Примечание: собственная разработка, на основе изучения нормативно законодательных актов [1].
Обязательства перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями, обеспеченные выданными организацией векселями, учитываются в аналитическом учете обособленно.
Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому поставщику, подрядчику, исполнителю.
В соответствии с Рабочим планом счетов, утвержденным учетной политикой ОАО «Лепельагросервис», для обобщения информации о расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями за приобретенное имущество, выполненные работы, оказанные услуги и др., а также о расчетах с использованием аккредитивов предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете ОАО «Лепельагросервис», операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками на основании оборотно-сальдовой ведомости и первичных учетных документов, и представим в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Лепельагросервис» за октябрь 2012 г.
Содержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовСумма, руб.ДебетКредит1234По товарно-транспортной накладной №2721394 от 12.10.2012г. поступил трактор от ОАО «Западно-Двинский МРС»0860131 527 760Отражена сумма НДС 20%186026 305 552По платежному поручению №852 с расчетного счета произведена оплата ОАО «Западно-Двинский МРС» за трактор6051157 833 312По товарно-тарнспортной накладной поступило от РУП «Беларуснефть-Витебскоблнефтепродукт» топливо10/360319 313 171По платежному поручению с расчетного счета произведена оплата РУП «Беларуснефть-Витебскоблнефтепродукт» за топливо605177 020 985По товарно-тарнспортной накладной поступили от «Светастройпром» строительные материалы10/660816 500По товарно-тарнспортной накладной поступили от «Беллепельснаб» материалы10/16066 159 917По платежному поручению с расчетного счета произведена оплата «Беллепельснаб» за материалы605126 620 000По товарно-тарнспортной накладной поступили от «Стальснабсервис» материалы10/16062 219 734По платежному поручению с расчетного счета произведена оплата «Стальснабсервис» за материалы605115 883 565
1.4 Приобретение материалов у поставщиков - нерезидентов (выполнение работ подрядчиками - нерезидентами): порядок оформления, учет, налогообложение
Нормативное регулирование внешнеторговых операций в Республике Беларусь:
Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (ред. от 11.06.2003 г.);
Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;
Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.1999 № 1000 «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь»;
Положение Национального банка Республики Беларусь от 01.08.1996 № 768 «О порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь».
При приобретении товарно-материальных ценностей ОАО «Лепельагросервис» у поставщиков-нерезидентов, заключается внешнеторговый контракт. Составной и неотъемлемой частью внешнеторгового контракта являются базисные условия поставок товаров, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Расчеты с поставщиками-нерезидентами за поставленный товар осуществляется в безналичном порядке посредством банковского перевода.
Для того чтобы банк сделал перевод средств, кроме контракта, необходимо наличие накладных, паспорта сделки и других документов, подтверждающих поступление товара. При проведении авансового платежа достаточно только контракта и паспорта сделки, если сумма авансового платежа не превышает 100 тыс. USD в эквиваленте. В случае превышения наличие гарантии иностранного банка обязательно. Желательно, чтобы срок действия такой гарантии оканчивался только вместе с окончанием срока поставки товара.
Порядок расчетов в форме аккредитива следующий: импортер, располагая сведениями о подготовке экспортером товара к отгрузке, представляет в обслуживающий банк заявление на открытие аккредитива, которое затем направляется через банк экспортера непосредственно экспортеру. Последний, проверив условия аккредитива, производит отгрузку товара и через свой банк передает документы в банк импортера для оплаты. Полученные банком документы подвергаются проверке, и если расхождений с условиями контракта нет, то производится перечисление средств.
В соответствии со статьей 95 Налогового Кодекса Республики Беларусь при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, взимание налога на добавленную стоимость производится:
при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза взимание налога на добавленную стоимость осуществляют налоговые органы;
при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории иностранных государств взимание налога на добавленную стоимость осуществляется таможенными органами.
Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость, взимаемого налоговыми органами, производятся комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом-плательщиком при:
ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров;
передаче на территории Республики Беларусь комитентом, доверителем или иным аналогичным лицом, являющимся налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, товаров, ранее ввезенных с территории государств - членов Таможенного союза, по которым налог на добавленную стоимость не был уплачен (если такие товары будут реализованы через комиссионера, поверенного или иное аналогичное лицо).
Налоговая база для целей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза:
может отражаться в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того месяца, срок представления которой следует за датой отгрузки товаров покупателям, либо того месяца, в котором эти товары приняты к бухгалтерскому учету у комиссионера, поверенного или иного аналогичного лица. Настоящее положение применяется, если эти товары отгружены комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателям в месяце, следующем за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету;
отражается в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того месяца, в котором приняты к бухгалтерскому учету у комиссионера, поверенного или иного аналогичного лица товары, если эти товары приобретаются комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом для комитента, доверителя или иного аналогичного лица;
может отражаться в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того месяца, срок представления которой следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров на территорию Республики Беларусь, либо того месяца, в котором в связи с условиями внешнеторгового договора товары приняты к бухгалтерскому учету. Настоящее положение применяется, если такое принятие к бухгалтерскому учету товаров предшествует их фактическому ввозу на территорию Республики Беларусь [2].
В соответствии со статьей 99 Налогового Кодекса Республики Беларусь налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, определяется как сумма:
их таможенной стоимости;
подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, если иное не установлено частью второй настоящего пункта;
подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).
В случае уплаты и (или) взыскания сумм таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под соответствующие таможенные процедуры с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами, пересчет налоговой базы налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, в связи с уплатой (взысканием) указанных сумм таможенных пошлин не производится, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.
При взимании налога на добавленную стоимость таможенными органами в отношении продуктов переработки, полученных в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, налоговая база налога на добавленную стоимость определяется как стоимость операций переработки товаров.
При отсутствии документов, подтверждающих стоимость операций переработки товаров, налоговая база налога на добавленную стоимость определяется как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории [2].
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете приобретения товаров у поставщиков-нерезидентов и расчетов с ними, и представим в таблице 2.4.
учет налогообложение поставщик подрядчик
Таблица 2.4 - Порядок отражения в бухгалтерском учете ОАО «Лепельагросервис» приобретения товаров у поставщиков-нерезидентов и расчетов с ними
Содержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовСумма, руб.ДебетКредитПриобретены материалы у поставщика-нерезидента на основании товаросопроводительных документов на сумму 1100 Евро по курсу НБ РБ на дату размещения материалов на территории Республики Беларусь (12660 руб.)106013 926 000Произведена оплата поставщику-нерезиденту при поступлении материалов 1100 Евро по курсу НБ РБ на дату оплаты (12770 руб.)605214 047 000Отражена курсовая разница9060121 000Отражена уплата НДС по ставке 20%, взимаемого таможенными органами18512 785 200Приобретены материалы у поставщика-нерезидента (члена Таможенного союза) 120000 рос. руб. по курсу НБ РБ на дату, отраженную в товаросопроводительных документах (275 руб.)106033 000 000Произведена оплата поставщику-нерезиденту (члену Таможенного союза) при поступлении материалов 120000 рос. руб. по курсу НБ РБ на дату оплаты (273 руб.)605132 760 000Отражена курсовая разница6090240 000
1.5 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками
Дебиторская задолженность относится к инвентаризируемым активами, а кредиторская задолженность к инвентаризируемым обязательствам.
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем:
сопоставления с данными бухгалтерского учета;
выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;
выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;
проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.;
проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др.
В соответствии с Учетной политикой ОАО «Лепельагросервис», инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится один раз в год на 1 декабря.
О проведении инвентаризации директор ОАО «Лепельагросервис» издает приказ о проведении инвентаризации.
Инвентаризация на предприятии проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией в составе:
руководителя организации или его заместителя;
главного бухгалтера или его заместителя;
начальников структурных подразделений (служб);
работников организации.
Инвентаризация активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий.
Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации.
В ходе инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяется:
правильность расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм;
правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности;
правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 декабря отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками.
По активам, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости
По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. Результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности отражаются в учете путем ее доначисления или уменьшения в соответствии с актами инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами
1.6 Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Важным является то, что компьютеризация (автоматизация) не мешает использованию журнально-ордерной формы учета. Сама по себе работа с документами, их обработка является очень трудной, без применения ПВМ, в особенности тяжела работа с производственными запасами, в связи с их классификацией, делением на группы, подгруппы, применением множества первичных документов при ведении их учета.
В отличие от документов, компьютеры позволяют быстро и точно найти необходимые данные, ведь информация храниться на компактной дискете, а документы громоздки.
С учетом перехода к рыночной экономике определяются основные пути совершенствования бухгалтерского учета.
Основными путями совершенствования организации бухгалтерского учета являются:
) Создание и применение наиболее прогрессивных форм и методов учета.
) Повышение роли учета в экономической работе предприятия.
) Совершенствование методологии учета.
) Усиление контрольного учета.
) Использование автоматизированных форм учета.
) Упрощение первичной документации.
ОАО «Лепельагросервис» использует для учета конфигурацию системы «1С:Предприятие», которая предназначена для ведения бухгалтерского учета на предприятиях, занимающихся одним или разными видами деятельности. Конфигурация содержит необходимый набор справочников для ввода и хранения информации, набор документов для редактирования этих справочников и других исходных данных для проведения расчетов, набор отчетов и прочих вспомогательных средств управления конфигурацией.
Основная концепция программы - наиболее полно отразить документами все разделы бухгалтерского учета, максимально облегчить работу бухгалтеров по обработке первичной информации.
Функция ведения базы данных обеспечивает ввод и корректировку информации, хранимой в базе. Сюда включается оформление прихода и расхода материалов, корректировка, тестирование, просмотр и реорганизация базы.
В целом, ОАО «Лепельагросервис» бухгалтерский учет поступления товарно-материальных ценностей от поставщиков автоматизирован, однако имеется ряд недочетов:
) Учет поступивших от поставщиков материалов на складе ведется вручную, что замедляет документооборот, то есть первичные документы передаются в бухгалтерию только через несколько дней, так как номенклатура материалов составляет более 480 наименований;
) После прихода первичных документов в бухгалтерию бухгалтер вводит информацию в компьютер, то есть выполняет ту же работу, что и материально-ответственное лицо, принимающее поступившие материалы;
Чтобы усовершенствовать организацию бухгалтерского учета поступления товарно-материальных ценностей от поставщиков в ОАО «Лепельагросервис», следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого можно порекомендовать установить еще один программный продукт «1С:Склад» для более оперативного учета. Это позволит сократить время обработки первичных документов, так как базу данных складского учета можно будет загружать в основную программу «1С:Предприятие» с электронного носителя или посредством Интернет (при наличии локальной сети).
1.7 Аннотированный перечень нормативных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими методику расчетных операций в Республике Беларусь, являются следующие документы.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З [1], с изменениями и дополнениями.
Статьей 141 Кодекса установлено, что белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь. Платежи на территории республики осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
Денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.
Банковским кодексом Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-З (в редакции от 17.07.06 г. № 145-З) [2] установлены формы безналичных расчетов. Документом, в частности, определено, что форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Платежные инструкции клиента могут быть оформлены в письменной форме или в форме электронного документа. На платежных инструкциях клиента должны быть подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, удостоверенные печатью владельца счета. Правила использования электронных документов в безналичных расчетах устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Форма безналичных расчетов устанавливается законодательством Республики Беларусь или договором.
Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Республике Беларусь» (в редакции от 01.03.07 № 116) [6] установлена очередность при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях, которую обязаны соблюдать юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели. Утвержден порядок расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 357-З «Об электронном документе» (в редакции от 20.07.06 № 162-З) [5] установлены правовые основы применения электронных документов, определены основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.
Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 66 (в редакции от 28.12.06 г. № 222) [8] определен порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода.
Банковский перевод - последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица (бенефициара), указанного в платежных инструкциях.
Инструкцией об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 63 (в редакции от 13.04.06 № 59) [9] установлен порядок расчетов с текущих (расчетных) счетов юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, за исключением текущих счетов, открытых для учета средств юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, поступающих из республиканского и местных бюджетов, из государственных внебюджетных фондов.
Указом Президента Республики Беларусь от 15.08.2005 г. № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» (в редакции от 24.08.06 г. № 523) [7] установлено, что на территории Республики Беларусь с 1 августа 2005 г. по 31 декабря 2008 г. установлены определенные ограничения на неденежное прекращение обязательств по договорам поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.
При автоматизации учета на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями («Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»).
Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм - оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу.
Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. N 50 (в ред. постановления Минфина от 20.12.2012 №77 <consultantplus://offline/ref=4E5A6365412CD101CF44E8CEFC4B007F5266EBA23AF4ACF26A96A408FD64C0C5D57AB8FD150E56D58632A5D752cET2Q>)
. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З (с изм. и доп. Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 431-З).
. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 «Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств» (в ред. постановления Минфина от 22.04.2010 № 50).
. Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21 апреля 2003 г. N 194-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2011 N 309-З)
. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "товарная накладная" и инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "товарная накладная" (в ред. постановлений Минфина от 21.04.2009 N 52, от 10.07.2009 N 91)
. Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 года "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".
. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16 апреля 2002 г. N 61/47/7 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, производства, учета, хранения, реализации и уничтожения бланков первичных учетных документов, регистрируемых в государственном реестре бланков строгой отчетности, утвержденной (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 55, 8/8082).
. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 196 «Об утверждении инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 30, 8/20285).
. Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 6 апреля 2004 г. N 28 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях».
10. Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. N 41 «Об утверждении перечня регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса и инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса»
Глушков Е.И. Бухгалтерский учет на современном предприятии. - М.: «КИОРУС», 2002. -808 с.
Кондраков Н.П. Бухучет М.: Дело, 2001. - 506 с.
Бабаев Ю.А. Бухучет. М.: Дело, 2001. - 234 с.
Козлова Е.П., Пашутин Н.В., Бабченко Т.Н., И.Н. Галанина. Бухучет. М.: «Финансы и статистика», 1996. - 895 с.
Барышников Н.П. В помощи бухгалтеру и аудитору. Справочно-методическое издание. М.: 2001. - 564 с.
Тишкова И.Е. Бухучет. Минск: 1994. - 367 с.
Кондраков Н.П. Учебное пособие Бухгалтерский учет и финансов экономический анализ. М.: Дело, 1998 г. - 280 с.