Забытое искусство (о бисере)
Забытое искусство (о бисере)
Искусство
изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса — низание — один из
очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.
Среди
разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой
популярностью пользуются украшения из бисера и стекляруса, пришедшие на смену
примитивным украшениям из ракушек, камня, зубов и позвонков животных, шариков
из глины и семян растений.
Бисерное
рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из
глубин истории, передаваясь из поколения в поколение.
Изделия,
снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем Египте и Индии, до
сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии,
Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Это
эфиопские чале, индийские мала и хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские
миссанга, болгарские, румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские
герданы и сылянки, словацкие нагрделники, русские гайтаны, цепочки и ожерелки,
белорусские пляцёнки и горлячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские
зебигардан, литовские каролинес и многие другие украшения. Разнообразные по
форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они
свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и
мастерстве многих умельцев разных стран.
Носили
украшения в разных странах по-разному: по одному или нескольку одновременно,
каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в
молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были
неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.
На
территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у
народов, населявших ее еще в VI—V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой
бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале
нашей эры — древние славяне. Во времена Киевской Руси IX—XII вв. женщины и дети
носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета.
Начиная
с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора
рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с
драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах
водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались
женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная
с XVIII в. бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали
применять в домашних рукоделиях и украшении народного костюма.
Большого
расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX — начале XX в: в
юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего
Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах
Беларуси, Литвы, Украины.
Женщины
и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и
косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами
и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту,
эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант,
вкус и мастерство их создателей — тысяч неизвестных самобытных мастериц.
Изготовляли
украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и
ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую
вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с
нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры,
чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты.
Рисунки
для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых,
плетеных и вышитых изделий.
В
местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто
одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий,
которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме,
орнаментальных мотивов.
Шейное
украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую
рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими
ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок,
подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, разметка и т. п.
Нагрудное
украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и
длины с концами, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с
древнегреческого и древнелатинского — плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка,
королеска, сетка, чапочка. На гайтане-шнурке носили нательный крест,
гайтан-плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Узенькие
полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые
объемные шнуры — жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные
украшения — заручья и браслеты.
В
Беларуси женские украшения из бисера в видр узкой узорной ленты, плотно
прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в Гродненской и
Гомельской губерниях. Их называли пляценка — от способа изготовления и гордячка
— от места ношения на шее. В наши дни они популярны в селе Неглюбка Ветковского
района Гомельской области.
Еще
в XVII в. литовские мастерицы плели из бисера воротники и узкие полоски
каролинес, которыми женщины украшали налобники шапочек и платки, а молодые
девушки надевали их на голову. Такие украшения были распространены на
юго-востоке Литвы.
Украшения
в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и
раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья:
чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны
бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой
бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и
позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного
бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, крганьпирф, комбоне и др.
Интересными и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные
длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные
подвески пилекс-оргя, длинные цепочки гайтанов — крьоскольне, круглые шнуры.
Искусство
низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения
Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и
Закавказья.
На
Украине украшения из бисера герданы (от тюркского гардан, герден — шея) и
сылянки (от украинского сылыты, сыляты — низать, нанизывать) наиболее популярны
в западных областях республики — Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской,
Черновицкой и в отдельных районах Тернопольской и Хмельницкой. В отличие от
русских украшений из крупного бисера украинские плели и низали из очень мелкого
как непрозрачного, так и прозрачного бисера ярких цветов. Орнаменты бисерных
украшений перекликались с узорами вышивок и тканых изделий.
В
начале нашего века художественные изделия из бисера, очень разные по своему
назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой
популярностью и у городского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в
селах кустарными мастерскими кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской
школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний
России.
После
революции, во время гражданской войны 1917—1922 гг. перестали существовать
многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям
и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В
предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом
платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание. .
Сегодня
полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь.
Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров,
расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как
и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные
полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие
полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса,
браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие
другие.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://igrushka.kz/