Потребительское кредитование в коммерческом банке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    657,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Потребительское кредитование в коммерческом банке














Курсовая работа

Потребительское кредитование в коммерческом банке

Введение

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Реализация банковских продуктов и услуг представляет собой важный этап в деятельности банков, действующих в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленных целей каждый банк разрабатывает свою стратегию. Разработка стратегии включает: определение сводных целей; выявление задач, которые нужно решить для достижения поставленных целей; разработка конкретных действий; которые необходимо для этого предпринять. Банки, имеющие сложную организационную структуру и разветвленную филиальную сеть, не могут ограничиваться единой стратегией для всех уровней их организации, а создают пирамиду взаимоувязанных стратегий.

Сегодня в спектре банковских услуг все большая роль отводится потребительскому кредитованию. Этот вид услуг можно назвать динамично развивающимся направлением в банковском секторе. Развитие потребительского кредитования является одним из приоритетных направлений развития банковского сектора Российской Федерации.

При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.

Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Необходимость пересмотра банками основ своей деятельности диктуется усилением конкуренции, как между отдельными коммерческими банками, так и между ними и небанковскими кредитно-финансовыми институтами. Кредитную стратегию определяют реальные сдвиги к улучшению в развитии экономики. Банки должны проводить гибкую политику кредитования, разработать подходящую стратегию, уметь предоставить наиболее удобный вид кредита для каждого потенциального потребителя этого кредита.

Стратегия развития банковской системы должна учитывать множество факторов, один из которых - региональные особенности. Возможным существенным недостатком системы формирования ресурсов является неравномерность развития кредитования в западной части Росси и ее восточных регионах. Одни регионы являются донорами капитала, а другие испытывают его дефицит. Уже сейчас можно предположить, что без особой законодательной поддержки ряд регионов не сможет самостоятельно формировать ресурсную базу для развития потребительского кредитования.

Как показал анализ, в настоящее время на нашей территории активно работают два банка - «Русский стандарт» и «Home кредит». Оба банка на рынке кредитования уже более года и каждый положительно зарекомендовал себя.

Актуальность данной работы видится в том, что потребительский кредит получил широкое распространение, так как способен разрешить проблему неплатежей и нехватки оборотных средств у частных лиц. В настоящее время обозначилась острая потребность в более глубоком изучении процесса кредитования физических лиц финансово-кредитными учреждениями в связи с повышенным спросом населения на данный вид банковских услуг.

Цель работы - выявление основных направлений развития кредитования физических лиц в коммерческом банке.

Предмет исследования - организация и технология кредитования физических лиц в банке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность и функции кредита;

описать принципы организации потребительского кредитования;

исследовать правовое регулирование кредитных операций;

проанализировать современное состояние рынка кредитования физических лиц в России;

исследовать деятельность


1. Теоретико-методические аспекты банковского кредитования физических лиц

.1 Потребительский кредит, его сущность, роль и его фиды

 

Потребительский кредит (от англ. «consumer credit», «purchase loan») - это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. В России к потребительским кредитам относят любые виды кредитов, предоставляемые населению на приобретение товаров длительного пользования, неотложные нужды, образование, кредиты индивидуальным частным предпринимателям, оказание услуг и на прочие потребности, имеющие целью их удовлетворение посредством необходимого дополнительного финансирования (на возвратных и платных основах).

Понятие займа и кредита содержится в гл. 42 Гражданского кодекса. Российской Федерации. В параграфе 1 указанной главы содержатся положения о займе, а в параграфе 2 - о кредите.

В соответствии с § 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (§ 1 ст. 819 ГК РФ). К отношениям по кредитному договору применяются правила договора займа, если иное не предусмотрено положениями Гражданского кодекса о кредите и не вытекает из существа кредитного договора (§ 2 ст. 819 ГК РФ).

Кредитным договором может быть предусмотрена уплата процентов (ст. 809 ГК РФ). При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, - в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Место и роль кредита в экономической системе общества определяются, прежде всего, выполняемыми им функциями, как общего, так и селективного характера:

)        перераспределяет капитал между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли;

)        стимулирует эффективность труда;

)        расширяет рынок сбыта товаров;

)        ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли;

)        является мощным орудием централизации капитала;

)        ускоряет процесс накопления и концентрации капитала;

обеспечивает сокращение издержек обращения: связанных с обращением денег, связанных с обращением товаров.

Классификация потребительских ссуд заемщиков может быть проведена по ряду признаков, в том числе по субъектам кредитной сделки, по целевому направлению, по видам обеспечения, по способу предоставления, по срокам и методам погашения [3].

По субъектам кредитной сделки (по виду кредитора) различают:

         банковские потребительские кредиты;

         кредиты, предоставляемые населению торговыми организациями;

         потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды);

         личные или частные потребительские ссуды (предоставляемые частными лицами);

         потребительские суды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.

По виду заемщика различают кредиты, предоставляемые:

         всем слоям населения;

         различным социальным группам;

         группам заемщиков, различающихся по уровню доходов и платежеспособности;

         студентам.

По целевому направлению ссуды могут быть целевыми (ссуды на образование, ссуды под залог ценных бумаг, ипотечные) и нецелевыми (на неотложные нужды, овердрафт).

По срокам пользования кредиты бывают: до востребования и срочные. Последние, в свою очередь, подразделяются на:

-        краткосрочные (до 1 года);

         среднесрочные (от 1 до 3 лет);

         долгосрочные (свыше 3 лет).

По размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие.

По обеспечению: необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По методам погашения различают банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно (на одну определённую дату).

В зависимости от платности банковские кредиты подразделяются на ссуды с рыночной, повышенной и льготной процентной ставкой.

Рыночная цена кредита - это (в условиях сильной инфляции) довольно подвижная цена, которая складывается под влиянием спроса и предложения. Ссуды с повышенной процентной ставкой связаны с повышенным риском кредитования клиентов, нарушением условий кредитования. Кредиты с льготной процентной ставкой чаще всего предоставляются акционерам банка, в особых случаях - банковским сотрудникам.

По способу предоставления ссуды делятся на разовые и возобновляемые. В группу возобновляемых (револьверных) кредитов включаются кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам, или кредиты по единым активно-пассивным счетам в форме овердрафта.

По методу погашения различают ссуды, погашаемые без рассрочки платежа, и ссуды с рассрочкой платежа. Кредиты без рассрочки платежа имеют важную особенность: по таким кредитам погашение задолженности по ссуде и процентов осуществляется единовременно Ссуды с рассрочкой платежа включают: ссуды с равномерным периодическим погашением (ежемесячно, ежеквартально); ссуды с неравномерным, периодическим погашением (сумма платежа в погашение ссуды меняется). При выдаче ссуды с рассрочкой платежа действует принцип, согласно которому сумма ссуды списывается частями на протяжении периода действия договора.

Наиболее отражающей экономический и социальный смысл потребительского кредитования является классификация, представленная на рисунке 1 [4]. Кредиты, предоставляемые на собственно потребительские нужды, увеличивают платежеспособный спрос населения, стимулируя продажи и тем самым обеспечивая расширенное воспроизводство в экономике страны. Например, за счет увеличения количества продаж, фирма имеет возможность увеличить скорость оборота активов и обеспечить непрерывность воспроизводственных процессов, а также повысить свою прибыль, что, несомненно, является важнейшим стимулом производства. Таким образом, происходит ускорение оборачиваемости денежных средств, а значит, стимулирование финансово-банковской сферы.

Рисунок 1 -         Виды потребительских кредитов

Группа кредитов инвестиционного характера, включая ипотечные кредиты, кредиты на образование и ссуды фермерским хозяйствам, играют свою, очень важную роль. Они создают капитал домашних хозяйств, формируют основу функционирования и развития домашнего хозяйства. Кредит на образование - это вложение в свое развитие, плата за будущее в целях получения в дальнейшем отдачи в виде стабильной, хорошо оплачиваемой работы и достойного уровня жизни - для отдельного человека, и высококвалифицированного специалиста - для общества.

Таким образом, представленная выше классификация отражает многообразие потребительских ссуд, но не исчерпывает всех возможных критериев классификации, поэтому ее можно продолжить в зависимости от других признаков.

1.2 Организация потребительского кредитования в коммерческом банке

потребительский банк кредит коммерческий

В случае банковского кредита на потребительские нужды средства берутся частными лицами взаймы у банков исключительно для приобритения товаров и бытовых услуг с целью их последующего непроизводительного потребления.

Процесс кредитования населения укрупнено включает в себя следующие этапы:

)        переговоры кредитного работника с потенциальным клиентом, согласование условий договора и принятие решения о выдаче ссуды;

)        погашение долга заёмщиком и уплата процентов за пользование ссудой;

)        при обращении клиента в банк за получением кредита уполномоченный сотрудник кредитующего подразделения выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита.

Главная цель кредитного эксперта - выяснит кредитоспособность потенциального клиента, то есть оценить заёмщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуды, определения вероятности её своевременного возврата.

Анализ кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, большая часть которой предоставляется самим заёмщиком.


Рисунок 2 - Комплексный механизм потребительского кредитования

Для получения кредита в банке, заемщик предоставляет банку следующие документы:

         заявление;

         паспорт или заменяющий его документ (предъявляются);

         справки с места работы заемщика и поручителей о доходах и размере производимых удержаний (для пенсионеров - справку из органов социальной защиты населения);

         декларацию о полученных доходах, заверенную налоговой инспекцией, для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

         анкеты;

         паспорта (заменяющие их документы) поручителей и залогодателей;

         для получения кредита свыше 5 тыс. долл. США или рублевого эквивалента этой суммы - справку из психоневрологического диспансера или водительское удостоверение (предъявляются);

         другие документы при необходимости.

При использовании в качестве обеспечения возврата кредита залога имущества заемщик должен предоставить:

а) при залоге недвижимости:

         документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости: свидетельство о праве собственности на квартиру, дом, договор приватизации, договор купли-продажи, мены и т.д., в том числе свидетельство о праве собственности на земельный участок, государственный акт о праве собственности на землю, нотариально удостоверенную купчую, зарегистрированную местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;

         страховой полис, по которому выгодоприобретателем выступает банк, с обязательным ежегодным (или с другой периодичностью в зависимости от срока страхования) переоформлением на полную стоимость объекта недвижимости или на сумму, обеспечиваемую залогом. Объект недвижимости должен быть застрахован от полного пакета рисков;

         документ о территориальных границах земельного участка (копия чертежа границ участка), выданный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;

         поэтажный план дома (для жилых домов, дач);

         постановление (акт) о принятии в эксплуатацию жилого дома;

         разрешение государственных органов на строительство, согласованную в установленном порядке проектно-сметную документацию;

         справку из БТИ или иного органа, ведущего регистрацию и техническую инвентаризацию объекта недвижимости;

         копию финансово-лицевого счета (для квартиры);

         выписку из домовой книги (для квартиры);

         документы, подтверждающие отсутствие задолженности по обязательным платежам (справку об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, расчетные книжки по уплате услуг (предъявляются), квитанции или справки об уплате налогов);

         характеристику жилого помещения;

         справку о прописке;

         нотариально удостоверенное согласие всех собственников квартиры на передачу ее в залог, а при наличии в семье несовершеннолетних - соответствующее разрешение органов опеки и попечительства.

При залоге приобретаемого объекта недвижимости соответствующие документы предоставляются в течение двух месяцев после получения кредита;

б) при залоге транспортных средств:

         технический паспорт;

         страховой полис, по которому выгодоприобретателем выступает банк, с обязательным ежегодным переоформлением на полную стоимость транспортного средства или на сумму, обеспечиваемую залогом. Транспортное средство должно быть застраховано от риска угона и ущерба.

в) при залоге ценных бумаг:

         ценные бумаги;

         выписку из реестра акционеров Сбербанка России.

Кредитный инспектор производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный размер кредита. Банк вправе рассчитывать платежеспособность клиента, то есть финансовое положение лица, позволяющее ему своевременно выполнять свои денежные обязательства, любым способом.

Большую помощь коммерческому банку в оценке потенциального клиента в ближайшем будущем должны оказать кредитные бюро.

В мировой практике кредитное бюро - негосударственная организация, которая занимается сбором, обработкой и передачей сведений о кредитной истории гражданина. К несомненным плюсам существования кредитных бюро относится возможность для кредиторов при их помощи обмениваться и получать информацию о своих заемщиках, тем самым, отсекая ненадежных (или предлагая им кредит под более высокий процент и на более жестких условиях) и поощряя надежных путем снижения для них процентных ставок по кредиту. С другой стороны, наличие подобной системы информирования подстегивает самих заемщиков к своевременному погашению платежей, чтобы в будущем избежать осложнений при повторном обращении за кредитом. Таким образом, существование подобного стимула к выплате заемных средств становится дополнительным фактором, обеспечивающим стабильность банковской системы в целом.

В США и Европе практика подобного обмена информацией между банками существует много лет. Есть три основные модели построения кредитного бюро: американская, французская и немецкая. В США бюро предоставляют информацию о кредитных историях любому юридическому или физическому лицу за плату - фактически это предпринимательство. Французская модель предполагает обязательное предоставление информации в Национальный банк, и кредитные бюро являются одним из его департаментов-то есть государство полностью контролирует деятельность бюро. В Германии информацию о кредитных историях могут получить только члены кредитного бюро - это партнерские отношения, призванные минимизировать затраты и собрать как можно больше информации.

В России вопрос о создании кредитных бюро обсуждался достаточно долго. Результатом этого обсуждения стало принятие Федерального закона «О кредитных историях». В нем дается обоснование необходимости создания системы кредитных бюро. В разработке этого законопроекта принимали участие и крупные российские банки. Банкиры объясняли свое живейшее участие в судьбе этого закона тем, что они давно испытывали необходимость в регулировании отношений как между кредиторами и заемщиками, так и между самими банковскими организациями.

Основная цель закона «О кредитных историях», создание системы, при помощи которой перед кредиторами (коммерческими банками) раскрывалась бы информации о добросовестности исполнения заемщиками своих обязательств. Обеспечивать это должны бюро кредитных историй. Разумеется, одним из ключевых вопросов являлся вопрос согласия граждан на то, чтобы собранная о них информация была широко и свободно доступна кредитным организациям. Кредиторы могут делиться своими сведениями о заемщиках только с согласия последних. Ведь конфиденциальность информации о личной жизни гражданина (и, тем более, о его доходах) - вопрос чрезвычайно важный.

В России уже появилось Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Информация о заемщике будет храниться в бюро в течение 15 лет после даты внесения последних изменений и дополнений в документацию.

С 1 сентября 2005 года каждый банк должен был подключен хотя бы к одному бюро. Участники рынка ожидают, что многие банки будут сотрудничать с несколькими бюро кредитных историй, чтобы снизить вероятность ошибок в передаче данных. Получение в бюро информации о заемщике будет стоить банку в среднем 1-3 доллара США. Можно предположить, что эти расходы банки переложат на плечи клиентов, увеличив свои комиссии. В то же время, по мнению банкиров, в перспективе создание кредитных бюро может значительно снизить процентные ставки во всех видах кредитования населения. Формирование баз данных, где потенциальные кредиторы могли бы получить информацию о заемщиках для оперативного принятия решения, способно повысить цивилизованность и прозрачность этого рынка, снизить риски банков, а вместе с тем привести к уменьшению действительных высоких ставок.

Неправильно считать, что решение о предоставлении ссуды принимает сотрудник кредитного отдела в одиночку. Проверка клиентов, как правило, организована силами трех подразделений: кредитного, юридического и безопасности. При этом каждое должно отвечать за решение строго определенных вопросов, отнесенных к их компетенции.

Функции кредитного подразделения:

         анализ платежеспособности и надежности клиента;

         оценка залога и возможности его реализации, а также финансового положения гаранта или поручителя.

Функции юридического подразделения:

         проверка соответствия документов действующему законодательству, правильности их оформления;

         заключение о полноте представленных клиентом документов в случае принятия в залог имущества, рекомендации о его хранении;

         в случае невозвращения кредита в срок - оформление документов для предъявления должнику гражданского иска или получения исполнительной подписи нотариуса;

Функции подразделения безопасности:

         технико-криминалистический анализ учредительных документов с целью выявления подделок;

         организация работы по погашению просроченных ссуд;

         подготовка и направление документов в правоохранительные органы, если из материалов усматриваются признаки преступления, и другие.

Итак, кредитующее подразделение направляет пакет документов юридической службе и службе безопасности банка.

Юридическая служба анализирует представленные документы с точки зрения правильности оформления и соответствия действующему законодательству.

Служба безопасности проводит проверку паспортных данных (данных удостоверения личности), места жительства, места работы заемщика и сведений, указанных в анкете.

По результатам проверки и анализа документов юридическая служба и служба безопасности составляют письменные заключения, которые передаются в кредитующее подразделение.

В случае принятия в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества кредитующее подразделение привлекает к работе по установлению оценочной стоимости этого имущества специалиста банка по вопросам недвижимости или дочернее предприятие. По результатам оценки специалист (эксперт предприятия) составляет экспертное заключение, которое передается в кредитующее подразделение.

Срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита зависит от вида кредита и его суммы, но, как правило, не превышает от момента предоставления полного пакета документов до принятия решения 10 - 15 календарных дней - по кредитам на неотложные нужды и 1 месяца - по кредитам на приобретение недвижимости.

Кредитный инспектор составляет письменное заключение о целесообразности выдачи кредита (отказа в выдаче) и согласовывает с заемщиком условия предоставления кредита.

При оценке платежеспособности клиента при экспресс-кредитах, как правило, используется электронная скоринговая система: заемщик заполняет анкету и за каждый ответ получает определенный балл. Затем все баллы суммируются, и на основании итоговой оценки банк принимает решение. Подобное кредитование удобно для клиента, но несет для банка большие риски, чем выдача обычных кредитов, когда на проверку заемщика может уйти неделя или две. Банки компенсируют свои риски высокой стоимостью экспресс-кредитов.

Первый этап процесса кредитования - несомненно самый сложный и трудоёмкий.

На втором этапе коммерческий банк подписывает кредитный договор с клиентом и заёмщик получает ссуду. Ссуда может быть выдана как целиком, так и выдаваться частями в зависимости от условий договора.

Выдача кредита производится в соответствии с условиями кредитного договора как наличными деньгами, так и в безналичном порядке путем:

         зачисления на счет заемщика по вкладу до востребования;

         зачисления на счет пластиковой карточки заемщика;

После выплаты клиенту предусмотренной условиями договора суммы наступает этап погашения долга и уплаты процентов за пользование ссудой. Правила и сроки выплаты частей долга и процентов всегда строго оговорены в кредитном договоре. В случае невозможности погашения заемщиком ссуды в срок её сумма взыскивается с поручителя, если таковой предусмотрен. А если заёмщик и поручитель не в состоянии погасить ссуду, то это сделает банк, реализовав залог по ссуде, или, воспользовавшись средствами специальных страховых фондов на покрытие кредитных рисков.

Также можно отметить, что этапы выдачи кредита существенно меняются в зависимости от целей кредитования физических лиц и вида обеспечения займов.

Погашение основного долга и уплата процентов производится ежемесячно, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем получения кредита либо его первой части. Последний платеж производится не позднее даты, установленной договором.

По желанию Заемщика погашение основного долга и уплата процентов может осуществляться аннуитетными или дифференцированными платежами. При этом в течение срока погашения кредита порядок погашения не меняется.

Ежемесячный аннуитетный платеж по кредиту (по основному долгу и процентам) определяется следующим образом:

,

Где Пл - аннуитетный платеж по кредиту;

S - сумма предоставляемого кредита;

Т - срок пользования кредитом (в месяцах);

i - месячная процентная ставка:

.

Аннуитетные платежи в погашение задолженности по кредиту (основного долга и процентов) списываются Банком со счета по вкладу, действующему в режиме до востребования, открытому Заемщиком в Банке, ежемесячно в последний рабочий день, начиная с месяца, следующего за месяцем получения кредита, на основании длительного поручения Заемщика.

Указанный вариант обслуживания кредита вступит в силу после разработки соответствующего программного обеспечения, поддерживающего в автоматизированном режиме ведение кредитных договоров, предусматривающих аннуитетные платежи, и ссудных счетов по ним) (аннуитетные - равные в течение всего срока.

Последний платеж по кредиту производится не позднее даты окончательного погашения кредита, установленной Кредитным договором.

При своевременном погашении задолженности по кредиту аннуитетные платежи направляются в первую очередь на погашение срочных процентов, а оставшаяся сумма - на погашение основного долга.

Ежемесячный дифференцированных платеж по кредиту (по основному долгу и процентам) определяется следующим образом:

,

Где Пл - дифференцированный платеж по кредиту;

S - сумма предоставляемого кредита;

Т - срок пользования кредитом (в месяцах);

О - остаток задолженности по кредиту;

Д - фактическое количество календарных дней в платежном периоде.

Погашение задолженности по кредиту и уплата процентов и неустоек производится путем:

         перечисления денежных средств со счетов Заемщика по вкладам на основании их письменного получения;

         взноса наличных денег в кассу Банка или филиалов банка на основании квитанции;

         перевода денежных средств через предприятия связи или другие кредитные организации;

         удержания из заработной платы Заемщика (по его заявлению).

Погашение задолженности по кредиту и уплата процентов и неустоек в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке.

Заемщик вправе досрочно погасить кредит или его часть.

В случае досрочного погашения части кредита Заемщик обязан производить ежемесячную уплату процентов на оставшуюся сумму задолженности до наступления срока следующего платежа по погашению основного долга.

В день внесения Заемщиком платежа подразделение по учету кредитных операций на основании распоряжения подразделения сопровождения кредитных операций производит оформление бухгалтерскими проводками факта уплаты процентов за пользование кредитом и(или) погашения основного долга по нему.

Датой погашения задолженности по кредиту (уплаты процентов, неустойки) считается дата поступления средств в кассу или на счет Банка (выдавшего кредит) или дата списания средств со счета клиента по вкладу, если вклад открыт в Банке, выдавшем кредит.

Отсчет срока для начисления процентов за пользование кредитом начинается с даты образования задолженности по ссудному счету (не включая эту дату) и заканчивается датой погашения задолженности по ссудному счету (включительно). Соответственно, при промежуточных платежах дата уплаты процентов включается в период, за который эта уплата производится.

Отсчет срока начисления неустойки начинается с даты, следующей за датой наступления исполнения обязательств, установленной в Кредитном договоре и заканчивается датой внесения платежа (включая эту дату).

При исчислении процентов и неустойки в расчет принимается фактическое количество календарных дней в платежном периоде, а в году - действительное число календарных дней (365 или 366).

Суммы, вносимые Заемщиком в счет погашения задолженности по Кредитному договору, направляются, вне зависимости от назначения платежа, указанного в платежном документе, в следующей очередности:

         на уплату неустойки;

         на уплату просроченных процентов;

         на уплату срочных процентов;

         на погашение просроченной задолженности по кредиту;

         на погашение срочной задолженности по кредиту.

При досрочном частичном погашении основного долга по кредиту поступившая от Заемщика сумма направляется в первую очередь, вне зависимости от назначения платежа, указанного в платежном документе, на уплату срочных процентов (на дату досрочного погашения), а оставшаяся сумма - на погашение основного долга (при отсутствии просроченных обязательств по кредиту).

В последний день платежного периода при неисполнении ненадлежащего исполнения Заемщиком своих обязательств по договору подразделения по учету кредитных операций на основании распоряжения подразделения сопровождения кредитных операций переносит задолженность по начисленным, но не уплаченным (просроченным) процентам и (или) по основному долгу на соответствующие счета по учету просроченной задолженности по основному долгу и (или) просроченных процентов.

При дифференцированных платежах в установленную Кредитным договором дату, являющуюся последним днем платежного месяца, на счет, предназначенный для учета просроченных процентов, подлежит вынесению сумма процентов, недоплаченных Заемщиком на дату последнего погашения задолженности в отчетном периоде. Не подлежат вынесению на счет по учету просроченных процентов проценты, начисленные за период с даты, следующей за датой последнего платежа Заемщика в погашение задолженности в отчетном периоде, по установленную Кредитным договором дату исполнения Заемщиком своих обязательств по кредиту в этом же периоде.

При неисполнении Заемщиком обязательств по уплате аннуитетных платежей в установленный Кредитным договором срок просроченная задолженность по процентам и просроченная задолженность по основному долгу, рассчитанная как разница между размером аннуитетного платежа с просроченной задолженностью по процентам, относится на соответствующие балансовые счета по учету просроченных процентов и просроченной задолженности по основному долгу.

При завершении погашения кредита, после наступления последнего платежа, сотрудник подразделения по учету кредитных операций делает в карточке лицевого счета под последней заполненной строкой надпись «кредит погашен» и заверяет ее подписью.

Не реже одного раза в месяц подразделение по сопровождению кредитных операций направляет в кредитующее подразделение служебную записку о погашенных кредитах (список) с указанием лицевых счетов и Заемщиков.

Подразделение по сопровождению кредитных операций по факту закрытия Кредитного договора возвращает кредитующему подразделению оригиналы кредитной документации.

Таким образом, при анализе суммы запрашиваемого кредита от заемщика необходимо получить информацию, характеризующую его кредитную историю, а именно: сколько кредитов было получено, в каком банке, на какую сумму, под какой процент, какая часть из предоставленных заемных средств уже погашена и как осуществлялось обслуживание основного долга по конкретному кредитному договору. При наличии любой просроченной и непогашенной задолженности, как по сумме основного долга, так и по процентам, организации не рекомендуется выдавать кредит.

.3 Нормативная база кредитования физических лиц

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 21.03.02), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности

Современной правовой основой существования банковской системы служит Гражданский кодекс РФ и Конституция РФ. Конституционные нормы определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления кредитно-банковской системой, порядок их образования и принципы осуществления поставленных перед ними задач. В Конституции РФ отражены статус, задачи, основные функции и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ как публично-правовой организации, его организационная структура, а также основополагающие права и обязанности. В частности, Конституцией РФ регламентирована независимость Банка России (ст. 75). Согласно ст. 75 § 1 исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль, при этом денежная эмиссия монопольно осуществляется Центральным банком, а введение и эмиссия прочими банками других денег не допускается. В соответствии с § 2 ст. 75 Конституции РФ основными функциями Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, ст. 74, 75 устанавливают важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами, в частности, принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения финансовых средств.

В Гражданском кодексе РФ определяются правовые положения субъектов, участвующих в гражданском обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитной сфере, порядок проведения государственной регистрации (ст. 51) и прекращения их деятельности (ст. 54). В нем также даны общие правила о статусе физических лиц (гл. 4), правила совершения сделок (гл. 9), общие правила о договорах и обязательствах (подраздел 2). Подробно рассматриваются такие договоры, применяемые в банковской деятельности, как договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45). Раскрываются вопросы займа и кредита (гл. 42). Обеспечению исполнения обязательств посвящена гл. 23, где, в частности, указывается, что основными формами обеспечения могут служить неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Глава 25 и гл. 26 регламентируют ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств. Глава 46 посвящена вопросам расчетов - наличных и безналичных. В главе 54 дается характеристика доверительного управления имуществом, рассматриваются вопросы финансового лизинга (§ 6 гл. 34).

Рассмотрим более подробно нормативно-правовое регулирование процесса кредитования в РФ. Наиболее актуальными вопросами здесь являются проблемы обеспечения и возврата кредита.

Виды обеспечения кредитов образуют две группы.

Одна группа - традиционно принятые в банковской практике виды обеспечения. Условно их можно назвать имущественными видами обеспечения, поскольку за ними всегда стоит конкретное имущество в материальной либо в денежной форме. Для практической реализации данных видов имеется хорошая правовая основа. Их правовое регулирование содержится в нормах Гражданского кодекса РФ. Более того, обеспечению исполнения обязательств посвящена специальная глава 23, содержащая 53 статьи, где достаточно подробно изложены императивные нормы, которые должны соблюдаться сторонами. Согласно ст. 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором

Другая группа видов обеспечения, как правило, не может быть оценена конкретной денежной суммой, которую кредитор может получить в случае не возврата кредита или неполучения платы за кредит. Более того, некоторые виды обеспечения вообще невозможно отделить от предприятия, реализующего инвестиционный проект, и продать или передать в натуре. Но получение объективной информации о состоянии этих видов обеспечения дает банковским специалистам возможность достаточно надежно судить о вероятности успешной реализации инвестиционного проекта. Поэтому такую группу видов обеспечения можно назвать информационной.

Для обеспечения возврата кредитов коммерческие банки могут использовать все способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные действующим законодательством. Так, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 329) исполнение обязательств может обеспечиваться следующими способами: неустойкой; залогом; удержанием имущества должника; поручительством; банковской гарантией; задатком и другими способами, предусмотренными законом, и не противоречащими принципам гражданского законодательства. Наиболее распространенным способом обеспечения возврата кредита является залог (ст. 334-358 ГК РФ) - способ обеспечения обязательства, при котором кредитор имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

Залогодателем может быть должник или третье лицо, собственник вещи или лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Залог без основного обязательства существовать не может, а возникает в силу договора или закона при наступлении указанных в нем обстоятельств, если в законе предусмотрено, какое имущество и для обеспечения исполнения какого обязательства признается находящимся в залоге. Предметом залога (ст. 336 ГК РФ) может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом/

Поручительство традиционно выступает в качестве одного из основных, поименованных в законе способов обеспечения гражданско-правовых обязательств. Свои корни этот институт питает из римского частного права. Сущность поручительства в соответствии со статьей 361 ГК РФ заключается в том, что поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. В отличие от залога здесь к имущественной ответственности привлекается еще одно лицо, как правило, по принципу его состоятельности. Привлекательность данного вида обеспечения в том, что к имуществу, из которого кредитор может получить удовлетворение, присоединяется имущество, принадлежащее поручителю

На сегодняшний день, нормативное обеспечение процесса кредитования является достаточным для стабильной работы банковской системы, однако, необходимо его постоянное совершенствование, связанное с постоянным изменением политической и экономической обстановки в стране, внедрением достижений научно-технического прогресса, общим развитием социума и, в частности, развитием криминальной сферы.


2. Исследование деятельности банка по кредитованию физических лиц

.1 Экономическая характеристика ЗАО «Русский стандарт»

Банк Русский Стандарт образован в 1999 году холдинговой компанией «Русский Стандарт». Через двенадцать лет своего существования банк вошел в перечень крупнейших финансовых организаций федерального значения и стал ведущим частным банком в сфере кредитования населения. В своей работе Банк Русский Стандарт руководствуется международными принципами управления, предполагающими прозрачность ведения бизнеса, и высокими стандартами корпоративной этики.

Рисунок 3-логотип ЗАО «Русский стандарт»

Разветвленная сеть филиалов обеспечивает присутствие банка во всех регионах Российской Федерации: свыше 180 операционных офисов обслуживают клиентов Банка Русский Стандарт, десять из них находится в Санкт-Петербурге. Точки продажи кредитных продуктов банка имеются в полутора тысячах населенных пунктов России. С 2006 года банковские структуры «Русского стандарта» обслуживают жителей Украины.

Сегодня Банк - один из крупнейших национальных финансовых институтов федерального значения.

ЗАО «Банк Русский Стандарт» придерживается самых высоких стандартов корпоративного управления и корпоративной этики. Менеджмент Банка следует международным принципам управления и прозрачности ведения бизнеса.

ЗАО «Банк Русский Стандарт» - ведущий частный Банк на рынке кредитования населения

·              около 26 млн. клиентов - частных лиц;

·              более 41 млн. банковских карт;

·              свыше 57 млрд. долларов выданных кредитов;

·              собственная клиентская сеть самообслуживания;

·              около 5000 банкоматов и терминалов;

·              более 250 подразделений от Архангельска до Сочи, от Калининграда до Владивостока;

·              эксклюзивный эмитент и эквайер карт American Express® на территории Российской Федерации с 2005 года;

·              стратегический партнер Diners Club International по выпуску и обслуживанию карт Платежной системы на территории Российский Федерации и Украины;

·              входит в ТОП 10 лидеров рынка депозитов;

·              лидирующие позиции в области торгового эквайринга: первое место по количеству торгово-сервисных предприятий и третье по обороту;

·              24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

В аналитических отчетах крупнейших рейтинговых агентств мира регулярно фигурируют рейтинги Банка Русский Стандарт:

·              Standard & Poor’s - уровень B+, прогноз стабильный;

·              Fitch - B+, прогноз позитивный;

Moody’s - Ba3, прогноз стабильный.

Свою деятельность ЗАО «Банк Русский Стандарт» осуществляет на основании генеральная лицензии ЦБ РФ №2289 от 19.07.2001 г.

В 2010 году Банк существенно развил вычислительные мощности и функциональность системы, расширив свое присутствие в новых для себя транзакционных видах бизнеса.

Существующая IT-платформа была укомплектована серверами новых моделей, что позволило не только эффективно управлять существующими видами бизнеса, поддерживая лидирующие позиции в отрасли по уровню автоматизации бизнес-процессов, но и ускорить обработку данных, сделать обслуживание клиентов более быстрым. Функционал IT-платформы был существенно расширен в области развития бизнеса с Виртуальными предоплаченными и Подарочными картами, что, в свою очередь, расширило выполнение операций клиента через Интернет и посредством своего мобильного телефона. В 2010 инфраструктура Банка была увеличена за счет партнерства с крупными платежными сервисными компаниями, проводилось подключение новых представительств, кассовых узлов, банкоматов, приемных банкоматов, POS - терминалов.

Значительным шагом в развитии IT-технологий явилось получение Банком сертификата PCI DSS, что является оценкой стандарт качества работы систем Банка на мировом уровне. Все выполненные работы позволяют поддерживать высокий уровень автоматизации бизнес-процессов Банка, обрабатывать все увеличивающееся количество операций, бесперебойно выполнять эти операции с высокой степенью надежности. Рост информационных систем соответствует развитию бизнеса Банка, а результаты деятельности подтверждают правильность выбранных технологических решений.

Банк Русский Стандарт стал первым банком, который предложил населению доступные и удобные кредиты, для оформления которых не требовалось месяцами собирать документы; кредиты, которые можно было буквально за четверть часа оформить в магазине, где человек купить необходимую ему вещь. Главным принципом стало предоставления небольших по сумме банковских займов широким слоям населения за минимальное время. Годом позже Банк Русский Стандарт впервые представил кредитные карты массовому населению. Удобство использования карты в качестве кредитного инструмента оценили десятки миллионов людей. Банк первым на рынке ввел уникальную систему скоринговой оценки заемщика, начал работу с ведущими розничными сетями для начала кредитования в торговых точках, активно начал продвижение в регионах.

2.2 Потребительский кредит для населения в ЗАО «Русский Стандарт»

Если Вам необходимо оформить кредит в банке Русский Стандарт, то в данной статье Вы сможете найти всю, интересующую Вас, информацию. В настоящий момент банк предоставляет 5 основных видов потребительских кредитов:

·              Кредит наличными

·              Кредит по персональному предложению

·              Кредит на миллион

·              Кредиты в интернет-магазинах

·              Кредиты в магазинах

Условия выдачи и погашения кредита идентичны для всех вышеперечисленных потребительских кредитов:

·              Условия выдачи ссуды. Деньги перечисляются на карту «Банк в кармане» через сутки с момента принятия положительного решения.

·              Условия погашения. Существует 2 возможности выплаты займа: 1) ежемесячная выплата определённой суммы, установленной банком; 2) досрочное погашение кредита. Комиссия в данном случае не взимается.

Способы погашения:

·              перечислить необходимую сумму на карту «Банк в кармане»;

·              при помощи услуги «Интернет-банк»;

·              осуществить установленную выплату через банкомат банка;

·              воспользоваться ближайшим отделением банка;

·              поручить сотрудникам бухгалтерии по месту работы ежемесячно осуществлять установленный платёж из вашей заработной платы;

·              воспользоваться услугой банковского перевода в другом банке;

·              использовать сервис почтовый перевод;

·              перечислить сумму в терминале оплаты;

·              произвести оплату через систему CONTACT.

Также стоит предварительно упомянуть о дополнительных документах, необходимых для получения кредитов. Ниже Вы найдёте перечень дополнительных документов:

·              Действующий загранпаспорт на имя клиента,

·              Действующий полис добровольного медицинского страхования,

·              Свидетельство о гос. регистрации права собственности на жилую недвижимость на имя клиента,

·              Справка о доходах 2-НДФЛ (за исключением новых клиентов),

·              Налоговая декларация (за исключением новых клиентов),

·              Авиабилет на имя клиента(неэлектронный), который был использован не более 12 месяцев назад,

·              Действующая зарплатная карта на имя клиента, которая эмитирована ЗАО «Банк Русский Стандарт»

ЗАО «Русский стандарт» предоставляет населению следующие кредиты

Таблица 1. Виды кредитов, предоставляемых банком «Русский стандарт»

Текущие кредитные линии

Сумма, рубли

Срок, месяц

Процентная ставка

Наличными

до 300 000

6 - 48

36% (32% через интернет банкинг)

По персональному предложению

до 500 000

6 - 48

от 24%

На миллион

до 3 000 000

6 - 48

от 19%

В интернет-магазинах

до 1 000 000

3 - 36

от 20%

до 1 000 000

3 - 36

от 20%

 

) Кредит наличными.

Условия кредитования:

Русский стандарт выдаёт ссуды наличными на любые цели, сроком от 6 до 48 месяцев, на сумму от трёхсот тысяч до трёх миллионов рублей. Процентная ставка от 19%. От Вас не требуется предоставление залога и первоначального взноса. Нет необходимости в поручителях. Заёмщик должен иметь российское гражданство. Кредит предоставляется лицам не моложе 25, и не старше 65 лет. Оформление займа происходит в одном из отделений банка. Рассмотрение заявки происходит в течение 24 часов, после чего принимается решение. Необходимо предоставить 2 документа: основной (паспорт гражданина РФ) и дополнительный (любой из указанных выше).

2) Кредит по персональному предложению.

Ссуда выдаётся на любые цели, сроком от 6 до 48 месяцев, на сумму от пятидесяти до пятисот тысяч рублей. Процентная ставка от 24%. От Вас не требуется предоставление залога и первоначального взноса. Нет необходимости в поручителях. Заёмщик должен иметь гражданство РФ. Возраст от 25 до 65 лет. Оформление займа происходит следующим образом: 1) при помощи подачи онлайн-заявки в «Интернет Банк»; 2) заполнение анкеты в одном из отделений банка. Рассмотрение заявки происходит в течение 24 часов, после чего принимается решение. Вам потребуется только паспорт гражданина РФ.

3) Кредит на миллион.

·              Ссуда выдаётся на любые цели, сроком от 6 до 48 месяцев, на сумму от пятидесяти до пятисот тысяч рублей. Процентная ставка от 24%. От Вас не требуется предоставление залога и первоначального взноса. Нет необходимости в поручителях.

·              Заёмщик должен иметь гражданство РФ. Возраст от 25 до 65 лет.

·              Оформление займа происходит следующим образом: 1) при помощи подачи онлайн-заявки в «Интернет Банк»; 2) заполнение анкеты в одном из отделений банка. Рассмотрение заявки происходит в течение 24 часов, после чего принимается решение.

·              Вам потребуется паспорт гражданина РФ, копия трудовой книжки, а также любой дополнительный документ из вышеперечисленных.

4) Кредиты в интернет-магазинах.

Если Вы решили приобрести товар в интернет-магазине, Вы можете сделать это в кредит. Теперь Банк Русский Стандарт позволяет Вам сделать это, даже не посещая отделение банка. Для этого Вы должны оформить кредит дистанционно непосредственно перед покупкой товара в интернет-магазине, который является партнёром банка.

Процедура оформления кредита предельно проста. Для этого Вам необходимо:

1.      При оформлении заказа в интернет-магазине, выбрать способ оплаты «в кредит».

2.      Подождать звонка из банка, дать ответы на поставленные вопросы, и узнать о принятом решении.

.        Отдать курьеру ксерокопию паспорта и подписать, доставленный им, кредитный договор.

.        Получить товар.

Кредит предоставляется на сумму от трёх тысяч до миллиона рублей, сроком от 3 до 36 месяцев, процентная ставка зависит от выбранной Вами кредитной программы. Рассмотрение заявки осуществляется в течение 15 минут.

5) Кредиты в магазинах.

Банк Русский Стандарт предоставляет Вам возможность получения экспресс-кредита на приобретение потребительских товаров. Ваша заявка будет рассмотрена в течение 15 минут. Сумма кредита варьируется от трёх тысяч до 1 млн рублей. Срок выплаты от 3 до 36 месяцев. Процентная ставка зависит от кредитной программы. Условия выплаты устанавливаются единожды при подписании договора, и подлежат дальнейшим изменениям.

.3 ЗАО «Русский Стандарт» на рынке кредитных карт

Банк «Русский Стандарт» (в дальнейшем, Русский Стандарт или БРС) - один из флагманов кредитования физических лиц в России. Организация активно присутствует на отечественном рынке розничного кредитования уже более 10 лет - и традиционно на лидирующих ролях. К слову, на конец 2006 года банк занимал 2-е место по объему кредитной задолженности физических лиц (РСБУ), уступая лишь Сбербанку; на конец докризисного 2007 года - 3-е место, пропустив вперед также ВТБ24.

В конце 2008-2009 гг. Русскому Стандарту пришлось существенно скорректировать масштабы деятельности для противостояния последствиям кризисных явлений в экономике и финансовой сфере - в частности, для высвобождения ликвидности на погашение привлеченных до кризиса «оптовых» обязательств. Как следствие, рыночные позиции организации несколько ослабли. Вместе с тем БРС до сих пор остается одним из ключевых участников рынка: на начало октября 2011 г., по данным РСБУ, банк располагал 7-м по величине розничным кредитным портфелем среди российских банков (в том числе 4-м среди частных игроков).

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Русский Стандарт до сих пор остается лидером российского рынка кредитных карт с долей в 18,5%, по данным Frank Research Group на 1 июня 2011 г. (по оценкам самого БРС, данная доля в настоящее время близка к 20%), - и это несмотря на агрессивную экспансию со стороны госбанков. К концу 2-го квартала 2011

года банком было выпущено почти 32 млн кредитных карт. В настоящее время банк также является 5-м по величине игроком отечественного рынка кредитования в торговых сетях, или POS-кредитов, с долей в 7,9% (также на 1 июня 2011 г., Frank Research Group).

К наиболее общим конкурентным преимуществам Русского Стандарта перед другими представителями сегмента розничного кредитования - помимо накопленного банком более чем за 10 лет опыта - можно отнести:

·        предложение одной из наиболее полных линеек розничных продуктов (свыше 30 видов одних только кредитных карт);

·        наличие филиальной сети федерального охвата (на 1 июля 2011 г. - более 230 отделений, офисов и представительств, почти 43 тыс. активных точек продаж и свыше 1,6 тыс. банкоматов);

·        исключительно высокий уровень узнаваемости бренда среди населения: по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), на апрель 2011 г. по рейтингу известности российских банков БРС уступал лишь Сбербанку и ВТБ24.

Можно также упомянуть, что Русский Стандарт остается одним из двух кандидатов на партнерство с ВЭБом в проекте создания «Почтового банка» на базе Связь-банка, перспективного с точки зрения расширения масштабов бизнеса и сети продаж. Вместе с тем статус данного проекта в настоящее время остается неопределенным.


В настоящее время (данные на конец 1П11) более 85% валового кредитного портфеля БРС приходится на долю трех продуктов - кредитные карты (52,4%), кредиты наличными (17,0%) и POS-кредиты (16,5%). Доля задолженности юридических лиц в общем портфеле невелика - лишь 9,0%.

Добавим, что динамика розничного кредитного портфеля банка является повышательной с начала 4-го квартала 2010 года.

Развитие бизнеса кредитных карт является основным приоритетом Русского Стандарта на горизонте обозримого будущего. Как уже упоминалось, в данном сегменте позиции банка наиболее сильны - он по-прежнему является лидером рынка. По нашим наблюдениям, БРС опережает другие банки не только по абсолютной величине карточной задолженности физлиц, но и по глубине спектра предоставляемых услуг.

Во-первых, помимо традиционного сотрудничества с платежными системами Visa и MasterCard Русский Стандарт также работает с American Express, обладая с 2005 года эксклюзивным правом выпускать премиальные карты Centurion и проводить эквайринг карт AmEx в России. Общеизвестно, что карты American Express характеризуются бoльшими оборотами и являются более прибыльными для банков-эквайеров с точки зрения собираемых комиссий.

Получение Сбербанком в 2010 году права на эмиссию карт категории Blue box пока не воспринимается нами в полной мере как фактор риска.

Напротив, усилия, которые, скорее всего, будут предприниматься Сбербанком для популяризации бренда American Express в России, в том числе для расширения сети эквайринга, могут сыграть даже на руку Русскому Стандарту. Добавим, что в июне 2011 года БРС также стал единственным финансовым институтом, отвечающим за бренд и продвижение карт Diners Club в России и на Украине, а в июле 2011 года заключил соглашение об эквайринге с национальной китайской платежной системой China UnionPay (2,4 млрд клиентов).

Во-вторых, БРС на регулярной основе повышает технологический функционал своих карт и, следовательно, перечень тех услуг, которые доступны его клиентам. К слову, только с начала лета банк объявил о таких новых возможностях, как совершение международных денежных переводов по номеру карты, пополнение кошельков Яндекс. Деньги, Web-money и QIWI через Интернет-банк, а также использование карт для оплаты товаров и услуг через социальную сеть «В контакте».

Наконец, заслуживает внимания тот факт, что помимо предложения клиентам более 30 видов традиционных кредитных карт (как собственных, так и кобрендовых), Русский Стандарт продвигает и имеющие мало аналогов

 на российском рынке карточные продукты. Среди них - предоплаченные подарочные карты, виртуальные карты (для совершения безопасных покупок в Интернете), а также «Банк в кармане» - продукт, совмещающий расчетные, сберегательные и кредитные свойства и по своей сути представляющий дебетовую карту с возможностью овердрафта и получения до 10% годовых по остатку на счете. Благодаря «Банку в кармане» БРС смог за короткое время привлечь более 1 млн новых клиентов.

Насколько мы понимаем, активное продвижение данных продуктов банком в последние 2 года способствовало в том числе росту объема получаемых им комиссионных доходов темпами, опережающими других участников рынка.

В сегментах POS-кредитов и кредитов наличными услуги, предлагаемые БРС, достаточно стандартны. Следует обратить внимание на то, что Русский Стандарт в настоящее время располагает одной из наиболее широких сетей продаж - более 43 тысяч активных точек, - что позволяет охватить до 93% населения России. Крупнейшими партнерами банка по программам POS - кредитования выступают такие компании, как Media Markt, М. Видео, Евросеть и другие. При этом банк активно развивает программу оформления кредитов сотрудниками самих организаций (без участия его агентов), что должно способствовать оптимизации операционных расходов.





Добавим, что подать заявку на любой кредит клиенты БРС могут также через Интернет-банк.

2.4 Анализ портфеля кредитов физических лиц ЗАО «Русский стандарт»

По состоянию на 01.11.2013 года сетевая инфраструктура Банка включает 9 филиалов, 3 представительства, 82 дополнительных и 257 операционных и кредитно-кассовых офисов. У Банка свыше 30 млн. клиентов, выпущено более 35 млн. кредитных карт.

«Рейтинговая оценка обусловлено сильными рыночными позициями Банка на российском финансовом рынке, качественным наращиванием кредитной активности в ключевых сегментах на фоне хорошего качества управления кредитным риском, поддержания показателей качества активов и достаточности капитала. Позиции ликвидности Банка, исходя из достаточного объема ликвидных активов и сбалансированной срочной структуры активов и пассивов, оцениваются как устойчивые. Агентство принимает во внимание высокий уровень процедур мониторинга и контроля над рисками, высокий уровень корпоративного управления, современную организационную структуру, способную минимизировать уровни операционных рисков и рисков бизнес-процессов»

Активы ЗАО «Банк Русский Стандарт» на 01.11.2013 года (расчеты НРА) составили ~ 369 млрд. руб., увеличившись на ~40% за период.

На 01.10.2013 ЧА= 355 млрд. руб.,

Доля кредитного портфеля в активах при этом оставалась стабильной, на уровне 73% на 01.11.2013 (год назад 67%).

Год к году кредитный портфель Банка вырос на 52% ~268 млрд. на 01.11.2013 года), флагманским продуктом остается кредитная карта (около 70% кредитного портфеля Банка), pos-кредиты рассматриваются, главным образом, как инструмент поиска новых клиентов, наименьшую долю в портфеле формируют кредиты наличными. Система управления рисками Банка учитывает специфику работы в массовом розничном сегменте кредитования, в том числе - с учетом регулятивных изменений. Банк рассчитывает, что в среднесрочной перспективе средние темпы роста кредитного портфеля не превысят 20% в год.

Портфель ценных бумаг Банка (16%) активов - высокого качества, его основу составляют долговые обязательства эмитентов, включенных в ломбардный список ЦБ РФ и ОФЗ.

Банк располагает достаточным капиталом (51,6 млрд. руб. на 01.11.2013 года, рост на 32% за период), качество структуры капитала с учетом доли основного капитала в структуре собственных средств - хорошее. Регулятивный показатель достаточности собственных средств превышает комфортные значения на уровне 12,6% по состоянию на 01.11.2013 года, что создает предпосылки для запланированного роста объема кредитования в среднесрочной перспективе. Банк рассматривает возможность увеличения капитала 1 уровня в 2014 году, способ увеличения на сегодняшний день не формализован.

Клиентские ресурсы ЗАО «Банк Русский Стандарт» год к году выросли на ~40%, до ~269 млрд. руб. на 01.11.2013 года. Структура клиентской базы является диверсифицированной и устойчивой, остатки и обороты средств на счетах клиентов лиц росли в течение анализируемого периода. Доля средств физических лиц в обязательствах Банка не превышает 70%. Банк обладает публичной кредитной историей. Объем эмиссии 21 млрд. руб. (5% пассивов Банка).

Согласно РСБУ, по итогам 3 кварталов 2013 года ЗАО «Банк Русский Стандарт» сократил чистую прибыль на 60% по сравнению с результатом предыдущего года - до 2,16 млрд. руб. на фоне убытка по одноразовой сделке (2,9 млрд. руб.), роста объема резервов и повышения ставки резервирования. При этом чистый процентный доход вырос до 36,7 млрд. руб., а чистый комиссионный доход - до 11,9 млрд. руб. по итогам 3 кварталов 2013 года. Комиссионная составляющая - на высоком уровне в структуре доходов (отношение чистых комиссионных к чистым процентным доходам - порядка 32% на 01.10.2013 года).

Группа применила методологию создания резерва по портфелю, предусмотренную МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», и создала резерв на покрытие убытков от обесценения, которые были понесены, но в отношении которых на конец отчетного периода не была идентифицирована их связь с конкретным кредитом. Основными факторами, которые Группа принимает во внимание при рассмотрении вопроса об обесценении кредита, являются его просроченный статус и возможность реализации залогового обеспечения, при наличии такового.

Ниже представлен анализ изменения резерва под обесценение кредитного портфеля в течение шести месяцев, закончившихся 30 июня 2013 года:


Ниже представлен анализ изменения резерва под обесценение кредитного портфеля в течение шести месяцев, закончившихся 30 июня 2012 года:


Резерв под обесценение в течение периода отличается от суммы, представленной в консолидированном сокращенном промежуточном отчете о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе, в связи с восстановлением кредитов, ранее списанных как безнадежные, в размере 355 миллионов рублей (шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2012 года: 604 миллиона рублей). Эти суммы были отражены непосредственно в уменьшение строки резервов в консолидированном сокращенном промежуточном отчете о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе.

В течение шести месяцев, закончившихся 30 июня 2013 года, Группа продала третьим сторонам кредиты физическим лицам на общую сумму 457 миллионов рублей и с резервом под обесценение кредитного портфеля на сумму 452 миллиона рублей на дату выбытия за 5 миллионов рублей.

Кредиты списываются из консолидированного сокращенного промежуточного отчета о финансовом положении в соответствии с внутренней политикой Группы. Критерии списания кредитов основаны на поведении портфеля. Группа использует следующие критерии для списания кредитов в качестве безнадежных: выявленные мошеннические кредиты; кредиты с задержкой платежа более 180 дней (шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2012 года: 120 дней) с основной суммой долга менее 50 тысяч рублей; кредиты с задержкой платежа более 360 дней, независимо от суммы основного долга.

3. Основные проблемы и перспективы потребительского кредитования

В настоящее время в нашей стране наблюдается стремительное развитие рынка кредитования населения. Объемы предоставленных физическим лицам кредитов продолжают увеличиваться, несмотря на то, что многие кредитные организации всячески стараются утаивать от потенциального заемщика реальную стоимость кредита на стадии оформления кредитной заявки. Банки, рекламируя свои кредитные продукты, умалчивают или не полностью раскрывают информацию о реальных размерах процентных ставок, взимаемых за пользование кредитом, комиссиях и других скрытых дополнительных выплатах по кредиту.

Если заемщик попытается внимательно ознакомиться с текстом кредитного договора, то сможет обнаружить в нем напечатанные мелким шрифтом соответствующие пункты, на которые не обратили внимание клиента представители банка при оформлении кредита. Можно смело сказать, что сокрытие реальной стоимости кредита путем утаивания дополнительных платежей является своеобразной уловкой, используемой для привлечения клиентов.

Таким образом, одной из важнейших проблем потребительского кредитования является то, что потенциальный заемщик не всегда способен самостоятельно тщательно изучить и осмыслить условия кредитного договора.

Вместо того чтобы оформлять экспресс-кредит, допустим, под 10% годовых плюс скрытые дополнительные платежи (в результате получается почти 50% по кредиту, взятому на год), гораздо выгоднее обратиться в банк, который предлагает 20% годовых и не требует никаких дополнительных выплат. Как правило, клиент выбирает более низкие декларируемые проценты (10% годовых) и будет оформлять кредит прямо в торговой точке, в итоге воспользуется худшим предложением.

Многие кредитные учреждения знакомят своих клиентов с подробностями кредитного договора лишь после оформления кредита. Такие клиенты вряд ли повторно воспользуются низким процентом и возможностью быстрого оформления кредита. Данное явление, естественно, подрывает доверие населения к кредитным организациям.

Для исчерпывающего объективного анализа необходимо выполнять дополнительные математические расчеты, т.к. в настоящее время процентная ставка по кредиту, объявленная в рекламе, теряет роль ориентира для потенциальных заемщиков. В результате банки оставляют клиентов наедине с агрессивной рекламой потребительского кредитования, в которой не может оперативно разобраться человек, не обладающий большим количеством свободного времени и хорошими математическими способностями.

Кроме того, не менее важной проблемой является то, что на рынке кредитования физических лиц в настоящее время наблюдается явление недобросовестной конкуренции, т.е. банки, предлагающие кредиты населению на более выгодных условиях, теряют потенциальных клиентов из-за недобросовестных конкурентов, предоставляющих необъективную рекламную информацию, в которой не раскрывается реальная стоимость кредитного продукта.

Пока коммерческие банки имеют возможность диктовать потребителю свои условия и устанавливать высокие процентные ставки. Но скоро конкурентоспособность, жесткая борьба за каждого клиента и сама возможность остаться и развиваться на рынке розничного кредитования будут зависеть от умения банка устанавливать свою ценовую политику, а значит, умения работать с проблемными кредитами.

Еще одной очень важной проблемой потребительского кредитования является рост доли невозврата кредитов. Уже сейчас только по официальной статистике доля проблемных кредитов в портфелях банков в среднем составляет 1,3%. По неофициальным же данным реальный уровень проблемной задолженности в некоторых банках достигает 5-6% от кредитного портфеля. Следует отметить, что эти показатели не относятся к ипотечному кредитованию.

Одна из основных причин такого уровня проблемной задолженности (достаточно высокого) состоит в том, что совершенствование методов и систем оценки рисков в российских банках не успевает за развитием бурно растущего рынка. Поэтому банки зачастую выбирают следующий «способ работы» с проблемными долгами - существующие и ожидаемые проценты дефолтов по кредитам покрывают очень высокие процентные ставки, комиссии и тарифы по этим продуктам.

В настоящее время, все большей популярностью пользуется разновидность потребительского кредитования - автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона.

Страхуя риски, банки вводят дополнительные условия - страхование залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными расходами ложится на заемщиков, которые переплачивают за страховку в среднем 10-20% от стоимости автомобиля.

Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему, дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.

В отличие от классического потребительского кредитования, где в основном кредиты выдаются в рублях, отличительной особенностью автокредитования являются валютные кредиты. А соответственно и процентные ставки (с учетом различных банковских комиссий) ниже на 30-40%.

Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации.

На заре зарождения потребительского кредитования подобные дисконты доходили до 7-10%, однако в последнее время средний дисконт с торговой организации вышел на уровень 1,5-2,5%. Это связано с тем, что, борясь за клиентов, банки начинают демпинговать в рамках конкурентной борьбы между собой. Более того, крупные торговые сети и автосалоны требуют от банков отмены подобных комиссий, а сети «первого» порядка заставляют банки платить им.

На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.

Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные черты.

К положительным можно отнести:

получение банками стабильно высокой прибыли;

увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;

увеличение покупательской платежеспособности;

увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций;

К отрицательным:

повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;

значительные переплаты за товар, который покупает клиент;

Тем не менее, комплексная реализация программ потребительского кредитования несет для экономики страны больше положительных тенденций, нежели отрицательных. Однако, сохранение потребительского кредитования в тех формах, которые оно носит сейчас весьма проблематично. Следующим этапом (который начал реализовываться уже сейчас) станет нецелевое кредитование при помощи пластиковых карт.

Уже в ближайшем будущем, следуя мировым тенденциям развития потребительского кредитования, в нашей стране банковское розничное направление трансформируется в три основных направления:

кредитование на пластиковые карты;

автокредитование;

ипотечное кредитование.

Для развития данных программ банкам необходимо:

снижение процентных ставок, как фактор повышения спроса;

страхование финансовых рисков под возможные потери;

создание кредитных бюро на всей территории России;

развитие технологий банковской инфраструктуры.

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время потребительское кредитование активно развивается в нашей стране, что положительно сказывается на экономике, как банковского сектора, так и экономике России в целом.

Заключение

Потребительский кредит - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая заемщику с целью использования в потребительских целях. Потребительское кредитование предоставляется частным лицам при покупке потребительских товаров длительного пользования: мебель, бытовая техника, автомобили. Потребительский кредит реализуется либо в форме продажи товара с отсрочкой платежей через различные магазины, либо в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели (кредит наличными).

Проанализировав процесс потребительского кредитования, приходим к выводу, что коммерческий банк, выдавая потребительский кредит, способствует, в первую очередь, решению социальных проблем населения, связанных с необходимостью улучшения условий жизни, оплаты медицинских и образовательных услуг и т.д. К тому же он, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг.

Намечая перспективы развития рынка потребительских кредитов, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем «жить в долг» станет для российских граждан таким же обычным делом, как для американцев и европейцев. Наблюдающийся резкий рост популярности потребительских кредитов приведет к тому, что в ближайшие годы спрос со стороны населения на этот вид банковских услуг будет возрастать. При этом кредитные организации будут увеличивать объемы предоставляемых кредитов. Во многом такая ситуация обусловлена увеличением численности среднего класса, на который в основном и ориентируются банки, и ростом его доходов.

В данном случае обострение конкуренции между банками на рынке кредитования населения заставляет их применять более гибкую кредитную политику, снижать процентные ставки, сокращать сроки оформления кредита, разрабатывать новые кредитные продукты, развивать кредитование в регионах, где на сегодняшний день потребительский спрос также является высоким. Интерес кредитных организаций к розничному клиенту и борьба за него продолжает нарастать, не смотря на то, что коммерческим банкам предпочтительнее работать с юридическими лицами.

Кроме того, были выявлены проблемы потребительского кредитования, возникающие на современном этапе. На рынке потребительского кредитования идет жесткая конкуренция. Однако желание банков заполучить как можно больше клиентов приводит к неоправданной лояльности кредиторов к заемщикам. В результате «плохие» долги в регионах округа растут гораздо быстрее, чем сами кредиты.

Среди причин роста просрочки называют практически нулевую финансовую грамотность населения, недостаточность работы банков в плане повышения образовательного уровня потенциальных клиентов, а также неадекватность большинства сообщений, которые «разогревают» кредитный бум, не информируя о последствиях неправильной оценки платежеспособности.

Кроме того, существует проблема отсутствия прозрачности условий кредитования, недобросовестной конкуренции, которую успешно решает ФАС.

Однако, как было отмечено, все проблемы решаемы. Стоит только приложить немного усилий. И если это будет сделано, то потребительское кредитование принесет пользу не только банкам, но и заемщика, и России в целом.


Список использованных источников

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - Омега-Л.2013 г.

2.      ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1 / Российская газета (Федеральный выпуск) от 30 декабря 2004 г.

3.      Федеральный закон РФ «О кредитных историях»: от 30.12.2004 г., N218-ФЗ // Вестник Банка России. - 2004. - №58

4.      Положение Центрального Банка РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»: от 26 марта 2004 г. №254-П // Вестник Банка России. - 2004.

.        Положение ЦБР от 26 июля 1998 г. №39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» // СПС «Гарант»

6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. [Текст] / Под общ. ред. А.Г. Грязновой - М.: Финансы и статистика, 2002.

7.      Банковское дело [Текст]: Учебник, / Под ред. д-ра экон наук, проф. Коробовой Г.Г. - М.: Экономистъ, 2004.

.        Банковское дело: базовые операции для клиентов [Текст]: Учеб. пособие / под ред. Тавасиева А.М. - М.: Финансы и статистика. - 2005.

9.      Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жуковой. - М.: ЮНИТИ, 2005.

10.    Банковские операции: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.И. Коробова. - М.: Магистр, 2007.

11.    Банковское право: Учебник для вузов / Под ред. И.Ш. Килясханова, Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008.

12.    Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2005

13.    Журнал «ГазпромБанк» от 30.10.2011

14.    Официальный сайт Банк Русский Стандарт http://www.rsb.ru

15.    banki.ru http://www.banki.ru

16.    Кредиты.ру http://www.credit.ru

17.    Гарант. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru

18.    Forexcity.ru информационно-аналитический портал о форекс http://www.forexcity.ru

Похожие работы на - Потребительское кредитование в коммерческом банке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!