1671
index - коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала,
учитывающий инфляцию за период с 2002 года по настоящее время (необходим для
«перевода», «пересчета» денег 2002 года в деньги текущего периода).
Index ежегодно корректируется и утверждается постановлениями
Правительства РФ в зависимости от уровня реальной инфляции (темпа обесценивания
денег). Для 2014 г. значение индекса, применяемое в расчетах, следующее: index
= 5,1845;
ПК2 - сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР, накопленных
вами на индивидуальном лицевом счете в ПФРФ, начиная с 1 января 2002 г. до
момента оформления пенсии.
1. Расчет части пенсии,
«заработанной» до 2002 г. (П до
2002).
Шаг 1. Стажевый коэффициент - СК.
Вначале рассчитывается так
называемый стажевый коэффициент,
- для мужчин, чей трудовой стаж до 2002 года превышает 25 лет (stag02 >
25):
СК = 0,55+0,01*(stag02 -
25);
для мужчин, чей трудовой стаж до 2002 года менее 25 лет (stag02 < 25):
СК = 0,55*(stag02 / 25).
для женщин, чей трудовой стаж до 2002 года превышает 20 лет (stag02 >
20):
СК = 0,55+0,01*(Stag02 -
20),
- для женщин, чей трудовой стаж до 2002 года менее 20 лет (stag02 < 20):
СК = 0,55*(stag02 / 20)
Как для мужчин, так и для женщин величина
стажевого коэффициента не может быть больше, чем 0,75. Это значит, что если
в вашем расчете он окажется больше 0,75, то его все равно считают равным 0,75
(ограничение, установленное согласно действующему законодательству).
Шаг 2. Коэффициент
среднемесячной зарплаты
КСЗ = ЗР/ЗП
КСЗ - это отношение вашей средней зарплаты ЗР за выбранный
период (2000-2001 гг. или любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г.) кЗП
- среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период.
Для большинства граждан размер
средней зарплаты в период 2000-2001 гг. зафиксирован в Пенсионном фонде (ПФ) и
не требует документального подтверждения. В тех случаях, когда такой информации
нет или коэффициент за периоды работы до 2000 г. вам применять выгоднее (чем он
больше, тем лучше), то при окончательном расчете пенсии в ПФ придется
представить подтверждающие документы.
Если выбран период 2000-2001 гг., то
коэффициент среднемесячной зарплаты вычисляется делением вашей средней зарплаты
ЗР за этот период на 1494,5.
КСЗ = ЗР/ЗП = ЗР /
1494,5.
Если вам выгоднее использовать для
подсчета КСЗ другой период - любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г., то
расчеты придется выполнить самостоятельно или с помощью нашего калькулятора
КСЗ. Необходимая для таких расчетов информация содержится тут.
Следует иметь ввиду, что
законом на величину КСЗ наложено ограничение - коэффициент не может быть
больше, чем 1,2. Меньше - пожалуйста, а
больше - нет.
Исключение по ограничению верхней
планки коэффициента КСЗ величиной 1,2 сделано только для тех, кто работал до
01.01.2002 г. в районах Крайнего Севера - у них, в зависимости от районного
коэффициента, планка колеблется от 1,4 до 1,9 - см. справочные материалы.
Пример 1. Пусть ваша средняя зарплата в 2000-2001 гг. составляла 2500
рублей -
ЗР = 2500 и вы не работали в районах Крайнего Севера до 2002 г.
Рассчитываем коэффициент:
КСЗ реальный = ЗР/ЗП = 2500 / 1494,5 = 1,67.
Но так как, он превышает 1,2 и
«северных» льгот у вас нет, то в дальнейших расчетах коэффициент будет
считаться равным 1,2:
КСЗ = 1,2.
Пример 2. Пусть ваша средняя зарплата в 2000-2001 гг. составляла 1000
рублей:
ЗР = 1000. Рассчитываем коэффициент:
КСЗ = ЗР/ЗП = 1000 /
1494,5 = 0,67.
Так как, он не превышает 1,2, то в
дальнейших расчетах коэффициент будет принят равным 0,67:
КСЗ = 0,67.
Шаг 3. Расчетная пенсия, «заработанная» за период до 01.01.2002 (РП).
Подсчитаем размер так называемой
расчетной пенсии - РП.
Расчетной она называется потому, что
ее вычисление для большинства выходящих на пенсию основано не на реальной
информации, а на основе осредненных, «косвенных» данных - коэффициентах.
Расчетная пенсия - это пенсия, которая полагалась бы гражданину по состоянию на
1 января 2002 г., исходя из продолжительности его общего трудового стажа,
приобретенного на 31 декабря 2001 г. и среднемесячного заработка за 2000-2001
гг. (или за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г.). Причина такого
подхода заключается в том, что в советский период и годы перестройки (90-е
годы) учета (в современном понимании) вклада работающих в пенсионную систему
попросту не велось или велось на иных принципах. Система назначения пенсий и
учета стажа и заработка была другой. Кроме того, многие документы того периода
не сохранились, а большое количество предприятий и организаций попросту
перестало существовать или осталось во вновь образованных государствах.
Размер расчетной пенсии определяется
по формулам:
Для тех, у кого стажевый
коэффициент СК > 0,55 (мужчин,
чей трудовой стаж до 2002 г. 25 и более лет и женщин, чей трудовой стаж до 2002
г. 20 и более лет) месячный размер расчетной пенсии в рублях вычисляется по
формуле:
РП = СК * КСЗ * 1671 -
450,
Для тех, у кого стажевый
коэффициент СК < 0,55
РП = СК * КСЗ * 1671 -
450 * (СК/0,55)
Если расчетная пенсия
окажется меньше 210 руб., то ее принимают
(считают) равной 210 руб.:
Если РП < 210, то РП
= 210.
Первая - 1671 (руб.) - это
среднемесячная заработная плата (СЗП) в Российской Федерации за период с
1 июля по 30 сентября 2001 (постоянная величина, зафиксированная в расчетах).
Вторая цифра - 450 (руб.) -
это размер фиксированной базовой части пенсии в тот период.
В законе и инструкциях расчетной
пенсией называют величину
РП = СК * КСЗ * 1671.
В нашем алгоритме расчетной пенсией мы
назвали величину
РП = СК * КСЗ * 1671 -
450,
поскольку именно на ее основе далее
рассчитывается часть трудовой пенсии по старости, заработанной до 2002 г.
Шаг 4. Расчет размера
пенсии, заработанной до 2002 г. - П
до 2002
Для определения первой части назначаемой
пенсии - пенсии, «заработанной» до 2002 г. - Пдо 2002 нужно перевести
(конвертировать) расчетную пенсию РП, рассчитанную на основе сумм и зарплат
того периода, в современные деньги с учетом инфляции (обесценивания денег) за
прошедший период. Действительно - тысяча рублей в 2002 году и сегодня - это
совершенно разные деньги с точки зрения их покупательной способности. Такой
«перевод» производится умножением РП на коэффициент индексации
расчетного пенсионного капитала (index), учитывающий инфляцию за период
с 2002 года по настоящее время:
П до 2002 = РП * index.
Так как сегодня (в 2014 году)
величина коэффициента индексации составляет 5,1845, то для вычисления первой
части месячного размера пенсии, назначаемой в 2014 году можно использовать
формулу:
П до 2002 = РП * 5,1845.
Это первая часть назначаемой пенсии
- «заработанной» вами за период до 2002 г.
2. Расчет суммы
валоризации пенсии, заработанной до 2002 г., (ВП)
Валоризация - это денежная
переоценка пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С
1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный работниками до
2002 года, был увеличен на 10% и дополнительно еще по 1% за каждый год его
трудового стажа до 1991 года. Валоризация была проведена для всех на основании документов,
имеющихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для
определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января
1991 года учитывался трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату.
Сумма валоризации (разового
повышения расчетной пенсии), составляет 10% от величины РП и сверх того
по 1% от величины расчетной пенсии РП, за каждый полный год
общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. Формула расчета этой
«добавки» следующая.
СВРП = РП * (0,1 + 0,01 * stag91)
Она также индексируется, поэтому
вторая часть назначаемой пенсии, которую мы назвали - валоризация пенсии,
заработанной до 2002 г. (ВП):
ВП = СВРП * index
ВП можно вычислить сразу по формуле
ВП = РП * (0,1 + 0,01 * stag91) * index.
В 2014 году index=5,1845, поэтому те, кто пойдет оформлять пенсию
в 2014 г., могут использовать формулу:
ВП = РП * (0,1 +
0,01*stag91) * 5,1845.
Если расчет будет проводиться в
последующие годы, то предварительно следует уточнить величину коэффициент индексации
расчетного пенсионного капитала для текущего года (см. справочные
материалы).
3. Расчет части пенсии,
заработанной после 2002 г. (П после
2002).
Для определения размера части
пенсии, «заработанной» в период трудовой деятельности после 2002 г. необходимо
знать сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР начиная с 1 января 2002
г. - или, иначе говоря, свой пенсионный капитал ПК2. Размер ПК2 можно
узнать на сайте Госуслуг.
Расчет этой части пенсии самый
простой - сумму накоплений ПК2, зафиксированную на индивидуальном
лицевом счете в ПФР, нужно разделить на возраст дожития - Т, измеренный
в месяцах:
П после 2002 = ПК2 / Т.
В 2014 г. Т = 20 * 12 = 240
месяцев.
4. Фиксированная базовая
часть пенсии (Б).
Полное название этой части пенсии -
«фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости».
Фиксированный базовый размер
трудовой пенсии по старости является величиной фиксированной. Он ежегодно
корректируется и утверждается постановлениями правительства.
Для основной массы граждан,
выходящих на пенсию в 2014 году, его величина равна Б = 3 844 рубля 98 коп.
. Трудовая пенсия по
старости (П).
После того, как найдены все четыре
компонента, остается их сложить и определить размер своей трудовой пенсии по
старости:
П = П до 2002 + ВП + П после 2002 + Б.
Если пенсия П окажется меньше
так называемого. «прожиточного минимума пенсионера», установленного в регионе,
то ее повысят до этого уровня.
.3 Новые правила расчета
трудовой пенсии по старости с 2015 года
С 1 января 2015 года в России
предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и
назначения трудовой пенсии по старости.
Новые правила разрабатываются
Министерством труда и социальной защиты РФ в рамках реализации Стратегии
долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года
№2524-р, при участии профильных министерств и Пенсионного фонда России.
Перед разработчиками новых правил
были поставлены следующие условия:
гарантировать приемлемый уровень
пенсионного обеспечения граждан;
-
создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том
числе в части страховых пенсий;
-
сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на
федеральный бюджет;
-
обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не
ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
-
обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
-
повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
Чем новые пенсионные правила лучше
тех, которые действуют сегодня? Какие их основные отличия?
Сегодня размер трудовой пенсии по
старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые
работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему
обязательного пенсионного страхования. При этом, длительность страхового
(трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате
получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан,
неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.
Действующий порядок расчета трудовых
пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории
населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь.
Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты
гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются
примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.
Трудовая пенсия по старости, как и
сегодня, будет состоять из двух частей:
. Страховая пенсия с порядком
расчета пенсионных прав с применением индивидуального пенсионного коэффициента
и с учетом фиксированного платежа (аналога сегодняшнего фиксированного базового
размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2014 году - 3
844 рубля 98 копеек);
. Накопительная пенсия, исчисление
размеров которой будет идентично сегодняшнему расчету накопительной части
трудовой пенсии.
При введении новых правил
обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права,
сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не
могут быть уменьшены!
При расчете страховой пенсии по
новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент»,
которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой
пенсионный коэффициент равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом
году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного
страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону
уплачивают страховые взносы в систему ОПС:
где:
К0 =1 (для граждан 1966 года
рождения и старше, у которых не формируется накопительная часть пенсии в
системе ОПС);
К2 = 0,91 (для граждан 1967 года
рождения и моложе, которые выбрали 2%-ый тариф для формирования накопительной
части будущей пенсии в системе ОПС);
К6 = 0,727 (для граждан 1967 года
рождения и моложе, которые выбрали 6%-ый тариф для формирования накопительной
части будущей пенсии в системе ОПС).
Чем выше зарплата, тем выше и
годовой пенсионный коэффициент!
При расчете годового ПК учитывается
только официальная зарплата до вычета подоходного налога (13%).
Максимальное значение годового ПК -
10. годовой коэффициент равен 10, если зарплата гражданина, с которой
уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой
работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС.
Стоимость пенсионного коэффициента
ежегодно определяет Правительство Российской Федерации.
Если общий страховой стаж гражданина
(периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате
назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то по новым правилам трудовая
пенсия будет назначена в повышенном размере. За каждый год трудового стажа от
30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется
1 пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин
дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.
В новых правилах расчета трудовой
пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная
служба в армии и уход за ребенком. За эти, так называемые «нестраховые
периоды», присваиваются особые коэффициенты.
Так, за период срочной воинской
службы начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1
минимальный размер оплаты труда: 0,85 пенсионного коэффициента - за каждый год
срочной воинской службы. Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого
ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:
,85 пенсионного коэффициента за год
отпуска - за первого ребенка (1МРОТ),
,7 пенсионного коэффициента за год
отпуска - за второго ребенка (2 МРОТ),
,55 пенсионного коэффициента за год
отпуска - за третьего ребенка (3 МРОТ).
Предусмотрено поэтапное повышение
предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы с
1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ - в течение 7 лет с шагом 0,1
в год. При этом тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и
накопительную части пенсии по-прежнему составит 22% (+10% с сумм, превышающих
порог, с которого уплачиваются страховые взносы).
При расчете страховой пенсии
суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые
коэффициенты за страховые нетрудовые периоды: за отпуск по уходу за детьми,
срочную службу в армии, более поздний выход на пенсию. Далее полученная сумма
годовых и премиальных пенсионных коэффициентов умножается на стоимость годового
пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ, и
на коэффициент за отложенную пенсию.
К полученному значению прибавляется
фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за
работу после достижения пенсионного возраста (при условии необращения за
назначением трудовой пенсии по старости).
Расчет страховой части пенсии по
старости будет производиться по следующей формуле:
СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ),
где:
СП - страховая пенсия в году
назначения пенсии;
ФВ - фиксированная выплата;
ИПК - индивидуальный пенсионный
коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина и
премиальных коэффициентов за стаж;
СПК - стоимость одного пенсионного
коэффициента в году назначения пенсии;
КПВ - премиальный коэффициент за
выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные
значения для ФВ и СПК!).
По новым правилам выходить на пенсию
позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией
страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные
коэффициенты. Например, если вы проработаете после достижения пенсионного
возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то
фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия - на 24%. А
если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет
8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть - на
90%.
Еще одна особенность: с 2025 года
минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15
лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1
году в год). Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий
право на трудовую пенсию, - 20 лет.
Те, у кого общий стаж будет менее 15
лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет,
мужчины - в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до
прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.
Условия назначения трудовой пенсии
по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.
Накопительная пенсия - это
ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых
взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели
платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от
фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа идет на формирование пенсионных
накоплений, а 16% - на формирование страховой части пенсии и ФБР в составе
страховой части.
Если гражданин старше 1967 года
рождения, то его трудовая пенсия по старости не будет содержать накопительную
часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых
взносов только на страховую часть пенсии.
Если же гражданин родился в 1967
году и позже, в 2014 году ему дополнительно предоставлена возможность выбора
тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить
6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив тариф на
формирование страховой части пенсии с 10% до 14%.
По новым правилам расчета размер
накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением трудовой
пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55
лет - для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных
накоплений делится на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии - 228 месяцев. А
если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма
пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.
Таким образом, чем выше заплата и
продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер трудовой пенсии по старости!
3. Порядок назначения,
перерасчет и выплата трудовых пенсий
.1
Порядок и документы, необходимые для получения пенсии
Для оформления пенсии гражданам
необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении
пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту
жительства.
При этом:
. Если граждане РФ не имеют
регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о
назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.
. Если граждане РФ, не имеют
регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать
заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического
проживания.
. Если граждане РФ выехали на
постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства
и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о
назначении пенсии непосредственно в ПФР.
Порядок обращения за трудовой
пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному
обеспечению определен «Правилами обращения за пенсией», в соответствии с
Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного
фонда Российской Федерации от 27.02.2002 №17/19 пб.
В соответствии с названными
Правилами граждане могут обращаться за пенсией в любое время после
возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени.
Перечень документов, которые
необходимо предоставить в территориальный орган ПФР:
. Паспорт
. Трудовая книжка, либо документы,
выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя
Кроме того, в необходимых случаях
прилагаются следующие документы:
. Справка о среднемесячном заработке
за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности
. Документы, подтверждающие наличие
нетрудоспособных членов семьи
. Справка, подтверждающая нахождение
нетрудоспособных членов семьи на иждивении
. Документ о месте жительства,
пребывания или фактического проживания на территории РФ
. Документ, подтверждающий место
постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ
. Документы об изменении фамилии,
имени, отчества
. Справка об установлении
инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности
3.2
Перерасчет пенсии
Перерасчет пенсии - это изменение
размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств,
от которых зависит этот размер. Право на перерасчет пенсии возникает у
пенсионеров в следующих случаях:
. Достижение пенсионером
возраста 80;
. Изменение группы
инвалидности;
. Изменение количества
нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по
случаю потери кормильца;
. Приобретение необходимого
календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним
местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного
фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или
фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с
работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях;
. Осуществление лицом работы и (или)
иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 полных
месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или
трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета
(корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или
трудовой пенсии по инвалидности;
. В других случаях, предусмотренных
пенсионным законодательством.
Заявление пенсионера о перерасчете
размера трудовой пенсии в сторону увеличения подается в территориальный орган
ПФР по месту получения пенсии. Без подачи письменного заявления осуществляется
перерасчет в сторону увеличения размера страховой части трудовой пенсии по
старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет, а также страховой
части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности - в связи с
установлением более высокой группы инвалидности. Перерасчет размера
установленной пенсии в сторону уменьшения производиться без заявления
пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных действующим
пенсионным законодательством.
3.3
Индексация пенсий
Индексация размера трудовых пенсий -
это увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего
постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни
пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается
индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии
по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая
фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и
среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
С 1 февраля 2014 года трудовые
пенсии 37,8 млн. российских пенсионеров были проиндексированы на 6,5 процента
исходя из роста потребительских цен за 2013 год. В результате средний размер
трудовой пенсии по старости на сегодня составляет 11,4 тыс. рублей.
Что касается дальнейшего повышения
пенсий в течение 2014 года, то с 1 апреля ожидается дополнительное увеличение
трудовых пенсий с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного
пенсионера за 2013 год и индексация социальных пенсий с учетом темпов роста
прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
В августе произойдет традиционный
перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров.
При этом в течение года минимальный
уровень пенсионного обеспечения россиян будет по-прежнему не ниже прожиточного
минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Если размер пенсии вкупе с
другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже
прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата.
3.4
Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
Выплата пенсии приостанавливается в
следующих случаях:
. При неполучении установленной
пенсии в течение шести месяцев подряд - на весь период неполучения пенсии,
начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек
указанный срок.
. При неявке инвалида в назначенный
срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной
экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем
месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев
выплата этой пенсии прекращается.
Порядок возобновления выплаты
пенсии:
. При устранении обстоятельств,
повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется в том
же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты. После
возобновления выплаты указанной пенсии ее размер подлежит перерасчету.
. Возобновление выплаты пенсии
производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении
выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются
неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии
была приостановлена.
3.5
Прекращение выплаты трудовой пенсии
Выплата трудовой пенсии (части
трудовой пенсии) прекращается:
) в случае смерти пенсионера, а
также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно
отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила
смерть пенсионера либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или
решение о признании его безвестно отсутствующим;
) по истечении шести месяцев со дня
приостановления выплаты трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1
статьи 21 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем, в котором истек указанный срок;
) в случае утраты пенсионером права
на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) (обнаружения
обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений,
представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока
признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим
пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной
деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в
подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона) - с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше
обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила
трудоспособность соответствующего лица.
Выплата трудовой пенсии (части
трудовой пенсии) восстанавливается:
) в случае отмены решения о
признании пенсионера умершим или решения о признании пенсионера безвестно
отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило
в силу соответствующее решение;
) по желанию пенсионера в случае
наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних
обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой
пенсии), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (указанной части
трудовой пенсии) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены
заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части этой пенсии) и все
необходимые документы.
Прекращение или восстановление
выплаты страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера
от ее получения на основании пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона
производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, получены соответствующее заявление
пенсионера и все необходимые документы.
При восстановлении выплаты трудовой
пенсии (части трудовой пенсии) право на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии)
не пересматривается. При этом размер указанной пенсии (указанной части трудовой
пенсии) определяется заново с учетом пунктов 2 - 5 статьи 17 и статьи 20
настоящего Федерального закона.
Заключение
При написании данной работы, изучив
различную литературу по приведенной теме мной сделан вывод, что Пенсионная
система России является составной частью государственного социального
страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по
старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности,
беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.
Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его
финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов
работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из
федерального бюджета.
Основные принципы пенсионного
обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не
требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы
должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.
Первый шаг в организации новой для
России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан
в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен
от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут
капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении
экономической и демографической ситуаций.
Пенсионное обеспечение остается в
числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ
представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной
защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного
фонда России (ПФРФ).
В заключение хочется отметить. Легко
дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же
возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Но самое сложное
- предложить программу перехода из одного состояния в другое. Перед Россией
стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно выбрать направление дальнейшей
реформы и, абстрагируясь от мнений заинтересованных структур, кардинальным
образом изменить систему пенсионного обеспечения в соответствие с реалиями
времени. Нам предстоит прийти путь, который развитые страны проходят
десятилетиями, причём в более благоприятных условиях.
трудовые пенсии
являются важнейшей гарантией социальной поддержки государства престарелых
граждан.
С 01.01.2002 года в
РФ стартовала пенсионная реформа, которая установила совершенно новый порядок
назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий, нежели действовавший до
указанного времени.
В соответствии с
Федеральным законом «О трудовых пенсиях» в настоящее время в России
предусмотрены следующие виды пенсий:
) трудовая пенсия
по старости;
) трудовая пенсия
по инвалидности;
) трудовая пенсия
по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по
старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
) базовой части;
) страховой части;
) накопительной
части.
Федеральным законно
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлены кроме того еще и
пенсия за выслугу лет и социальная пенсия.
В данной работе
были подробно рассмотрены условия назначения и размеры трудовых пенсий.
Список
используемой литературы
1. Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. №237. 1993. 25
декабря.
2. Федеральный
Закон от 01.04.1996 года №27-ФЗ (ред. от 03.12.2011 года) «Об индивидуальном
учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изм. и доп.
Вступающим в силу с 01.07.2012 года).
3. Федеральный
Закон от 15.12.2001 года №166-ФЗ (ред. от 01.07.2011 года) «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в
силу с 01.07.2012 года).
4. Федеральный закон
от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с
изм., внесенными от 27.12.2009 №378-ФЗ
5. Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
6. Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
. Федеральный
Закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012 года).
. Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
. Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
. Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
. Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
. Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
. Федеральный
Закон от 21.03.2005 год №18-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О средствах
федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на
возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости,
трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца
отдельных категорий граждан».
14. Федеральный закон от
25 декабря 2009 года №341-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Федерального
закона «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О
страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального
страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
15. Федеральный
Закон от 30.11.2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет
средств пенсионных накоплений».
16. Комментарий
к Федеральному Закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»/Под ред. Е.Н.
Сидоренко. - М.: Юрайт - Издат, 2009 год Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 годом с учетом поправок, внесенных
Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от
30.12.2008 года №6 - ФКЗ, от 30.12.2008 года №7 - ФКЗ).
17. Агарков М.М. Пенсии
по старости. М., 2004.
18. Баринов Н.А.
Право социального обеспечения. Саратов, 2003
. Брагинский
М.И., Витрянский В.В. Право социального обеспечения граждан. Общие положения.
М.: Статут, 2008.
. Батыгин К.С.
Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М. 2002
21. Батыгин
К.С. Право социального обеспечения: Учебное пособие/К.С. Батыгин. - М.: Юрист,
2011 год.
22. Буянова
М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное
пособие. Общ. и Особ. части. М., 2010 год.
. Буянова
М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное
пособие. Общ. и Особ. части. М., 2010 год.
24. Захаров М.Л.,
Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004.
25. Захаров
М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2011 год.
26. Захаров М.Л.,
Тучкова Э.Г. Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации
«О государственных пенсиях в Российской Федерации». М. 2009
27. Мачульская
Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2000.
28. Мачульская
Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2000.
29. Мачульская Е.Е.
Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М. 2002
30. Мачульская Е.Е.
Практикум по праву социального обеспечения. М. 2006
31. Мачульская
Е.Е., Горбачев Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие: М., 2009
год.
32. Мейер
Д.И. Пенсии по старости. СПб., 2007.О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации: ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ // Консультант Плюс: Высшая
школа. - 2012 год.
. Орлов-Кабра
П.А. Все о пенсионной реформе в России: Монография. М., 2009 год.
. Покладова
Т.А., Секачева О.В., Чирков С.А. и др. Комментарий к Федеральному закону от 17
декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - ПРИНТ
ИНВЕСТ, 2009 год.
. Пенсия
по справедливости // Российская газета. 11 июня. №126. 2008 год.
36. Право социального
обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2001.
37. www.consultant.ru.
Похожие работы на - Процедура назначения пенсий по закону, о трудовых пенсиях и закону по государственному пенсионному обеспечение. Порядок и сроки обращения за пенсией по закону о пенсионном обеспечении
|