Париж XIII века (по 'Книге ремесел' Этьена Буало)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,96 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Париж XIII века (по 'Книге ремесел' Этьена Буало)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФАКУЛЬТЕТ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ»

ОТДЕЛЕНИЕ «ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ»

КАФЕДРА АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Реферат

«Париж XIII века» (по «Книге ремесел» Этьена Буало)


Подготовила: Бакр Валентина

Научный руководитель:

Лось Виктор Александрович

Доктор философских наук, профессор, академик Российской экологической академии

Оглавление

Введение

Обзор источника

Обзор историографии

Глава 1. Топография Парижа

Глава 2. Люди Парижа: управляющие и управляемые

Глава 3. Люди Парижа: богатые и бедные

Заключение



Введение

XIII век - период наивысшего расцвета городов в Западной Европе. Город был особым центром ремесла и торговли, культуры и образования. Город содействовал развитию межкультурных связей, науки, повлиял на аграрный сектор и на политическую жизнь.

В процессе развития городов, ремесленных и купеческих организаций, борьбы горожан с сеньорами и внутренних социальных конфликтов в городской среде феодальной Европы складывалось особое сословие горожан - «бюргерство».

Также происходило и в Париже. Именно он находился на перепутье торговых путей и рек, в сердце богатого сельскохозяйственного региона. Некоторое время Париж был лишь скромной резиденцией Меровингских, а затем Каролингских королей. Столицей его сделал Гуго Капет в 987 году, который основал династию Капетингов.

Париж стал одним из главных городов Франции <#"justify">·Рассмотреть правобережную часть города Парижа, а также островную часть;

·Попытаться выявить слои общества, распределив на условные группы: управляющие и основной слой населения (мастера), знать и низшие слои (бедняки, маргиналы).

Обзор источника

«Книга ремесел» (Livre des metiers) Этьена Буало является одним из наиболее ценных источников не только по истории парижского ремесла XIII в., но и средневекового цехового строя вообще. Эта регламентация цеховых порядков, была произведена между 1261 и 1270 гг. при Этьене Буало, который занимал должность парижского прево с 1258 года. Порядки, записанные в этом своде, гораздо старше XIII в., поэтому этот источник ценен и для изучения цеховых порядков более раннего времени.

«Книга ремесел» описывает сотни ремесленных цехов Парижа середины XIII в. Для типичного средневекового города сто цехов - это чрезвычайно большая цифра, однако, в Париже того времени цехов было даже больше. Все это свидетельствует о том, что в Париже процесс разделения труда зашел очень далеко, цеховая система была сильно развита.

Во времена Людовика IX в связи с его реформами был составлен большой сборник, состоящий из трех разделов: «первый - запись статутов, регламентирующих цеховые порядки в Париже, второй - запись поборов, поступавших в казну с парижской торговли; третья часть представляет собой перечень привилегий сеньориальных юстиции на некоторых землях в Париже и в округе». Однако 27 октября 1737 года сгорела первая часть сборника - «Первая книга ремесел», тот оригинальный список статутов, сделанный при Этьене Буало. Старейший из сохранившихся списков (рукопись Национальной библиотеки, список В в издании Деппена) дал начало последующим изданиям. В нем имеются многочисленные вставки и исправления к тексту 100 статутов, а также дополнения их другими статьями и статутами. Более поздние сохранившиеся списки (список С в издании Деппена) или содержат неполный текст, или написаны менее архаичным языком. Последующие издания имеют много недостатков, так как «рукописная традиция текста недостаточно изучена».

А из этого можно сделать вывод, что Париж XIII века - огромный по размерам город с очень высоким уровнем населения и активной торговлей.

К сожалению, не представляется возможным описать левобережную часть Парижа, так как о ней совсем нет данных в источнике, ни слова не указано про университет, про школы и церкви, которые располагались там. Поэтому слой интеллигенции XIII века нет возможности изучить вообще по этому источнику, а духовенство и церковь - совсем мало.

Историографический обзор

История средневекового города изучена достаточно хорошо. Особенно в XX веке историки уделяли большое внимание проблемам происхождения, статуса, внешнего и внутреннего облика городов.

Например, А.К. Дживиллегов в своей книге «Средневековые города Западной Европы» рассматривал связь средневековых городов с античными, устройство и самоуправление различных городов основных ведущих стран Западной Европы: Франции, Германии, Италии и Англии. Также он выделил несколько типов городов: «новые города», буржуазные города и города-коммуны. Эта монография очень помогла мне разобраться с административным устройством Парижа и других городов Европы.

Известный историк-медиевист Н.П. Грацианский в своей работе изучал проблемы парижских ремесленных цехов, происхождение цеховой системы, основы цеховой организации, состав и работа цеховой общины и многое другое. Николай Павлович подробно описывает парижскую историю становления ремесленных цехов. В XI веке есть ремесленные организации, но ремесленный цех один - это «торговцы на воде» (по Сене), иначе говоря, торговая Ганза города Парижа. Ее представителями были прево короля и эшевены, которые также руководили и горожанами. К началу XIII века существует уже множество торгово-ремесленных цехов, а цеховая система окончательно формируется ко времени издания «Книги ремесел».

В своей статье Е.Т. Тимофеева также рассматривает цеховое устройство городов Северной Франции. Она рассматривает различные формы внутрицехового ремесла, этапы вхождения людей в цех, а также правила и порядки продажи изделий.

Знаменитый историк-медиевист В.В. Стоклицкая-Терешкович написала книгу «Основные проблемы истории средневекового города X-XV веков». На ее работу оказала влияние школа исторического материализма, поэтому она рассматривает ремесленный цех с точки зрения классовой борьбы.

Она изучает города Германии, Италии, Франции, Фландрии и выделяет основные проблемы истории средневековых западноевропейских городов: происхождение феодального города, складывание городской системы, коммунальные движения за права городов, структура средневекового цеха, роль и положение купечества и патрициата, борьба цехов с патрициями. В отличие от предыдущих исследователей, он считала, что цехи образовались, чтобы бороться с сеньорами (а после - с патрициатом) и организовывать процессы производства и продажи.

С.К. Цатурова в своей статье рассматривает списки налогоплательщиков Парижа в конце XIII - начале XIV веков. Она доказывает, что это важно и актуально, так как эти списки дают представление о структуре ремесла, об имущественном расслоении и вообще о положении мастеров в Париже. Эти списки представляют собой запись по кварталам и улицам имен жителей города и размер уплаченного ими налога. В Париже того времени можно выделить несколько групп профессий: снабжение населения продовольствием, текстильная и швейная промышленность, металлообработка, экипировка, кожевенное и меховое производство, обработка дерева и меблировка, строительство, художественные ремесла, транспорт и обслуживание. Автор обращает внимание, что, в общем, основными налогоплательщиками являются средние слои, однако, уже в это время наблюдается появление «мелкого люда», что следует расценивать как начало процесса дифференциации в торгово-ремесленной среде.

Статья Е.Н. Кирилловой ««Книга ремесел» Этьена Буало: аутентичный текст или логика издателей» при работе с докладом помогла мне лучше изучить и понять источник.

Таким образом, про средневековый город написано многое, и про цеховое устройство, и про городское и сельское население, про основные слои города, про их занятия и про топографию.

Глава 1. Топография Парижа

К XIII веку город Париж уже имел богатую историю и являлся относительно застроенным городом, однако, он начал принимать привычный нам всем облик именно в XIII веке.

Условно город можно разделить на три части: остров Нотр-Дам (современный Ситэ), северное правобережье и южное левобережье. Каждая из частей имела свои особенности: на правом берегу был речной порт, большой крытый рынок Шампо и многочисленные ремесленные мастерские; о достопримечательностях левого берега в «Книге ремесел» сказано мало (по идее там находился Латинский квартал, различные духовные заведения). Примерные границы средневекового Парижского округа совпадают с 6 округом современного Парижа. Скорее всего на острове располагались мастерские булочников и плотников, так как только в статутах о них упоминается о соборе Парижской богоматери и паперти возле нее. Можно предположить, если они слышали звон к заутрене или вечерне, то их мастерские находились где-то неподалеку.

На острове находилась церковь Сен-Мерри, возле которой по-видимому располагались лавочки и мастерские изготовителей пряжек из меди, изготовителей гвоздей и составных частей поясов, изготовителей крепа, изготовителей ламп

Фактическим центром города была Гревская площадь. Там находился открытый (парижский) рынок, на котором имели право продавать овощи, фрукты, сыры и другие бакалейные товары «мелочные торговцы». Рядом располагалась ратуша. Имелся также галантерейный рынок, где имели свои прилавки также галантерейщики, ножевщики, изготовители табличек и ременщики.

Неподалеку находился большой крытый рынок Шампо, там имели прилавки мясники по субботам, в обычные дни - ткачи. В мае на месте этого рынка устаивалась ярмарка Сен-Ладр.

Неподалеку находились парижские ворота (или ворота Большого моста), у которых в обычные дни имели свои прилавки мясники и рыбаки (на «королевских камнях» или «камнях рыбаков»).

Большой мост был построен для того, чтобы переправляться через Сену на остров. Там находились мельницы (никто не имел права перемещать «мельников Большого моста») и торговали сапожники накануне Пасхи и Троицы.

Поначалу Большой мост охранялся замком Шатле (от фр. Chatelet - замок). По-видимому, в реестрах Этьена Буало имеется в виду именно Большой Шатле (в отличие от Малого Шатле с другой стороны реки, который разрушился во время потопа в 1296 году). По приказу короля Филиппа II Августа вокруг Парижа возвели новые оборонительные стены, и Шатле потерял свое стратегическое значение и превратился в резиденцию парижского прево. В Шатле избирали присяжных, чинили суд, содержались заключенные; оттуда можно было в случае необходимости просить «сержантов», которые помогали восстанавливать порядок в городе.

В том же районе находилось кладбище Сен-Инносан и церковь Сен-Инносан, в которой имело свою капеллу братство ткачей. На периферии левобережной части города строился Лувр. Он упоминается лишь один раз в Статуте LXIX о поварах. Рядом с ним находились поля между мостиком Руль (Roulle) и мостом Шайюо (Chaillouau).

Пересекая по Большому мосту Сену, оказываемся в островной части города. Это сердце Парижа. Именно здесь обосновалось кельтское племя паризиев, а затем появился римский город Лютеция. В «Книге ремесел» этот остров называется «остров Нотр-Дам», видимо, потому, что там находился главный собор Парижа - Собор Парижской Богоматери (фр. Notre Dame de Paris). К заутрене, обедне и вечерне в соборе звонил большой колокол, на паперти перед собором продавали лен и другие вещи. На этом же острове можно было увидеть королевский Дворец.

В Париже имелся госпиталь, где жили бедные или больные, каждый год в день пасхи устраивали обед члены братства ювелиров.

Имелось много церквей: церковь Сен-Мерри, церковь св. Христофора, церковь Сен-Лефруа, церковь Сен-Жервэ, рядом находился дом послушников и площадь, куда вечером приходили мастера искать подмастерьев. В обычные дни подмастерья собирались присяжную площадь «у Орла» (так назывался Дом около ворот Бодойе (Baudoyer), где нанимали сукноделов). Крупные аббатства (св. Женевьевы, Сен-Жермен-де Пре) считались за пределами Парижа.

В городе имелось множество мастерских, которые служили жилыми домами для мастера и его семьи. Дома могли сдавать (статут LXXIII), могли брать в залог за невыплату налога (только при присутствии сержантов из Шатле).

Было в городе множество публичных заведений: бани, таверны, которые держали кабатчики и продавали там вино; пивные и трактиры, где варили пиво и продавали его; публичные дома; прилавки или окна для продажи поварами готовой еды.

Таким образом, Париж в XIII веке имел определенную структуру, которая, почти не изменившись, сохранилась до сегодняшнего дня. В правобережной части Парижа располагались мастерские, рынки, в общем, это был торгово-ремесленный район, остров был исторической частью города с основным собором, а левый берег считался академической частью города.

париж ремесло цеховый

Глава 2. Люди Парижа: управляющие и управляемые

Главным человеком в Париже того времени считался прево (prevot) - королевский наместник. Выбирался он королевским советом на всю жизнь, сначала ведал финансами и управлял армией, однако с 1254 года его полномочия были сужены и в его ведомстве остался только суд над горожанами и установление порядка в городе.

Органом цехового управления было собрание ремесленников. Ремесленники из каждого цеха выбирали присяжных или, как они иначе называются в «Книге ремесел», «прюдомов», а прево их назначал (или смещал, что было крайне редко). Они клялись «на святых», что будут хорошо и честно охранять свой цех. Они освобождались от обязанности нести караул. Главным из них был старшина, он делал с присяжными обходы, например, в первом статуте про булочников описана такая картина: «старшина берет хлеб и передает присяжным, а присяжные смотрят, достаточен он или нет».

Вместе с купеческими старшинами на социальной лестнице стояли «эшевены». О них почти ничего не сказано, кроме того, что они вместе со старшинами «имели юрисдикцию над всеми глашатаями, кроме дел по собственности, уголовных и других». Скорее всего, это были должностные лица, участвующие в городском совете и помогающие прево чинить судить горожан.

Кто были обычные люди? Почти все остальные были задействованы или в ремесленном производстве или в торговле: различные ремесленники, торговцы, промысловики.

Значительные группы людей были заняты продажей услуг, например, кабатчики, мерщики жидкостей, глашатаи. Кабатчики продавали вино в тавернах. Им мог стать любой человек, заплатив шантелляж королю, выкупив меры у горожан и продав их глашатаю. Они могли иметь сколько угодно вина, но мерить это вино должны были «честной мерой». Мерой можно считать порцию напитка в таверне. В средние века стояла очень серьезная проблема мер и весов, за которой следили страшины и эшевены. Глашатай выкрикивал «меру» два раза в день: утром и вечером. Прежде чем стать глашатаем следовало потрудиться: попросить согласие у купеческого старшины и эшевенов, поклясться «на святых» приносить «хорошие меры», договориться с кабатчиком, чтобы выкрикивать меры именно его таверны, проследить, как цедят вино (или сделать это самому), проверить это вино, а потом уже выходить на улицу и «выкрикивать меру». Это делать он может в любой таверне, где есть вино. Если у таверны нет другого глашатая, кабатчик не имеет права отказаться от его услуг. В пивных и трактирах варили и продавали пиво, однако у пивоваров не было глашатаев.

Некоторые цехи имели поставленных королем ремесленников: например, у булочников это был хлебодар, у кузнецов - королевский кузнец, который имел права юрисдикции над всеми мастерами цеха, у старьевщиков и перчаточников это был дворцовый эконом, который продавал от имени короля ремесло. Старьевщики - это люди, которые продавали или покупали старые платья, белье, кожаную или шерстяную одежду, однако не все могли получить от дворцового эконома ремесло старьевщика, только порядочные и проверенные люди.

Глава 3. Люди Парижа: богатые и бедные

В то время можно было выделить 3 слоя населения: богатые, бедные и средний слой. Богатыми зачастую были знатные люди, они делали заказы ремесленникам. Например, они могли заказать себе что-нибудь у резчиков-скульпторов, ткачи изготавливали шелковую ткань «для знатного господина, которого он специально обслуживает». В статуте LVI говорится, что портным разрешается работать ночью исключительно из-за того, что они обслуживают знатных людей и иностранцев, которые заказывают платье или его починку вечером, а утром уезжают. Также таких людей обслуживали бочары («их ремесло служит богатым и высокопоставленным людям») и изготовители медных листочков.

К таким знатным и богатым людям относятся также военные и духовные лица. Рыцари, оруженосцы, сержанты - все это клиенты таких ремесленников, как полировщики мечей, лучники, кольчужники (ибо их цех существует для обслуживания рыцарей, оруженосцев и сержантов и для снабжения замков»).

Ремесленники, которые обслуживали «святую церковь» также освобождались от многих обязанностей (платить талью, нести караул, могли работать ночью), «ибо их ремесло предназначено лишь для святой церкви, государей, баронов и других богатых и благородных людей». Таковыми ремесленниками были резчики-скульпторы и скульпторы-живописцы. Духовные лица: клирики, другие церковные деятели и даже рыцари заказывали для собственного употребления изделия, а они их выполняли.

Что касается бедняков, их тоже было много. Многие из членов братства были бедными и часть штрафов, которая изымались с других ремесленников, шла на обеспечение таких людей. Совсем нищие содержались в церкви Сен-Инносан и парижском госпитале.

Париж был опасным городом. Даже в ремесленном уставе есть такая фраза: «Это очень дурно и плохо, чтобы женщина сидела в Шатле дотемна … а затем шла в такой час по такому городу, как Париж, одна, со слугой или со служанкой или без них по чужим улицам до своего дома. И по причине такого освобождения бывали несчастья, грехи и бесчестья». В городе было много преступников. Ими считались те, кто отказывался работать, посещал кабаки и публичные дома. Самыми распространенными преступлениями в Париже было воровство, убийство и насилие.

В ремесленных уставах часто встречаются упоминания о так называемых «чужаках», которые появлялись с целью сбыта своих товаров и покупки других. «Чужаками» обычно называли либо людей не из цеха , либо жителя другого города, но не Парижа; реже всего ими оказывались иностранцы.

Им не разрешалось продавать в розницу, торговать в порту. Только старьевщик мог иметь с ними дело.

Заключение

В XIII веке Париж активно выстраивался, увеличивался в размерах, принимал новые очертания. Париж не был спокойным городом, в нем смешивались тысячи людей, сотни ремесел. Основная жизнь города, конечно, происходила на рынке. Каждый что-то выкрикивал, продавал, предлагал, искал, воровал… При этом в городе часто устраивались праздники и ярмарки, люди общались и веселились.

Париж того времени, как и любой город в любое время, очень разный. В нем можно было встретить и богача в шелковых одеждах и оборванного нищего, и сильного, пышущего здоровьем ремесленника и прокаженного в лепрозории, и ребенка-ученика занимающегося в цехе и старика, обучающего его. Он имел как прекрасные дворцы знатных людей, прекрасные церкви, собор Богоматери, так и мусор и нечистоты на улицах, ветхие деревянные здания.

Однако кое-что объединяло жителей этого города: представление о том, что они часть великого города и великого купеческого братства. Все жители имели права и свободы, относительную политическую самостоятельность, свое дело.

Библиографический список

Источник:

Историография:

.Дживилегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902.

.Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетии. Казань, 1911.

.Тимофеева Е.Т. Развитие цехового ремесла и торговли в городах северо-восточной Франции XII - XIII вв. // Средние века. Вып. 14. М., 1959.

.Ставицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960.

.Цатурова С.К. Списки налогоплательщиков о состоянии ремесла и торговли города Париже конца XIII - начала XIVв. // Средние века. Вып. 5. М., 1988.

.Город в средневековой цивилизации Западной Европы / Отв. ред. А.А. Сванидзе. Т.2 М., 1999.

.Кириллова Е. Н. Книга ремесел Этьена Буало: аутентичный текст или логика издателей // Средние века. 2006. Вып. 67.

Похожие работы на - Париж XIII века (по 'Книге ремесел' Этьена Буало)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!