются такие инструменты денежно-кредитной политики как: изменение норматива обязательных резервов; процентная политика центрального банка; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Главными инструментами Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемые в Банке России, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций от своего имени, валютные интервенции. Центральный банк России говорит о повышении роль процентных ставок и считает целесообразным переход к денежно-кредитной политике, основанной на политике процентных ставок, для чего требуется сократить роль валютных интервенций в денежно-кредитной политике.

Центральный Банк Российской Федерации обладает исключительными ресурсами, так как: он монопольно организует наличие денег и проводит их эмиссию; является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, выдавая тем кредит, только при условии, если невозможно пополнить свои ресурсы из других источников; от имени правительства управляет государственным долгом; ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов. Поэтому Банк России является «банком банков»

В проведении денежно-кредитной политики Банком России, конечно же, есть ряд проблем. Например, не соответствующий прогнозом темп роста инфляции, невыгодность инвестиционных кредитов в национальной валюте для реального сектора экономики, что приводит к снижению возможности развития финансовой и банковской системы Российской Федерации, а также к увеличению реального совокупного государственного долга. Очень сильно повлиял на экономическую ситуацию в стране, а в частности на денежно-кредитную политику мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году.

В проекте «о единой государственной денежно-кредитной политике на 2012 и период 2013-2014 годов» составленном Банком России совместно с Правительством России указано, что в ближайший период денежно-кредитная политика Банка России будет направлена на снижение инфляции, что пока не выполняется, и переход к плавающему валютному курсу, что характерно для большинства ведущих стран. Банк России намерен разъяснять населению о своих целях и показывать экономическую ситуацию, которая сложилась на рынке, обосновывая тот или иной путь решения поставленных задач. Это должно повысить доверие к проводимой денежно-кредитной политике и тем самым улучшит управление инфляционным ожиданием.

Для повышения эффективности денежно-кредитной политики Банку России необходимо продолжать снижать инфляцию, проводить политику сдерживания цен, стимулировать инвестиционную активность, предоставлять государственные гарантии, осуществлять качественный надзор за коммерческими банками, все это будет способствовать оживлению как финансовой, так и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

Библиографический список

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями)

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов»

Корищенко К.Н. Актуальные проблемы методологии в реализации денежно-кредитной политики.- М.: Экон. науки. 2006.

Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. - М.: Московская промышленная финансовая академия. 2011.

Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007

Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты. - М.: Экономика, 2006.

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004

Банки и банковское дело / под ред. И.Т. Балабановой - СПб.: Питер. 2003

Бакулина Т.С. Организация деятельности центрального банка. - Ульяновск.: УлГТУ. 2009

Деньги. Кредит. Банки / под ред. О.И. Лаврушина - М.: Кнорус. 2010

Дж. Долан. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/Пер. с англ. В. Лукашевича и др. - М.: ТКИСО 1996

Е.Ф. Жуков Деньги. Кредит. Банки - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003

Финансы, денежное обращение и кредит/ под ред. Н.Ф. Самсонова - М.:ИНФРА-М. 2003

Г.М Колпакова. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы и статистика. 2008

Юрьева Т.В. Марыганова Е.А. Макроэкономика. - М.: Учебно-методический комплекс.2008. - 286 с.

Андрюшин С.А., Кузнецов В.В. Денежно-кредитная политика Банка России: прогнозы и реалии // Банковское дело. 2010 №12

Колесникова Е.Н. Денежно-кредитная политика переходного периода // Банковское дело. 2011 №1

Красавина Л.Н. О единой государственной денежно-кредитной политике на 2011-2013 годы // Банковское дело. 2011 №1

Мерзляков С.А. Сравнение режимов денежно-кредитной политики в экспортно ориентированной экономике // Деньги и кредит. 2011 №12

Моисеев С.Р. Модернизация денежно-кредитной политики Банка России для перехода к таргетированию инфляции // Банковское дело. 2010 №1

Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ. // [Электронный ресурс] http://data.cemi.rssi.ru/GRAF/center/monitorings/monetary.htm (28.11.12)

Клепач: Среднегодовая цена нефти может превысить прогноз МЭР// [Электронный ресурс] http://www.rosbalt.ru/business/2012/10/02/1041243.html (1.12.12)

Статистика уровня инфляции в России// [Электронный ресурс] http://25signals.ru/reference/statistika-urovnya-inflyacii/. 25.11.12

ЦБР прогнозирует рост денежной массы в текущем году на 16-19%// [Электронный ресурс] http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3073051 (25.11.12)

Нормативы обязательных резервов (резервные требования) Банка России// [Электронный ресурс] http://www.cbr.ru/dkp/ (20.11.12)

Похожие работы на - Особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!