Кацусика Хокусай – классик мировой живописи
Кацусика Хокусай – классик мировой живописи
Мария Морозова
Летом
прошлого года в Париже с успехом прошла выставка «Шедевры японской живописи». И
это неслучайно. Долгое время живопись Японии находилась под влиянием Китая, но
в середине 19-го века японские художники создали свой мир экспрессивного
рисунка и неподражаемого легкого колорита. Они пробудили интерес к Востоку и
сыграли революционную роль в искусстве. У них учились К. Манэ, Дега, Ван Гог и
др.
Самый
прославленный и узнаваемый в мире японский живописец Кацусика Хокусай
(1760-1849). Наш современник, известный художник Илья Глазунов ставит Хокусая в
один ряд с Эль Греко, Рубенсом, Врубелем, Моне и Дега, так как, по его словам,
«все они служат одному: красоте», и у всех есть свое понимание красоты и
гармонии мира.
Рисовать
Хокусай начал еще в детстве – ему едва исполнилось пять лет. Он считал, что
главное для художника – это духовная биография, которая начинает формироваться
с осознания своего «Я» в мире. Оценивая свое творчество, Хокусай как-то сказал,
что его художественная карьера началась только в 73 года, а выполненные до
этого работы ничего не стоят.
Художник
называл себя помешанным на живописи. Он умел совместить самобытность, философскую
глубину и человеческую мудрость. Возможно, именно благодаря своему творчеству,
трудоспособности и образу мыслей он прожил в два раза дольше, чем средний
японец того времени.
Самая
известная, мистическая и символическая картина Хокусая – «Большая волна». Она
понятна даже зрителям, далеким от японской культуры. По достоинству оценен в
Европе и Америке цикл работ «36 видов горы Фудзи», который показывает символ
Японии в разное время суток и времен года.
Хокусай
рисовал до последних дней жизни и создал 30 тысяч гравюр и рисунков, а также
500 иллюстрированных книг. Работал он, непрерывно путешествуя. Обойдя всю
Японию, Хокусай не оставил ни одного мало-мальски интересного места без
внимания. В результате он составил книгу черно-белых рисунков, выполненных
тушью, с видами Японии и назвал ее «МАНГА». Она до сих пор дарит миру необычный
взгляд Хокусая, запечатленный на бумаге.
С
тех пор, а точнее с 1814 года, термин «манга» прочно вошел в сознание японцев.
Дословно он означает «картинка как попало», а в интерпретации самого художника
переводится как «непроизвольные эскизы». Теперь название «манга» получают серии
рисованных книг. Это не комиксы и не романы в картинках. Это своеобразная и
неотъемлемая часть жизни, охватывающая диапазон от кулинарии до фантастики. И
хотя по традиции рисунки остаются черно-белыми, манга выпускается огромными
тиражами и составляет примерно 30% всей печатной продукции Японии. Такие
журналы японцы рассматривают практически ежедневно. Еще одним достижением
Хокусая является создание новой палитры – он первым из японцев стал смешивать
краски, добиваясь игры и выразительности цвета.
Хокусай
хотел дожить до ста лет. Он был уверен, что именно в этом возрасте достигнет
вершин мастерства. Но судьба распорядилась иначе. Последней картиной художника
стала «Рыбак и дровосек». Как и другие, она учит уважать мудрость и старость,
подчеркивает своеобразие японской культуры, подтверждая, что «красота не вечна,
и созерцать ее тоже искусство».
И
сейчас Кацусика Хокусай считается непревзойденным мастером и классиком жанра.
Недаром к художнику применительна крылатая фраза: «Хокусай – это японское все».
***
Хокусай
Хокусай
(Кацусика Хокусай 1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же), художник
укиё-э, иллюстратор, гравёр, писатель — один из величайших гениев японского
искусства. Творил под множеством псевдонимов.
Начало пути
Родился,
как считают, в квартале Варагэсуй района Хондзе в Эдо. Его настоящее имя
Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много
различных псевдонимов. В 18 лет Хокусай поступил в студию Кацукава Сюнсе
(1726—1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров
кабуки. В 1779 молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных
театральных портретов.
В
1791 Хокусай был приглашён сделать несколько гравюр для издателя Цутая
Дзюдзабуро. После смерти Сюнсе в 1792 школу Кацукава возглавил другой ученик
Сюнсе, Кацукава Сюнэй (1762—1819), и Хокусай, по-видимому, прекратил рисовать
портреты актеров.
Собственный стиль - Суримоно
1793
и 1794 стали переломными годами в карьере Хокусая. Художник отказался
потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре
укиё-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы
японских школ живописи Римпа и Тоса, а также применив европейскую перспективу.
В
1795 выходят его иллюстрации к поэтической антологии «Кека Эдо мурасаки». Между
1796 и 1799 Хокусай пишет много одиночных гравюр и альбомных листов. Последние
«суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели
колоссальный успех. В результате другие художники сразу же принялись их
имитировать. Как раз в 1796 художник стал использовать ставший впоследствии
широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798, подписывал
гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по заказу
иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса, иллюстрации для коммерческих
романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и
иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку. В 1800, в возрасте 41
года, художник стал называть себя Гакедзин Хокусай — «Безумный живописью
Хокусай».
Публичные выступления
Примерно
с этого времени, хотя он жил в некотором отдалении от общества, Хокусай,
завоевав определенный авторитет, часто демонстрировал свое искусство на
публике. В 1804 на территории храма Эдо художник нарисовал изображение
Бодхидхармы размером в 240 м. Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические
повести, т. н. «емихон», известных авторов Кекутэя Бакина и Рютэя Танэхико.
Снова в Эдо. Бедность
В
1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и
ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 в
мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие
материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного, и
практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций. Самым известным из его
учеников, наверно, стал Тотоя Хоккэй (1780—1850), который иллюстирировал книги
и «суримоно».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://japanization.ru