Театр Но
Театр Но
Но
– один из старейших японских драматических театров, зародившийся в XIV веке. Но
близок к кёгэн и включает в себя черты популярных народных и аристократических
форм искусства. Стиль театра развивался чрезвычайно медленно и можно проследить
его корни вплоть до китайского театра Нуо.
Таким,
каким Но дошёл до нашего времени, его сделали Kan`ami и его сын Zeami в эпоху
Муромати, под крылом могущественного клана Асикага. Во времена Мейдзи Но
потерял поддержку правительства, но вместе с кёгэн получил официальное
признание как одна из национальных форм драмы.
Роли
театра Но Всего выделяют четыре основных категории актёров театра Но: shite,
waki, kyogen, hayashi.
shite
(в центре) – исполнитель, главное действующее лицо. В пьесе Но персонаж
появляется, как правило, в двух ипостасях: сначала как человек (эта роль
называется maeshite), а затем как дух (nochijite). У shite есть помощник –
tsure.
waki
– дублёр исполнителя главной роли или же его помощник.
wakizure
– спутник waki.
kyogen
– исполняет интерлюдии в течение пьесы, а также играет отдельные номера между
сценами пьесы.
hayashi,
или hayashi-kata – музыкант, играющий на одном из четырёх традиционных для Но
инструментов: флейте (fue) или барабанах (okawa, kotsuzumi или taiko).
jiutai
– хор, включающий, как правило, от 6 до 8 человек.
koken
– своего рода суфлёры-направляющие, как правило от 1 до 3 человек.
Обычно
пьеса Но включает в себя четыре-пять категорий участников и, как правило,
длится 30-120 минут, но ранее бывали и исключения – пьесы шли довольно
продолжительное время, например, несколько дней.
В
настоящее время насчитывается около 250 классических пьес, разыгрываемых в
театрах, и все их можно разделить на несколько категорий. Наиболее
распространённым критерием является содержание:
1.
kami mono, или waki no (божественные пьесы). Сначала shite появляется в роли
обычного человека (в первом акте), а во втором акте выступает в роли духа и
рассказывает какую-нибудь мистическую историю или прославляет какого-либо духа.
2.
shura mono, или asura no (воинские пьесы). Shite предстаёт в виде духа воина в
первом акте пьесы, а во втором становится человеком и воспроизводит
обстоятельства гибели воителя.
3. katsura mono, или onna mono (костюмированные/женские пьесы). Shite
изображает женщину и исполняет несколько сложных танцев и песен из репертуара
Но.
4.
в эту категорию включается несколько мини-категорий, например, kyoran mono
(пьесы безумных), onryo mono (пьесы духов). Пьесы, входящие в эту категорию,
повествуют о настоящем времени.
5.
kiri no, или oni mono (пьесы демонов). Shite играет демонов, чертей и прочую
нечисть. Для этих пьес характерны яркие цвета и напряжённость действия.
Источниками
для пьес Но являются: 1. средневековая история взлётов и падений клана Тайра –
«Сказание о доме Хэйкэ», первоначально исполняемая слепыми монахами, которые
сами же и аккомпанировали себе на биве.
2.
«Повесть о Гэндзи», сыгравшая значительную роль в развитии японской культуры.
Ниже
приведены некоторые из известных пьес, разбитые по категориям согласно
классификации школы Kanze.
Название
|
Перевод
|
Категория
|
Aoi no Ue
|
Леди Aoi
|
4
|
Aya no Tsuzumi (綾鼓)
|
The Damask Drum
|
4
|
Dōjōji (道成寺)
|
Dōjōji
|
4
|
Hagoromo (羽衣)
|
Накидка из перьев
|
3
|
Izutsu
|
Колыбель
|
3
|
Kagekiyo
|
4
|
Kanawa (鉄輪)
|
Железное кольцо
|
4
|
Kumasaka
|
Kumasaka
|
5
|
Matsukaze
|
Ветер в соснах
|
3
|
Nonomiya
|
Святилище в полях
|
3
|
Sekidera Komachi
|
Komachi на Sekidera
|
3
|
Semimaru
|
Semimaru
|
4
|
Shakkyo
|
5
|
Shojo
|
Пьянствующий эльф
|
5
|
Sotoba Komachi
|
Komachi на кладбище
|
3
|
Takasago
|
На Takasago
|
1
|
Tsunemasa (経政)
|
Tsunemasa
|
2
|
Yorimasa
|
Yorimasa
|
2
|
Yuya
|
Yuya
|
3
|
Сцена
театра Но Традиционно внутри театр Но представляет собой павильон, выполненный
из дерева hinoki и стилизованный под храмовое убранство. По углам расположены
четыре колонны, названные в зависимости от обыгрываемого возле них действия
пьесы. На рисунке под номером 13 находится metsuke-bashira, или «колонна поиска»,
которая названа так потому, что возле неё встречаются исполнители главных
ролей. В правом дальнем углу, рядом с флейтистом располагается колонна
fue-bashira (15). В ближнем правом углу располагается колонна waki-bashira
(14), рядом с которой находится место помощника исполнителя главной роли. И,
наконец, в левом дальнем углу располагается shite-bashira (12), рядом с которой
обычно выступает shite. Также на рисунке цифрами обозначены следующие позиции:
Пол
сцены отполирован для того, чтобы актёры могли легко по нему скользить, а под
полом находятся огромные горшки, усиливающие резонанс, когда актёры с силой
топали по нему. В результате сцена возвышалась над землёй примерно на 1 метр.
Задняя часть сцены украшена изображением сосны. На этот счёт существует
несколько мнений, но отдельно стоит выделить два из них: согласно первому
убеждению орнамент сцены представляет собой знаменитую сосну из храма Касуга в
Наре, а согласно второму – это изображение относит зрителей к тем временам, когда
пьесы Но игрались в природных условиях.
Ещё
одной особенностью сцены театра Но является hashigakari – узкий мостик, ведущий
на сцену, который впоследствии превратится в hanamichi в театре Кабуки.
Костюмы
и маски Одежды актёров, как правило, богато украшена различными символами,
экстравагантна для shite и куда более скромна для tsure, wakizure и aikyogen.
Музыканты и хор носят формальное чёрное кимоно с пятью родовыми эмблемами и
хакама, а обслуживающий персонал носит неприметные чёрные одежды.
Как
правило, носит маску shite, но в некоторых случаях её может надеть и tsure,
особенно в случае исполнения женских ролей. Также используются маски стариков и
детей, чертей, животных или богов. Актёр Но, не носящий маску, играет роль
взрослого человека в возрасте от 20 до 40 лет. Waki может маску как надевать,
так и нет.
Некоторые
маски, особенно для женских ролей, устроены таким образом, что могут отражать
эмоции персонажа. Это зависит от угла, под которым маска на лице актёра
находится по отношению к аудитории, а также разницы в освещении. Более
экстравагантные маски, такие как маски богов и чудовищ, не в состоянии передать
эмоции и актёрам приходится прибегать к демонстрации их посредством
телодвижений.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru