Финансовый менеджмент аптечного предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,94 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый менеджмент аптечного предприятия












Тема:

Финансовый менеджмент аптечного предприятия

План

Введение

Финансовое планирование

Операционный анализ

Финансовый анализ

Анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала

Анализ динамики, состава и структура активов предприятия

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия

Литература

Введение

В начальный период перехода к рыночной экономике, управление предприятием осуществлялось на основе здравого смысла, которого по мере развития и укрепления рынка перестало хватать для адекватного замещения управленческого профессионализма. Развитие рыночных отношений настойчиво заставляет руководителей аптечных предприятий искать новые возможности, внедрять новые способы управления, преодолевать старые ограничения. В настоящее время аптечные предприятия подошли к рубежу использования инструментов финансового менеджмента, без знаний которого предприятие в ходе конкурентной борьбы будет устранено.

Инструменты финансового менеджмента:

üФинансовое планирование;

üФранчайзинг;

üЛизинг;

üФакторинг;

üФинансовый анализ;

üОперационный анализ;

üИнвестиционный менеджмент.

Для аптечных предприятий в настоящее время первостепенную значимость имеют: финансовое планирование, операционный и финансовый анализ.

Финансовое планирование

В основе политики получения прибыли лежит не только бухгалтерский учет, но и техника финансового управления, которая начинается с финансового планирования и анализа, выявления "слабых" показателей, проведения при необходимости антикризисных мероприятий, реструктуризации и построении системы управления финансами.

Финансовое планирование составляет важнейший элемент управления деятельностью предприятия. Оно имеет два основных направления: текущее планирование и перспективные вложения.

В текущем планировании одной из главных задач является экономия используемых ресурсов и максимизация прибыли. Инструменты - составление смет, бюджетирование, финансовый план.

В перспективном планировании применяются расчеты потребности в средствах, имеющихся собственных источников и возможности привлечения сторонних инвесторов, кредитов (в том числе факторинг, лизинг, франчайзинг). Связывает текущее и перспективное планирование финансовый анализ. Текущее финансовое управление осуществляется при помощи смет, бюджетов, финансовых планов, в которых зафиксированы суммы расходов по направлениям в рамках временных периодов, источники поступления, доходы и ожидаемые результаты. Простейший финансовый документ - смета, в ней представлены расходы по статьям по тому или иному отделу аптеки в конкретных суммах и на определенный срок - месяц, квартал, год (табл.1).

Бюджет в отличие от сметы состоит из двух частей - расходной и доходной, где показываются источники покрытия затрат на те или иные цели. Бюджетирование - технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Оно играет мотивирующую роль - бюджета надо достигать, к выполнению доходной части надо стремиться.

Таблица 1 Смета расходов аптеки "Здоровье" на 200. г.

Статьи расходовВсего на год, тыс. руб. По месяцам12. . 11121. Транспортные расходы 2. Расходы на оплату труда 3. Отчисления на социальные нужды 4. Расходы на содержание и аренду зданий, помещений 5. Износ основных средств. 6. Расходы на текущий ремонт 7. Износ санспецодежды 8. Расходы на хранение, упаковку товара, содержание холодильных установок 9. Расходы на торговую рекламу 10. Недостачи товарно-материальных ценностей в пределах норм убыли 11. Прочие расходы: Телефон, факс Повышение квалификации специалистов Почтовые расходы Канцелярские Командировочные и др. 4,0 40,0 16,0 10,0 2,0 7,0 2,0 2,0 3,0 1,0 13,0 И Т О Г О 100,0

Таблица 2 Месячный бюджет движения денежных средств

Наименование показателя1-я декада2-я декада3-я декадапланфакт%откпланфакт%откпланфакт%откОстаток денежных средств на начало периода 1 Поступление денежных средств от основной деятельности: выручка от реализации; авансы, полученные от покупателей; прочие поступления Итого поступление денежных средств от основной деятельности 2. Поступление денежных средств от внереализационной деятельности; проценты по финансовым вложениям; арендная плата за помещения; арендная плата за оборудование; Итого поступление денежных средств от внереализационной деятельности 1. Выбытие денежных средств от основной деятельности: на оплату приобретенных товаров; на оплату труда; отчисления на социальные нужды; на выдачу подотчетных сумм Итого выбытие денег от основной деятельности 2. Выбытие денежных средств от внереализационной деятельности: на оплату транспортных средств. Итого выбытие денежных средств от внерализационной деятельности Итого поступлений Итого расходов Денежные средства на конец периода Изменение в состоянии денежных средств10,0 350,0 30,0 5,0 385,0 0,5 50,0 6,0 56,5 281,4 90,0 36,0 16,6 424,0 5,0 5,0 441,5 429,0 12,510,5 365,0 28,0 4,5 397,5 0,5 65,0 6,9 72,4 291,7 93,0 37,2 17,1 439,0 5,2 5,2 469,9 444,2 25,7105% 106% 103,5% +105,6%и т.д.

Рекомендуется скользящий вариант бюджета, когда бюджет, составленный на год, корректируется каждый месяц.

Операционный анализ

Выполнение поставленных стратегических целей осуществляется через решение тактических задач. Современный руководитель аптечного предприятия стремиться получить объективную информацию о состоянии предприятия. В настоящее время это позволяет сделать финансовый анализ. Одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа с целью оперативного управления является операционный анализ или анализ CVP

(издержки = cost - объем = volume - прибыль = profit). Операционный анализ позволяет определить зависимость финансовых результатов от издержек и объема реализации - валового дохода. Использование методик операционного анализа позволяет получить ответы на важные для успешного хозяйствования вопросы в отношении:

üИздержек обращения - одни предприятия стремятся максимально осуществлять расходы, официально включаемые в себестоимость, другие через экономию издержек накапливают прибыль, получая большее премиальное или дивидендное вознаграждение. Какова структура расходов и как увеличение постоянных расходов влияет на экономические показатели?

üПредела снижения валового дохода в случае неблагоприятной конъюнктуры;

üМинимальной торговой наценки, позволяющей оставаться конкурентоспособным предприятием; предпринимательского риска при проводимой финансово-хозяйственной политике;

üКакова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющего обеспечивать и стимулировать продажу товаров в рассрочку. При одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью.

Основными методиками операционного анализа являются финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Отправной точкой операционного анализа являются затраты предприятия. Суммарные затраты предприятия подразделяются на три группы:

üУсловно-переменные, которые возрастают или уменьшаются при изменении объема реализации. Это транспортные, торговые, расходы по таре, вспомогательному, упаковочному материалу, естественная убыль и др.

üУсловно-постоянные, которые независимо от изменения товарооборота остаются постоянными: износ основных фондов, арендные платежи, оплата коммунальных услуг, затраты на оплату труда, охрану и др.

üСмешанные затраты, в которых выделяют для точности расчетов долю постоянных и переменных расходов: например, телеграфные и телефонные расходы, за информационные, банковские услуги и др.

Сложением переменных и постоянных издержек обращения (в которые включены и расклассифицированные смешанные затраты) получают общие издержки обращения.

Постатейный анализ издержек обращения показывает, что доля постоянных расходов в структуре затрат очень велика - более 90%. Конкуренция поставила аптечные организации в такие условия, что они начинают искать возможности по снижению доли постоянных расходов с целью накопления прибыли для самофинансирования. Операционный анализ позволяет экономически обоснованно изменять структуру затрат.

Анализ издержек обращения с учетом их классификации на постоянные и переменные, а также знание суммы валового дохода позволяют определить момент в реализации товаров, с которого аптека начинает зарабатывать прибыль. Он называется порогом рентабельности, или точкой безубыточности.

Порог рентабельности - это валовой доход, при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валового дохода после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Данные для расчета порога рентабельности представлены в табл. 3. (пример условный).

Таблица 3 Данные для расчета определения порога рентабельности

ПоказательЗначение, руб. %к валовому доходу, или коэффициентСумма валового дохода (ВД) Переменные издержки обращения Сумма валового дохода после возмещения переменных затрат (валовая маржа) Постоянные издержки обращения Прибыль 1 509417 65 894 1 443 523 1 251 170 192 353100% = 1 4,4% = 0,044 95,6% = 0,956

Порог рентабельности (ПР) рассчитывается по формуле:

Постоянные издержки обращения

ПР = - ----------------------------------------------------------

Сумма валового дохода после возмещения

переменных затрат (коэффициент)

ПР = 1 251 170: 0,956 = 1 308 755 (руб.)

Таким образом, в результате хозяйственно-финансовой деятельности при валовом доходе в 1 308 755 руб. аптека еще не имеет прибыли, но дохода хватает на покрытие всех постоянных и переменных расходов. С этого момента аптека начинает работать на получение прибыли. Аптечному предприятию следует стремиться понизить порог рентабельности. Это возможно за счет: наращивания валового дохода (повышая цену, товарооборот, товарооборачиваемость), сокращения постоянных издержек обращения. Идеально для финансового управления сочетание низких постоянных расходов с высокой валовой маржой. Операционный анализ ищет оптимальную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и товарооборота.

Запас финансовой прочности каждого конкретного предприятия можно определить, зная порог рентабельности. Разница между суммой валового дохода и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности (ЗФП).

ЗФП = ВД - ПР, в нашем примере ЗФП = 1 509 417 - 1 308 755 = 200 662 руб.

Качественную характеристику запаса финансовой прочности дает относительный показатель: ЗФП (%) = ЗФП: ВД х 100% = 200 662: 1 509 417 х 100% = 13,3%.

Рассчитанный показатель позволяет сделать вывод о том, что сумма валового дохода аптеки максимально может снизиться лишь на 13,3%, при этом у аптеки еще не будет убытков.

Нежелательно иметь запас финансовой прочности ниже 10%. Низкий запас финансовой прочности приводит к дефициту ликвидных средств предприятия.

Для экономического обоснования среднего размера наценки предложен метод расчета запаса торговой наценки. Данный метод позволяет экономически обосновать устанавливаемую органами государственной власти и формируемую аптеками наценку, исходя из реальных экономических показателей деятельности - суммы валового дохода, постоянных и переменных издержек обращения - учесть не только то, что размер наценки должен обеспечивать самоокупаемость, но и обеспечивать самофинансирование деятельности.

Особую актуальность для экономики аптеки имеет сопоставление размера устанавливаемой и формируемой средней торговой наценки. Каков запас торговой наценки у аптеки?

Рассмотрим на конкретном примере: Из данных бухгалтерского учета известно, что средний размер наценки для анализируемой аптеки составляет 19%. Зная валовой доход (см. табл.3), можно определить товарооборот в ценах приобретения (оптовых ценах) - Т о. ц.

Тр. ц. - То. ц. = ВД =› Тр. ц. = ВД + То. ц.;

То. ц. х наценка = Тр. ц. =› То. ц. + ВД = То. ц. х наценка =› ВД/ То. ц = наценка


То. ц. + ВД = То. ц. х 1, 19

ВД = 0,19 То. ц

То. ц = ВД: 0,19 = 1 509417: 0,19 = 7 944 300.

Какова же наценка в точке самоокупаемости (ПР)? Значение валового дохода в данной точке равно сумме порога рентабельности. Это средняя пороговая наценка, обеспечивающая покрытие всех расходов, но не дающая прибыли.

Порог наценки = ПР: То. ц х 100% = 1 308755: 7 944 300 = 16,5%.,

Т.е. у аптеки есть запас снижения наценки только на 19% -16,5%=2,5%. Аптеке следует оценить, хватает ли такого запаса наценки для развития, расширения деятельности, либо нужна выше наценка, либо в условиях жесткой ценовой конкуренции имеет смысл снижать постоянные расходы.

Операционный рычаг (ОР) - позволяет определить сумму изменения прибыли (П) при изменении валового дохода (ВД). Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат при изменении товарооборота (валового дохода). Силу воздействия операционного рычага можно рассчитать по формуле:

ОР = ВД (после возмещения переменных затрат): П х 100%.

Например: по данным бухгалтерского учета Σ постоянных издержек обращения = 1 252 170; Σ переменных издержек обращения = 65894; Σ всех затрат = 1 317 064.

ОР = (1 509 417 - 65 894): 192 353 = 7,5%

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении валового дохода на 1%. Чем выше операционный рычаг, тем выше предпринимательский риск. Чтобы избежать столь неустойчивой ситуации необходимо иметь валовой доход на 20-30% выше порога рентабельности.

Финансовый анализ

Аптечные предприятия в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед собственниками, работниками, банком и кредиторами. Результаты деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль финансового анализа, основным содержанием которого является изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность и погасить свои долговые обязательства.

Основные задачи анализа:

  1. Анализ динамики состава и структуры активов, их состояния и движения;
  2. Анализ динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;
  3. Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения её уровня;
  4. Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчеты о прибылях и убытках (форма №2), движении капитала (форма №3), о движении денежных средств (форма №4), приложение к балансу (форма №5), данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

финансовый инструмент ликвидность платежеспособность

Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Таблица 4. Баланс предприятия на 1 января __________года

АКТИВКод СтрокиСумма, тыс. руб. На начало годаНа конец года1. Внеоборотные активыНематериальные активы (04,05) 11030,050,0Основные средства (01,02,03) 1201150,01500,0Прочие внеоборотные активы150Итого по разделу 11901180,01550,011. Оборотные активыЗапасы2101587,02025,0в том числе: сырье и материалы (10, 12, 13, 16) 21123,028,0 затраты в незавершенном производстве (20, 21, 23, 44) 21334,045,0 готовая продукция и товары (40, 41) 2141518,01924,0 товары отгруженные (45) 21512,028,0 расходы будущих периодов (31) 216--НДС по приобретенным ценностям (19) 22025,036,0Дебиторская задолженность240103,0122,0в том числе: покупатели (62,76, 82) 24187,098,0 авансы выданные (61) 24516,024,0Краткосрочные финансовые вложения (56,58) 25030,0100,0 Денежные средства (50,51) 260102,0138,0Итого по разделу 112901847,02421,0БАЛАНС (190 + 290) 3027,03971,0ПАССИВШ Капитал и резервыУК (85) 410300,0300,0Добавочный капитал (87) 42032,0125,0Резервный капитал (86) 43060,075,0Фонд социальной сферы (88) 4408,020,0Нераспределенная прибыль прошлых лет (87) 460700,0820,0Нераспределенная прибыль отчетного года (87) 470140,0360,0Итого по разделу ш4901240,01700,01V. Долгосрочные обязательстваЗаймы и кредиты (92, 95) --V. Краткосрочные обязательстваЗаймы и кредиты (90,94) 510300,0500,0Кредиторская задолженность6201487,01771,0в том числе: поставщики и подрядчики (60,76) 6211371,01606,0 перед персоналом организации (70) 62465,085,0 перед государственными внебюджетными фондами (69) 62523,030,0 перед бюджетом (68) 62613,030,0 авансы полученные (64) 62715,020,0Доходы будущих периодов (83) 640--Резервы предстоящих расходов и платежей (89) 650--Итого по разделу V6901787,02271,0 БАЛАНС (490 + 590 + 690) 7003027,03971,0

Анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала

Руководство аптечного предприятия должно иметь четкое представление за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия. Поэтому анализ наличия источников формирования и размещения капитала имеет исключительно большое значение.

В процессе анализа необходимо:

üизучить состав, структуру и динамику источников формирования капитала предприятия;

üустановить факторы изменения их величины;

üопределить стоимость отдельных источников привлечения капитала.

üоценить уровень финансового риска (соотношение заёмного и собственного капитала);

üоценить произошедшие изменения в пассиве баланса с точки зрения повышения уровня финансовой устойчивости предприятия;

üобосновать оптимальный вариант соотношения собственного и заёмного капитала.

Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.

Формируется капитал предприятия как за счёт собственных (внутренних), так и за счёт заёмных (внутренних) источников.

Основным источником финансирования является собственный капитал. В его состав входят УК, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд накопления, нераспределённая прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).

УК - это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. На государственных предприятиях - это стоимость имущества, закреплённого государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения; на акционерных предприятиях - номинальная стоимость акций; для обществ с ограниченной ответственностью - сумма долей собственников; для арендного предприятия - суммы вкладов его работников и т.д.

УК формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в УК могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и нематериальных активов. Величина УК объявляется при регистрации предприятия, и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется в результате переоценки имущества или продажи акций выше их номинальной стоимости, а также в результате присоединения части нераспределённой прибыли, оставшейся в распоряжении организации, в размере, направленном на капитальные вложения.

К средствам специального назначения и целевого финансирования относятся безвозмездно полученные ценности от физических и юридических лиц, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на лекарственное обеспечение декретируемых групп населения и на восстановление платёжеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Основным источником пополнения собственного капитала является прибыль предприятия. Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков. Значительный удельный вес в составе внутренних источников занимают амортизационные отчисления от используемых собственных основных средств и нематериальных активов. Они не увеличивают сумму собственного капитала, а являются средством его реинвестирования. К прочим формам собственного капитала относятся доходы от сдачи в аренду имущества, расчёты с учредителями и др. Они не играют заметной роли в формировании собственного капитала предприятия.

Заемный капитал - это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).

По целям привлечения заёмные средства подразделяются на следующие виды:

  • средства для воспроизводства основных средств и нематериальных активов;
  • средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;
  • средства, привлекаемые для удовлетворения социальных нужд.

По форме привлечения заёмные средства могут быть в денежной форме, в форме оборудования (лизинг), в товарной форме и других видах; по источникам привлечения они делятся на внешние и внутренние; по форме обеспечения - обеспеченные (залогом, закладом, поручительством или гарантией) и необеспеченные.

При формировании структуры капитала необходимо учитывать особенности каждой его составляющей.

Собственный капитал характеризуется простотой привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижения риска банкротства. Необходимость в нём обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заёмных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а, следовательно, меньше риск потери их капитала.

Однако нужно учитывать, что собственный капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирование деятельности предприятия только за счёт собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда хозяйственная деятельность имеет элементы сезонного характера. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие их будет недоставать. Следует также иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заёмные средства, оно может усилить свои рыночные позиции и повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала.

В то же время если средства предприятия созданы в основном за счёт краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль их своевременного возврата и привлечение в оборот на продолжительное время других капиталов. К недостаткам этого источника финансирования следует отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.

От того, насколько оптимально соотношение собственного и заёмного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия и его устойчивость, поэтому в процессе анализа необходимо более детально изучить динамику и структуру собственного и заемного капитала, выявить причины изменения его отдельных слагаемых и оценить их за отчетный период.

Таблица 5 Анализ динамики и структуры источников капитала

Пассив балансаНа начало периодаНа конец периода. Изменения % к изменению итога пассиватыс. руб. % к итогутыс. руб. % к итогутыс. руб. % к началу периодаКапитал и резервы (собственный капитал) УК300,09,9300,07,6---Добавочный капитал32,01,0125,03,1+93,0290,09,8Резервный капитал60,02,075,01,9+15,025,01,6Фонды социальной сферы8,00,320,00,5+12,0150,01,3Не распределённая прибыль840,027,81180,029,7+340,040,536,0Итого1240,041,01700,042,8+460,037,148,7Заёмные средстваДолгосрочные кредиты, займы-------Краткосрочные кредиты, займы: 1) кредиты банков300,09,9500,012,6+200,066,721,22) кредиторская задолженность1487,049,11771,044,6+284,019,130,1Итого1787,059,02271,057,2+484,027,151,3Всего пассивов3027,0100,03971,0100,0+944,031,2100,0

Как видно из табл.5, возрастание стоимости имущества предприятия за отчетный период на 944 тыс. руб., или на 31,2% обусловлено примерно в равной степени увеличением как собственных средств на 460 тыс. руб. или на 48,7%, так и заемных - на 484 тыс. руб. или на 51,3%. Прежде чем оценить изменения суммы и доли собственного капитала в общей валюте баланса, следует выяснить, за счет каких факторов произошли эти изменения. Очевидно, что прирост собственного капитала за счет реинвестирования прибыли и за счет переоценки основных средств будет рассматриваться по-разному при оценке способности предприятия к самофинансированию и наращиванию собственного капитала. Капитализация прибыли способствует повышению финансовой устойчивости, снижение себестоимости капитала. В рассматриваемом примере рост собственных средств произошел в основном за счет накопленной прибыли на 340 тыс. руб. или на 40,5% и увеличения добавочного капитала на 93,0 тыс. руб. в результате капитализации прибыли. Обращает на себя внимание довольно высокая доля накопленной прибыли в общей сумме источников средств, и её дальнейшее увеличение с 27,8% до 29,7%. Это укрепляет экономическую самостоятельности и финансовую устойчивость предприятия.

Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает состав и структура заемных средств, т.е. соотношение долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств. Из данных табл.5. следует, что предприятие не привлекает долгосрочные заемные средства, а величина краткосрочных обязательств увеличилась на 484,0 тыс. руб., или на 27,2%. Обращает на себя внимание тот факт, что в составе краткосрочных пассивов значительный объем занимает кредиторская задолженность при незначительном уровне краткосрочных кредитов банков, хотя её удельный вес в структуре обязательств предприятия снизился за отчетный год на 5,2% с 83,2% до 78%. Кредиторская задолженность возросла - на 284,0 тыс. руб., или на 19,1%, что составляет 58,6% всего прироста заемных средств.

Кредиты банков увеличились на 200,0 тыс. руб., что составляет 41,4% прироста заемных средств. Их удельный вес в структуре краткосрочных обязательств увеличился до 22%. Анализ динамики, состава и структуры собственных и заемных средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости.

Анализ динамики, состава и структура активов предприятия

Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависит от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они ему приносят.

Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. Каждому виду размещённого капитала соответствует определённая статья баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую - оборотные средства, в том числе в сфере производства и сфере обращения.

Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (скорость превращения их в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные, или основной капитал (разд. Ι), и оборотные активы (разд. ΙΙ). Средства предприятия могут использоваться как в его внутреннем обороте, так и за его пределами (дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, денежные средства на счетах в банках).

Оборотный капитал может находиться в сфере производства (запасы, незавершённое производство, расходы будущих периодов) и сфере обращения (готовая продукция на складах и отгруженная покупателям, средства в расчётах, краткосрочные финансовые вложения, денежная наличность в кассе и на счетах в банках, товары и др.).

В зависимости от степени подверженности инфляционным процессам все статьи баланса классифицируются на монетарные и немонетарные. Монетарные активы - статьи баланса, отражающие средства и обязательства в текущей денежной оценке. Поэтому они не подлежат переоценке. К ним относятся денежные средства, депозиты, краткосрочные финансовые вложения, средства в расчётах. Немонетарные активы-основные средства, незаконченное капитальное строительство, производственные запасы, незавершённое производство, готовая продукция, товары для продажи. Реальная стоимость этих активов изменяется с течением времени и изменением цен и по этому требует переоценки.

Похожие работы на - Финансовый менеджмент аптечного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!