Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    84,97 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

"Международный университет "МИТСО"









КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь и перспективы его развития

по дисциплине Деньги. Кредит. Банки


Студент:

Воробей Владимир Игоревич

Курс 3, группа 1118 з

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Галина Владимировна Писаренко

Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.   РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СОСТАВЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

1.1    Рынок ценных бумаг. Его экономическое содержание

.2      Ценные бумаги: их виды, классификация

.3      Структура рынка ценных бумаг

2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОЦЕНКА И АНАЛИЗ

. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Количество акционерных обществ 2008-2013 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Информация о зарегистрированных облигациях в разрезе эмитентов за 2012 -2013гг

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Объем и количество сделок, совершенных профучастниками в разрезе ценных бумаг за 2012-2013 гг.     

рынок ценный бумага акция

ВВЕДЕНИЕ


Неотъемлемой частью государства с развитой экономикой является рынок ценных бумаг. Это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Рынок бумаг играет важную роль в системе регулировании и перераспределения денежных средств, финансовых ресурсов и их обращения.

В нашей стране рынок ценных бумаг относится к так называемым "развивающимся", только приобретающим перспективы рынкам. Поэтому в Беларуси, как и впрочем, в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка.

Целью данной работы является рассмотрение и исследование рынка ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, а также в определении перспектив его развития на ближайшие годы.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

         изучить и рассмотреть основные теоретические аспекты по организации и функционированию рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;

         провести анализ состояния рынка ценных бумаг в нашей стране;

         определить проблемы связанные с деятельностью рынка ценных бумаг;

         выявить дальнейшие перспективы и направления для совершенствования немаловажной составляющей части финансового рынка.

Объектом исследования являются основные теоретические аспекты по организации рынка труда.

Предметом исследования выступают ценные бумаги: классификация, виды, функции.

В ходе написания курсовой работы, были использованы различные методы и приемы, такие как обобщение, количественный, качественный и статистический анализ. Методы группировки и сравнения.

Теоретическую и аналитическую базу для написания работы составили научные труды и статьи современных экономистов, периодические издания нашей страны, а также статьи, размещенные в сети Интернет.

1.      РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СОСТАВЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА


1.1    Рынок ценных бумаг. Его экономическое содержание


Ценные бумаги появились много веков назад, и содержание, которое вкладывалось в это понятие, исторически менялось. Под ценными бумагами понимались и любые документы имущественно-правового характера, и только оборотные документы для произведения расчетов по торговым операциям. Понятие ценных бумаг также ограничивалось либо совокупностью документов, обращающихся на фондовой бирже, либо документами, требующими предоставления для реализации выраженных в них прав. Эволюция ценных бумаг показывает, что первоначально ценные бумаги являлись лишь свидетельствами о вложении капитала (акции) или документами, фиксирующими отношения кредитора и должника (облигации, векселя, депозитные сертификаты). Позднее ценные бумаги становятся инвестиционным товаром, начинают обращаться, а их рыночная стоимость отличаться от первоначальной. Ценная бумага, с одной стороны, фиксирует определенные права ее владельца, с другой - является предметом гражданского оборота, объектом сделок. Эта двойная сущность ценных бумаг длительное время отличала их от различных договоров. Однако развитие рынка ценных бумаг привело к появлению производных ценных бумаг (опционов, фьючерсов и т.д.), которые являются договорами на определенный срок и с определенными условиями на покупку-продажу финансовых активов, обладая при этом свойствами ценных бумаг (обращаемостью, ликвидностью, доступностью, стандартностью и т.п.). Таким образом, ценные бумаги - это документы, устанавливающие связанные с их выпуском отношения. При этом следует различать экономическое содержание ценной бумаги и ее юридическое определение, закрепленное в законодательстве [8].

Рынок ценных бумаг представляет собой сферу реализации экономических отношений, выражаемых финансовым капиталом, и является частью финансового рынка, на котором капиталы аккумулируются, а затем инвестируются в реальный сектор экономики.

Финансовый рынок ― это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам) [4, 8-9 c.].

Финансовый рынок по своей структуре представляет взаимодействие трех основных рынков: рынок капиталов, рынок ценных бумаг, и валютного (денежного рынка). Связующим звеном является именно рынок ценных бумаг, т.к. обслуживает и рынок капиталов, и валютный рынок. Основным критерием отличия этих рынков является ликвидность активов, которые обращаются на данных рынках. На денежном рынке обращаются краткосрочные обязательства (срок до одного года) с высокой ликвидностью. На рынке капиталов срок исполнения обязательств составляет более одного года и их ликвидность соответственно более низкая.

Ликвидность - способность активов превращаться в более ликвидную форму, т.е. используется буквальный смысл слова ликвидность, которое дословно переводится как жидкий, текучий и означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в деньги [7,453 с.].

Рынок ценных бумаг характеризуется тем, что он включает в себя часть денежного (валютного) рынка и часть рынка капиталов, поскольку на нем реализуются взаимоотношения по поводу заимствования денежных средств. Таким образом, рынок ценных бумаг представляет собой совокупность отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также совокупность форм и методов такого обращения. Это система экономических механизмов, которые обслуживают кругооборот ценных бумаг. На рынке ценных бумаг складываются отношения по поводу имущественных прав владения и кредитования специфическими финансовыми инструментами - ценными бумагами. Необходимо сказать, что инструменты рынка ценных бумаг весьма разнообразны и обслуживают не только финансовый, но практически все рынки (товарный рынок, рынок ресурсов и т. д.). В то же время рынок ценных бумаг ― самостоятельный рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг, иначе называемые в литературе фондовыми ценностями (отсюда и появился термин фондовый рынок).

Ценная бумага - документ выпускаемый государством или корпорацией, который удовлетворяет право собственности, приносит владельцу ценной бумаги определенный доход [8].

Согласно статьям 143 и 144 Гражданского кодекса Республики Беларусь под ценной бумагой понимают "документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые его права в совокупности.

К ценным бумагам государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательные сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг" [1].

Таким образом, основной целью рынка ценных бумаг является привлечение временно свободных средств участников рынка, аккумуляция и обеспечение возможности перераспределения этих средств путем совершения разного рода операций по купле-продаже ценных бумаг. Следовательно, главная задача фондового рынка - привлечение инвестиций в экономику.

1.2    Ценные бумаги: их виды, классификация


Товаром на фондовом рынке выступают ценные бумаги. Исходя из предыдущей главы, ценная бумага - это финансовое средство, благодаря которому осуществляется перераспредление средств, это документ дающий право инвестору в будущем получить определенный доход в установленном порядке и в соответствии с законом.

Нужно отметить, что ценные бумаги весьма различаются. Отличие их состоит в зависимости от объектов и прав, которые они удостоверяют. Например, депозитные и сберегательные сертификаты, облигации удостоверяют долговые отношения, акции же свидетельствуют о праве собственности, коносаменты и векселя, чеки связаны с движением товаров.

Ценная бумага является формой фиксации рыночных отношений между участниками рынка, но при этом она сама является объектом этих отношений. То есть заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче или купле-продажи ценной бумаги в обмен на деньги или на товар. Ценная бумага - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место, выполняет свою специфическую функцию [5, c. 27].

Из вышесказанного можно определить значение ценных бумаг как финансовых инструментов:

—      аккумулируют денежные средства между: отраслями и сферами экономики, странами, населением, населением и сферами экономики, населением и государством;

—      предоставляют определенные права владельцам: в получении дополнительного дохода, в участии в управлении, в получении первоочередной информации;

—      обеспечивают получение дохода.

Ценные бумаги классифицируются:

—      по эмитентам. Ценные бумаги делятся на правительственные (включая государственные учреждения); местных органов власти; акционерных обществ; других хозяйствующих субъектов; прочих юридических лиц;

—      по цели эмиссии. Выпуск государственных ценных бумаг обеспечивает финансирование расходов государственного бюджета на неинфляционной основе, финансирование государственных программ. Все основные финансовые инструменты выпускаются в целях развития производства и обращения. Например, выпуск корпоративных ценных бумаг имеет целью привлечение инвестиций в экономику предприятия, используется как орудие коммерческого кредита; банковские векселя служат средством привлечения инвестиций, накопления, платежа [8];

—      по срокам обращения ценные бумаги делятся на: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1-5 лет); долгосрочные (более 5 лет); бессрочные (не имеют срока погашения).

—      по территории обращения ценные бумаги делятся на: региональные - ценные бумаги местных органов власти; национальные - ценные бумаги обращаются на внутреннем рынке страны; международные - ценные бумаги обращаются на территории других государств.

—      по уровню риска. Различают ценные бумаги с низким риском, умеренным либо полным. Уровень риска конкретного вида ценной бумаги определяется степенью платежеспособности и надежности эмитента, достаточностью, качеством и ликвидностью обеспечения его обязательств и другими факторами;

—      по степени ликвидности. Группируются на высоколиквидные - государственные ценные бумаги, ликвидные - долговые бумаги хорошо развивающегося и в финансовом плане устойчивого предприятия, низколиквидные - финансовые инструменты малого предприятия и неликвидные - к примеру, акции предприятия-банкрота;

—      по форме выпуска. Бывают эмиссионные (акции, облигации) и неэмиссионные (векселя, банковские сертификаты) ценные бумаги, в отличие от эмиссионных имеют документарную форму;

—      по типу использования. Ценные бумаги подразделяются на инвестиционные (акции, облигации и др.) и неинвестиционные (чеки и др.) [8];

—      по принадлежности прав по ценной бумаге: именные - на бланке ценной бумаги указывается имя владельца; на предъявителя - на бланке ценной бумаги отсутствует имя владельца; ордерные - ордерные чеки, коносаменты, страховые полисы (владельцу законодательно предоставлено право передачи ценной бумаги другому лицу путем индоссамента);

—      по форме вложения средств. Ценные бумаги подразделяются на долевые (акции) - приобретая их, инвестор получает право собственности и долговые (разного рода обязательства, государственные облигации, сертификаты) - инвестор выступает кредитором и поэтому в случае ликвидации организации они погашаются раньше, чем акции.

—      по форме собственности. Подразделяются на государственные и негосударственные (корпоративные, частные).

Также ценные бумаги подразделяются на 3 группы:

Акция представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о внесении средств на развитие акционерного общества и дающую право ее владельцу на получение части прибыли (дивиденда) данного акционерного общества.

Облигация представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента.

. Производные ценные бумаги - такие ценные бумаги, чья стоимость является производной от динамики курсов, лежащих в их основе финансовых активов или других, более простых финансовых инструментов. К ним относятся: опционы, фьючерсный контракт, варранты, ордера, права, форвардный контракт и др. Они являются обратимыми, т.е. в определенный период времени могут быть обменены на другие (основные) ценные бумаги или могут быть погашены.

Опцион - контракт (двухстороннее соглашение), по которому одна из сторон приобретает право на покупку/продажу определенного базисного актива по фиксированной цене, действующей в течение всего указанного в соглашении срока, а другая - обязуется за опционную премию обеспечить осуществление этого права. Основными видами опционов являются опционы колл (опцион на покупку базисного актива), пут (опцион на продажу базисного актива) и права.

Базисным активом производных ценных бумаг могут быть ценные бумаги, которые являются таковыми в соответствии с законодательством РБ, а также депозитные сертификаты и фьючерсные контракты.

Фьючерсный контракт - контракт (двухстороннее соглашение) на покупку/продажу базисного актива в день, установленный соглашением по фиксированной цене. Соглашение заключается на бирже.

Варрант представляет собой ценную бумагу, которая удостоверяет право ее держателя на покупку ценных бумаг, которые впервые выпускаются эмитентом варрантов.

Права - опцион на право покупки доли нового выпуска обыкновенных акций по установленному курсу в течение установленного периода.

Форвардный контракт - контракт (двухсторонне соглашение) об обязательной покупке/продаже базисного актива в день, установленный соглашением по фиксированной цене. Соглашение заключается вне биржи.

. Прочие - векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и др.

Вексель - ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю).

Депозитный сертификат, или сберегательный сертификат - письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему.

Ценные бумаги могут обращаться как на первичном так и на вторичном рынке ценных бумаг. Операции на первичном рынке заключаются в подготовке (конструировании) новых выпусков ценных бумаг и их первичном размещении. Операции на вторичном рынке ценных бумаг связаны с их обращением (куплей-продажей на фондовой бирже).

1.3    Структура рынка ценных бумаг


Рыночная система хозяйствования предполагает наличие трех видов рынков: рынка товаров и услуг, рынка рабочей силы и финансового рынка. Самостоятельной частью рынка капиталов выступает рынок ценных бумаг.

Финансовый рынок как экономическая категория - это совокупность отношений, связанных с перераспределением денежных ресурсов между различными субъектами в различных отраслях и на разных рынках.

Структура рынка ценных бумаг составляют:

субъекты (участники рынка);

организационно - правовая структура;

ценные бумаги.

Рынок ценных бумаг объединяет разных профессиональных и непрофессиональных участников. В их числе - эмитенты, ценных бумаг, которыми могут выступать только государство и юридические лица. Эмитент несет обязательства по выпущенным ценным бумагам перед их владельцами. Лицо, которое купило ценные бумаги за свой счет и от своего имени, называется инвестором. В качестве инвестора может выступать любой субъект - физическое, юридическое лицо, государство. Наиболее крупными на мировом рынке инвесторами являются банки, страховые компании, инвестиционные компании (фонды). Третий участник рынка - посредники (профессиональные участники).

Эмитенты ценных бумаг − это юридические лица, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг. В качестве эмитентов могут выступать государство в лице его органов (Министерство финансов, Национальный банк, местные органы власти), а также негосударственные структуры, такие, как акционерные общества, инвестиционные фонды, предприятия, банки, биржи. Эмитенты выступают начальным звеном в движении ценных бумаг.

Посредники представляют интересы, как покупателей, так и продавцов. В качестве посредников выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг, занимающиеся брокерской и дилерской деятельностью и деятельностью по управлению портфелями ценных бумаг. Задача посредников - оказывать помощь и инвесторам, и эмитентам. Благодаря посредникам свободные денежные средства поставщиков капитала значительно быстрее попадают в руки потребителей капитала и могут быть использованы для развития производства. Посредники, поскольку они специализируются на операциях с ценными бумагами, лучше знают, какие ценные бумаги являются наиболее привлекательными для инвестора. Поэтому они начинают работать с эмитентами, как только принимается решение о выпуске ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг должен обладать лицензией на посредническую деятельность по ценным бумагам. Он совершает сделки по купле-продаже ценных бумаг и называется брокером либо дилером. Брокер на основании договора поручения или комиссии осуществляет операции с ценными бумагами в интересах своего клиента. В его функции входит регистрация заключенной сделки и контроль соответствующего изменения в реестре акционеров, консультирование клиентов. Дилер совершает сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Профессиональными участниками РЦБ могут быть биржи, банки, инвестиционные фонды и компании, брокеры, депозитарии, регистраторы (организации, которые по договору с эмитентом ведут списки (реестры) владельцев именных ценных бумаг) [8]. В 2010 г. в Республике Беларусь функционировало 74 профессиональных участников рынка, из них 28- банки.

В ряде стран основными участниками РЦБ являются банки: они эмитируют ценные бумаги, инвестируют в финансовые инструменты и выполняют посреднические и агентские операции. Коммерческие банки выступают на рынке в качестве и профессиональных и непрофессиональных участников одновременно. Их профессиональная деятельность охватывает депозитарные, клиринговые, трастовые, дилерские и брокерские операции. В качестве непрофессиональных участников они осуществляют эмиссионные, инвестиционные, залоговые операции, операции покупки-продажи ценных бумаг (собственных акций, банковских сертификатов и др.), учет векселей, акцепт переводных векселей, аваль векселей клиентов и др.

Деятельность фондовых рынков в РБ регулируется "Законом о ценных бумагах и фондовых биржах от 12.03.1992". (Последние изменения от 28.06.1996 N 487-XIII).

В Республике Беларусь биржевой рынок представлен главным образом открытым акционерным обществом "Белорусская валютно-фондовая биржа" (ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа"), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 "О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг" путем преобразования государственного учреждения "Межбанковская валютная биржа". Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа Президента Республики Беларусь № 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг".

В Республике Беларусь регулирование фондового рынка осуществляется Государственным комитетом по ценным бумагам. На него также возложена функция контроля и наблюдения за состоянием РЦБ и за профессиональной деятельностью по ценным бумагам; регистрация выпусков ценных бумаг и лицензирование. В рамках своих полномочий регулирование фондового рынка осуществляют Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и другие государственные органы.

Основными структурными элементами государственного регулирования рынка ценных бумаг являются совокупность законодательных и нормативных актов, лицензирование и контроль данной деятельности.

К определяющим элементам инфраструктуры фондового рынка в Республике Беларусь относятся: Национальный банк Республики Беларусь, ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", Центральный и уполномоченные депозитарии [8].

Рынок ценных бумаг или рынок финансовых активов представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками.

Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка ценных бумаг.

Основными критериями их разделения являются время и способ поступления ценных бумаг на рынок, а также функции, которые они выполняют. Первичный рынок означает эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, в то время как вторичный - организацию их обращения.

Первичный рынок ценных бумаг - рынок первых и дополнительных эмиссий фондовых инструментов, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Первичным рынком ценных бумаг является экономическое пространство, на котором ценная бумага проходит путь от эмитента до первого держателя (владельца).

Важнейшая черта первичного рынка ценных бумаг - полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющей последним сделать обоснованный выбор вида ценных бумаг для инвестирования. Основной функцией первичного рынка является создание необходимых условий для проведения эмиссии и начального распространения ценных бумаг.

Так, в частности, акции акционерных обществ, при их первичном распространении могут размещаться путем открытой подписки (акции открытых акционерных обществ) либо распределения только среди учредителей (акции закрытых акционерных обществ).

Государственные ценные бумаги (государственные облигации) при их первичном размещении могут распространяться:

на условиях аукциона;

посредством индивидуального размещения;

при посредничестве банков неопределенному кругу лиц и др.

Первичный рынок государственных облигаций можно разделить на биржевой и внебиржевой. Биржевой рынок означает размещение государственных облигаций на аукционе, проводимом через открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа", а внебиржевой - размещение облигаций вне системы названной биржи. Приобретая ценные бумаги на первичном рынке, их владельцы выходят на вторичный фондовый рынок, который выполняет две функции: сводит нового покупателя с продавцом и способствует стабилизации цен, уравновешивая спрос и предложение.

Вторичный рынок ценных бумаг - рынок, на котором обращаются ранее эмитированные и размещенные на первичном рынке ценные бумаги. Важнейшей чертой вторичного рынка ценных бумаг является ликвидность, т.е. возможность в короткое время при незначительных колебаниях и низких издержках обращения реализовать приобретенные ценные бумаги. Таким образом, основной функцией вторичного рынка является, прежде всего, обеспечение ликвидности выпускаемых ценных бумаг.

Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой, или "уличный") рынок.

Важнейшим элементом регулируемого вторичного рынка ценных бумаг является фондовая биржа, которая выступает как торговое, профессиональное, нормативное и технологическое ядро данной системы правоотношений [9].

Таким образом, можно сделать вывод и выделить отличия вторичного рынка ценных бумаг от первичного: первичный рынок предшествует вторичному и ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитентов. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг (т.е. операции на вторичном рынке происходят, как правило, без участия эмитента и непосредственно не влияют на положение дел эмитента).

Рассматривая рынок ценных бумаг, нельзя обойти такие понятия как листинг и делистинг.

Листинг представляет собой режим, регулирующий допуск ценных бумаг к котировке на фондовой бирже. Под котировкой понимают действия Котировальной комиссии биржи, предусматривающие достижение следующих целей:

1. допуск ценных бумаг к торговле на фондовой бирже после изучения финансового положения фирмы эмитента этих ценных бумаг;

. определение величины курса ценных бумаг, а также регистрация и публикация их курсов (цен) в биржевых бюллетенях.

Делистинг - процедура исключения ценных бумаг из биржевого списка. Эта процедура организуется на бирже в следующих случаях, когда:

. эмитент объявлен банкротом или его финансовое положение признано неудовлетворительным на основе последующих квартальных бухгалтерских балансов и отчетов;

. сократились масштабы публичного размещения ценных бумаг, либо ценные бумаги перестали соответствовать минимальным требованиям биржевого листинга;

. эмитент по письменному заявлению отзывает свои ценные бумаги из листингового списка, например, в связи с обменом своих ценных бумаг одного выпуска на вновь выпущенные ценные бумаги, при дроблении акций, слиянии с другой фирмой и т.п.

4. эмитент не представляет ежегодные (ежеквартальные) отчеты о своей деятельности в установленные договором сроки, нарушает сроки оплаты экспертизы или другие условия договора о листинге ценных бумаг.

Следует отметить, что за последнее время в мировой практике на крупных биржах получают развитие вторичные биржевые рынки, где обращаются ценные бумаги без прохождения процедуры листинга. Однако на этих рынках риск инвестора значительно возрастает [11].

2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОЦЕНКА И АНАЛИЗ


Для начала необходимо отметить, что Министерством финансов РБ периодически разрабатываются стратегические Программы по развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь. На данном временном промежутке осуществляется программа на 2011-2015 гг.

Программой развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2011 г. № 482/10 (далее - Программа на 2011-2015 годы), для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения определены мероприятия, реализация которых направлена на создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь [2].

Помимо данной программы ежегодно разрабатывается дополнительная законодательная база по совершенствованию и реализации и размещению ценных бумаг.

Министерства финансов Республики Беларусь за 2012 - 2013 годам проведем оценку и анализ функционирования фондового рынка в Республике Беларусь.

Основными направлениями работы Департамента по ценным бумагам в 2012- 2013 годах являлись:

-    совершенствование законодательства о ценных бумагах, направленное на дальнейшую либерализацию условий функционирования рынка ценных бумаг и обеспечение его устойчивого развития;

-       усиление государственного регулирования на рынке ценных бумаг и противодействие недобросовестным захватам субъектов хозяйствования;

-       соблюдение равных условий деятельности для всех участников фондового рынка, поддержание добросовестной конкуренции, обеспечение прозрачности фондового рынка для эмитентов и инвесторов, защита интересов потребителей финансовых услуг;

-       повышение заинтересованности предприятий в привлечении средств на фондовом рынке страны;

-  мониторинг деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - профучастник) по совершению подозрительных (нестандартных) сделок, а также мониторинг действий (бездействий), признаваемых манипулированием рынка ценных бумаг;

-  повышение инвестиционной культуры участников рынка ценных бумаг и финансовой грамотности населения, а также повышение заинтересованности предприятий в привлечении средств на фондовом рынке страны.

Общий объем эмиссии акций действующих эмитентов за 2012-2013 года представлены в таблице 1.

Таблица 1 - общий объем эмиссии акций действующих эмитентов за 2012-2013 года

Объем эмиссии акций действующих эмитентов 2012-2013 гг., трлн. бел. руб.

Тип общества Год

ОАО

2012

122,8

14,70

2013

168,3

17,8

Динамика за 2012-2013

45,5

3,1

Примечание: источник - собственная разработка

Из таблицы следует, что за 2013 год значительно увеличилась эмиссия акций, в большей степени открытых акционерных обществ. Учитывая рисунок 2 [приложение А], и то что количество акционерных закрытых обществ уменьшилось за предыдущий год, а показатели эмиссии увеличились, можно сделать вывод, что население, другие предприятия обращают внимание на ценные бумаги и инвестируют в них свои средства.

В соответствии с приложением Б, следует что в 2012 году зарегистрировано 453 выпуска корпоративных облигаций 173 юридических лиц. Сумма эмиссии составила 29 481,4 млрд. рублей. В 2013 году зарегистрировано 372 выпуска корпоративных облигаций и облигаций местных займов 163 юридических лиц. Сумма эмиссии составила 26 750,1 млрд. рублей (из них допущены без государственной регистрации к обращению в открытом акционерном обществе "Белорусская валютно-фондовая биржа").

По состоянию на 01.01.2013 в обращении находилось 684 выпуска облигаций 255 эмитентов на сумму эмиссии 66 217,6 млрд. рублей, из них небанковских организаций - 205 эмитентов, объем облигаций в обращении которых составил на конец 2012 года 27 311,3 млрд. рублей, что превышает данный показатель по состоянию на 01.01.2012 в 1,4 раза. Доля находящихся в обращении облигаций организаций, не являющихся банками, в общем объеме находящихся в обращении на 01.01.2013 выросла до 41,2 % (по состоянию на 01.01.2012 доля составляла 29,8 %). Объем эмиссии облигаций местных исполнительных и распорядительных органов в обращении на 01.01.2013 составил 7 332,1 млрд. рублей (уменьшение по сравнению с показателем на 01.01.2012 на 9,2 %).

По состоянию на 01.01.2014 допущено к обращению 691 выпуск Облигаций 293 юридических лица, из них 161 выпуск облигаций банков (26 юридических лиц), 463 выпуска облигаций организаций, не являющихся банками (240 юридических лиц), 67 выпусков облигаций местных исполнительных и распорядительных органов (27 юридических лиц).

По состоянию на 01.01.2014 общий объем допущенных к обращению Облигаций увеличился по сравнению с 01.01.2013 на 10,4 % и составил 73 089,1 млрд. рублей (из них биржевых облигаций - 50 выпусков 19 юридических лиц на сумму эмиссии 4 776,5 млрд. рублей).

Суммарный объем торгов по первичному размещению акций за 2013 год составил 53 млрд. рублей (уменьшение по сравнению с 2012 годом в 13,9 раз) или 320 457 акций (за 2012 год суммарный объем торгов по первичному размещению акций составил 739 млрд. рублей или 4 285 451 акция). Количество сделок, заключенных на первичном рынке с акциями в биржевой торговой системе в 2013 году, составило 98 (за 2012 год 873 сделки).

Суммарный объем вторичных торгов акциями за 2013 год составил 510,3 млрд. рублей (уменьшение по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза) или 141 795 577 акций (за 2012 год объем составил 753 млрд. рублей или 167 416 461 акция). Количество сделок, заключенных с акциями в биржевой торговой системе в 2013 году, составило 6 959 (за 2012 год 14 717 сделок).

Для того что бы проанализировать какое количество сделок совершалось за 2012-2013 гг. и какие изменения произошли за этот период представим данные в таблицу 2.

Таблица 2 - Биржевые сделки в разрезе валют за 2012-2013 года.

кол-во сделок года

2012

2013

темп роста

белорусские рубли

14411

6937

48%

евро

7

12

171%

доллар США

287

5

2%

российские рубли

12

5

42%

 Примечание: источник - собственная разработка

Следуя из данных таблицы 2, наблюдаем, что из всех сделок по четырем валютам в 2013 году лишь количество сделок в евро увеличило свои позиции.

Согласно приложению Б в 2012 году было зарегистрировано 17 118 сделок из них было совершено 14 973, в 2013 году было зарегистрировано 14 101 сделка, совершено 12 611.

Что же касается купли-продажи акций открытых акционерных обществ, то в отчетном периоде биржа зарегистрировала информацию о 7 877 внебиржевых сделках купли-продажи акций ОАО. Оборот внебиржевого рынка акций ОАО составил 667,4 млрд. рублей, или 356 145 644 акции (373,4 млрд. рублей, или 35 548 234 акции в 2012 году), что в 1,8 раз больше показателя предыдущего года [3].

Проанализируем динамику данных операций за период 2009-2013 года и представим их таблицей 3 и рисунком 2.

Таблица 3 - внебиржевые сделки купли-продажи акций, 2009-2013 гг.

Внебиржевые сделки купли- продажи акций за 2009-2013гг.

 

2009

2010

2011

2012

2013

количество сделок, шт.

5697

7552

7136

9666

7877

объем, млрд. руб

851,9

92,6

22035

373,4

667,4

Примечание: источник - собственная разработка

Рисунок 1 - Динамика внебиржевых сделок купли-продажи 2009-2013 гг.

Примечание: источник - собственная разработка

Из представленных данных можно сделать вывод, что количество сделок значительно превышает объемы операций. Лишь в 2011 году объемы сделок превысили их количество.

Из общего количества профучастников, получивших лицензии на брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 сделки с ценными бумагами на бирже осуществляли 65 профучастников, из них - 27 банков, 38 небанковских организации. При этом отдельные профучастники совершали единичные сделки. Например, 5 профучастников совершили за год менее 10 сделок. Вместе с тем, 13 профучастников совершили от 10 до 100 сделок, 38 профучастников - от 100 до 1000 сделок, 9 профучастников - свыше 1000 сделок.

По сравнению с прошлым годом общее количество сделок с ценными бумагами, совершенных профучастниками, уменьшилось на 39,8 %, при этом объем сделок увеличился в 4,3 раза за счет увеличения сделок с облигациями.

Следует отметить существенное уменьшение количества и объема сделок с акциями: количество сделок с акциями уменьшилось на 53,5 %, объем сделок уменьшился на 74,7 %.

Общее количество сделок с облигациями в 2013 году уменьшилось на 55,5 %, а объем сделок увеличился в 4,4 раза. При этом в разрезе видов облигаций:

количество и объем сделок с государственными облигациями уменьшились соответственно на 70,3 % и 32 %;

значительно уменьшились количество и объем сделок с облигациями Национального банка Республики Беларусь соответственно на 92,6 % и 87,3 %;

увеличилось количество сделок с облигациями местных займов на 95,6 %. При этом объем сделок с облигациями местных займов увеличился на 0,3 %;

уменьшилось количество сделок с облигациями юридических лиц на 30,8 %, а объем сделок с облигациями юридических лиц увеличился в 35,7 раз;

увеличилось количество сделок с облигациями нерезидентов на 9,9 %, а объем сделок уменьшился на 38,4 %.

В 2013 году количество сделок составило 42 045, в том числе количество сделок с акциями составило 38,2 %, количество сделок с облигациями - 36,7 %, количество сделок с производными ценными бумагами - 25,1 %. При этом в общем объеме сделок (составивший 1 042 646,2 млрд. рублей) 99,3 % составил объем сделок с облигациями, 0,1 % - с акциями, 0,6 % - с производными ценными бумагами.

Существенно уменьшилось количество сделок с депозитными сертификатами. Так в 2013 году было проведено 2 сделки общим объемом 647,98 млн. рублей, а в 2012 году - 20 сделок общим объемом 58 204,48 млн. рублей.

Сделки с векселями в 2013 году не осуществлялись.

Необходимо отметить значительное увеличение количества сделок с производными и прочими ценными бумагами. Так в 2013 году совершено 10 545 сделок, что в 17 раз больше по сравнению с 2012 годом, а объем сделок увеличился в 26,2 раза.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Как упоминалось выше, 12 апреля 2011 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).

Главная цель Программы - создание необходимых условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надёжности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего экономического роста и повышения благосостояния населения.

Предыдущая Программа 2008-2011 гг. предусматривала комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг:

совершенствование налогового законодательства в части снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами;

снятие ограничений на отчуждение акций;

приведение норм, регулирующих применение особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами в соответствие с международными правилами;

повышение эффективности управления государственной собственностью;

создание института коллективных инвесторов;

внедрение новых инструментов фондового рынка;

выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.

В результате проведенного в рамках Программы на 2008 - 2011 годы комплекса мероприятий по созданию на законодательном уровне необходимых предпосылок для активизации рынка ценных бумаг:

) отменено особое право ("золотая акция") государства на участие в управлении хозяйственными обществами;

) происходит поэтапное снятие ограничений на отчуждение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

) снижен размер государственной пошлины за регистрацию акций, а также упрощены административные процедуры, совершаемые в процессе государственной регистрации ценных бумаг;

) внедрены новые инструменты ― биржевые облигации, размещение и обращение которых осуществляются исключительно на биржевом рынке без государственной регистрации выпуска ценных бумаг, а также закладные (документарные и бездокументарные);

) банкам предоставлена возможность выпуска облигаций без обеспечения исполнения обязательств по ним (в пределах 80 процентов нормативного капитала);

) акционерным обществам предоставлена возможность выпуска облигаций на сумму, превышающую размер уставного фонда;

) произошли значительные изменения в системе налогообложения (в 2008 году с 40 до 24 процентов снижены ставки налога на доходы от операций с акциями, с 1 января 2010 г. в связи со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь снижены с 15 до 12 процентов ставка подоходного налога в отношении доходов, получаемых физическими лицами в виде дивидендов, с 24 до 12 процентов - ставка налога на прибыль, получаемую юридическими лицами от реализации акций белорусских эмитентов, а также в виде дивидендов, выплачиваемых резидентами и нерезидентами);

) освобождены от налогообложения доходы, полученные от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в пятилетний период (с 1 апреля 2008 г. до 1 января 2013 г.);

) расходы эмитентов на выплату процентов по выпущенным ими облигациям относятся к прочим затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемым при налогообложении;

) осуществляется концептуальная систематизация деятельности государства в сфере приватизации по оптимизации доли государства в акционерном капитале путем принятия трехлетних планов приватизации;

) усовершенствован порядок выпуска и государственной регистрации ценных бумаг на территории Республики Беларусь, а также порядок совершения сделок с ними;

) расширен круг инвесторов в жилищные облигации за счет предоставления иностранным юридическим и физическим лицам возможности их приобретения, а также усилено государственное регулирование в части защиты прав и законных интересов инвесторов;

) разработаны проекты законов Республики Беларусь, предусматривающие внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 года "О ценных бумагах и фондовых биржах" (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 11, ст.194) и Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 года "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 56, 2/61);

) принято постановление Министерства финансов и Правления Национального банка от 4 марта 2010 г. № 20/40 "Об утверждении Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010 - 2015 годы" [10].

Данная Программа 2008-2010 года поспособствовала становлению и развитию рынка бумаг в Беларуси. Однако следует отметить, что отдельные сегменты рынка, такие как вторичный рынок акций, рынок производных бумаг, недостаточно развиты, а законодательная база и инфраструктура данного рынка носят в данном случае опережающий характер. Это приводит к тому что рынок работает на количество, а не на качество (что прослеживается во 2 главе) и в стандартном его понимании не формируется. Данная ситуация обусловлена еще также:

—      недостаточным развитием страховых, пенсионных и инвестиционных фондов, традиционно являющимися основными участниками рынка ценных бумаг;

—      недостаточностью навыков и образования участников рынка и как следствие их количества;

—      усилением конкуренции со стороны иных сегментов финансового рынка;

—      отсутствием потенциальных инвесторов;

—      низкий уровень "прозрачности" рынка ценных бумаг.

Для решения данного рода проблем фондовому рынку в Республике Беларусь необходимо иметь основные направления в развитии:

—      сформировать ликвидный и "прозрачный" рынок ценных бумаг;

—      усовершенствовать технологическое обеспечение;

—      повысить конкурентоспособность биржевой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры;

—      усовершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в целях создания условий для внедрения новых финансовых;

—      равномерное развитие всех сегментов рынка.

ОАО Беларуская валютно-фондовая биржа ставит перед собой следующие перспективы развития:

—      разработка и внедрение единых Правил торгов на фондовом рынке;

—      модификация аукционных методов торговли: запуск аукциона процентных ставок, открытие сектора аукционных операций по ценным бумагам номинированным в иностранной валюте с расчетами в белорусских рублях

—      Внедрение механизмов выплаты промежуточного дохода по облигациям, в период срока РЕПО;

—      Реализация первого этапа Концепции развития интернет -портала биржи;

—      Повышение информационной безопасности;

—      Разработка новой расчетно-клиринговой системы на базе платформы ORACLE [12].

Утвержденная программа развития рынка ценных бумаг предусматривает те самые логичные пути развития и совершенствования фондового рынка, которые будут осуществляться в соответствии с законодательствами и постепенно.

Программа предусматривает создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Беларуси. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения страны.

Документ базируется на нескольких основных принципах: сбалансированного развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг, государственной политики, направленной на улучшение условий ведения бизнеса, либерализацию совершения операций на рынке ценных бумаг, повышение уровня защиты прав и законных интересов инвесторов, в том числе иностранных, а также снижение рисков на рынке ценных бумаг.

План мероприятий программы включает 30 позиций. Среди них - совершенствование системы государственного регулирования финансового рынка за счет внедрение в эту систему международных стандартов, создания комплексной системы мониторинга и оценки рисков рынка ценных бумаг, формирования единого органа государственного управления, осуществляющего регулирование объединенных сегментов финансового рынка, при Совете Министров.

Особое внимание в программе уделяется развитию рынка государственных ценных бумаг. Документ, в частности, предусматривает размещение эталонных выпусков государственных ценных бумаг на внутреннем и внешних рынках с учетом потребностей республиканского бюджета, новацию выпусков государственных долгосрочных облигаций, находящихся в портфеле Нацбанка.

Программой предусмотрены также меры по совершенствованию биржевой и депозитарной систем. Для этого будут выполнены мероприятия в рамках Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам на 2010-2015 годы. Будет развиваться система поддержки ликвидности по акциям, допущенным к обращению на биржевом рынке, формироваться корреспондентские отношения с иностранными депозитариями в целях интеграции национальной депозитарной системы в депозитарные системы иностранных государств.

Отдельный раздел в новой программе предусматривает меры по совершенствованию налогового законодательства на рынке ценных бумаг. Планируется, освободить от налогообложения эмиссионный доход акционерных обществ, оптимизировать уровень налогообложения доходов, получаемых инвесторами от операций с ценными бумагами

К 2016 году предусматривается увеличить капитализацию рынка акций к ВВП до 23%, соотношение объема зарегистрированной эмиссии акций к ВВП - до 50,1%. Объем вторичного рынка корпоративных ценных бумаг вырастет до 10,4% к ВВП. Ставится задача приблизиться к значениям аналогичных показателей в других странах, а по некоторым из показателей превысить их [13].

В целях дальнейшего развития фондового рынка, создания благоприятных условий для инвестирования в экономику республики, активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций, Департаментом по ценным бумагам планируется в 2014 году проведение работы по следующим направлениям:

- комплексное регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и современными потребностями рынка;

-  актуализация Свода правил корпоративного поведения в целях повышения уровня корпоративной культуры и управления, поддержания стабильной работы акционерных обществ и снижения числа корпоративных конфликтов;

-  контроль за соблюдением участниками рынка ценных бумаг норм законодательства о ценных бумагах;

-       мониторинг биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг и обеспечение законности совершаемых сделок;

- повышение инвестиционной культуры участников рынка ценных бумаг и финансовой грамотности населения;



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, рынка ценных бумаг и денежного (валютного) рынка. Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и ссудного), а связующим элементом - рынок ценных бумаг, который обслуживает другие сегменты финансового рынка. Ценные бумаги служат краткосрочными платежными средствами на денежном рынке, а также выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на рынке капитала.

Итак, рынок ценных бумаг представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками.

Ценная бумага - это документ выпускаемый государством или корпорацией, который удовлетворяет право собственности, приносит владельцу ценной бумаги определенный доход.

Структура рынка ценных бумаг составляют:

субъекты (участники рынка);

организационно - правовая структура;

ценные бумаги.

Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка ценных бумаг.

Основными критериями их разделения являются время и способ поступления ценных бумаг на рынок, а также функции, которые они выполняют. Первичный рынок означает эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, в то время как вторичный - организацию их обращения.

апреля 2011 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).

Главная цель Программы - создание необходимых условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надёжности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего экономического роста и повышения благосостояния населения.

К 2016 году предусматривается увеличить капитализацию рынка акций к ВВП до 23%, соотношение объема зарегистрированной эмиссии акций к ВВП - до 50,1%. Объем вторичного рынка корпоративных ценных бумаг вырастет до 10,4% к ВВП. Ставится задача приблизиться к значениям аналогичных показателей в других странах, а по некоторым из показателей превысить их.

Рынок ценных бумаг Беларуси можно отнести к слаборазвитым и на то есть свои причины:

1 отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;

2 низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

3 недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

4 приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;

5 преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции - перераспределения ресурсов из ннзкоэффектпвных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

Для того, что бы ценные бумаги были актуальны, востребованы и приносили прибыль владельцам, необходимо пересматривать структуру и искоренять вышеназванные причины. Также необходимо создавать условия для привлечения денежных средств не только больших компаний, но и рядовых жителей республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      Гражданский кодекс Республики Беларусь, принятый 7 декабря 1998 г. и вступивший в силу с 1 июля 1999 г;

2.      Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в 2012 году;

3.      Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в 2013 году;

4.      Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с.;

5.      Бусыгин Ю.Н, Бусыгин Д.Ю., Егомостьев Н.А., Воробъев М.К. Рынок ценных бумаг: Учеб.-мет. комплекс для студ. экон. специальностей; Минский институт управления. - Мн.: Изд-во МИУ, 2005. - 130 с.

6.      Кравцова Г.И. - организация деятельности коммерческих банков: Учеб., Мн.: БГЭУ, 2007.-482с;

7.      Г.И. Кравцова, Г.С.Кузьменко, Е.И.Кравцов и др. Под ред Г.И. Кравцовой Деньги, кредит, банки: Учеб., Мн.: БГЭУ, 2003.-527с;

8.      Рынок ценных бумаг: Учебное пособие/ Под общей ред. Е.М. Шелег. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 276с;

9.      Рынок ценных бумаг /Под ред. Н.Т. Клещева. - М.: Экономика, 1997. - 152 с.;

10.    Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы // Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 12.04.2011 № 482/10, c. 19;

11.    Информационный сайт ru.wikipedia.org: - [Электронный ресурс] - Минск 2014. - режим доступа: #"783120.files/image002.jpg">

Примечание: источник [3]

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Информация о зарегистрированных облигациях в разрезе эмитентов за 2012 -2013гг

Таблица 4 - Информация о зарегистрированных облигациях в разрезе эмитентов за 2012-2013 гг.

 Информация о зарегистрированных облигациях в разрезе эмитентов за 2012 -2013гг

тип эмитента

количество эмитентов

количество выпусков

объем эмиссии


штук

% от общего количества

штук

% от общего количества

млрд. рублей


% от общего количества


2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

банки

16

20

9,2

12,3

106

86

23,4

23,1

17017

14 467,50


54,1

небанковские организации

156

133

81,6

346

272

76,4

73,1

11950,2

10 660,50

40,5

39,8

местные исполнительные и распорядительные органы

1

10

0,6

6,1

1

14

0,2

3,8

514,2

1 622,10

1,8

6,1

общее количество

173

163



453

372



29481,4

26750,1



Примечание: источник - собственная разработка

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Объем и количество сделок, совершенных профучастниками в разрезе ценных бумаг за 2012-2013 гг.


Таблица 5 - объем и количество сделок, совершенных профучастниками в разрезе ценных бумаг за 2012-2013 гг.

Наименование показателя

2013 г.

2012 г.

Отношение в % к 2012 г.


Кол-во сделок (шт.)

Объем сделок, млрд. рублей

Кол-во Сделок (шт.)

Объем сделок, млрд. рублей

Кол-во сделок

Объем сделок

Сделок - всего

42 045

1 042 646,2

69 857

242 473,8

60,2

430,0

в том числе:







 акциями

16 074

1 172,5

34 544

4 636,4

46,5

25,3

из них: акциями нерез.

2 562

183,7

4 179

249,1

61,3

73,7

 облигациями

15 424

1 035 301,1

34 673

237 543,5

44,5

435,8

6 473

87 108,5

21 773

128 018,4

29,7

68,0

облигациями Национального банка РБ

57

9 851,7

772

77 749,2

7,4

12,7

ОМЗ

706

3 445,1

361

3 433,9

195,6

100,3

Облигациями юр. лиц

8 110

933 564,9

11 696

26 181,4

69,3

3565,7

облигациями нерезидентов

78

1 330,9

71

2 160,6

109,9

61,6

векселями

0

0

0

0

0

-

в т.ч. нерезидентов

0

0

0

0

0

-

Депоз. сертиф.

2

0,6

20

58,2

10,0

1,1

Примечание: источник [3]

Похожие работы на - Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!