Культура Коми
Введение
Изучением истории культуры и общества занимается множество наук-
история, археология, социология, философия и т.д. но есть специальная
историческая дисциплина, главная задача которой- изучение характерных черт
народов мира.
В отечественной науке эта дисциплина известна как этнография, что в
буквальном переводе с древнегреческого означает «описание народов».
Этнография занимается изучением этнической истории народов и народных
традиций, реконструкцией древнейших форм общественной жизни и культуры.
В наше время народы коми имеют два литературных языка: коми
(зырянский) и коми-пермятский.
Земледелие и животноводство.
Традиционное земледелие у коми связано, по археологическим данным, с
культурой перми вычегодской- непосредсвенных предков народа коми.
Первоночально, в Х-XI веках, земледелие было подсечно-огневым с ручной
обработкой земли. С XII века начинается переход к пашенному земледелию с
использованием тягловой силы скота. Деревянная соха в это время оснащается
железными сошниками. С XV века постепенно у коми внедрилось трехпольное
земледелие.
Наиболее распространенной зерновой культурой у коми был ячмень. В
трудовых песнях северных коми, у которых ячмень был основой земледелия,
говорится: «На пригорке мы сидим на поле. Южного склона вы да,дорогие мои
плодородные земли!» второе место по значению в хозяйстве занимала рожь .
овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах и в незначительных
размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю.
Огородничество было развито слабо; сожали репу, редьку, иногда капусту и
лук. В конце второй половины XIX века стали сажать картофель, а к началу XX
века он распространился повсеместно. Картофель, как и овощи, сажали на
приусадебных участках . собственной продукции земледелия в большинстве регионов Коми края
хватало лишь на часть года. Недостающее получали в обмен на товарную
продукцию охоты и рыболовства. Особенно много ввозилось в край зерна,
поскольку хлеб и другие зерновые продукты являлись у коми неотъемлемыми
компонентами традиционного питания.
Пахота у коми считалась мужской работой. Под ячмень землю вспахивали
один раз, рожь сеяли после трех-четырех разовой вспашки. Основным пахотным
орудием у коми была соха с двумя железными сошниками и деревянным отвалом.
В начале XX века у коми, на ряду с сохой, получили распространение более
совершенные пахотные орудия: типа вятской косули с ножом и деревянным
отвалом, сабан- однолемешное пахотное орудие без резца и другие сохи-
односоронки. Все они являются переходными орудиями от сохи к плугу. При
обработки земли на подсеках использовались ручные орудия «куштан», «кокан»,
«копушай»- нечто среднее между топором и секирой.
Боронили у коми, как и у северорусского населения обычные подростки,
от 2 до 4 раз - в зависимости от почвы. Для разрыхления верхнего слоя почвы
и заделывания семян на подсеки у коми традиционно использовалась борона-
суковатка. Борона-суковатка самого простого вида представляла собой
верхушку ели с отрубленными на необходимую длину сучьями. В пахотном
земледелии у коми применялась борона другого типа- рамная с деревянными
довольно короткими зубьями. В конце XIX- начале XX веков в Коми крае
появились и получили распространение рамные бороны с железными зубьями и
цельнометаллические бороны, которые использовались на тяжелых почвах. В
хорошей обработке земли перед посевом коми крестьяне видели залог будущего
урожая. Убирали хлеб в конце июля - начале августа, на Печере- не редко в
сентябре месяце. Жали серпами, работа эта традиционно считалась женской.
Нередко из-за ранних заморозков хлеб приходилось убирать зеленым.
Для подсушивания снопов хлеба перед молотьбой использовали овины. У
коми были известные овины двух типов - ямный и верховой. Ямный овин
состоял из двух помещений: подземного ямника и наземного помещение в виде
довольно высокого сруба.
Основным орудием молотьбы хлеба у коми был цеп,состоящий из длинной
деревянной ручки и более короткого била, соединенного с ней сыромятным
ремнем. У северных коми (на средней Печере, Ижме, Удоре) для молотьбы
использовалось другое орудие - кичига, которая изготавливалась из дерева в
виде палки с лопастью в форме человеческой ноги. Молотили зерно на
специальном сушильном тогу, устроенном на гумне. Веяли зерно при
специальной заточенной лопаты, а молотили его преимущественно на ручных
жерновах, в южных районах - водяных мельницах. Для приготовления круп в
каждом хозяйстве имелась своя ступа. Для хранения зерна у коми существовали
специальные хозяйственные постройки. Только тогда, когда зерно было
помещено в новые амбары, аграрные сельскохозяйственные работы считались в
основном законченными. В коми пословице говорится: «В копнах сено, в
скирдах хлеб».
Удобной для сельскохозяйственного освоения земли в крае было мало. В
начале ХХ века почти повсеместно жаловались на отсутствие в их наделе
мест, пригодных для расчистки и распашки. Урожайность яровых была
невысокой. В конце Х!Х- начале ХХ веков участки для подсек отводились за
установленную плату. Были годы, в которых разработка подсек запрещалась
вообще. Даже в самые урожайные годы край нуждался в привозном хлебе.
Животноводство в традиционном хозяйстве коми обладает древнейшими
традициями, зачатки оседлого животноводства в Прикамье отмечены
археологическими памятниками 11 -1 -го тысячелетий до нашей эры. На давние
традиции животноводства у коми указывают языковые данные. Основная
терминология животноводства в коми языке относится к древним
заимствованиям, в частности, из ирландского. В бассейне Вычегда
животноводство зарождается в 1 тысячелетии нашей эры, в ванвиздинской
археологической культуре. В археологических памятниках вымской культуры с
Х1 - Х11 веков костные остатки коров, лощадей, овец и свиней становятся
массовым материалом. Археологические данные свидетельствуют об
использовании лошадей как тягловой силы и в осуществлении не только
мясного, но и шерстяного овцеводства.
В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес животноводства был
особенно высок в северных районах; в южных районах ( на Сысоле и Вычегде)
животноводство было почти отраслью хозяйства. Разводили в основном крупно
рогатый скот, овей, лошадей. Продукцию животноводства население
использовало большей частью для личного потребления.
Лошадь была основной тягловой силой при сельскохозяйственных работах,
использовалась она и как транспортное средство, особенно зимой. На лошадях
пахали. Бороновали. С их помощью вывозился урожай зерна и сена с участков.
Традиционные ремесла и промыслы
Вплоть до начала ХХ в. Традиционный ремесла коми в значительной мере
продолжали оставаться в рамках домашней промышленности. Тем не менее
проникновение капиталистических отношений в сельском хозяйстве коми края
вызывало все большую ориентацию на мелкое домашнее производство товарной
продукции. В течении второй пол. Х1Х у коми происходило формирование слоя
кустарей - ремесленников, разделение отдельных ремесел (столярное ремесло
частично отделилось от плотницкого, обувное от кожевенного и т.д.).
Зажиточные ремесленники организовывали мелкие товарные предприятия, на
которых работали члены их семей. Появились и предприятия и мануфактурного
типа с использованием наемного труда. Продукция коми ремесленников по мере
насыщения местного рынка стала поступать и в другие регионы. Массовым
явлением среди коми ремесленников в это время становится отходничество.
Наиболее массовое распространение у коми издавна имели
деревообрабатывающие ремесла. Даже простое перечисление жилых и
хозяйственных построек, орудий труда или их деталей, средств передвижения
и домашней утвари, изготовляемых из древесины различных пород,
произрастающих в крае, займет немало времени. Деревообработка у коми
считалась мужским делом, Практически каждый взрослый крестьянин владел
технологией и навыками работы по дереву и был способен изготовить из него
любой предмет, необходимый в личном хозяйствен. Вплоть до середины Х1Х века
в деревообработке у коми преобладали простейший технологические операции:
рубка, обтесывание, долбление, сверление.
В конце Х1Х - начале ХХ вв. Близ Усть-Сысрльска в Богоявленской
волости возник центр производства смолы на продажу. Эта смола продавалась
на базаре или сдавалась на базаре или сдавалась оптом городским купцам.
Некоторые смолокуры развозили свою продукцию на лодках в селения по р.
Вычегде и р. Сысоле.
В нижневычегодской и сысольских волостях Коми края существенное
распространение имело занятие заготовления валяной обуви. Катанием обуви
занимались исключительно по заказу и из материала заказчика. Из-за
недостатка сырья для катания этот промысел был преимущественно отхожим.
Уходили в Вятскую, Пермскую, Оренбургскую, Тобольскую губернии или же в
другие волости, преимущественно северные, в своих уездах.
Кузнечно-слесарный промысел в крае был развит слабо, везде работали
по заказу. Выльгордские кузнецы в небольших количествах изготовляли для
продажи на усть-сысольских базарах топоры, косы, ухваты, кочерги, замки,
петли и т.п.
Одним из древнейших занятий у коми, как и других народов, было
гончарство. У коми глининую посуду для собственного потребления делали в
основном женщины. При производстве ее в домашних условиях даже в начале ХХ
века сохранялось архаическая ленточно-жгутовая техника. Посуду лепили в
жилых помещениях, в холодной половине дома или прямо на улице. Обжиг
происходил в русской печи. На рынок такая посуда не поступала.
Ручной гончарный круг появился у коми в XV веке но широкого
распространения не имел. Это был круг легкого типа, относящийся к северо-
русской системе гончарных кругов.
Другие ремесла и промыслы в конце XIX -начале ХХ веков
распространение в коми крае не имели.
Традиционная пища
К традиционной пище коми относится широкий ассортимент блюд как
из продуктов земледелия, так и добывающих промыслов (охота, рыболовство и
собирательство). Для приготовления многих из них использовалась продукции
различных отраслей комплексного традиционного хозяйства.
Питались коми, как правило, три раза в день: в обыденные дни при
каждом приеме пищи подовалось три - четыре блюда.
В летнее время распространенными первыми блюдами у коми были
также супы и похлепки.
Наиболее обыденным из традиционных вторых блюд у коми была каша.
Одним из наиболее любимых продуктов питания была рыба, ее
потребляли вареную, соленую, в жареном виде. Обед считался лишь тогда, если
на стол подавался рыбный пирог.
Мясо как второе блюдо использовалось у коми реже, обычно для этой
цели часть шла вареное и изрезанное на мелкие куски мясо, вынутое из
поданного на первое супа. Относительно часто мясо было на столе у
промыслового населения и у северных коми- оленеводов. К праздничным блюдам
у коми относили жаркое из лесной дичи, а также зажаренная легкое.
Из овощей ведущее место в традиционном питании народов коми со
второй половины XIX века стал играть картофель.
Другие овощи, выращиваемые коми, как, например, редька, репа,
брюква, лук, имели немаловажное значение для расширения ассортимента и
улучшения вкусовых качеств отдельных блюд.
Обязательное и ведущее место в пищевом рационе у коми занимала
выпечка. Хлебные изделия пели из ржаной и ячменной муки, используя
дрожжевое тесто. Для повседневного питания служил круглый подовый хлеб,
ржаной или ячменный. В праздничные дни выпекали сочни, оладьи, калачи,
разнообразные пироги и пирожки с начинкой. Очень популярны были у коми
всевозможные шаньги (лепешки с начинкой). На праздники пекли также блины,
чаще всего из ячменной муки. Ели их с маслом и сметаной.
Широко потреблялись у коми в пищу ягоды.
Вывод
Традиционная пища народа коми несомненно заслуживает не только
глубокого изучения, но и принятия необходимых мер к возрождению угасающих
народных традиций.
План:
I Введение.................................................1
II Основная часть
1) Земледелие и животноводство..........2
3) Традиционная пища.........................12
III Вывод..................................................14
IV Список используемой литературы....15
Список используемой литературы:
1) «Традиционная культура народа коми» этнографические очерки- Сыктывкар
Коми книжное издательство 1994 г.
2) «Родники пармы»- Сыктывкар Коми книжное издательство.
Ухтинский Промышленно Экономический Лесной Колледж
Творческая работа
По истории
тема: «Культура коми»
Выполнил студент гр. ТД-11
Прелов Николай
Проверил преподаватель
Поповская Е.В.
1998 г.