Города арабского мира (от раннего поселения до феодального города)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,02 Мб
  • Опубликовано:
    2014-12-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Города арабского мира (от раннего поселения до феодального города)

Федеральное агентство по образованию

ГОуВПО

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Институт архитектуры и дизайна

Архитектурный факультет






Реферат

На тему

Города арабского мира (от раннего поселения до феодального города)



Выполнила: Тярина Дарья

студентка 4 курса АФ гр.248

Проверила: Храмова М.Ю.





Самара 2013 г.

Содержание

Введение

Город

Заключение

Введение

Арабским миром принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных страны Восточной Африки. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн. человек и общей площадью приблизительно 13 миллионов квадратных километров, что делает его второй по площади после России геолингвистической единицей в мире.

В истории бывают моменты бурного роста городов. Так было, когда войска Александра Македонского неудержимо стремились на восток; в древнем Хорезме, где вслед за развитием оросительной системы возникли оазисы возделанной земли. Такие этапы истории оставляют обильную пищу для всех разделов исторической науки. Они открывают благодарные возможности для истории градостроительства: новые города расчерчивались на поверхности земли по задуманному плану, как на чистом листе бумаги. Здесь замысел зодчего раскрывается во всей первозданной чистоте. Вслед за контуром городских стен появлялись укрепления, дворцы и храмы, росли кварталы жилищ, рынки, общественные здания, ветвилась уличная сеть.

В средние века знаменательны первые столетия арабских завоеваний, когда владения арабского халифата безудержно ширились к востоку и западу. При этом обретают вторую жизнь древние культурные центры как Иерусалим и Дамаск, возникают новые города - Куфа, Басра, Васит, Багдад на Тигре и Евфрате, Фустат и Каир на Ниле, Кайруан в глубине Ифрикии, Фес на крайнем западе. Впоследствии одни из них отмирают или меняют место, другие растут, выплескиваясь за тесные границы крепостных стен. Вскрывать анатомию средневекового города арабских стран, проследовать этапы его развития - подобная задача представляется масштабной.

Анализу подлежат не только планировка городов, их система обороны и элементы благоустройства, но также конкретное содержание городской застройки - типы жилых, культовых, общественных сооружений во всем их многообразии, формирующих городскую среду и неповторимый архитектурный ландшафт.


Арабы, населяющие в древности главным образом Аравийский полуостров, в VII в. Двинулись за его пределы. Их побуждали к этому назревавшие социальные перемены - сложение рабовладельческого уклада в разлагавшемся первобытно - общинном строе. Почва для объединения разрозненных племен была подготовлена заменой язычества монотеизмом. Отсчет календаря новой религии - ислама ведется с 622 г (дата бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину). Ислам стал знаменем “Священной войны - джихада. К 640 г. Арабы заняли византийскую Сирию. Затем повернули на восток и достигли Китая, а в 715 г. Появились в Средней Азии. На западе арабы захватили Египет и весь север Африки, в 713 г. Подчинили Пиренейский полуостров, а в 721 г. Пересекли Пиринеи.

Арабское завоевание отнюдь не сопровождалось поголовным истреблением жителей (как при монгольском нашествии) или разрушении городов (чем известны походы Тимура). В покоренных странах арабы довольствовались захватом добычи и взиманием дани. Их стремительные военные успехи объясняются политической слабостью в то время Византии сасанидского Ирана (где население нередко вставало на сторону завоевателей), дробностью среднеазиатских государств. В вестготской Испании рабы и крепостные встретили арабов как освободителей, покупая волю путем обращения в мусульманство.

Силой обстоятельств арабы вынуждены были проявлять широкую веротерпимость. Они не спешили обратить коренное население в ислам, поскольку такая мера сократила бы поступление в казну возлагаемой на неверных подушной подати “джизья”. В Египте мусульмане стали преобладать не раньше XIII в, а христиане - копты живут до сих пор. В Сирии поныне сохраняются чисто христианские селения (Сыднайя, Маллула).

Арабы охотно прибегали к услугам христиан, выбирая из их среды министров, лейб-медиков, писарей. Но жили обособленно, вытесняя иноверцев на периферию города.

Арабы не меняли на подчиненных территориях существенного строя. Обширное государство арабского халифата оказалось конгломератом областей с различной системой управления и хозяйства.

Первые халифы (Абу Бекр, Омар, Осман, Али) были выборными, соединяя в своем лице политическую, военную и теократическую власть. Центром государства оставались Медина вкупе со священным городом Меккой. Позднее на престоле утвердилась династия Омейядов, которая возглавила одну из самых обширных империй мира, включая сюда все занятые арабами страны, где правили наместники. Столицей Омейядов стал Дамаск.

Омейяды удерживали трон менее ста лет (661-750 гг.). Их сменила Аббасидская династия, существовавшая пять веков (750-1258 гг.). Если Омейяды установили арабское господство - пишет известный ориенталист А. Массэ - то Аббасиды - династия скорее мусульманская, нежели арабская. Более того - “аббасидский халифат выглядел как новое воплощение сасанидской монархии”. Иранцы поддерживали Аббасидов в борьбе за престол, становились их визирами (советниками), а двое из династии родились от персианок. Понятно, что Аббасиды перенесли резиденцию в Багдад, к границам Ирана. При Аббасидах рыхлая по структуре империя с отделенными провинциями и преобладанием там неарабского населения стала распадаться. Признаки раскола выразились в форме религиозной оппозиции - хариджизма и шиизма. В Магрибе, т.е. на Западе, как арабы называли север Африки, возникли к 800 г. самостоятельные берберские государства с центрами в Кайруане (Аглабиды), Таграрте (Хариджиты) и Фесе (Идриссиды). В Египте с 969 г. осели Фатимиды, считавшие себя потомками дочери пророка Фатимы. В IX-X вв. отпали Иран и Средняя Азия. Аббасидкский халифат и в тесных границах оставался влиятельной державой, но погиб от монгольского нашествия.

Магриб не знал таких напастей как монгольское нашествие на востоке или походы крестоносцев, осаждавших Сирию и Палестину с конца XI до начала XIII вв.. Но немало бед принесли арабские кочевые племена бану- хилаль, хлынувшие из верхнего Египта на территорию Туниса и Алжира. Усиливая арабизацию Магриба, они в то же время отодвинули к морской кромке границы возделанных земель, нарушалась государственная жизнь, оседлое население спасалось бегством в приморские города.

На крайнем западе развивались политические события, в которых видная роль принадлежала берберским династиям Альморавидов, а особенно Альмахадов, создавших империю в границах всего Магриба. Магриб всегда был прибежищем для политических эмигрантов - изгнанные из Сирии Омейяды в Андалусии оттянули конец династии более чем на три столетия, но уступили войскам альморавида Бен Ташфина.

В целом историю арабского средневековья принято делить на три этапа, из которых первый завершается к концу XI в. Полным развитием военноленной системы, позволявшей феодалам взимать земельные подати, проживая в городах. Второй этап, время развитого средневековья начинается закатом династии Аббасидов, когда политическая инициатива переходит к сильным правителям Египта и крайнего Магриба. На третьем этапе, с XVI в. наступает распад - в 1492 г. под патиском реконкисты пал Гранадский эмират, последний оплот мусульман в Испании, дробились государства Северной Африки, где наиболее значительных успехов достигли наследники Альмохадов, Мериниды (1248-1465 гг.). Египет, Аравия и Сирия в XVI в. Стали частью Османской империи.

Арабы заявили свое появление на арене истории не только завоеваниями, но и достижениями в области культуры. В пору, когда христианский мир погрузился во мрак средневековья, ислам стимулировал развитие наук, впитавших достижения греческой учености. В результате европейская наука отстала на три столетия и, вынужденная черпать мудрость из арабских трактатов, оказалась в неоплатном долгу перед Востоком. Ученые стран ислама изобрели алгебру и тригонометрию, химию и десятичное исчисление, определили географические широту и долготу, измерили окружность нашей планеты. Арабские путешественники оставили описание далеких стран, медики открыли инфекционную природу ряда заболеваний, занимались хирургией и широко разрабатывали фармакологию. Арабский язык стал “латынью Востока”

Внимание к местным традициям и широкие культурные искусств - литературы, художественных ремесел миниатюрной живописи и зодчества.

По письменным источникам XI в. В халифате существовали четыре типа городов: эллинистический, южно-арабский, вавилонский и восточный. Подобное многообразие объясняется протяженностью границ империи, вмещавших города, возникшие еще до ислама. Наше внимание направленно в первую очередь к новостройкам на занятых арабами территориях Ближнего Востока и Средиземноморья.

Для уяснения путей развития городов столь обширного региона необходимо, прежде всего, свести воедино данные, опубликованные на страницах разноязычной литературы. Такая сводка уже сама по себе представляется значительным шагом вперед. Характеристика городов получает наглядность путем составления сравнительных текстовых и графических таблиц, где показаны размеры и конфигурация городов, воссоздаются последовательные фазы из развития. Устанавливается структура города и социальные функции каждой из его частей, а вместе с тем исторические закономерности эволюции частей и целого. Анализ раскрывает определенную систему в рисунке уличной сети и ее соответствие функциям города как целостного организма.

Условием возникновения городов было, как правило, наличие источников питьевой воды. А необходимой мерой сохранения жизнеспособности являлась надежная фортификация.

Город

Резиденцией первых халифов были уже сложившиеся города Медина, Иерусалим и Дамаск. Укрепления этих городов и их планировка в основном более поздние. Первый из них был исконно арабским, два других арабы разделили с христианами. Омейяды украсили Иерусалим и Дамаск великолепными святынями ислама, создали в Средиземноморье ряд укрепленных дворцовых резиденций, но лишь один город Рамлу в Палестине. Настоящим градостроительным плацдармом стали необжитые просторы Двуречья.

На землях Двуречья арабы насаждали военные лагеря, обнесенные круглым земляным валом - такому способу обучились арабские племена, прежде находившиеся на службе у иранцев или византийцев. К центральной площади сходились улицы от четырех ворот, направленных по странам света. Арабы размещались в палатках по племенной принадлежности. Так возникли Басра и Куфа. У стен лагеря нарастали торгово - ремесленные слободы.

Ранние города Двуречья в большинстве запустели и разрушелись. Некоторые представления о них дают археологические изыскания, отчасти письменные источники. Куфа возникла в 638 г. на правобережье Евфрата по соседству с Хирой, столицей арабского Лахмидского княжества, образовавшегося здесь при Сасанидах. Васит, основанный в 702 г. на правом берегу Тигра, был резиденцией омейядскогонаместника. Как и в Куфе, раскопками открыты остатки дворца с примыкающей к нему мечетью. Со временем русло Тигра переместилось к востоку, и к XVII в. Город был заброшен.

Куфа в 750 г. стала ненадолго резиденцией Аббасидов. Халиф ал- Мунсар искал место для столицы и в 762 г. заложил город на правом берегу Тигра. Здесь на канале ас- Сарат было селение, от которого и наследовал свое имя Багдад. Избранная позиция неподалеку от Ктесифона отвечала всем поставленным условиям: находилась в центре империи на полноводной реке. Водные пути вели в Сирию и давали выход к морю, караванные - вплоть до Египта, в близкий Иран и далее на восток. Наконец, местность не была заболочена инее подвержена малярии.

От города, построенного с поистине царским размахом, теперь ничего не осталось, отсутствуют и какие-либо археологические данные. Сведения о городе можно почерпнуть лишь в письменных источниках - у ал-Якуби, ат- Табари и других средневековых авторов, согласно которым и составлена графическая реконструкция Э.Херцфельда. Построенный как лагерь по круглому плану Мадинат ас-Салам - “Город мира ” - достигал в поперечнике 2,5 км. Для постройки города были собраны зодчие из Куфы, Васита, Басры, Сирии, западной Персии. Работы по возведению городских стен и дворца, начатые в 762г. зодчим Рабахом, завершились в 766 г. Стены были прорезаны четырьмя воротами, называвшимися по имени городов Куфы, Басры, Дамаска и области Хорасана. Вдоль стен стояли полукруглые башни - по 28 между воротами. В центре высился дворец размером 400 x400 локтей под зеленым куполом - отсюда название Куббат ал-Хадра. К дворцу примыкала мечеть 200x200 локтей. От ворот вели к центру магистрали, делившие жилую застройку на 4 квадрата. К юго-востоку от города вырос пригород Карх, а по ту сторону Тигра в окружении садов располагалась летняя резиденция Русафа.

Круглому Багдаду судьбой было отпущено недолгое существование. Он служил столицей Аббасидов до 836 г, когда халиф Мутасим перенес свою резиденцию к северу на левобережье Тигра. Уже в 892 г. правители вернулись в Багдад. Но сильное наводнение 941 г. разрушило и опустошило город, после чего возрастает значение левобережной Русафы. Здесь горол окончательно сформировался к 1095 г. когда вогведены крепостные стены с четырьмя воротами - Баб ал-Муазем, Баб ал- Вастани, Баб ал-Халаба, Баб ал-Шарки. Четырехугольный в плане городссоеденялся с правым берегом Тигра двумя наплавными мостами. Дворцы Русафа и более поздний дворец XII в. Стояли на берегу Тигра, среди города находилась Большая мечеть и рынок. На всех этапах своего существования вплоть до наших дней Багдад оставался крупным культурным, экономическим и политическим центром мусульманского мира, средоточием наук и искусства.

По мнению А. Массэ, халиф ал-Мутасим покинул Багдад, оттого, что горожане враждовали с его тюркскими наемниками. Новая резиденция называлась Сурра манира. в современной транскрипции Самарра. На постройку Самарры везли мрамор и дерево из Басры, Латакии, Александрии, собирались лучшие мастера. Город рос стихийно, не имея общего плана и за полстолетия протянулся вдоль реки на 33 км, имея в ширину не более двух. Не было единой системы обороны, и каждый комплекс укрепляется отдельно. Первым заложен огромный дворец ал-Мутасима Джаусак. На2 южном конце города построен дворец ал-Мутаза Балькувара, дворец ал-Мутаваккиля - на северном, там же окружены стенами, два обособленных поселения. Почти одновременно (в 50-х гг. IX) закончены 2 мечети - Большая пятничная и Абу-Дулаф.

Города раннего средневековья: 1 - круглый Багдад, 762 г. 2,2а - Багдад 941 г. с правобережным приговором Карх,;3- Ракка 772 г., 4 - Сафакс, IX в. 5 - Монастир, IX, 6 - Сус, IX в.; 7 - Каир, 969г., 8 - Махдийя, 916, 9 - Севилья, X в.; 11 - Кала Бану Хаммад, 1007 г.

Большая мечеть и дворец выделены заливкой и штрихом с дворцом ал- Мутаваккиля). В этой части города тянулась улица стометровой ширины. Возможно, от Сасанидов халифа заимствовали пристрастие к охоте, и восточнее Джаусака простирался огромный охотничий парк, куда выходили три ипподрома (из них один выделяется орнаментальным четырехлепестковым планом). На западном берегу Тигра, напротив Джаусака, стояли замок Каср ал-Ашик и усыпальница халифа ал-Мунтасира - Куббат ас-Сулайбия, а на южной излучение реки предположительно помещался загородный охотничий замок Каср ал-Арус (руины известны теперь под названием Истабулат).Комплекс замыкается восьмиугольным укреплением Кадимией.

Самарра существовала 55 лет, и там правили 8 халифов, из которых четверо были убиты. После того как Багдаду возвращен статус главного города, Самарра опустела, превращаясь в руины. Однако и теперь к югу от Большой мечети сохранился небольшой городок Самарра - место паломничества шиитов, где находится комплекс Гайбат ал-Махди под золоченым и синим куполами. Два Багдада и Самарра тесно связаны узами истории. Но у Багдада был и четвертый, как сказали бы ныне в 772 г. халифом ал-Мансуром. Город раскинулся полукругом на левом берегу Евфрата и обнесен со всех сторон двойной стеной. Южная прямолинейная сторона примыкала к реке, впоследствии отдалившейся на расстояние километра. Размеры города в широтном меридианальном направлении составели 1,5 км. Среди города находились дворец и мечеть, а у юго - восточного угла - главные Багдадские ворота. В отличие от уже названных городов стены укреплений, дворца и мечети сохранились на высоту до 11 м. В XIII в. Город разрушен монголами. На южной границе Ракки расположено средневековое поселение, к юго-западному углу примыкает небольшой современный поселок.

Градостроительный импульс дал еще более обильные плоды на берегах Африканского континента. В 670 г. полководец Окба вторгля в пределы Ифрикии, где форпостом арабских завоеваний стал город Кайруан. Выбор места в некотором удалении от морского берега, казалось бы случайный, был подсказан достаточно вескими соображениями. Во-первых, Окба опасался внезапного нападения с моря; во-вторых, нужно было создать укрепленную базу вблизи гор, заселенных непокорными берберами; в-третьих,здесь был колодец, а вокруг него посевы хлеба и пастбища, следовательно, обеспечены водой, питание для людей и верблюдов. Кроме того, здесь пролегал караванный путь из Египта на север страны, а у колодца Бир ом-Амр была стоянка с небольшим укреплением. Выбор места оправдал себя, и лагерь Окбы скоро превратился в важнейший административный и культурный центр Ифрикии. В IX в. Кайруан - столица Аглабидов, построивших к югу от города резиденции Каср ал - Кадим и Раккаду. По словам ал-Мукаддаси (X в.), Кайруан- гордость Магриба, больше Дамаска и великолепнее Исфахана.


Как ни странно, в печати до сих пор не появилось ни одной монографии, посвященной Кайруану, и этот ключевой город Магриба выпадает из анализа. Тунис не намного младше Кайруана, но сведения о ранних этапах его развития также отсутствуют.

Сус и Монастир нарастали под защитой крепостей - “рибатов”, поставленных на месте античных городов сторожить восточное побережье страны. Рибат в Сусе датируется 771г., но лишь после 827 г., в годы завоевания Сицилии, Сус превращается в военную базу. В 859 г. город обнесен стенами подпрямоугольного контура, и юго-западный угол закреплен Башней халифов: построенная шестью годами раньше башня приняла на себя функции цитадели, и военное значение рибата падает. Однако гавань оставалась под охраной рибата и Большой мечети. По той же схеме развивался Монастир. Но здесь рибат в течении X-XI вв. сильно перестроен и превратился в мощную касбу. С востока к рибату тесно примыкает Большая мечеть. Контуры города неправильные, поскольку он нарастал к юго-западу отдельными прямоугольными кварталами, которые лишь со временем слились в единое целое. Расцвет Монастира относится к X в, а в XII в. он одно время был столичным городом.

Одновременно с этими городами рос расположенный южнее Сфакс. Контур стен его, относящихся тоже к IX в., более правильный и приближается к прямоугольнику.

В начале X в. Ифрикия попала в руки Фатимидов. Первый из правителей под именем Обейд Алла ал-Махди - “Спаситель мира” - захватил 909г. Раккаду. Шаткое положение в стране заставило его искать укрепленную позицию. Поэтому он избрал для резиденции безводный полуостров с узким перешейком, где в 916 г. заложилгород Махдийю, а в 921 г. обосновался в новой столице. Более надежного убежища невозможно было жилать: на перешейке были поставлены единственные крепкие ворота, побережье обнесено крепостной стеной с полукруглыми башнями. Это была скорее крепость- касба, чем город в собственном смысле. На территории ее возведены дворц, мечеть, арсенал, вырыта гавань.Устроены водопровод, многочисленные цистерны. К западу от ворот вырос неукрепленный пригород Зувейла, отделенный на расстоянии полета стрелы - чтобы не мешать обороне города. В городе жили исключительно приверженные узурпатору, строго проверенные лица и гвардия из берберов племени Котамы, помогавшего Обейд Алле в его борьбе с Аглабидами. Хотя в городе были лавки, основные базары и бани распологались в пригороде.

Но куда бы не переселялись правители они неизменно возвращались в Кайруан, приемуществом которого было положение в центре страны, Зиадет Алла III в 903-906 гг. объявил столицей Тунис затем вернуля в Раккаду. То же сделали после 948 г. Фатимиды, построившие на северной окраине Кайруана круглую резиденцию Сабру Мансурию.

Вожделения Фатимитов были обращены к Востоку, и они рассматривали Ифрикию лишь как трамплин для дальнейших завоеваний. Прошло не более поустолетия, как они оставили Ифрикию ради Египта. Быстро потерявшая столичное положение Махдийя отнюдь не зачахла, но процветала на базе ремесел и морской торговли. Значение ее подорвано только в 1554 г. нашествием испанского флота

В 640 г. войска халифа Омара под командованием полководца Амра подступили к берегу Нила и заняли греко-римский город Вавилон, так возник Фустат.Примыкавший к стенам вавилонской цитадели Каср. Еш-Шам город не имел собственных укреплений. В 969 г. Фустат был захвачен Фатимидами и в том же году на правобережье канала Халидж намечены контуры новой резиденции халифа ал-Муизза, названно “Победоносной ”, ал-Кахира. Тены были разбиты прямоугольником 1000x1200 м с двумя воротами на каждой стороне. Главная улица разрезала город с севера на юг. Первыми зданиями города стали Восточный дворец. В городе было много садов, и ворота его переступали только пешие. Стены города быстро обветшали, и во второй половине XI в. возведено более просторное кольцо новых стен, Баб ан-Наср, Баб ал-Футух на севере, Баб ас-Зувейла на юге дублируют старые ворота.

Города-близнецы поделили функции столицы: Каир был резиденцией правителей, административным и культурным центром, соседний Фустат, или Миср- средоточием торговли и ремесел.

Между тем в Магрибе градостроительную инициативу подхватили как пришлые с Востока, так и местные берберские династии. В 761 г. на территории Алжира образовалось государство хариджитов со столицей в Тагдемте, городе прямоугольного плана. Вытесненные оттуда войсками фатимидов хариджиты укрылись в Сахаре, построив среди песков город Седрату. Выходцы из Кайруана Зириды обосновались в Ашире.

В 1007 г. Хаммад, внук Зири, покинул Ашир и основал новую столицу Кала Бану Хаммад.Его побудили к этому, во- вторых (и главное)- стремление упорядочить независимость от правителей Ифрики.Для строительства города он принял крутые меры - согнал жителей соседдних селений Мсилы и Сук Хамзы, разрушив их дома.

Место для обароны выбрано идеальное, укрытое с моря цепью гор Малой Кабилии. Расположенный в естественном цирке на южных склонах Кабилии город лежит на 550 м выше прилегающей равнины Ходны, а его северная часть языком поднимается к выступу Такербус высотой 1418 м, служившему обсервационным пунктом. Городские стены, расположенные большей частью по уклону, обносят неправельным полигоном, территорию с падением рельефа почти до 500 м. В городе было трое ворот.Северо - восточные ворота Баб ал-Дженан.

В нижней части города стояли обширный дворец и мечеть. К восточной стене города примыкал замок Каср ал- Манар, предполоительно, начальная резиденция, Хаммада, тогда как на прилегающей выделенной прямоугольником стен территории размещался разноплеменный гарнизон. В этой части города имелись собственные ворота Баб ал-Джерава. В 1010 г. город был отстроен и заселен. Когда в 1055-1060 гг. здесь нашли приют кайруанцы, бежавшие от хилалиев, город заполнили купцы, ученые, ремесленники, составлявшие прежде славу Кайруана. Кала Бану Хаммад переживала в эти годы апогей, ставший центром Магриба, откуда шли торговые караваны в Хиджаз, Ирак, ирию, Египт. Но расцвет и само существование города оказались недолгим:один из династии Мансур стал правителем Центрального Магриба и обосновался в новой резиденции близ нынешнего Тлемсена, его наследник Бади правил в приморском Бужи (основан в 1067 г.), а в 1152 г. альмохад Мумин захватил побережье до Бужи, а затем и кала Бану Хаммад, вскоре прекратившую существование

Городская жизнь процветала при арабах на Пиренейском полуострове. Большинство городов сохранились со времен римского владычества, и их старые названия приспособлен к арабской транскрипции. Таковы Кордова, Малага, Валенсия, Мерида (от Эмерата). Сарагосса (от Церараугоста).

Города, возникшие при арабах, получили арабские названия, как Алхесирас (ал- Джазира ал-Хадра), Вальядолид (Балад ал-Валид- по миени основателя), Миканаза, Бану Казим и т.д.

Столицей омейядских правителей стала Кордова с X в. постоянно упоминаемая историками и географами


Городские стены, возведенные еще римлянами из камня - песчаника и восстановленные Абд ар- Рахманом, очерчивали поперечный к реке полигон примерно 800x1200 м. Главные ворота Баб ал -Кантра выходили к мосту на 16-ти арках римского времени по соседству с плотиной, на которой работали мельницы. Отсюда началась дорога к Севилье и другим городам юга Андалусии. Близ ворот распологались дворец Муниат Асхаб т Большая мечеть, а к городской стене примыкали дворцовые сады. В контуре стен Кордова не могла считаться крупным городом арабских владений -Севилья превосходила ее по площади почти в четыре раза. Но уже в X в.Кордова обросла пригородамит- к северу от города распологалась летняя резиденция халифоф ар-Русафа, с запада и востока разрастались предместья, далее простирались плодовые сады. Вся пригородная зона была охвачена полукольцом дополнительных стен и рвом протяжением 20-22 км. В целом обжитая территория достигала примерно 5000 га, превышая размеры современного города. В 6 км западнее Кордовы, в предгорьях Сьерра Морены, была отстроена роскошная резиденция Абу ар-Рахмана III Мединат ас-Захро. Будучи крупнейшим экономическим и культурным центром арабского Запада, при Хакаме II Кордова соперничала с Багдадом.

Графическая и текстовая таблицы помогают наглядно сопоставить размеры и конфигурацию городов.

Грандиозная Самарра по размерам не имеет себе равных, поэтому не вошла в графическую таблицу и показана отдельно. Площадь Самарры превосходит второй Багдад в 12 раз, Сус - в 200 раз. Но Самарра по существу, не является единым целым. Это сумма слагаемых, нараставших от середины к периферии. Здесь различаются, по меньшей мере три части - комплексы построек халифов ал-Мутасима, ал-Мутазза и ал-Мутеваккиля.

В зарубежной литературе принято противопоставлять города мусульманских стран античным как образцы хаотического и регулярного начала. А. Лезин считает такую оценку предвзятой. Дело в том, пишет он, что всякий город в начальной стадии развития обладает регулярной планировкой, которая со временем стирается в результате стихийного роста. Мнение А. Лезина подтверждается на примере ранних городов халифата. Там, где в основу положен задуманный план, он следовал определенной геометрической системе. Такая система видна в контурах раннего Багдада, Ракки, Каира.

Намечаются две основные схемы плана, прямоугольная и круглая. Круглая планировка раннего Багдада кажется на первый взгляд весьма своеобразной. В действительности она была типичной для своего времени. Как упомянуто выше, к такой схеме арабы прибегали, разбивая на новых землях военные лагеря. Традиция круглых поселений утвердилась в глубокой древности - таковы были Зенджирли в Малой Азии, парфянская Хатра, сасанидские Гур и Дорабгерд. При постройке Багдада халиф ал-Мансур имел перед глазами пример соседнего Ктесифона. Быть может, реконструкция, составленная исключительно по описаниям средневековых авторов, несколько идеализирована. Стены прослывшей круглым городом Хатры делятся на прямоугольные участки, образуя на юге и севере довольно резкие узлы. С другой стороны круглые очертания Гура и Зенджирли, а также укрепления Хараклы (неподалеку от Ракки) выдержаны очень точно.

Широкое распространение круглой схемы объяснялось практическими соображениями: круглый город имеет большую площадь при минимальном периметре стен. Это подтверждается простейшими вычислениями.

На рисунке 1 план Ракки представляет сочетание полукруга с прямоугольником, в большинстве очертания городов тяготеют к последнему. Правильнее других очертания Каира, тогда как левобережный Багдад имеет скорее трапециевидные контуры. Вообще говоря, правильную геометрическую конфигурацию удавалось выдержать лишь в условиях ровной местности. При наличии естественных препятствий ими пользовались для обороны города. В этом смысле яркий образец даёт Махдийя. При постройке городских стен, прежде всего, обращались к астрологам, определявшим посредством гороскопа благоприятное сочетание светил. На местности план города размечали золой, после этого по контуру укладывали хлопковое волокно, смоченное нефтью, и поджигали, получая четкий рисунок бедующих фундаментов. Стены Каира разбивались при помощи веревки и колышков.

О структуре городской застройки мы располагаем общими сведениями. Главными зданиями правительственных центров были дворец и мечеть, которые на первых порах ставились слитно. Так было в Иерусалиме, Васите, круглом Багдаде, Фустате, Кордове. Однако в Ракке, левобережном Багдаде. Махдийи, Кала Бану Хаммад эти два здания разделены. В Каире ядро города составлял дворец, в XI в. добавлен другой, и вместе они занимали 20% площади города. Между ними проходила главная улица, соединявшая южные и северные ворота. Мечеть ал-Азхар осталась в стороне.

По общему правилу, в стенах ранних городов было четверо ворот, расположенных по сторонам света, или согласованных с направлением караванных путей. Ворота определяли рисунок главных улиц, которые скрещивались посреди города.

Можно считать, что через пять столетий после хиджры, в первой половине XI в. завершилась начальная стадия формирования городов как форпостов ислама и правительственных резиденций, что соответствует полному развитию феодальных отношений. Начинается новый этап развития городов как экономических и производственных центров.

Эти города сохранили до XX в. свою средневековую структуру, которую отражают планы, составленные европейцами в годы колонизации и экспансии.

А развитие городов протекало неоднакратно: одни из них растут на античной почве (Дамаск, Халеб), другие - на раннесредневековой базе (Каир, города Туниса, Алжира, Фес), третьи возникают уже в пору зрелого средневековья (Марракеш, Рабат). Одни сохраняют начальные контуры, другие перетерпливают ряд метаморфоз. По сравнению с городами начальной стадии, структура их заметно усложнена - появляется цитадель-касба, нарастают пригороды. Территория собственно города называется мединой.

Левобережный Багдад остается в кольце укреплений 865 г., хотя стены и ворота неоднакратно перестраивались.

Укрепление Дамаска, возводившиеся преимущественно с X по XIII в, большей частью уцелели до наших дней.

Контуры стен очерчивают овал.

На северо-западном краю города цитадель в форме прямоугольника со срезанным углом. С XIII в., при мамлюкских и османских правителях застройка выходит за пределы стен и бурно растет к востоку и западу, поднимаясь на склоны горы Казиун. Площадь города возрастает вдвое, не получая дополнительных укреплений. Значительную роль на Ближнем Востоке играла северная столица Сирии Халеб, процветавший в годы правления сельджукидов, египетских династий Айубидов и мамлюков. Это один из древнейших городов мира, известный под именем Халаппа за две тысячи лет до н.э.


В первые века ислама укрепления Халеба сохранили контуры четырехугольного византийского города с двойным поясом стен. Овальная цитадель посередине северной стены, если верить письменным источникам, восходит ко времени Селевкидов, т.е. к III в. до н.э..В XII в. Нур ад-Дин отстроил заново обветшалые стены и превратил цитадель в настоящий царский город с дворцом, мечетью, баней, ипподромом. В 1260 г. город был разрушен монголами и укрепления его возобновлены только в 1390 г. При мамлюках, в 1428 г., границы города развернулись к северу, причем цитадель оказалась внутри города и утратила свое оборонное значение. Под османским владычеством Халеб становился крупным узлом интернациональной торговли и обрастает пригородами. Этапы роста города показаны на рисунке 5. Не менее длительную историю пережил Иерусалим, укрепления которого многократно перестраивались еще в библейские времена. Второй арабский халиф Омар, они реконструированы при Фатимидах в XI в., но в современном виде сохранились от времен османского владычества XVI-XVIII вв. К изломанному контуру стен примыкает с запада цитадель. Почти шестую часть города занимает на его восточной границе обнесенный стеной комплекс Харам аш-Шариф площадью 12 га (рис 6)


Это третья после Мекки и Медины святыня ислама возникла на Сионском холме. Главный объект поклонения Куббат ас-Сахро или Купол скалы высится там, где стоял некогда храм царя Соломона, к южной ограде примыкает первая мечеть Иерусалима ал- Акса.


Колыбель ислама Мекка и Медина делят между собой почести и заботы, связанные с паломничеством правоверных. До последнего времени доступ иноверцам был закрыт и редкие европейцы проникали туда под личиной паломников. Глазомерная съемка Мекки (рис. 7а) Облик Медины совсем иной. Она лежит в центре оазиса на высоте 600 м над уровнем моря и отличается более прохладным климатом. Город был укреплен в XVI в. Очертания плана каплевидны. В юго-восточной части расположена мечеть Харам с гробницей Мухаммеда. В городе четверо ворот. Главные мощеные улицы соединяют Харам с северными воротам Баб Шами и западными Баб Мисри. За этими воротами раскинулись рынки с общественным фонтаном, а ведущая к ним улица застроена лавками. Западные ворота Зияфа выходят к рощам финиковых пальм с рассеянными там загородными домиками. К южным воротам Баб Джума примыкает кладбище. Пригород, разрезанный руслом вади Сайх, обнесен собственной стеной с двумя воротами. Обе части города соединяются на севере полигоном цитадели. От ворот расходятся дороги в Сирию, Йемен, Неджд и селение Куббу.

Сана в Йемене восходит к началу н.э. Она соперничала с Мединой как экономический центр и место паломничества - во дворе ее мечети, одной из старейших в мусульманском мире,- стоит собственное святилище Кубба. Город состоит из двух частей. Старый город обнесен стеной протяжения 12 км с восемью воротами, из которых половина теперь заложена. В XVII в. сложился примерно равный по площади Садовый город с собственной стеной.

Города Южной Аравии дольше оставались безвестными для европейцев, чем даже Мекка и Медина, сведения о них до сих пор отрывочны. Между тем именно отсюда поставлялись на международный рынок ладан и другие благовония. В Хадрамауте неповторим облик Шибама с его домами - небоскребами.

Город был широко известен уже в IX в. Разрушенный поводками 1299 и 1524 гг. он сократился в размерах, но сохранился почти нетронутым со времени последнего наводнения. Теперь он невелик. Невысокие полуразрушенные стены с единственными воротами охватывают его неправильным прямоугольником. Внутри стен плотно смыкаются дома из глины и сырца, оставляя тесные площади и проходы: поднимаясь на высоту до девяти этажей они выглядят издали скальным массивом. Самый старый дом построен в 1740 г., Кроме того в городе два дворца и сеть мечетей. Руинальное состояние многих построек вызывает серьезные опасения и правительством республики Йемена ставится вопрос о мерах консервации и охраны города в целом как ценнейшего памятника прошлого.

В последние столетия Шибам уступил ведущую роль Сайвуну и Тариму с менее плотной застройкой. Тарим, культурный центр Хадрамаута, примыкает к горам и достаточно было оградить его полукольцом глинобитных стен. Вся ровная территория использована под сады, тогда как застройка сдвинута к горным склонам. Мукалла, морские ворота Хадрамаута, занимают узкую прибрежную полосу. Старая часть города лежит на мысу, где с портом соседствует рынок, главная мечеть и кладбище, а на самой окрестности мыса стоит крепость. На противоположном западном краю города раскинулись дворцы с садами. По склонам гор тянутся хижины бедноты.

В XI-XIII вв. сложился облик самой блестящей столицы средневекового Востока, Каира, в окружении крепких каменных стен. Сложная история города требует более подробной характеристики.


К середине XI в. стены ал-Кахиры X в., возведенные полководцем Джухаром, практически не существовали, остатки первоначальных сырцовых укреплений тонули среди застройки. Между тем городу угрожали сельджуки. В 80-х гг. XI в. везир Бадр ал-Джамали был вынужден заниматься фортификацией. Общий контур стен XI в. устанавливается весьма приблизительно по данным письменных источников: стены Бадра окружили как футляром городское ядро, расширяя территорию Каира на 30-50 га. При этом попала в городскую черту построенная за северными воротами мечеть ал-Хакима - укрепления пролегали вдоль северо восточной стены здания, охватив плотной броней его северную башню (рис. 8)


Укрепления Каира обновлены и расширены в годы правления Салах ад-Диана, сначала везира, захватившего в 1171 г. престол султанов Египта. Предприимчивый и талантливый полководец Салах ад-Дин далеко раздвинул границы государства - захватил Ливию и Южную Аравию, присоеденил к своим владениям Сирию, в 1187 г. взял Иерусалим. Тот, кто нападает, должен быть готов к обороне, и Каир был заново опоясан цепью укреплений.

В эту пору господства военной клики все внимание было отдано фортификации.

Гражданское строительство не занимало Салах ад-Дина. Он даже не построил себе дворца, как делали до него все правители и наместники Египта, продолжая жить в своем загородном везирском замке. Фатимидский дворец стал местом заточения потомков старой династии, которых насчитывалось несколько сотен. Салах ад-Дин проводил время в походах: за 22 года правления жил в Каире всего 6 лет, умер и похоронен Дамаске.

Будучи еще везиром, Салах ад-Дин приступил к восстановлению стен Каира, к тому времени уже большей частью разрушенных. Он возвел с запада стену по самому берегу канала Халидж, так что между ней и старой стеной образовался узкий коридор, называвшийся Бейн ас-Сурейн, т.е. “между стен”.

Ворота Баб ал-Кантара, Баб ас-Саада, Баб ал-Фарадж дублировали старые, к ним прибивались новые - Баб ал-Хоха. Сирийский поход в 1174 г. отвлек Салах ад-Дина от строительства, но в 1176-1177 гг. работа возобновилась в масштабах невиданных: Салах ад-Дин задумал окружить стеной Каир и Фустат, а кроме того поставить цитадель.

Постройка цитадели была подсказана опытом сирийского градостроительства, а необходимость обособленной укрепленной резиденции остро ощущалась в те дни, когда Фатимиды неоднократно пытались вернуть себе власть.

Цитадель господствует над городом, занимая скалистую площадку на одном из островов горы Мукаттам. Здесь стоял когда-то павильон Куббат ал-Хава. Потом место превратилось в кладбище, где среди могил возвышались мечети. Для постройки цитадели мечети снесены, и кладбище расчищено.

Неправильный полигон стен цитадели, или как ее называют Калат ал-Джебель, следует контурам возвышенности. В широтном направлении она занимает 560 м, в меридиональном - 317 м. Плоскогорье соединялось на востоке со склонами Мукаттам, но эта перемычка была предусмотрительно уничтожена - здесь брали камень для постройки. Обрыв горы Мукаттам возвышается над цитаделью, но это соседство в те дни не смутило опасности, так как дальность действия каменных орудий была ограничена, а расстояние до горы составляло не менее 350 м. С северо - востока подошва стен опускается соответственно рельефу.

С юго- запада, где стоял некогда дворец Ибн Тулуна, к цитадели примыкает второй полигон стен, расположенных ниже и обнимающих несколько меньшую площадь поперечником около 500 м. Это была дворцовая ограда, называемая просто Калаа; начатый Салах ад-Дином комплекс был завершён в 1207- 1208 гг. От дворца ад-Дур ас-Султания не осталось и следа, а ограда в ее современном виде, почти без башен, относится к более позднему времени. Две ограды, северная и южная, смыкаются общим отрезком стены протяжением 150 м с воротами, соединявшими форт и дворец.

Морской порт Каира и всего Египта Алесандрия основана в 332 г до н.э. Александром Македонским и была столицей страны до прихода арабов. Здесь стаял знаменитый фаросский маяк. Разлинованный прямоугольной сетью улиц город занимал узкую полоску суши, образованную правильными дугами северного и южного заливов. В XVI в. мамлюкский султан Каитбей укрепил северную гавань Александрии крепостью, построенной по всем правилам средневековой фортификации.

В Магрибе после набегов бану-хилаль в XI в процветали главным образом города приморья, где не было нужных бедуинам верблюжьих пастбищ. Но с моря угрожали пираты.Этим вызван своеобразный симбиоз городов: одни ставились внутри страны, другие у моря, связывая их с внешним миром: у Тагдемта был Мостаганем, у Кала Бану Хаммад-Бужи, у Тлемсена - Хонайн. Значительные портовые города как Тунис и Алжир со временем сами превратились в пиратские гнезда.

Отстроенный на месте византийского города уже в IX в. окруженный стенами, Тунис слыл на Востоке очень населенным городом, в основном сложился к XI в., в XIII-XIV вв. расширился до границ которых уже не изменял до XX в. В 1534 г. город опустошен турецким корсаром Хайр ад- Дином, и на его восстановление ушло полстолетия. Население восполнялось за счет бежавших от реконкисты эмигрантов из Андалусии и рабов, взятых корсарами.

Алжир заложен в Х в. на месте римского Икозиума, название получил от прибрежных островов (араб. Ал-Джезаир). Контуры города определялись рельефом, верхнюю точку которого возглавила касба, а стены протянулись вдоль сбегающих к морю оврагов. Маленький берберский город рос за счет притока эмигрантов в годы реконкисты. Отсюда предпринимались морские экспедиции, наводившие ужас на берегах Испании, пока в 1510 г. Педро Наварро не взял остров Пенон против гавани, и пушки его нацелились на город. Хайр ад-Дин вытеснил отсюда испанцев, и на рубеже XVII в. остров соединен с городом посредством мола. То, что было гибельно для Туниса, пошло на пользу Алжиру, и притурецких беях он процветает как столица корсаров, куда стекаются авантюристы из Леванта и всего Средеземноморья. Именно в XVI в. были поставлены городские укрепления, в течение этого и следующего столетии вокруг города возникает с десяток фортов из которых наиболее известен Боржд Евли Али. В начале XVIII в. Алжир поддерживает торговые отношения с Францией, Англией и Голландией.


На месте римского укрепления III в. Помария вырос VIII в. город Агадир. В XI в. Бен Ташфин завладел Агадиром, причем поставил рядом второй город Тлемсен (рис 9). Правители крайнего Запада были верны традиции, начиная с постройки столицы. В 788 г. сюда прибыл фатимид Идрис. Окруженный выходцами из Кайруана, он, тем не менее опирался на берберское племя Зенета. Идрис основал в 789 г. город Фес, а потомки положили начало Сале и Мекнесу. Но подлинный расцвет городов падает на годы правления следующих чисто берберских династий. Местоположение Феса Выбрано исключительно удачно. Прежде всего, он обеспечен текущей водой - достоинство в условиях края неоценимое.


Под рукой были необходимые строительные материалы - глина, камень, известь, гипс. Наконец Фес лежал на пути с атлантического побережья в Центральный Магриб. Все это обеспечило прочное существование города.

Структура города получилась двойной. Русло вади Себу разделяет два холма, оба они были застроены, и каждый окружен стеной: Идрис положил начало восточной части, двадцать лет спустя появилась западная.

В 1068-1069 гг. первый альморавидский правитель Юсуф Бен Ташфин превратил Фес в базу своих завоевательных походов. Он заставил снести разделительные стены и возвести общие укрепления с касбой на западной стороне города. Он же соорудил сеть каналов и объявил Каравийин главной мечетью.


На юге страны города были до XI в. невелики и малочисленны - Сджиль масса, Аудогост, Неффис, агмат. Утвердив свое господство Альморавиды стали лагирем на равнине близ холма Гелиц, здесь и возник в 1070 г. Марракеш.

Но рождение столицы совершалось совсем не так, как в Двуречье, где прежде всего размечали план города - первым появился каменный прямоугольник касбы, а поселение довольствовалось оградой из колючего кустарника. Занятый походами Юсуф бен - Ташфин жил в Фесе, и благоустройство Марракеша выпало на долю его сына Али, который построил в 1126-1127 гг. самую большую альморавидскую мечеть и окружил город стеной протяжением 9 км. К тому времени городская застройка уже сформировалась, контур стен получился изломанным.

В 1147 г. Марракеш взят Альмохадами, которые по обыкновению принялись искоренять все созданное предшественниками. Мечеть Али была разрушена и вместо нее возведена Кутубия, которая в 1158 г. была удвоена. Контуры города остались прежними, добавлен только небольшой юго-западный участок.

Значение слова Марракеш неясно, но от него пошло название страны - Марокко.


Для развитого средневековья почти нельзя назвать городов с правильными очертаниями плана. Прямолинейными стенами могут похвалиться лишь построенный за один прием Рабат, отчасти Марракеш и Каир, да Халеб на некоторых этапах его развития. Нерегулярная планировка объясняется в основном стихийным ростом городов с неоднократной перестройкой стен. на форму плана оказывали большое влияние условия местности. Если город примыкал к естественному препятствию - как морской берег, река или горы, стены окружали его полукольцом (Ходейда, Мосул, Тврим, Кувейт). Если суша опускалась к воде крутым рельефом, на верхней точке ставились на берег, образуя треугольник. Подтреугольная планировка достаточно характерна для приморских городов (Рибат, Тита, Танжер, Алжир).

Бывало, что ради безопасности города строились на полуострове (Махдийя) или острове. Старая часть Адена Крейтер, как показывает название, расположена в кратере потухшего вулкана; Суакин построен на острове поперечником около 400м. Этот город был портом Судана, откуда африканские паломники плыли в Мекку. Лишь в 1880 г. остров был связан с сушей посредством дамбы. После постройки в XX в. Порт - Судана Суакин заброшен и превратился в руины.


Примером использования горного рельефа является Тинмаль, который по существу ничем иным, как одним из первых альмохадских рибатов.

Для защиты города, лежавшего в долине широтного направления, достаточно было возвести всего две стены длиной 500- 600 м на расстоянии километра между ними. Западная стена со стороны равнины, куда выходили единственные ворота, была укреплена 15-ю башнями.

Для того, чтобы пояснить внутреннее строение Медины, приводим план Суса, хотя он и отступает от стандарта: рынок находится среди города, но мечеть сдвинута к северо-восточному углу, где она вместе с Рабатом сторожила уже несуществующий порт.


Редким примером регулярной уличной сети может служить Монастир, начальное ядро которого трижды наращивалось четырехугольными кварталами, и каждый раз они разрезались прямолинейными улочками поперечно к стенам и основным магистралям.


В основе подобной организации кварталов лежит замкнутость городского жилища.

Эту особенность упорно приписывают исламу. На деле ислам лишь узаконил нормы, существовавшие задолго до того на древнем Востоке, включая сюда институт затворничества женщин. При оценке замкнутости жилища и жилого квартала необходимо учитывать еще два обстоятельства

Во-первых, следовало обеспечить защиту населения от ночного разбоя. Для этого выходы-тупики запирались на ночь воротами. Так было в Дамаске, Халебе, Каире, городах Магриба. Кварталы Дамаска - образуют разумное членение внутри города, обеспечивающее безопасность от грабителей. В основе - тупики, закрытые воротами, от которых наподобие веток дерева разбегаются к домам дорожки.

Во - вторых, что не менее важно, замкнутый двор играл роль терморегулятора, создавая оптимальный микроклимат жилища.




Заключение

Города были зеркалом социально-политической жизни. Листая страницы истории города, мы подобно Гулливеру блуждаем в мире великанов и лилипутов: масштабы строительства прямо пропорциональны территории и политической мощи государства.

Список литературы

1. Большаков О.Г. Средневековый арабский город.- В кн. Очерки арабской культуры V-XV вв. М 1982

. Воронина В. Л.. Каир 1974

. Воронина В.Л. Средневековый город арабских стран 1991

Похожие работы на - Города арабского мира (от раннего поселения до феодального города)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!