Разрешение земельных споров в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,64 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разрешение земельных споров в Республике Беларусь

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и классификация земельных споров

Глава 2. Государственные органы и их компетенция по разрешению земельных споров

Глава 3. Судебный порядок разрешения земельных спор

Глава 4. Порядок разрешения земельных споров на примере стран ближнего зарубежья (Россия, Украина, Казахстан)

Заключение

Список использованных источников

земельный спор судебный беларусь

Введение

В настоящее время земельные отношения в Республике Беларусь находятся в стадии интенсивного развития. После того, как земельные участки были включены в гражданский оборот, количество сделок с ними заметно возросло, при этом значительная часть сделок с землёй совершается физическими лицами. Еще чуть более двадцати лет назад граждане Республики Беларусь не имели возможности участвовать в земельных правоотношениях, потому что право частной собственности на землю законодательно закреплено не было. И только со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. №2417-XII "О праве собственности на землю" такие отношения начали свое развитие. Кроме того, начали формироваться такие виды прав на землю для физических лиц, как право пожизненного наследуемого владения, право временного пользования, право аренды.

Однако с увеличением количества видов прав на землю, возросло и количество конфликтов между гражданами-землепользователями. Сегодня все большая часть таких конфликтов перерастает в судебные споры. Часть граждан полагает, что разрешение земельных споров является компетенцией местных исполнительных распорядительных органов. Именно с написания многочисленных жалоб в подобные инстанции начинают отстаивать свои права люди пенсионного возраста. Действительно, у местных исполнительных органов имеются рычаги воздействия на ряд ситуаций, но, как правило, местные власти ограничиваются вынесением предписаний, привлечением к административной ответственности, или простым разъяснением необходимости обращения в суд. Следует понимать, что чем сложнее земельный спор, тем скорее следует обращаться за судебной защитой. В силу специфики земельных дел, которые рассматриваются в общих судах в порядке гражданского судопроизводства, существует объективная необходимость для граждан обращаться за юридической помощью. Наибольшее количество споров возникает как следствие права общей собственности на земельный участок или на объект недвижимого имущества, расположенный на этом участке. По-прежнему большинство граждан предполагает, что жилой дом можно рассматривать отдельно от земельного участка, пытаются установить свой режим пользования отдельно для дома и для земельного участка, что является безусловной ошибкой. Этот, и многие другие аспекты, связанные с разрешением спорных ситуаций, как в административном, так и в судебном порядке предлагается более подробно и углубленно рассмотреть в данной курсовой работе. Особый научный интерес к проблемам разрешения земельных споров и избранной темы обусловлены обновлением земельного законодательства; принятием Кодекса Республики Беларусь о земле, который явился причиной коренного изменения правового регулирования многих институтов земельного права и, как следствие, изменения судебной практики; увеличение количества земельных споров, возникновение новых категорий споров, усложнение механизмов их рассмотрения; изменением подхода законодателя к проблеме разрешения земельных споров; спецификой правового регулирования земельных отношений в Беларуси, которая определяет комплексный характер вопросов разрешения земельных споров.

Таким образом, актуальность исследования проблем разрешения земельных споров по законодательству Республики Беларусь обусловлена научными изысканиями перспектив дальнейшего совершенствования законодательства, необходимостью детального изучения некоторых аспектов рассмотрения земельных споров в судебных органах, имеющих теоретическое и практическое значение, а также особенностей рассмотрения отдельных категорий земельных споров, важных и одновременно проблемных на современном этапе.

Глава 1. Понятие и классификация земелных споров

Спором, в общем понимании этого слова, признается взаимное притязание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания (словесного доказывания, отстаивания своей точки зрения) в судебном процессе. Земельным спором признается споры между участниками земельных отношений в связи с действительным или предполагаемым нарушением их земельных прав и законных интересов. В процессе земельного спора ведется обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной законом процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельных споров являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель, а также любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и др.

Сторонами в споре выступают землевладельцы, землепользователи, собственники земельных участков, арендаторы, а также граждане, юридические лица, нарушившие их интересы, органы государственной власти и управления, органы местного управления и самоуправления, принимающие решения как по предоставлению и изъятию земельных участков, так и по земельным спорам.

Земельные споры обычно связаны с возникновением, изменением и прекращением прав на землю, возмещением затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.

Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений.

Земельные споры можно классифицировать в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а также по объекту, субъектуспора инекоторым инымоснованиям. Статья 92-96 Кодекса о Земле выделяет преимущественно два вида земельныхспоров: 1) Земельные споры между землепользователями по поводу пользования и владения землей;

) Имущественные споры, связанные с земельными отношениями. При разрешении имущественных споров, связанных с земельными отношениями,следуетвыделитьдвеихкатегории: - споры о возмещении землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов, как это вытекает из ст. 75 Кодекса о Земле.

споры о возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, а также связанные (без изъятия земельных участков) со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом подземных линейных сооружений, осуществляемым в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений (ст. 76 Кодекса о Земле). Помимо этих земельных споров, связанных с земельными отношениями субъектов права Республики Беларусь, на практике существует и третий вид земельных споров - между землепользователями и землевладельцами. К сожалению, ни в Кодексе о Земле 1999 г., ни в действующем Кодексе о Земле порядок разрешения подобного рода споров не урегулирован. Но это вовсе не означает, что данная проблема отсутствует.

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют общий суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью; защита гражданских прав в административном (внесудебном) порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством [2, ст.10]. КоЗ, предусматривает, что земельные споры могут рассматриваться как в судебном, так и в административном порядке. Статья 92 КоЗ сохраняет предусмотренную ранее действовавшим законодательством систему органов, разрешающих земельные споры. К ним относятся областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией и суды.

Ряд земельных споров может быть разрешен только в судебном порядке. Выделяют четыре группы таких споров:

споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки;

споры, связанные с наследованием земельных участков;

споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности;

споры, связанные с возмещением убытков.

В то же время анализ иных норм земельного законодательства позволяет дополнить перечень споров, разрешаемых только судами:

споры об установлении и (или) условиях земельного сервитута;

споры, связанные с изменением и расторжением договора аренды земельного участка (ст. 422 ГК). Данное правило распространяется и на споры, связанные с расторжением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, кроме расторжения договора аренды в связи с тем, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин в установленные сроки после государственной регистрации земельного участка не приступили к занятию данного участка. Для последнего случая п. 8 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" предусмотрен специальный порядок[8].

Следует также отметить, что типовая форма договора аренды земельного участка содержит положение о том, что при не достижении согласия по вопросам, возникающим при выполнении договора аренды земельного участка, любая из сторон стороны вправе обратиться в суд для разрешения возникшего спора. Однако в этом случае, по нашему мнению, стороны не лишены возможности обратиться и в исполнительный комитет, поскольку приведенная норма не является императивной;

споры по оценке земель, земельных участков (п. 20 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615) [9].

Для иных земельных споров части 1 статьи 93 Кодексом о Земле установлена альтернативная подведомственность: они разрешаются исполнительными комитетами или судом.

Можно также указать, что в соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь "О государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним" действия (бездействие) регистратора, в том числе связанные с государственной регистрацией земельных участков, прав на них и сделок с земельными участками, могут быть обжалованы в суд либо в соответствующую территориальную или республиканскую организацию по государственной регистрации - агентство по государственной регистрации и земельному кадастру. Данный пример показывает, что альтернативный порядок применяется также для разрешения конфликтов между субъектами иных отношений, связанных с земельными.

С учетом сказанного следует отметить, что только в судебном порядке разрешаются земельные споры, которые связаны с правом собственности на землю или носят имущественный характер. В административном порядке могут рассматриваться земельные споры, не отнесенные к исключительной компетенции судов. В последнем случае вопрос о выборе административного или судебного порядка разрешения земельного спора решается по усмотрению заявителя [18, с. 688].

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется общими или хозяйственными судами в зависимости от характера и субъектного состава спорного правоотношения. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 приложения 3 к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее - ГПК), на рассмотрение третейского суда может быть передан любой возникший гражданско-правовой спор; иные споры не могут быть предметом рассмотрения третейского суда. Из этого можно сделать вывод, что в Республике Беларусь земельные споры не могут быть разрешены третейским судом (в отличие, например, от Российской Федерации, где согласно ст. 64 Земельного кодекса до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд)[13, ст. 64]

Правила разграничения подведомственности по земельным спорам между общими и хозяйственными судами устанавливаются ГПК, постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. № 4/3 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами" [10]

Дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Правила рассмотрения дел в судах определяются гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. Так, например, дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц при выполнении ими полномочий, вытекающих из административного регулирования земельных отношений, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном главой 29 ГПК. Споры об имущественных правах в земельных отношениях рассматриваются в порядке искового производства. В порядке особого производства в соответствии с правилами главы 30 ГПК могут рассматриваться земельные споры об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом (земельным участком), если документы о его регистрации утрачены и в восстановлении их отказано.

Для земельных споров устанавливается исключительная подсудность. В соответствии со ст. 48, 365 ГПК, иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей; заявления по делам об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом подаются в суд по месту нахождения этих объектов. Согласно ст. 51 Хозяйственного процессуального кодекса (далее ХПК) иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество; заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения права на недвижимое имущество, подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества. Обжалование действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц осуществляется в суд по месту нахождения государственного органа, иного юридического лица, другой организации или по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются, тогда как иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются, как правило, в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя) [4, ст. 354].

Таким образом, споры по поводу пользования и владения землей составляют самую значительную группу земельных споров. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, согласно законодательства, осуществляют суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором. Законодательством или договором (если это не противоречит законодательству) может быть предусмотрено урегулирование спора между сторонами до обращения в суд [2, ст. 10].

Земельные споры разрешаются областными, Минским городским, городскими (города областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией и (или) судом в порядке, установленном законодательством .

Земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются исключительно в судебном порядке

Глава 2. Государственные органы и их компетенция по разрешению земельных споров

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что защита гражданских прав может в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляться и в административном порядке. В статье 93 Кодекса о земле определено, что споры по вопросу землепользования или землевладения рассматриваются областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами по заявлению одной из заинтересованных сторон [3, ст. 93].

Обязательно при этом участие заинтересованных сторон, которые должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения спора не позднее чем за три дня. Земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов местный исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя. В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о разбирательстве дела в ее отсутствие, рассмотрение дела откладывается. Неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения. Необходимые для рассмотрения земельного спора материалы подготавливаются областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом.

Для подготовки материалов по рассмотрению земельного спора областной, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет может образовывать комиссию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Кроме того, местный исполнительный комитет, рассматривающий земельный спор, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

В соответствии с Кодексом о земле каждая из сторон, участвующих в земельном споре, рассматриваемом соответствующим областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом, имеет право знакомиться с материалами по предмету земельного спора, делать из них выписки или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доводов другой стороны, получать копию решения по земельному спору и обжаловать его в вышестоящий исполнительный комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по земельному спору[3,ст. 93].

Материалы подготавливает землеустроительный орган. В некоторых случаях (скажем, нарушения экологических норм и правил) материал может быть предоставлен и соответствующим территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Кроме того, для разрешения спора местная администрация вправе образовать комиссию из депутатов и представителей землеустроительных органов.

Областной, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет, рассматривающий земельный спор, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

Областным исполнительным и распорядительным органом или судом разрешаются споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории разных районов данной области.

Районный исполнительный и распорядительный орган разрешает споры землевладельцев и землепользователей по вопросам владения и пользования землей на территории района, за исключением споров, связанных с наследованием земельного участка гражданина Республики Беларусь, который вел фермерское хозяйство, а также споров между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком. Данные споры могут быть разрешены и в судебном порядке.

Городские исполнительные и распорядительные органы разрешают споры землевладельцев и землепользователей по вопросам владения и пользования землей на территории города, сельские (поселковые) исполнительные и распорядительные органы - аналогичные споры на территории сельских населенных пунктов (поселков). Данные споры могут быть рассмотрены и в судебном порядке.

Но районные, сельские (поселковые) исполнительные и распорядительные органы не вправе разрешать споры между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком [16, стр.147].

Решение местных исполнительных и распорядительных органов по итогам рассмотрения спора должно быть вынесено по существу, обосновано фактами и полностью соответствовать материалам дела и доказательствам.

При рассмотрении земельных споров местной администрацией должны неуклонно соблюдаться права сторон, участвующих в их разрешении. Стороны имеют право:

знакомиться с материалами по разрешению земельных споров, делать из них выписки;

участвовать в рассмотрении земельного спора;

предоставлять документы и другие доказательства;

заявлять ходатайства;

давать устные и письменные объяснения;

возражать против ходатайств и доводов другой стороны;

получить копию решения по земельному спору и при необходимости обжаловать его в соответствии с законодательством Республики Беларусь в вышестоящий орган [16, с. 148].

Орган, рассматривающий спор по вопросу землевладения или землепользования, принимает решение. В решении предусматриваются порядок его исполнения и меры по восстановлению нарушенного права землевладельца или землепользователя.

Решение по земельному вопросу исполняется государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству ( землеустроительная служба при исполнительном комитете) или органом, указанным в решении. При обжаловании решения по земельному спору исполнение решения может быть приостановлено органом, вынесшим решение, либо вышестоящим органом.

Исполнение решения по земельному спору, рассмотренному соответствующим областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом, обеспечивается соответствующим исполнительным комитетом, в соответствии с их компетенцией. Кроме того, земельным законодательством предусмотрено, что обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение [18, с.695].

Гражданским законодательством предусмотрено, что решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд [2, ст. 10]. В соответствии со статьей 60 КоЗ, если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка, местные исполнительные комитеты подают в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вынесения положительного постановления суда по данному вопросу решают вопрос о дальнейшем его использовании.

Таким образом, законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что защита гражданских прав может в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляться и в административном порядке областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами по заявлению одной из заинтересованных сторон. Исполнительные комитеты могут образовывать комиссию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Решение местных исполнительных и распорядительных органов по итогам рассмотрения спора должно быть вынесено по существу, обосновано фактами и полностью соответствовать материалам дела и доказательствам. Гражданским законодательством предусмотрено, что решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.


Судебная защита является одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права. Конституция Республики Беларусь (статья 22) предоставляет право каждому без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. В суде могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Право на судебную защиту закреплено и в статье 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Возможность обращения в суд за защитой своих прав является важнейшей гарантией защиты прав человека в целом и его земельных прав в частности. Согласно конституционному, гражданскому и земельному законодательству, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью. Правила разграничения подведомственности по земельным спорам между общими и хозяйственными судами устанавливаются ГПК, ХПК, постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. №4/3 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами". Дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности. Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей.

Как установлено КоЗ, все споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанных с возмещением убытков, разрешаются исключительно судами[3, ст.92].

Возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, производится указанными лицами в соответствии с Положением о порядке определения размера убытков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 в редакции постановлений Совета Министров от 22.08.2011 г. № 1115[11].

Порядок определения и размеры подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, указанных в статье 76 Кодекса о земле (потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанные с изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства и др.), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

При рассмотрении земельных споров в судах применяются все наиболее общие процессуальные правила, как и по иным спорам. Подача обращений в суд, связанных с земельными спорами, должна соответствовать установленной законом процедуре. К примеру, постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, как правило, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель[17, с. 302].

Порядок искового производства закреплен в ГПК и включает в себя несколько стадий. Процессуальные факты выступают в форме процессуальных действий и процессуальных событий. Юридически заинтересованные в исходе дела лица и иные участники гражданского судопроизводства осуществляют принадлежащие им права, исполняют обязанности посредством совершения процессуальных действий. Процессуальными фактами также являются наступление или истечение сроков и другие процессуальные события. Об основных процессуальных фактах составляются процессуальные и судебные документы. В форму процессуальных документов в любом случае облекаются те заявления и ходатайства сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые предназначены для передачи суду. Судебными документами являются судебные постановления и протоколы, составляемые соответственно судом или секретарем судебного заседания, а также документы, составляемые в исполнительном и приказном производстве.

Каждый процессуальный документ должен содержать:

наименование суда, в который он подается;

наименование и место жительства (место нахождения) подателя документа, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем;

наименование и место жительства (место нахождения) имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц;

наименование документа (исковое заявление, жалоба, возражение против иска и т. д.);

сущность заявленного требования или ходатайства, а также их обоснование;

перечень приложений;

подпись подателя документа или его представителя и дату подачи.

В случаях, предусмотренных ГПК и иными актами законодательства, процессуальные документы должны содержать и другие обязательные реквизиты, а также приложения к процессуальным документам. Процессуальный документ подается в суд с копиями по числу имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц. Судья может в зависимости от сложности и характера дела потребовать от подателя процессуального документа также копии прилагаемых к нему документов для передачи другим имеющим непосредственный интерес в исходе дела лицам.

На основании Кодекса о земле все земельные споры, разрешаемые в судебном порядке, можно условно разделить на две группы. Первую образуют споры, подведомственные только суду - споры, составляющие исключительную судебную подведомственность. Ко второй относятся споры, которые вправе разрешить и соответствующий исполнительный и распорядительный орган, и суд. Их можно обозначить как споры, составляющие альтернативную судебную подведомственность.

Все неподведомственные общим судам земельные споры можно разделить на несколько групп:

.Споры граждан между собой и юридическими лицами;

.Земельные споры граждан, связанные с жалобами на решения органов государства, администрации предприятий организаций по земельным делам;

.Споры о преимущественном праве наследования земельного участка или сохранения права пользования им в установленных законодательством случаях [19, с. 286].

Обращение за защитой в суд не может связываться с требованием о предварительном соблюдении досудебного порядка разрешения спора. Землепользователь, землевладелец или собственник земли могут обращаться за защитой нарушенных прав непосредственно в суд. Возможность обратиться за защитой прав в суд является одной из важных гарантий защиты прав граждан, владеющих землей на нраве собственности, важным средством защиты прав граждан, имеющих землю на праве пожизненно наследуемого владения или землепользования.

Как установлено частью 2 статьи 92 КоЗ, все споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются исключительно судами. Иски о разделе, порядке владения земельными участками в садоводческих товариществах также подведомственны общим судам.[3]

Вторую группу судебных споров с участием граждан составляют жалобы граждан на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц.

Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной несудебный порядок обжалования [4, ст.353].

В судебном порядке могут быть рассмотрены:

требования о признании неправомерным отказа местного исполнительного и распорядительного органа в предоставлении земельного участка:

требования о признании неправомерным отказа администрации субъекта хозяйствования в предоставлении земель;

дела по жалобам на отказ в выдаче и регистрации государственного акта на земельный участок;

жалобы на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

жалобы на решения местных органов о прекращении права собственности на землю, аренды земли, пользования земельным участком;

жалобы на решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд и иные решения местных органов власти и управления по земельным вопросам, которыми ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землевладельца, землепользователя;

другие требования[16, с.150].

В судебном порядке может быть признана недействительной:

государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования земельного участка как недвижимого имущества [6, ст.7];

государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения права или ограничения (обременения) права на земельный участок как недвижимое имущество [6, ст. 8];

государственная регистрация сделки с земельной не движимостью.

Граждане вправе обратиться в суд с жалобой на соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, отказавший в предоставлении земельного участка. Судам, в частности, подведомственны дела:

)по жалобам на решения исполнительных и распорядительных органов об отказе в предоставлении земельных участков;

)по жалобам на отказ в выдаче и регистрации документов, удостоверяющих права на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

) по жалобам на решения исполнительных и распорядительных органов о прекращении права пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью) или аренды;

) по всем спорам, связанным с правом собственности на землю, а также по спорам между наследниками и другими гражданами Республики по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;

)по искам об устранении препятствий во владении (пользовании) земельным участком;

)по искам субъектов, использующих землю, о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также иным ограничением прав субъектов, использующих землю;

)по искам исполнительных и распорядительных органов о принудительном изъятии земельных участков, находящихся в частной собственности;

)по искам о разделе, определении порядка владения (пользования) земельным участком между собственниками строений, находящихся на данном участке, включая участки в садоводческих товариществах;

)по искам членов садоводческих товариществ по поводу владения (пользования) земельными участками, за исключением споров, связанных с распределением земельных участков между членами товарищества;

)по искам наследников о праве на земельные участки, их разделе и определении порядка владения (пользования) [16, с. 149].

Дела такого рода рассматриваются судами в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством. При удовлетворении этих требований суд обязывает государственный орган или должностное лицо устранить допущенное нарушение. Решение суда в этом случае является основанием для оформления землеустроительными органами отвода земельного участка или оформления прав на данный земельный участок. Дополнительного решения Совета или его исполнительного или распорядительного органа по этому вопросу, т.е. о предоставлении земельного участка, не требуется. Обращаясь в суд с заявлением, гражданин должен указать цель использования и размер земельного участка, который просит предоставить, местоположение участка (по возможности).

Наследники земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении граждан, обязаны по истечении установленного гражданским законодательством срока для принятия наследства, но не позднее восемнадцати месяцев со времени открытия наследства обратиться в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком либо в Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией за предоставлением земельного участка в частную собственность или аренду. Земельный участок, находившийся в пожизненном наследуемом владении, на котором расположены перешедшие по наследству жилой дом, зарегистрированная организацией по государственной регистрации квартира в блокированном жилом доме, дача либо садовый домик, наследуется лицами, к которым перешли по наследству эти жилой дом, зарегистрированная организацией по государственной регистрации квартира в блокированном жилом доме, дача либо садовый домик. Все споры связанные с принятием, сроками, оформлением наследства и иные вопросы разрешаются в судебном порядке.

Особую группу земельных споров граждан составляют имущественные споры, связанные с земельными отношениями. Они разрешаются общими судами или хозяйственными судами в зависимости от субъектного состава участников спора и характера спорных правоотношений.

К этой группе относятся споры:

о возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также иным ограничением права землепользователей или землевладельцев;

о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, причиненных субъектам землепользования ухудшением качества земель в результате деятельности юридических и физических лиц;

о возмещении убытков, причиненных собственникам или землепользователям в результате установления санитарно-защитных и охранных зон вокруг объектов народного хозяйства;

о возмещении убытков, связанных с самовольным занятием земель, их загрязнением;

о возмещении убытков, причиненных несвоевременным возвратом земель;

о возмещении убытков, причиненных при производстве строительных и иных работ;

о возмещении убытков, причиненных в связи с производством изыскательских работ;

о взыскании стоимости затрат на улучшение земель (при прекращении права владения и пользования) и др.[17, с. 292].

Таким образом, дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности. Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, а также жалобы названных лиц на решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей. Данные категории споров рассматриваются хозяйственными судами.

Все споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанных с возмещением убытков, разрешаются исключительно судами. При рассмотрении земельных споров в судах применяются все наиболее общие процессуальные правила, как и по иным спорам. Порядок искового производства закреплен в ГПК и включает в себя несколько стадий. Возможность обратиться за защитой прав в суд является одной из важных гарантий защиты прав граждан, владеющих землей на нраве собственности, важным средством защиты прав граждан, имеющих землю на праве пожизненно наследуемого владения или землепользования.

Глава 4. Порядок разрешения земельных споров на примере стран ближнего зарубежья (Россия, Украина, Казахстан)

Действующее земельное законодательство допускает только судебный порядок разрешения земельных споров (ст. 64 ЗК РФ). Данная категория споров теперь исключена из ведения органов государственного и муниципального управления.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему России. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, суды, составляющие систему федеральных судов общей компетенции и систему федеральных арбитражных судов. Суды общей юрисдикции рассматривают дела по земельным спорам, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо когда такой статус имеется, но дело возникло не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:

требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

жалобы на отказ в регистрации и выдаче соответствующей администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

требования о признании неправомерными прекращения местной администрацией права собственности на землю и пользования земельными участками и их аренды;

жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;

жалобы собственников участков земли, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными и иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства;

требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды;

требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан;

требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнением, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей;

требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

требования о возмещении местной администрацией стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земли;

жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя (например, собственники в результате решения местной администрации лишены подъезда к своим земельным участкам);

споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе когда оспариваются его границы и размеры;

споры между садоводческим некоммерческим объединением и его членами, споры членов такого объединения между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком;

споры между членами дачного некоммерческого объединения и названным объединением по поводу пользования земельным участком и его раздела.

В последние годы в Российской Федерации возрожден институт мировых судов. Согласно ФЗ от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" мировой судья рассматривает в первой инстанции (в числе других дел) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом. Кроме того, в его компетенцию входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления. Эти положения имеют отношение к разрешению земельных споров, поскольку земельные участки по гражданскому законодательству признаны недвижимым имуществом.

Земельные отношения в Украине регулируют Конституция Украины, Земельный Кодекс, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовые акты. Земельное законодательство включает Земельный Кодекс, иные нормативно-правовые акты в области земельных отношений. Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства, рационального использования и охраны земель.

Судебные земельные споры в Украине не редкость, однако положительное решение судебных дел бывает лишь от случая к случаю. Земельные споры возможны в том случае, если:

есть хотя бы две стороны, которые имеют претензии друг к другу относительно земельного участка;

каждый из участников готов к спору и заинтересован в его решении;

стороны (или хотя бы одна из них) имеют доказательства своей правоты.

Кроме того, чтобы разрешить спор, земельный участок должен быть зарегистрирован в государственном земельном кадастре. Разрешение земельных споров требует следующих документов:

акт на право собственности на земельный участок (оригинал и его копия);

копия паспорта и идентификационного кода владельца.

Все эти документы необходимы и достаточны для большинства разбирательств относительно земельных участков. Гораздо сложнее переоформить государственный акт на земельный участок или оформить передачу права собственности на него. В этом случае Вам также потребуются: договор о дарении, договор об обмене, договор купли-продажи, справка о получении участка в наследство, или другие документы, подтверждающие ваше право собственности на землю.

Решение земельных споров может быть разным. Существует три возможных варианта развития сюжета:

. Добровольное (признание права на землю происходит без вмешательства суда. Обычно стороны сами договариваются о том, как разрешить земельные споры, и декларируют свои пожелания у нотариуса).

. Через суд (судебные земельные споры в Украине случаются намного чаще, данная процедура длится долго, и далеко не всегда заканчивается успешно).

. С помощью профессионального юриста (главная проблема обычных судебных разбирательств в том, что стороны не разбираются в юридических тонкостях данного дела, и поэтому упускают возможность выиграть дело)[20].

По общему правилу земельные споры в Украине разрешаются судами, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Исключительно судом разрешаются земельные споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, а также споры по разграничению территорий сел, поселков, городов, районов и областей. Органы местного самоуправления разрешают земельные споры в границах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры по разграничению границ районов в городах. Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают земельные споры относительно границ земельных участков вне границ населенных пунктов, расположения ограничений в использовании земель и земельных сервитутов. В случае несогласия собственников земли или землепользователей с решением органов местного самоуправления, органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов спор разрешается судом [14, ст. 158].

Земельные споры рассматриваются органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органами местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в месячный срок со дня подачи заявления. Земельные споры рассматриваются при участии заинтересованных сторон, которые должны быть заблаговременно уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом разрешении вопроса и отсутствия официального согласия на рассмотрение вопроса рассмотрение спора переносится. Повторное отложение рассмотрения спора может иметь место лишь по уважительным причинам. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не приостанавливает его рассмотрение и принятие решения. В решении органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов определяется порядок его выполнения. Решение передается сторонам в 5-дневный срок со времени его принятия[14, ст.159].

Решение соответствующих органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, органов местного самоуправления вступает в силу с момента его принятия. Обжалование указанных решений в суде приостанавливает их исполнение. Исполнение решения по земельным спорам осуществляется органом, принявшим это решение. Исполнение решения не освобождает нарушителя от возмещения убытков или потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства вследствие нарушения земельного законодательства. Исполнение решения по земельным спорам может быть приостановлено или его срок может быть продлен вышестоящим органом или судом[14, ст.161].

Земля является основой жизни и деятельности народа и социально-экономического развития, главным средством производства в сельском хозяйстве и естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов. Общие понятия земли, как объекта собственности, изложено в статье 6 Конституции Республик Казахстан, согласно которой земля находится в государственной собственности и вместе с тем, может находится в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

Новый Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года, действует с 26 июня 2003 года и применяется к земельным правоотношениям, возникшим после его принятия. Кодексом закреплено право на частную собственность в отношении земли. Принятые до введения настоящего Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения, применяются в части, не противоречащей Кодексу[12].

Согласно статьи 121 Закона "О земле" от 24 января 2001 года и статьи 167 Земельного кодекса споры, вытекающие из земельных правоотношений рассматриваются в судебном порядке.

Предметом земельных споров может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и так далее. Объектом земельных споров непосредственно выступает конкретный земельный участок или связанные с ним вещные права[15, ст. 121].

Земельные споры - это споры по поводу предоставления, изъятия, порядка пользования землей, а также возмещение убытков, причиненных земле, как природному ресурсу. Они возникают как между носителями вещных прав на землю, так между ними и органами регулирования земельных отношений. В соответствии с пунктом 11 статьи 43 Земельного кодекса не допускается пользование земельным участком до установления границ в натуре (на местности) и выдачи правоустанавливающих документов, если иное не предусмотрено в решении местного исполнительного органа. Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка и предусматривает административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

В главах 20 и 21 раздела 5 Земельного кодекса, содержатся нормы посвященные защите права собственности, права землепользования и возмещения убытков, а также переходные положения.

Земельные споры и иные дела, возникшие из земельных отношений, рассматриваются судом общей юрисдикции и специализированным экономическим судом в соответствии с их подсудностью, установленной гражданским процессуальным законодательством. При возникновении земельных и иных споров связанных с землей часто употребляются слова правоустанавливающие документы на земельный участок и правоудостоверяющие документы на земельный участок. В пункте 4 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 6 "О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства" (аналогичное положение п.24, 25 ст. 12 Земельного Кодекса Республики Казахстана), дается разъяснение о значении правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов. Правоустанавливающими документами на земельный участок являются документы, на основании которых у граждан и юридических лиц возникают соответствующие права на земельный участок (право частной собственности, право землепользования, сервитуты и другие вещные права на земельный участок). Правоудостоверяющими документами на земельный участок являются документы, отражающие идентификационные характеристики земельного участка, выдаваемые уполномоченным органом по земельным отношениям собственникам земельных участков и землепользователям на основании правоустанавливающих документов[12, ст. 12].

К наиболее распространенным земельным спорам относятся споры связанные с распределением и перераспределением земель, самовольным захватом земельного участка, устранений препятствий в пользовании земельным участком, споры по определению границ смежных земельных участков, а так же споры, вытекающие из сделок, предметом которых является земельный участок или право на земельную долю.

Разрешение земельных споров непосредственно направлено на защиту земельных прав и интересов субъектов земельных правоотношений.

Субъекты земельных правоотношений обладают правом самостоятельной защиты представленных им прав и, в случае их нарушения, могут обращаться в судебные органы с требованиями их защиты и охраны, а также их восстановления.

Таким образом, если земельные споры в Украине разрешаются Судом, а так же органом местного самоуправления, органом исполнительной власти, то в Казахстане - судом общей юрисдикции или специализированным экономическим судом (в соответствии с подсудностью) и местным исполнительным органом (в отдельных случаях). В то время, как и Республике Беларусь господствует альтернативная подсудность. В Украине споры, как и в Беларуси, рассматриваются на основе заявления одной из сторон, в течении одного месяца со дня подачи заявления. Решение вступает в силу с момента его принятия. Судебное разбирательство в Казахстане основывается на правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах.

Заключение

Рассмотрение земельных споров считается элементом защиты прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Правовое регулирование этих отношений, будучи комплексным правовым образованием, обеспечивается совокупностью норм материальных (земельного, гражданского, административного права) и процессуальных отраслей (гражданского процессуального и хозяйственного процессуального права).

В земельном законодательстве понятие и классификация земельных споров не даются. В юридической литературе также нет единообразного их понимания. Иногда наряду с понятием "земельные споры" употребляется понятие "споры, связанные с земельными отношениями", однако разграничение между ними четко не проводится.

Если обобщить научные подходы по этому вопросу, то под земельными спорами чаще всего понимают неурегулированные конфликты по поводу возникновения, изменения и прекращения прав на землю, а также конфликты, связанные с осуществлением прав на землю, в том числе защитой имущественных прав и интересов участников земельных отношений. Все права на землю в зависимости от их правовой природы можно разграничить на несколько групп. Механизм их защиты, в том числе разрешение земельных споров, зависит от того, к какой группе они отнесены.

Для всех земельных споров установлены общие правила рассмотрения, но способы защиты могут отличаться довольно существенно. Например, споры об установлении и прекращении земельного сервитута, который является вещным правом, будут рассматриваться в судебном порядке и защищаться вещно-правовыми способами, а споры о временном занятии земельного участка, которое сходно с земельными сервитутами по назначению, но имеет административную природу и возникает только в административном порядке, могут стать предметом разбирательства в суде в основном в рамках дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Таким образом, даже неполное освещение заявленной проблемы показывает, что при разрешении земельных споров имеет место сложное сочетание судебных и административных процедур. И хотя законодательство, очевидно, стремится сделать судебный порядок преобладающим, присутствует некоторая непоследовательность в реализации данного намерения. Очевидно, что на данном этапе необходимо планомерное совершенствование законодательства. На мой взгляд, оно заключается в следующем:

1) Во введении понятия и закрепление конкретной классификации земельных споров;

2) Совершенствовании разграничения судебного и административного порядка рассмотрения земельных споров;

3) Исключение двойственности, в порядке рассмотрения споров, возникающих в ходе аукционов, чего можно избежать, приняв единый порядок их проведения;

4) Совершенствование разграничения судебной и административной подведомственности споров по поводу владения и пользования землей, т.к. имеются случаи, для которых устанавливается исключительный судебный порядок.

Список использованых источников

.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2011.

.Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218- З: с изм. и доп.: текст Кодекса по состоянию на 3 июля 2011г.: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр" - Минск, 2011.

3.Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 7 янв. 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

4.Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З: принят Палатой представителей 10 декабря 1998г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998г.: текст Кодекса по состоянию на 18 июля. 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

5.Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998г. № 219-З: принят Палатой представителей 11 ноября 1998г.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998г.: текст Кодекса по состоянию на 3 июля 2011г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

.О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. N 133-З:с изм. и доп.: текст по состоянию на 4 января 2011г в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006г. № 615: с изм. и доп.: текст по состоянию на 3 июня 2011г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

7.О некоторых вопросах регулирования земельных отношений: Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007г. № 130: с изм. и доп.: текст по состоянию на 23 сентября 2011г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

8.Об изъятии и предоставлении земельных участков: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007г. № 667: с изм. и доп.: текст по состоянию на 27 сентября 2011г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

9.Об оценочной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006г. № 615: с изм. и доп.: текст по состоянию на 6 августа 2010г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

10.О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. № 4/3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 25 марта 2004г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

.Положение о порядке определения размера убытков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 в редакции постановлений Совета Министров от 22.08.2011 г. № 1115// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

.Земельный кодекс Республики Казахстан от 20.06.2003 N 442-II / [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=02847&ogl=all. - Дата доступа: 10.12.2013.

.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/ - Дата доступа: 10.12.2013.

14.Земельный кодекс Украины с изменениями от 08.07.2011г. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://meget.kiev.ua/kodeks/zemelniy-kodeks/. - Дата доступа:10.12.2013г.

15.Бакиновская, О.А. Земельное право: ответы на экз. вопросы /О.А.Бакиновская.- 2-е изд., перераб.- Мн.: ТетраСистемс, 2007.- 192с.

.Демичев, Д.М. Земельное право: учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Минск: Адукацыя I выхаванне, 2009. - 368 с.

.Комментарий к Кодексу Республики Беларусь о земле С.А. Балашенко [и др.] / под общ. ред. С.А. Балашенко. - Минск: Дикта, 2009. - 720 с.

.Станкевич, Н.Г. Земельное право Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.Г.Станкевич. - Минск: Амалфея,2000. - 480 с.

.Корбут, В. Земельные споры, защита прав на землю / В. Корбут // Юридическая практика [Электронный ресурс]. - 2006. - № 31. - Режим доступа: http://www.yurpractika.com - Дата доступа:10.12.2011.

Похожие работы на - Разрешение земельных споров в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!