Анализ денежного обращения в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    420,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ денежного обращения в Республике Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Роль денежного обращения в современной экономике

.1 Экономическое содержание налично-денежного обращения

.2 Экономическое содержание безналичного оборота

.3 Методы стабилизации денежного обращения

. Анализ денежного обращения в Республике Казахстан

.1 Налично-денежное обращение в РК

.2 Безналичное обращение денег в РК

.3 Инструменты стабилизации денежного обращения в РК, реализуемые НБ РК

. Перспекивы развития денежнего обращения в Республике Казахстан

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиями обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Денежные средства, как собственные, так и заемные, в соответствии с законодательством подлежат обязательному хранению в банках, за исключением выручки, расходование которой разрешено в установленном порядке банком, обслуживающим хозяйствующего субъекта.

Распространение популярности безналичных расчетов в Казахстане и возникновение новейших форм денежных расчетов (пример: кредитные карты) повлекло за собой увеличение потока информации о данной сфере экономики.

Значение безналичных расчетов велико, так как:

1)   безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;

2)   безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;

3)   четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.

Цель данной курсовой работы - охарактеризовать денежное обращение, его формы и методы стабилизации.

Задачи:

раскрыть сущность денежного оборота и денежного обращения страны, его формы и методы стабилизации;

проанализировать денежное обращение в РК за 2009-2011 гг.;

раскрыть основные перспективы развития денежного обращения в РК.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении определены актуальность, цель, задачи и структура работы. В первой главе описаны теоретические аспекты организации денежного оборота и денежного обращения в современной экономике. Во второй главе проанализировано наличное и безналичное денежное обращение в РК и инструменты НБ РК его регулирующие. В третьей главе проанализированы перспективы развития денежного обращения в РК. В заключении сделаны основные выводы по работе.

При написании работы были использованы научные, учебные и периодические издания отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-правовые акты Республики Казахстан.

1. РОЛЬ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Экономическое содержание налично-денежного обращения


Денежный оборот (денежное обращение) - это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве [17, c. 8].

В основе денежного обращения лежит товарное производство. Многочисленные сделки купли-продажи образуют непрерывный процесс товарного обращения в обществе. В качестве средства обращения деньги позволяют заменить натуральный оборот Т-Т на более универсальную схему Т-Д-Т. Употребление денег как универсального средства обращения позволяет эффективно осуществлять товарообменные операции как с точки зрения экономии времени, так и расширения возможностей и свободы товарообмена. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения:

) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебреные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);

) системы обращения кредитных или бумажных денег, которые не могут быть обменяны на золото, а само золото вытеснено из обращения [4, c. 36].

Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Национальным банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Налично-денежное обращение - движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения [18, c. 24]. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д.). Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот (банковских билетов), бумажных денег (казначейских билетов), разменных монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек).

Разменные монеты (в настоящее время) - это разновидность неполноценных денег (монет), выпускаемых государством, собственная стоимость которых ничтожно мала по сравнению с номиналом [19, c. 48].

Разменные монеты составляют лишь несколько процентов от общей наличной денежной массы в большинстве стран, и их объем постепенно снижается (исторически преходящая разновидность денег).

Бумажные деньги - это разновидность неполноценных денег, являющихся лишь знаком стоимости и не обладающих собственной стоимостью [12, c. 62].

Бумажные деньги, как бумажные знаки стоимости, выпускаются государством для покрытия бюджетного дефицита, наделены принудительным курсом и неразменные на золото. Эмиссия бумажных денег осуществляется государством в лице государственного казначейства или Минфина (казначейские билеты).

Поскольку размеры эмиссии определяются не потребностями товарооборота в деньгах, а размерами бюджетного дефицита, то при их выпуске выше потребности товарооборота в деньгах, происходит их обесценивание (снижение их покупательной способности). Это приводит к росту цен на товары и снижению курса национальной валюты (т.е. приводит к инфляционным процессам).

Банкноты - это банковские билеты, выпускаемые ЦБ страны. Для граждан в обыденной жизни казначейские билеты и банкноты практически неразличимы и представляют собой государственные бумажные деньги, но в то же время следует отметить, что банкноты относятся к кредитным деньгам - это прежде всего обязательства банка (в данном случае ЦБ) [11, c. 97].

Классическая банкнота обладала высокой степенью устойчивости в силу ее золотого обеспечения (золотым запасом ЦБ). Обязательства ЦБ состояли в его обязанности в любой момент обменять банкноту на золото, благодаря чему автоматически действовал механизм изъятия излишне выпущенных банкнот из обращения.

Однако по мере обострения кризисных явлений в мировой экономике (в частности во время мировых войн), а также ограниченности производства драгоценных металлов, государства все чаще выпускали банкноты для целей кредитования (например, под обеспечение госзаймов).

Со времен «великой депрессии» 30-х годов золотое обеспечение банкнот было отменено практически во всех странах, а с 1971 года был отменен обмен доллара на золото для ЦБ иностранных государств. В настоящее время ни одна из стран не имеет золотого обеспечения банкнот.

Эти процессы привели к тому, что современная банкнота в отличие от классической может быть неустойчивой. Эмиссия банкнот может превышать потребности товарооборота в деньгах, и банкноты перестали быть разменными на золото.

Тем самым, банкнота, оставаясь видом кредитных денег, приблизилась по характеру своего обращения к казначейским билетам - бумажным деньгам.

В настоящее время можно выделить три вида эмиссии банкнот:

1)   банковское кредитование хозяйства;

2)   банковское кредитование государства;

3)   прирост валютных резервов в странах с активным платежным балансом.

Следует отметить, что наличные деньги обладают рядом достоинств. Это достаточно универсальное платежное средство. Они легко могут быть обращены в безналичные (но не наоборот). Наличное денежное обращение менее прозрачно (нет фиксации платежей на счетах) и т. д. В то же время, наличные деньги - это исторически преходящая форма, уступающая свое место безналичным денежным средствам.

Налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени [9, c. 65].

1.2 Экономическое содержание безналичного оборота


Под безналичным денежным обращением понимают изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельцев счетов в виде чеков, пластиковых карт, платежных поручений, электронных средств платежа и других расчетных документов (т.е. движение стоимости без участия наличных денег) [10, c. 18].

Безналичные деньги - это основная масса денежных средств, в которые входят как денежные средства предприятий и организаций, использующих во взаиморасчетах между собой и банками безналичный денежный оборот, так и личные денежные средства граждан, хранящиеся на банковских счетах [18, c. 49].

Безналичный оборот - сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов [17, c. 44].

Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Особенности безналичных расчетов проявляются в следующем:

-  участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;

-       перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией [5, c. 31].

Безналичные расчеты обслуживают в основном сферу хозяйственных связей предприятий и их взаимоотношения с финансово-кредитной системой. Таким образом, сущность их в том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности [18, c. 48].

С одной стороны, развитие безналичных расчетов приводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными. Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в его недостатки, довольно трудно.

С другой стороны, безналичные расчеты могут заменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и эмитирование банкнот.

Таким образом, можно сказать, что безналичные расчеты - совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.

1.3 Методы стабилизации денежного обращения


Основными формами стабилизации денежного обращения в условиях инфляционных процессов являются:

антиинфляционная политика;

денежные реформы.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией [16, c. 20]. Целью антиинфляционной политики является не искоренение инфляции как экономического явления, а придание ей приемлемых для экономического развития темпов роста. В зависимости от преобладания денежных или неденежных факторов инфляции оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (политика сдерживания спроса) и политика доходов (сдерживание издержек).

Суть дефляционной политики состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары (повышение предложения товаров), так и деньги (повышение спроса на деньги). Ограничением в применении методов дефляционной политики является то, что они угнетают общехозяйственную конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики и лишь в краткосрочном плане [11, c. 56].

В рамках бюджетной политики предусматривается сокращение государственных расходов и ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. В рамках денежно-кредитной политики осуществляется воздействие на спрос денег и предложение денег с целью их параллельного ограничения. Повышается цена кредита, ограничивается эмиссия платежных средств, производится заимствование средств государством на внутреннем рынке.

Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, образуют содержание политики доходов. Методы политики доходов могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства. Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства, тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляции, уменьшает интенсивность инфляции. Однако, вследствие того, что политика доходов устраняет свободу ценообразования, свойственную нормальным условиям развития рыночной экономики, она применяется на протяжении непродолжительных периодов времени.

Особенностью политики доходов является возможность ее дифференцированного проведения в отдельных отраслях или секторах экономики.

Денежная реформа - это осуществление государством преобразования в сфере денежного обращения, имеющего целью упорядочение и укрепление денежной единицы [5, c. 72].

Денежная реформа в широком смысле означает переход от одной денежной единице к другой, а в узком - частичные изменения денежной системы.

В истории денежного обращения известны следующие виды денежных реформ:

переход от одного типа денежных систем к другому, или от одного денежного товара к другому (примеры: от одного металла к другому, от биметаллизма к монометаллизму и от последнего к золотомонетному, золотослитковому, золотодевизному стандарту);

замена монет или денежных знаков (пример: в 1695 году в Англии был принят закон, по которому все старые монеты, потерявшие свой первоначальный вес требовалось сдать для перечеканки в новые полновесные);

изменения в системе эмиссии денег (пример: в 1913 году в США изменился порядок эмиссии денег и обеспечения банкнот. Право эмиссии от казначейства перешло к 12 резервным банкам ФРС, а банкноты стали выпускаться не под государственные ценные бумаги, а под обеспечение золотом (40%) и коммерческими векселями (60%));

образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством (пример: после распада СССР появились новые денежные системы: Азербайджан на основе денежной единицы манат, Армения - драм, Грузия - лари, Казахстан - тенге, Киргизия - сом и др.).

Стабилизация или упорядочение денежного обращения, которое осуществляется следующими методами:

дефляция - изъятие из обращения части избыточной денежной массы (пример: с 1818 по 1823гг в России было изъято из обращения ассигнаций на 240 млн. руб.) [4, c. 71]

нуллификация - объявление государством денежных знаков недействительными по причине их значительного обесценения или смены политического режима, сопровождаемое введение новой валюты (примеры: в СССР в период Гражданской войны были аннулированы бумажные деньги, выпущенные царским и белогвардейскими правительствами; в 1924г. в Германии в обращение была введена новая денежная единица марка, которая обменивалась в соотношении: 1марка : 1триллион старых рейхсмарок); [9, c. 104]

девальвация - уменьшение в законодательном порядке металлического содержания национальной денежной единицы или понижение официального курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте (примеры: в 1971 году золотое содержание доллара США было снижено на 7,89%; понижение курса рубля по отношению к доллару США в августе 1998г.) [12, c. 49];

реставрация (ревалоризация) - повышение металлического содержания национальной денежной единицы или официального курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте (пример повышение курса марки ФРГ в 1961, 1969 и 1971 гг.) [18, c. 82];

деноминация - метод "зачеркивания нулей", т.е. укрупнение денежной единицы страны, и, следовательно, масштаба цен в целях упрощения и облегчения платежного оборота, учета и расчетов и придания большей полноценности национальной валюте (примеры: в СССР деноминации были проведены в 1922г. (1:10000 старых рублей), 1923г. (1:100 рублей 1922 года), 1924г. (1:20000 рублей 1923 года), 1961г. (1:10); в России деноминация была проведена 1 января 1998 года с обменом денежных знаков 1: 1000) [15, c. 66].

Таким образом, прогресс денежного обращения в большинстве стран проявляется в изменении соотношения между наличным и безналичным денежным оборотом в пользу последнего. Кроме того, прослеживается тенденция к объединению способов наличного и безналичного денежного оборота.

Наличное и безналичное денежное обращение взаимосвязаны, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги. Деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую; в частности, наличные деньги переходят в безналичную форму при размещении банковских депозитов и наоборот. Соотношение между наличным и безналичным денежным обращением определяется уровнем развития платежно-расчетной системы страны. Так, в большинстве развитых стран сфера наличного денежного обращения составляет от 10 до 25%, в Российской Федерации - около 35%. На это соотношение, кроме чисто технических характеристик развития банковской системы, во многом определяющих возможности увеличения скорости прохождения платежей, влияют и такие факторы, как нормативно-правовая система, регулирующая денежное обращение страны (банковское, налоговое законодательство и т.п.); наличие у предприятий и населения свободных денежных средств, которые они могут разместить в виде банковских депозитов (в том числе и долгосрочных) и т. п.; способностью государства эффективно с помощью политики ЦБ воздействовать на состояние денежно-кредитной системы и т.д.

В то же время, следует отметить, что, несмотря на тесную и неразрывную связь между наличным и безналичным денежным обращением, последнее характеризуется рядом принципиальных особенностей и закономерностей, которые не имеют места в сфере наличного денежного обращения. Эти особенности связаны со специфическими свойствами кредитных денег (кредитных орудий обращения) и, в частности, депозитных денег, которые проводятся операции безналичного оборота, а также с действием принципа банковского мультипликатора [18, c. 29].

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

денежный безналичный эмиссия банкнота

2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Налично-денежное обращение в РК

За 2010 год чистые международные резервы Национального Банка выросли на 23,0% до 27,7 млрд. долл. США. Покупка валюты на внутреннем валютном рынке и поступление валюты на счета Правительства в Национальном Банке были частично нейтрализованы снижением остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке и операциями по обслуживанию внешнего долга Правительства и пополнению активов Национального фонда. В результате чистые валютные запасы (СКВ) за 2010 год увеличились на 23,2%, активы в золоте выросли на 22,1% [9].

За 2010 год международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (30,6 млрд. долл. США), выросли на 24,0% до 58,9 млрд. долл. США.

За 2010 год денежная база расширилась на 5,0% за счет роста чистых внешних активов Национального Банка и составила 2572,9 млрд. тенге. Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, расширилась на 9,3% до 2143,7 млрд. тенге.

За январь-ноябрь 2010 года денежная масса выросла на 13,9% до 8526,2 млрд. тенге за счет роста чистых внешних активов банковской системы. В структуре чистых внешних активов банковской системы в ноябре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года выросли как чистые международные резервы Национального Банка, так и чистые внешние активы банков.

За январь-ноябрь 2010 года наличные деньги в обращении выросли на 17,7% до 1074,8 млрд. тенге, депозиты в банковской системе - на 13,3% до 7451,3 млрд. тенге. Опережающие темпы роста объема наличных денег в обращении по сравнению с ростом депозитов обусловили снижение доли депозитов в структуре денежной массы с 87,8% в декабре 2009 года до 87,4% в ноябре 2010 года.

Денежная база за 1 квартал 2011 года расширилась на 9,2% и составила на конец марта 2011 года 2810,2 млрд. тенге. Узкая денежная база расширилась на 9,7% до 2351,4 млрд. тенге.

В марте 2011 года по сравнению с мартом 2010 года денежная база расширилась на 2,7% [15].

Чистые международные резервы Национального Банка в марте 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года выросли на 30,3% до 34,6 млрд. долл. США. В их структуре, несмотря на операции по обслуживанию внешнего долга Правительства и снижение остатков на корреспондентских счетах банков второго уровня в иностранной валюте в Национальном Банке, увеличились чистые валютные запасы в результате покупки валюты на внутреннем валютном рынке и поступления валюты на счета Правительства в Национальном Банке. Кроме того, произошел рост активов в золоте.

В марте 2011 года по сравнению с мартом 2010 года чистые внутренние активы Национального Банка сократились (таблица 1), главным образом, за счет значительного увеличения обязательств перед банками по краткосрочным нотам.

Таблица 1. Динамика изменений активов и пассивов Национального Банка (% к соответствующему периоду предыдущего года)

 

2 кв.10

3 кв.10

4 кв.10

1 кв.11

Чистые международные резервы

40,8

36,1

23,0

30,3

Чистые внутренние активы

-341,1

-364,5

-498,0

-384,4

Чистые требования к Правительству

-67,9

-83,5

-64,4

-0,3

Требования к экономике

-169,2

-154,3

-222,4

-352,7

Прочие чистые внутренние активы

2,2

-18,8

-20,3

-34,9

Денежная база

17,3

-7,9

5,0

2,7

Узкая денежная база

16,8

-1,8

9,3

16,0

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

За 1 квартал 2011 года денежная масса выросла на 4,4% до 8923,9 млрд. тенге. В марте 2011 года по сравнению с мартом 2010 года ее рост составил 15,0% в результате увеличения чистых внешних активов банковской системы (таблица 2).

Таблица 2. Динамика изменений денежной массы (% к соответствующему периоду предыдущего года)

 

2 кв.10

3 кв.10

4 кв.10

1 кв.11

Чистые внешние активы

132,6

138,3

63,3

50,3

Внутренние активы

-12,3

-27,4

-14,2

-8,5

Требования к Правительству

425,6

166,2

72,4

284,7

Требования к экономике

5,1

3,6

6,1

1,4

Прочие чистые внутренние активы

-26,0

-42,1

-28,4

-11,1

Денежная масса

22,1

15,9

14,1

15,0

Наличные деньги в обращении

26,3

34,2

25,7

22,1

Депозиты резидентов

21,6

13,6

12,5

14,1

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

В структуре чистых внешних активов банковской системы в марте 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года выросли чистые внешние активы как банков, так и Национального Банка. Рост чистых внешних активов банков был обусловлен, главным образом, снижением обязательств банков перед нерезидентами [15].

В рассматриваемом периоде в структуре основных составляющих денежной массы были зафиксированы опережающие темпы роста наличных денег в обращении по сравнению с темпами роста депозитов резидентов в банковской системе. В результате, доля депозитов резидентов в структуре денежной массы снизилась с 88,4% в марте 2010 года до 87,7% по итогам марта 2011 года.

Денежный мультипликатор вырос с 3,06 в декабре 2009 года до 3,59 по итогам ноября 2010 года вследствие роста денежной массы на фоне сжатия денежной базы.

Денежный мультипликатор вырос с 2,84 в марте 2010 года до 3,18 в марте 2011 года в результате опережающих темпов роста денежной массы по сравнению с темпами расширения денежной базы. Этому также способствовало снижение коэффициента резервирования, при увеличении коэффициента предпочтения наличности (график 1).

График 1. Динамика денежного мультипликатора и его составляющих

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

Международные резервы и денежные агрегаты за декабрь 2010 года. В декабре 2010 года произошел рост чистых международных резервов Национального Банка на 1,7% до 27,7 млрд. долл. США (с начала года - рост на 23,0%). Операции на внутреннем валютном рынке и поступление валюты на счета Правительства в Национальном Банке были частично нейтрализованы операциями по пополнению активов Национального фонда и по обслуживанию внешнего долга Правительства. Также произошло снижение остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке. В результате чистые валютные запасы (СКВ) в декабре 2010 года выросли на 1,6%, активы в золоте выросли на 2,6% [9].

За декабрь 2010 года международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (30,6 млрд. долл. США), выросли на 1,4% и составили 58,9 млрд. долл. США (с начала года - рост на 24,0%).

Денежная база в декабре 2010 года расширилась на 8,4% за счет роста чистых внешних активов Национального Банка и составила 2572,9 млрд. тенге (с начала года - расширение на 5,0%). Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, расширилась на 5,9% до 2143,7 млрд. тенге.

В октябре 2011 года произошло увеличение международных резервов Национального Банка. Основным фактором их роста послужило увеличение активов в золоте на 10,2%, в основном, в результате роста его цены на мировых рынках [9].

В казахстанской экономике возрастает объем обращения «налички», за май он увеличился на 18 миллиардов, а за год на 185 миллиардов тенге.

Рис. 2 Наличные деньги в обращении (млн.тг).

Валовые международные резервы Национального Банка выросли на 0,4% до 32,6 млрд. долл. США (с начала года - рост на 15,4%). Чистые международные резервы Национального Банка выросли на 0,5% и составили 32,1 млрд. долл. США (с начала года - рост на 15,7%). Продажа валюты на внутреннем валютном рынке, обслуживание внешнего долга Правительства, пополнение активов Национального фонда со счетов золотовалютных резервов были частично нейтрализованы поступлением валюты на счета Правительства в Национальном Банке и увеличением остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке. Чистые валютные активы в октябре 2011 года снизились на 0,8%.

В октябре 2011 года международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (по предварительным данным 42,4 млрд. долл. США), выросли на 3,5% и составили 75,0 млрд. долл. США (с начала года - рост на 26,6%) [9].

Денежная база в октябре 2011 года расширилась на 6,3% и составила 3064,0 млрд. тенге (с начала года - расширение на 19,1%). Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, расширилась на 9,7% до 2874,9 млрд. тенге.

За сентябрь 2011 года денежная масса увеличилась на 3,2% до 9820,9 млрд. тенге (с начала года - рост на 15,8%). Объем наличных денег в обращении вырос на 0,5% и составил 1260,7 млрд. тенге (с начала года - рост на 9,8%). Депозиты в банковской системе в сентябре 2011 года выросли на 3,6% до 8560,3 млрд. тенге (с начала года - рост на 16,7%). Доля депозитов в структуре денежной массы увеличилась с 86,8% в августе 2011 года до 87,2% в сентябре 2011 года вследствие опережающих темпов роста депозитов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении.

Денежный мультипликатор вырос с 3,30 в августе 2011 года до 3,41 по итогам сентября 2011 года, что обусловлено ростом денежной массы на фоне незначительного сжатия денежной базы, зафиксированными в сентябре 2011 года.

Объем наличных денег в обращении за 1 квартал 2011 года снизился на 4,5% до 1097,1 млрд. тенге. Снижение наличных денег в обращении объясняется фактором сезонности, что связано с традиционным в начале года сокращением нетто-выдач по заработной плате, нетто-поступлений от реализации товаров, услуг и работ. При этом действие указанных факторов было частично нейтрализовано зафиксированным по итогам 1 квартала 2011 года ростом нетто-поступлений от продажи валюты и нетто-поступлений от займов физическим и юридическим лицам [15].

В марте 2011 года по сравнению с мартом 2010 года наличные деньги в обращении увеличились на 22,1%. За 1 квартале 2011 года по сравнению с 1 кварталом 2010 года выдачи наличных денег из касс банков выросли на 23,6% до 2,9 трлн. тенге, поступления в кассы банков - на 23,9% до 2,8 трлн. тенге.

2.2 Безналичное обращение денег в РК

В условиях поступательного развития экономики Казахстана из года в год в национальных платежных системах Казахстана (Межбанковской системе переводов денег и Системе межбанковского клиринга) наблюдается постоянный рост безналичных платежей. За последние десять лет объем платежей в платежных системах вырос по сравнению с 2001 годом по количеству в 2,8 раз и по сумме платежей в 18,3 раз (рисунок 2).

В 2008 году влияние мирового финансового кризиса сказалось на снижении объемов платежей, проводимых через национальные платежные системы (спад на 1,1% по сравнению с 2007 годом). Вместе с тем, принимаемые в 2009 году государством меры по поддержке банков второго уровня позволили снизить проблемы ликвидности в банковском секторе и способствовали росту объемов платежей в платежных системах Казахстана, положительная тенденция которого сохранилась и в 2010 году [9].

Рис. 2. Динамика потоков платежей в платежных системах с 2001 года по 2010 год

В целом, в 2010 году объем платежей через национальные платежные системы (Межбанковскую систему переводов денег и Систему межбанковского клиринга) составил 187 704,4 млрд. тенге, при этом количество безналичных платежей сложилось на уровне 29,7 млн. транзакций. По сравнению с 2009 году количество платежей в платежных системах увеличилось на 14,6% (на 3 785,3 тыс. транзакций), а сумма платежей увеличилась на 17,5% (на 27 958,8 млрд. тенге) [9].

В среднем за день через платежные системы Казахстана в 2010 году проводилось 119,3 тыс. транзакций на сумму 753,8 млрд. тенге, что больше по количеству на 14,6% и по сумме на 17,5% по сравнению с 2009 годом.

Количество платежей   Сумма платежей


Рисунок 2. Объемы платежей в платежных системах в 2009 и 2010 годах

Наибольшая активность субъектов финансового сектора при осуществлении платежей и переводов денег через национальные платежные системы в 2010 году наблюдалась при проведении операций с ценными бумагами резидентов Казахстана (47,0% от общего объема платежей), а также межбанковскими депозитами и переводами собственных средств банков и их клиентов (25,5% соответственно). Рост объемов платежей в основном был обусловлен увеличением объемов платежей по операциям с ценными бумагами резидентов Казахстана на 33,3% (таблица 2).

Таблица 2. Потоки платежей по кодам единого классификатора назначения платежей в платежных системах

Раздел

Виды платежей

2009 год

2010 год

Изменение



в млрд. тенге

в % к общему объему

в млрд. тенге

в % к общему объему

в млрд. тенге

в %

0

Пенсионные платежи и социальные пособия

2 932,7

1,8%

3 640,4

1,9%

707,6

24,1%

1

Специфические переводы

3 188,0

2,0%

3 267,0

1,7%

79,0

2,5%

2

Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами

19 896,1

12,5%

19 754,8

10,5%

-141,3

-0,7%

3

Депозиты

46 762,0

29,3%

47 786,9

25,5%

1 025,0

2,2%

4

Займы

1 552,8

1,0%

1 602,8

0,9%

50,0

3,2%

5

Ценные бумаги, векселя и депозитные сертификаты, выпущенные нерезидентами РК

1 207,3

0,8%

95,1

0,1%

-1 112,2

-92,1%

6

Ценные бумаги и векселя, выпущенные резидентами РК

66 161,4

41,4%

88 197,5

47,0%

22 036,1

33,3%

7

Товары и нематериальные активы

6 026,8

3,8%

8 134,8

4,3%

2 108,0

35,0%

8

Услуги

6 031,2

3,8%

7 133,5

3,8%

1 102,3

18,3%

9

Платежи в бюджет и выплаты из бюджета

5 987,3

3,7%

8 091,6

4,3%

2 104,2

35,1%


Итого

159 745,6

100,0%

187 704,4

100,0%

27 958,8

17,5%


Межбанковская система переводов денег (далее - МСПД) соответствует всем Ключевым Принципам Комитета по платежным и расчетным системам, что ставит систему на уровень самых высоких современных стандартов, что подтверждается итогами ее развития.

Так, за последнее десятилетие сумма платежей, обработанных в МСПД, выросла в 19,0 раз, а количество платежей - в 3,1 раз (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3.Динамика потоков платежей в МСПД с 2001 года по 2010 год

В целом, в 2010 году через МСПД было проведено 11,5 млн. транзакций на сумму 184 490,9 млрд.тенге. По сравнению с 2009 годом количество платежей увеличилось на 14,7% (на 1 467,7 тыс. транзакций), а сумма платежей - на 17,5% (на 27 447,6 млрд. тенге). Рост суммы платежей в МСПД в основном был обусловлен увеличением объемов платежей по операциям с ценными бумагами резидентов Казахстана на 33,3%.

Количество платежей Сумма платежей


Рисунок 4. Объемы платежей в МСПД в 2009 и 2010 годах

В среднем за день через МСПД в 2010 году проходило 46 тыс. транзакций на сумму 740,8 млрд. тенге, что больше уровня 2009 года по количеству на 5,9 тыс. транзакций (на 14,7%) и по сумме на 110,2 млрд. тенге (на 17,5%). При этом средняя сумма одного платежного документа в МСПД за 2010 год составила 16,1 млн. тенге и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 2,4% (на 382,5 тыс. тенге) [15].

В разрезе групп пользователей наибольшая доля объема платежей в 2010 году приходилась на пятерку крупных банков - 29,5% (таблица 4), в число которых входят АО «Народный Банк Казахстана», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Ситибанк Казахстана», АО «БТА Банк» и АО «Казкоммерцбанк», а также на организации - 27,3%, что характеризуется наличием в данной группе АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» и АО «Казахстанская фондовая биржа».

Таблица 4. Потоки платежей в МСПД по группам пользователей

Группа

2009 год

2010 год

Изменения


в млрд. тенге

в % к общему объему

в млрд. тенге

в % к общему объему

в млрд. тенге

доли в процентных пунктах (п.п.)

Пять крупных банков

39 737,4

25,3%

54 493,5

29,5%

14 756,1

4,2%

Прочие банки

34 763,5

22,1%

18,8%

-50,4

-3,3%

ГЦВП

1 405,1

0,9%

1 751,0

0,9%

345,8

0,1%

Комитет Казначейства

5 439,0

3,5%

7 317,6

4,0%

1 878,6

0,5%

НБК

35 669,5

22,7%

34 872,4

18,9%

-797,1

-3,8%

Организации

39 988,8

25,5%

51 303,4

27,8%

11 314,6

2,3%

Общий итог

157 003,3

100,0%

184 450,9

100,0%

27 447,6

-


При этом через МСПД, системно-значимую платежную систему страны, проводятся наиболее крупные и срочные платежи по операциям финансового сектора. В связи с чем, через данную систему в 2010 году было проведено 98,3% от общей суммы безналичных платежей в стране и 38,6% от их общего количества. В основном через МСПД проводились платежи по операциям с ценными бумагами резидентов Казахстана (47,8% от общего объема платежей в МСПД), межбанковскими депозитами и переводами собственных средств банков и их клиентов (25,8% соответственно), а также по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами (10,7%). Объемы платежей за товары и услуги составили в 2010 году 7,2% от общего объема платежей, а объемы платежей в бюджет и выплат из бюджета - 4,0% соответственно [9].

В 2010 году наибольшее количество платежей по интервалам сумм наблюдалось в интервале до 3 млн. тенге (доля 92,5%), а наименьшее - свыше 1 млрд. тенге (доля 0,3%) и от 500 тыс. до 1 млрд. тенге (0,2%). В разрезе интервалов времени максимальное количество и сумма платежей были проведены в интервале времени от 15:00 до 18:00 часов (62,5% от общего количества и 55,1% от общей суммы платежей, проведенных через МСПД) (рисунок 5).

 Количество платежей по интервалам сумм Суммы платежей по  интервалам сумм


Количество платежей по интервалам времени Суммы платежей по интервалам времени


Рисунок 5. Платежи в МСПД в разрезе интервалов времени и сумм

Статистические данные по системе межбанковского клиринга также свидетельствуют о выполнении ей своего предназначения в проведении основного потока розничных платежей на мелкие суммы. Так, за 2010 год через данную систему было обработано 61,4% от общего количества всех безналичных платежей и 1,7% от общего объема. Основной объем платежей в данной системе приходился на платежи хозяйствующих субъектов по расчетам за товары и нематериальные активы (доля в общем объеме платежей в системе составила 33,5%), оказанные услуги (доля - 27,3%), а также платежи в бюджет (оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет) и выплаты из бюджета (доля - 20,4%) [15].

При этом за последнее десятилетие количество платежей в Системе межбанковского клиринга выросло в 2,6 раз, а сумма платежей - в 5,8 раз (рисунок 6).

Рисунок 6. Динамика потоков платежей в Системе межбанковского клиринга с 2001 года по 2010 год

В 2010 году через Систему межбанковского клиринга было проведено 18,3 млн. платежных документов на сумму 3 253,5 млрд. тенге (или 22,1 млрд. долл.). По сравнению с 2009 годом количество документов в клиринговой системе увеличилось на 14,5% (на 2,3 млн. документов), сумма платежей выросла на 18,6% (на 511,2 млрд. тенге) (рисунок 10). Увеличение общего объема платежей в клиринговой системе в основном было обусловлено ростом объемов платежей по расчетам за товары и нематериальные активы на 24,4% и оказанные услуги на 18,0% [9].

Количество платежей Сумма платежей


Рисунок 7. Объемы платежей в СМК в 2009 и 2010 годах

Средняя сумма одного платежного документа в Системе межбанковского клиринга составила в 2010 году 178,3 тыс. тенге, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 3,6% (на 6,2 тыс. тенге). В среднем за день через клиринговую систему в 2010 году проходило 73,3 тыс. документов на сумму 13,1 млрд. тенге, что больше уровня 2009 года по количеству платежей на 9,3 тыс. транзакций (на 14,5%) и по сумме платежей - на 2,1 млрд. тенге (на 18,6%).

В разрезе групп пользователей наибольшая доля объема платежей в 2010 году приходилась на пятерку крупных банков - 49,8% (АО «Народный Банк Казахстана», АО «БТА Банк», АО «Банк ЦентрКредит», АО «АТФБанк» и АО «Казкоммерцбанк») (таблица 6).

Таблица 6. Потоки платежей в Системе межбанковского клиринга по группам пользователей

Группа

2009 год

2010 год

Изменения


в млрд. тенге

в % к общему объему

в млрд. тенге

в % к общему объему

в млрд. тенге

доли в процент-ных пунктах (п.п.)

Пять крупных банков

1 305,2

47,6%

1 620,1

49,8%

314,8

2,2%

Прочие банки

759,2

27,7%

938,1

28,8%

178,9

1,1%

ГЦВП

6,2

0,2%

15,0

0,5%

8,7

0,2%

Комитет Казначейства

546,1

19,9%

550,0

16,9%

3,9

-3,0%

НБК

5,5

0,2%

6,5

0,2%

1,0

0,0%

Организации

120,0

4,4%

123,7

3,8%

3,7

-0,6%

Общий итог

2 742,3

100,0%

3 253,5

100,0%

511,2

-


В 2010 году наибольшее количество платежей по интервалам сумм сложилось в интервале до 10 тыс. тенге (55,9% от общего количества платежей), а наименьшее - в интервале от 500 тыс. тенге до 1 млн. тенге (2,3%) [9].

 

Рисунок 8. Динамика изменений СМК по интервалам сумм в 2010 году

Как следует из рисунка 8, максимальная сумма платежей по интервалам сумм в 2010 году сложилась в интервале свыше 1 млн. тенге (71,4% от общего объема платежей), а минимальная - в интервале до 10 тыс. тенге (0,9%).

 

2.3 Инструменты стабилизации денежного обращения в РК, реализуемые НБ РК

В 2011 году Правительство Республики Казахстан (далее - Правительство), Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - АФН) продолжили реализацию антикризисных программ, направленных на смягчение последствий мирового экономического спада и создание устойчивой основы посткризисного развития страны.

В результате, по предварительной оценке, реальный прирост валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в 2010 году составил 7%, уровень безработицы снизился к концу 2010 года до 5,5%, среднедушевые денежные доходы населения выросли в реальном выражении на 6,3%, реальная заработная плата - на 7,5%, инфляция составила 7,8%.

Приоритетом бюджетной политики было первоочередное финансирование социальных обязательств. Выплаты пенсий, социальные пособия и заработная плата работникам бюджетной сферы, предусмотренные в республиканском бюджете на 2010 год, финансировались своевременно и в полном объеме [16].

Проведенная в 2010 году реструктуризация внешнего долга банковского сектора позволила снизить нагрузку на банки по обслуживанию внешнего долга, стабилизировать финансовое состояние банков и открыть возможности для стабильного их развития в перспективе.

Совокупный размер международных резервов страны, включая валютные активы Национального фонда, на конец 2010 года составил 59 млрд. долларов США. За прошлый год золотовалютные активы Национального Банка страны увеличились на 22,5 % и составили 28,3 млрд. долларов США.

Оживление мировой экономики, стабилизация внешней ценовой конъюнктуры на продукцию экспортного направления и расширение внутреннего спроса способствовали росту и в реальном секторе экономики.

В 2010 году стартовала Государственная программа индустриально-инновационного развития (далее - ГПФИИР), в рамках которой введены в эксплуатацию 152 индустриальных проекта на сумму более 801,8 млрд. тенге.

В результате реализации ГПФИИР и Дорожной карты занятости создано более 156 тыс. рабочих мест.

С целью развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса, стартовала в пилотном режиме Программа «Дорожная карта бизнеса 2020», в рамках которой одобрено 225 проектов общим объемом кредитов 101,2 млрд. тенге [15].

С 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз (далее - ТС) Беларуси, Казахстана и России, который проводит единую торговую политику в отношении третьих стран. С 1 июля 2010 года начато формирование единой таможенной территории, что позволит увеличить рынок сбыта с 16 до 168 млн. потребителей. Это вкупе с принимаемыми мерами по улучшению бизнес-климата в стране призвано стать стимулом для диверсификации экономики путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора экономики.

Реализация договоренностей, достигнутых в рамках соглашений Единого экономического пространства (далее - ЕЭП), обеспечит: применение странами- участницами согласованных принципов макроэкономической политики, единых правил предоставления государственной поддержки промышленным и сельскохозяйственным предприятиям; недискриминационный доступ для отечественных товаропроизводителей к транспортной инфраструктуре стран ЕЭП; а также свободу движения услуг, капитала и рабочей силы.

В 2011 году экономическая политика, проводимая Правительством, Национальным Банком и АФН, будет направлена на:

) повышение конкурентоспособности казахстанской экономики;

) реализацию программ, направленных на диверсификацию экономики, в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию;

) обеспечение стабильной занятости и роста доходов населения;

) реализацию государственных программ развития человеческого капитала, включая образование, здравоохранение и развитие языков [16].

Повышение конкурентоспособности будет достигнуто за счет обеспечения макроэкономической стабильности, улучшения инвестиционного и бизнес-климата, институционального развития, уровня технологического и инновационного развития, качества развития человеческих ресурсов страны, а также уменьшения торговых барьеров и расширения экономической интеграции в рамках ТС и ЕЭП.

В целях улучшения бизнес-климата будет продолжена работа по снижению административных барьеров и оптимизации разрешительной системы как на центральном, так и на региональном уровнях.

В 2011 году будет продолжена активная совместная работа с бизнес-сообществом с целью выработки и продвижения экономических интересов Казахстана и использования новых возможностей открывающихся в рамках ТС и ЕЭП. С целью дальнейшей интеграции в глобальную торгово-экономическую систему одной из приоритетных задач во внешнеэкономической политике будет ускорение процесса вступления Казахстана в ВТО в тесной координации со странами-партнерами по ТС.

В 2011 году в рамках реализации ГПФИИР будут значительно активизированы внутренние и внешние инвестиционные ресурсы в перерабатывающие сектора экономики и развитие инфраструктуры страны, дополнительно будут запущены новые индустриальные и инновационные проекты в рамках Карты индустриализации.

Для стимулирования повышения производительности в отраслях экономики будет принята программа по масштабной модернизации действующих предприятий «Производительность 2020» [16].

Для бизнеса будет развернут целый набор системных мер поддержки производств с высокой добавленной стоимостью, трансферта новых технологий, разработки отечественных инновационных решений, продвижения экспорта продукции, обеспечения долгосрочного заказа на выпуск продукции.

Для инвесторов будут созданы дополнительные стимулы в несырьевых секторах экономики, в том числе за счет развития специальных экономических зон.

В поддержку развития предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, продолжится реализация Дорожной карты бизнеса 2020 по четырем направлениям: поддержка бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, снижение валютных рисков предпринимателей и усиление предпринимательского потенциала.

В ходе реализации фискальной политики приоритетными задачами являются обеспечение сбалансированности бюджета путем сокращения ненефтяного дефицита, увеличения активов Национального фонда и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Правительство продолжит принятие мер по повышению благосостояния населения и поддержке социально уязвимых слоев населения. В 2011 году предусмотрено дальнейшее повышение заработной платы в бюджетной сфере и социальных расходов. С учетом повышения пенсий с 1 января 2011 года на 30%, их минимальный размер достигнет 24047 тенге (с учетом базовой пенсии), средний размер - 36205 тенге (с учетом базовой пенсии). В текущем году увеличены размеры социальных пособий и выплат. Будет повышена заработная плата работникам бюджетной сферы на 30% [9].

Одним из основных приоритетов экономической политики в 2011 году станет регулирование ценообразования и обеспечение стабильности цен на внутреннем рынке, в первую очередь на социально значимые продовольственные товары.

Для этого со стороны Правительства и местных исполнительных органов продолжится работа по дальнейшему развитию оптовых (коммунальных) продовольственных рынков и торговой инфраструктуры, насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией, регулированию ценообразования на услуги субъектов естественных монополий.

Кроме того, будет усилена работа по защите конкуренции, выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, ценового сговора, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением, спекулятивного роста цен, сокращению посреднических звеньев между производителями продукции и конечными потребителями.

Обеспечение стабильности цен и поддержание уровня годовой инфляции в коридоре 6 - 8% будет приоритетным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка в 2011 году.

Национальным Банком будет продолжена работа по совершенствованию и повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики и по дальнейшему усилению их воздействия на денежный рынок.

Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.

Денежное предложение в экономике будет сохраняться на уровне, соответствующем росту экономики. Проблема восстановления кредитной активности будет решаться путем структурных преобразований в банковском секторе.

В 2011 году Национальный Банк начнет работу по совершенствованию механизма минимальных резервных требований, повышению эффективности его применения.

В условиях благоприятной мировой ценовой конъюнктуры на основные товары казахстанского экспорта и стабильности национальной валюты Национальным Банком планируется переход к режиму управляемого плавающего валютного курса.

Меры Национального Банка в области валютной политики будут направлены на недопущение значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства при изменении мировой конъюнктуры.

В целом денежно-кредитная политика будет адекватна складывающимся макроэкономическим условиям.

Политика в области развития финансовой системы Казахстана будет направлена на обеспечение устойчивости, прозрачности и эффективности финансового сектора [15].

АФН будет продолжена работа по восстановлению доверия к финансовому сектору, расширению механизмов защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов, внедрению эффективной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента в финансовых организациях, а также повышению прозрачности их деятельности.

Получит дальнейшее развитие фондовый рынок, подкрепленный государственно-частным партнерством и исламским финансированием. Развитие регионального финансового центра города Алматы и развитие рынка ценных бумаг, обеспечивающего адекватный объем их обращения, также будут способствовать расширению фондового рынка.

В целом развитие финансового сектора страны будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период.

Таким образом, проводимая в 2011 году экономическая политика Правительства, Национального Банка и АФН позволит обеспечить реальный рост ВВП на уровне 4 - 5%, поддержание уровня инфляции в коридоре 6 - 8%.

3. ПЕРСПЕКИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНЕГО ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В современном мире скорость является очень важным параметром. А для денежных переводов это актуально вдвойне. Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Предположим, что при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом средства находились в течение недели в расчетах, т.е. были изъяты из полезного хозяйственного оборота.

Современная электронная техника и особенно автоматизированные каналы связи придают новое качество понятию срочности платежа: создается возможность соединить сроки отдельных стадий платежа воедино. Например, при расчетах за товар скорость платежа определяется взаимозависимыми показателями времени получения товара покупателем, срока его оплаты и времени зачисления средств на счет поставщика. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается совпадением трех перечисленных показателей.

Сокращение времени прохождения платежей достигается рядом коммерческих банков путем внедрения технологий, новых платежных инструментов, активизации внедрения электронного документооборота и др.

Регулирование очередности платежей - один из острых вопросов денежно-кредитной политики. Существуют различные мнения по проблеме очередности платежей. Внешне создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.

Некоторые авторы, например, А.М. Косой, предлагают периодическую очередность. Платежи подразделяются на три вида: периодические платежи в доходы бюджета, по зарплате, электроэнергию и другие платежи по наращенной кредиторской задолженности; текущие платежи в погашение кредиторской задолженности; авансовые платежи. В каждой из трех групп расчетные документы располагаются в календарной последовательности, так как каждая группа представлена в основном однотипными платежами [14, сю 54].

Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. Это значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупные суммы денег. До недавнего времени большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе с частными вкладчиками. Но времена меняются, теперь деньги есть у многих, и банки резко переориентировали направление своей деятельности.

Самыми простыми в изготовлении и использовании являются пластиковые карточки, а как разновидность их - магнитная карта. Это наиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей кату. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца. Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Некоторые магнитные карты используются как «дебитные карты». Они применяются по типу кредитных. Разница в том, что во время покупки плата взимается непосредственно со счета владельца в его банке.

Сейчас процесс развития в нашей стране пластиковых денег идет все более стремительными темпами. Но есть и проблемы. Во-первых, рядовому потребителю чисто психологически приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую карточку. Во-вторых, - и это очень важно - предоставить гарантии своей будущей платежеспособности клиентам достаточно сложно. Именно поэтому большинство карточек работает как дебитные и по ним нельзя получить в кредит.

В настоящее время денежное обращение уже вышло за рамки расчетов между предприятиями наличными средствами через кассы, а также безналичными расчетами через банковские переводы. Платежные расчеты сейчас осуществляются также в сети Интернет посредством электронных денег.

О том, что Казахстану в рамках развития электронной коммерции необходим закон об электронных деньгах, говорили уже несколько лет. WebMoney, «Яндекс. Деньги» и другие платежные системы по факту присутствуют в Казахстане, и эти деньги находятся в обращении, но никакой нормативной базы, которая бы регулировала это средство платежа, у нас нет. Это вызывало все большую обеспокоенность регулятора и участников рынка.

В конце июня нижняя палата парламента согласилась с поправками сената в проект закона «О внесении изменений и дополнений в законодательство по вопросам электронных денег». Таким образом, закон считается принятым парламентом и направлен на подпись главе государства., «Яндекс. Деньги» и другие платежные системы по факту присутствуют в Казахстане, и эти деньги находятся в обращении, но никакой нормативной базы, которая бы регулировала это средство платежа, у нас нет. Это вызывало все большую обеспокоенность регулятора и участников рынка.

Актуальность принятия соответствующего законопроекта подтверждается тем фактом, что наши сограждане уже достаточно давно (не менее 10 лет) активно используют электронные деньги, эмитируемые зарубежными системами, и с каждым годом эта активность только возрастает, что объясняет начальник управления перспективных технологий АО "Народный банк Казахстана <http://test.prodengi.kz/cat/bank/9/narodnyj_bank_kazahstana>". Оборот электронных денег - это уже объективная реальность, с которой не считаться просто нельзя. Для того чтобы легализовать этот оборот, как раз и необходимо внесение соответствующих изменений в наше законодательство.

В первую очередь закон должен способствовать развитию электронной коммерции - этот сегмент сейчас активно растет. По данным АО «Казконтент», доходы интернет-магазинов Казахстана в 2010 году составили порядка 5 млн. долларов, и, по оценкам экспертов, данный показатель в 2011 году увеличится на 20%. Объем рынка электронной коммерции Казахстана оценивается приблизительно в 240 млн. долларов. При этом ежегодно прирост рынка последние несколько лет составляет не менее 10%.

В первую очередь закон должен способствовать развитию электронной коммерции - этот сегмент сейчас активно растет. По данным АО «Казконтент», доходы интернет-магазинов Казахстана в 2010 году составили порядка 5 млн долларов, и, по оценкам экспертов, данный показатель в 2011 году увеличится на 20%.

Электронная коммерция в Казахстане существует достаточно давно. Но если смотреть на динамику последних десяти лет, можно сказать, что существенные изменения начали происходить на рубеже последних двух лет. Количество людей, которые делают покупки в Интернете и оплачивают их платежными карточками, удвоилось только за последний год. Среднемесячное количество платежей в Интернете, совершенное казахстанцами конкретно карточками Казкоммерцбанка, составляло порядка 7-8 тыс. в месяц год назад и около 20 тыс. платежей сейчас. Общая сумма покупок в Интернете казахстанцами составляет десятки миллионов долларов. Это говорит о том, что аудитория достаточно серьезная и с ней нужно работать. Теперь дело за предпринимателями: они должны предлагать соответствующую продукцию, и это должен быть не просто сайт, а полноценный канал продаж.

Законопроект был разработан, чтобы создать правовую основу для выпуска и использования в Казахстане так называемых электронных денег и урегулирования правоотношений, складывающихся в области их выпуска и использования для платежей и других финансовых операций.

С принятием законопроекта все совершаемые сделки между казахстанскими интернет-пользователями и продавцами должны будут осуществляться на законных основаниях только с использованием электронных денег, выпущенных отечественными эмитентами и выраженными в национальной валюте - тенге.

Законопроектом право на выпуск электронных денег предоставляется банкам второго уровня. Это связано с тем, что деятельность по их выпуску сопряжена с привлечением денег физических и юридических лиц, а также выполнением ряда банковских операций

Законопроектом право на выпуск электронных денег предоставляется банкам второго уровня. По слова г-на Таджиякова, это связано с тем, что деятельность по их выпуску сопряжена с привлечением денег физических и юридических лиц, а также выполнением ряда банковских операций. На выпуске денег финансовыми институтами настоял Нацбанк, но позже решили все-таки допустить к этому процессу и другие компании. Теперь документ предусматривает возможность участия в обороте электронных денег частных небанковских организаций в качестве агентов, эмитентов или операторов. Оператор - это компания, которая вносит на свой счет в банке средства и на их сумму выпускает электронные деньги. Потом оператор предлагает оплачивать те или иные услуги своими электронными деньгами. Такие компании будут заниматься развитием платежных систем, эмитентами же новых электронных денег номинально останутся банки.

Банки-эмитенты обязаны будут принимать в погашение выпущенные ими электронные деньги или обменять их на реальные деньги по номинальной стоимости выдачи наличных денег либо перечислением их на банковские счета

Банки-эмитенты обязаны будут принимать в погашение выпущенные ими электронные деньги или обменять их на реальные деньги по номинальной стоимости выдачи наличных денег либо перечислением их на банковские счета. В случае выпуска электронных денег в сумме, превышающей сто месячных расчетных показателей, банк второго уровня обязан устанавливать личность получателя. Максимальная сумма одной операции не должна превышать сумму, равную 500 МРП или пять тысяч долларов <http://test.prodengi.kz/currency>. В случае проведениями владельцами электронных денег нескольких операций подряд они будут подлежать финансовому мониторингу.

Ожидается, что теперь в Сети появятся новые денежные единицы и платежные системы, подобные российским WebMoney и «Яндекс.Деньги». Но возникает вопрос: если у нас уже есть возможность платить кредитными картами в Интернете и через имеющиеся платежные системы, зачем нужны новые казахстанские электронные деньги?

Закон необходим именно потому, что электронные деньги существуют и нуждаются в регулировании. Кредитные карты международных платежных систем регулируются законом о банковской деятельности и требуют от пользователя выполнения ряда регламентированных законом действий. Эти действия недостаточно комфортны, если вы хотите просто посмотреть кино в Интернете, оплатить мобильный или пожертвовать пару долларов на борьбу с озоновой дырой.

Кроме того, надо учитывать, что далеко не все компании могут принимать платежи по кредитным картам. Банки осторожно относятся к коммерсантам и не устанавливают отношения со всеми подряд. Они выбирают в зависимости от своей политики, кому позволить использовать платежные карточки, а кому нет. Это связано с тем, что банк несет ответственность перед платежной системой, есть обязательство перед клиентом и учитывается риск мошенничества. Все это вместе приводит к тому, что банки не всегда охотно работают с магазинами и коммерсантами, особенно с начинающими. Как раз поэтому и появился, например, WebMoney. Масса студентов и начинающих предпринимателей, которые не могли получить предназначенные им платежи по платежным карточкам, начали использовать электронные деньги, и они быстро стали популярны. WebMoney более охотно работает с рискованным сегментом, чем банки, - это альтернативный платежный инструмент.

Банки в целом согласны работать с новым инструментом. Сейчас, когда все больше людей покупают и оплачивают различные товары и услуги в сети Интернет, клиентам необходимо предоставлять соответствующие удобные платежные инструменты, которыми, бесспорно, являются электронные деньги.

Кредитные карты  <http://test.prodengi.kz/cat/cards/credit/>- это банковский платежный инструмент, платеж регулируется законодательством, гарантируется банком, существует порядок разрешения споров и т.д. Здесь установлены единые для всех правила. Платежные системы работают каждая по своим правилам, где-то более жестким, где-то более мягким, что не всегда вызывает доверие у граждан. Именно поэтому было необходимо создать правовое поле, которое бы предоставляло предпринимателям и их клиентам определенные гарантии и делало бы эти финансовые операции полностью легитимными.

Есть масса примеров в разных крупных странах, в том числе и в США, когда непонятные компании непонятным образом развивались, начинали выпускать электронные деньги и потом исчезали либо сгорали - обычно при этом есть масса пострадавших. Возможно, поэтому разработчики законопроекта решили пока разрешить эмиссию электронных денег только банкам, где есть уверенность в надежности и все процессы будут регламентированы.

Банки  <http://test.prodengi.kz/cat/banks>в целом согласны работать с новым инструментом. Сейчас, когда все больше людей покупают и оплачивают различные товары и услуги в сети Интернет, клиентам необходимо предоставлять соответствующие удобные платежные инструменты, которыми, бесспорно, являются электронные деньги.

Основной проблемой этого инструмента эксперт считает различные виды электронного мошенничества. К сожалению, многие люди часто халатно относятся к хранению личной финансовой электронной информации. Киберпреступники с каждым днем только совершенствуют методы незаконного присвоения такой информации

Основной проблемой этого инструмента эксперт считает различные виды электронного мошенничества. К сожалению, многие люди часто халатно относятся к хранению личной финансовой электронной информации. Киберпреступники с каждым днем только совершенствуют методы незаконного присвоения такой информации. Но при этом плюсов, как отмечает Бауыржан Чигамбаев, достаточно много, основные из них - простота обращения с такими платежными инструментами, возможность совершения покупок без региональной привязки, почти полное отсутствие человеческого фактора при обслуживании клиента, сокращение затрат коммерсантов и банков на обслуживание операций.

Генеральный директор PROFIT Online Александр Васильев отмечает, что пока сложно сказать, как отразится принятие закона об электронных деньгах на электронной коммерции в Казахстане, поскольку не до конца понятно, как этот инструмент будет работать. Тут многое зависит от того, как электронные тенге будут реализованы непосредственно банками. Закон необходим в первую очередь для того, чтобы интернет-магазины смогли начать работать "вбелую", официально принимать электронные деньги. Таким образом, вырастет сервисность, клиентоориентированность магазинов - они смогут предложить покупателям больше способов оплаты. Ведь не секрет, что сегодня, несмотря на то что в Казахстане 8 млн. держателей пластиковых карт, самый распространенный способ оплаты интернет-покупок - наличными курьеру. С другой стороны, не у дел остаются такие распространенные системы электронных платежей, как, например, WebMoney или "Яндекс.Деньги". Это большой пробел принимаемого закона.

Закон об электронных деньгах - важный этап для развития электронной коммерции, но это только часть того, что еще предстоит сделать. Новое законодательство вводит единые требования к операторам электронных платежей, делает их работу более четкой и прозрачной. Но перспективы развития интернет-коммерции зависят в большей степени от реалий страны, чем от регулирования платежей. Например, в странах, где почтовые службы не справляются с точной и быстрой доставкой товаров, у дистанционной торговли нет никаких шансов. И электронные деньги  <http://test.prodengi.kz/>в таких странах развиваются в направлении оплаты виртуальных товаров (онлайн-игр, услуг связи, электронного контента и так далее). Как отмечает эксперт, страна с большим интернет-населением и с серьезным отношением к высоким технологиям, безусловно, имеет хорошие шансы на виртуализацию заметной доли экономики. Ключевые факторы развития интернет-коммерции - эффективная служба почтовой доставки и правовое поле, снижающее порог входа в интернет-бизнес. Свежий пример: в Беларуси с 27 июня можно открыть юридическое лицо через Интернет, несколько кликов - и у вас уже есть интернет-магазин. В таких условиях у интернет-коммерции хорошие шансы.

Новое законодательство вводит единые требования к операторам электронных платежей, делает их работу более четкой и прозрачной. Но перспективы развития интернет-коммерции зависят в большей степени от реалий страны, чем от регулирования платежей.

Первое, что нужно для электронной коммерции, - средства оплаты. У нас уже есть кредитные карты. После принятия закона целый ряд компаний готов заниматься электронными деньгами. Этот вопрос решен. Второе - поставщики товаров и услуг должны быть готовы к онлайн-продажам. Сегодня у нас более шестидесяти магазинов, есть очень хорошие примеры стартапов, приходят крупные игроки, Air Аstana успешно продает билеты. По сути, рынок готов. Третье - доставка. Сегодня основное средство доставки, особенно в регионах, - Казпочта, которая тоже постепенно развивается. Если эти три направления продолжат успешно развиваться, то уже в течение ближайшего года мы можем сделать большой скачок в области электронной коммерции.

Закон об электронных деньгах - прежде всего стимул для бизнесменов работать в этом секторе. Остальные игроки - банки и Казпочта - сегодня также заявляют о своей готовности работать с коммерсантами в этой сфере. Например, Альянс Банк  <http://test.prodengi.kz/cat/bank/11/al_yans_bank>недавно запустил платежную систему KZM, где можно отплачивать широкий спектр услуг и покупать товары в интернет-магазинах. А Казпочта, в частности, развивает сервисы по отслеживанию грузов. Но и в рамках законодательства электронные деньги только первый шаг, на очереди принятие отдельного закона об электронной коммерции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по выше отмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Дальнейшее развитие и совершенствованию банковских технологий, в частности, внедрение пластиковых карточек повсюду должно совершенствовать сокращение использования наличности и ускорения и повышения надежности безналичных расчетов. Помимо того пластиковые карточки, как одна из наиболее новых и надежных форм безналичных платежей, позволяют банкам аккумулировать средства держателей карточек, затрудняют злоумышленникам пути завладения чужими денежными средствами, выступают в ряде случаев как средство кредитования. Но и здесь не все так просто. Главной проблемой юридических лиц, осуществляющих расчеты с помощью пластиковых банковских карточек, является недостаточный уровень их технической оснащенности, что обуславливает необходимость применения примитивных способов авторизации предъявителя пластиковой карточки (по фотографии, по дополнительным данным, получаемым по телефону в результате звонков в расчетные центры банков или компаний).

Однако применение мер по ограничению денежной массы привело к широкому использованию в обороте различных способов безналичных расчетов, в том числе с помощью бартера, зачетов, векселей, на долю которых в последние годы приходилась преобладающая часть расчетов.

В условиях платежного кризиса, широкого применения бартера во многом утрачивается значение такой важной особенности рыночной экономики, как конкуренция.

Поставленный в трудное экономическое положение каждый участник денежного оборота не пользуется для покупки или реализации рынком, где имеется возможность выбора контрагента, во взаимоотношениях с которым он расходует или получает деньги, а ищет контрагента, имеющего встречную равновеликую потребность в материальных ресурсах и согласного на зачет, бартер или применение векселя. В результате подобных операций продавец остается без требуемых денежных средств для других последующих расчетов, что ограничивает его возможности приобретения нужных материальных ресурсов и других расходов (платежи бюджету, выдачу заработной платы и п.т.).

Таким образом, существование платежного кризиса означает в определенной мере отказ от условий функционирования рыночной экономики. Это проявляется прежде всего в существенном ослаблении значения присущих рыночной экономике взаимоотношений платежеспособного спроса на различные товары и предложения. Такие взаимоотношения во многом заменяются обособленными сделками между отдельными контрагентами с применением зачетов, бартера, векселей. При проведении подобных сделок существенно снижается роль денег и ослабляется действие рычагов, присущих рыночной экономике.

Вместе с тем самостоятельной задачей являются совершенствование организации расчетов, обеспечение оборота достаточной массой платежных средств. Трудности и недостатки, присущие расчетам с помощью зачета, бартера, векселя, и ограниченные возможности их применения обусловили поиск иных способов расчетов в условиях платежного кризиса.

Таким образом, расширение безналичных расчетов с применением денежного оборота вместо бартера, зачетов может способствовать повышению роли денег в народном хозяйстве, последовательному переходу к рыночным условиям взаимодействия совокупного предложения товаров и платежеспособного спроса на них.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года № 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2011 г.) <http://online.prg.kz/Document/Default.aspx?doc_id=1003548&sublink=290000>

1. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2011 г.)

Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 237-I «О платежах и переводах денег» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2011 г.) <http://online.prg.kz/Document/Default.aspx?doc_id=1009757&sublink=30026>

Специальная литература

1. Айнабек К.С. Деньги, кредит, банки: Монография.-Астана: Фолиант, 2008.-288с.

2. Банки и банковские организации в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. - Алматы, Юрист, 2010.

3. Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2009, № 9-10.

4. Березина М.П. «Вопросы теории безналичных расчетов»//Банковское дело. - 2008,№8.-с. 26-32.

5. Булатов М.А. «Совершенствование безналичных расчетов» //Бухгалтерия и банки. - 2007, №4.-с. 30-34.

6. Годовой отчет Национального Банка Республики Казахстан за 2010 год // Национальный Банк РК

7. Деньги. Кредит. Банки / под редакцией Лаврушина О.И.- М.: Финансы и статистика, 2009. - 448с.

8. Ивасенко А.Г. «Безналичные расчеты: сущность, проблемы, перспективы развития». НГАЭиУ.- Новосибирск, 2008.- 106 с.

9. Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. - Алматы: 2009.

10.Колесников В. И. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2008.

11.Косой А.М. «Принципы безналичных расчетов»//Деньги и кредит.- 2007, №6.- с. 54-64.

12.Обзор инфляции за 1 квартал 2011 года (Национальный Банк Республики Казахстан)

13.Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год /Национальный Банк, 24.01.11

14.Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 192 с.

15.Садвокасова А.Б. Коммерческие банки Казахстана - Алматы: Казак;

16.университет!, 2007. - 256 с.

17.Садвокасова А.Б. Основы банковской системы Республики Казахстан - Алматы: Казак, университет!, 2009. - 372 с.

18.Сейткасимов Г.С. Банковское дело - Алматы: Каржы-Каражат, 2008.

19.Сейткасимов Г.С. Деньги, Кредит, Банки - Алматы: Экономика, 2009.

20.Солнцев О.Г. Проблемы денежного оборота и банковской системы // Банковское дело. - 2007, №4.- с. 2-9.

21.Финансы. Денежное обращение. Кредит / под редакцией Л.А. Дробозиной. - М.: Юнити, 2007. - 479 с.

Похожие работы на - Анализ денежного обращения в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!