Постмодернизм в культурологии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,94 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Постмодернизм в культурологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

АКАДЕМИКА М.Ф.РЕШЕТНЕВА»

ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ






РЕФЕРАТ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРОЛОГИИ


Выполнила:

Студентка гр. БЭФ 12-31

Макаренко А.П.

Проверил:

Доцент, к. филос. н.

Болышева Н.Н.


ЗЕЛЕНОГОРСК, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Истоки возникновения постмодернизма

.1 Разновидности постмодернизма

.2 Особенности постмодернизм в искусстве

.3 Постмодернизм в философии

Раздел 2. Постмодернизм в российской литературе

Раздел 3. Постмодернизм и массовая культура

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

постмодернизм литература философия

Актуальность рассматриваемой темы определяют в современных условиях т.к. живя в современном обществе, люди почти не чего не знают о более ранних культурах, в частности о культуре постмодернизма.

Внимание к культуре, эстетике и искусству постмодернизма возникло в нашей стране во второй половине 80-х годов, когда его западные образцы были импортированы или пересажены на местную почву,

Цель реферата является анализ постмодернизма в культурологии;

Поставленная цель предполагает решение нескольких задач:

·Определение постмодернизма, его отличие от иных течений в мировой культуре;

·Анализ постмодернистских тенденций в искусстве;

·Изучить историю постмодернизма в России.

·Изучение постмодернизма в философии

1. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Постмодернизм - совокупное обозначение наметившихся в последние 25-30 лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») означает то, что после «модерна», или современности.

Понятия «постмодернизм», «постмодерн» многозначны и используются для обозначения направления в современной философии, искусстве, политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии.

Постмодернизм выступает как характеристика определенного способа менталитета, мировосприятия, мироощущение и оценки познавательных возможностей человека и места и роли в окружающем мире.

Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг., благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

Термин «постмодерн» входит к 1917 г.в период Первой мировой войны . Впервые его употребил немецкий филосов Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.

Первоначально «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. После в термин вложили смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса и разрыва между элитарной и массовой культурой.

Этот термин чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономический, технологической и социально-политической сфере.

Исследователи постмодернизма склоняются к тому , что постмодернизм впервые возникает в сфере художественной культуры ( в США - с конца 40-х начала 50-х годов) . Во Франции ( с установление Пятой республики -1958г.). Затем скоро распространяется на другие сферы: философию, политику, религию, науку.

Началом постмодернизма считают статью Лесли Фидлера -1969 «Пересекайте границу, засыпайте рвы».Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов , посвященных проблемам религии в Латинской Америке широко пользуется понятием «постмодернистская теология».Популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал , что само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения литературных экспериментов, автор придал ему иной смысл.

К настоящему времени постмодернизм прошел все главные этапы собственного становления. В конце50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике возникли первые его признаки. Затем они появились в искусстве остальных государств , США и Японии. К концу 60-х гг. Распространились на другие области культуры . В 70-е гг. происходит признание постмодернизма. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится модой. Если ранее нужно было обязательно быть модернистом и авангардистом , то сейчас стало тяжело не быть постмодернистом.

1.1 РАЗНОВИДНОСТИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Нередко в качестве термина «постмодернизм» используют экзистенциализм (существование) позднего М. Хайдеггера , постпозитивизм П. Фейербенда, постструктурализм Ж. Дерриды и Ж. Делеза , постструктулизм М. Фуко.

Его представители:

·Жак Лакан (1901-1981) французский философ (фрейдист, структуралист, постструктуралист) и психиатр. Одна из самых влиятельных фигур в истории психоанализа

·Жак Деррида (1930- 2004) французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма.

·Жорж Батай (1897-1962) французский философ и писатель, стоявший у истоков постмодернизма.

·Жиль Делез (1925-1995) французский философ-постмодернист, который совместно с психоаналитиком Феликсом Гваттари написал знаменитый трактат «Анти-Эдип» (1972). Делёз и Гваттари ввели в философский лексикон термины «ризома», «шизоанализ», «тело без органов».

·Мишель Фуко. (1926-1984) французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль

·Ролан Барт (1915-1980) французский философ- постструктуралист и семиотик.

·Ричард Рорти .(1931-2007) американский философ.

Филосовы, расходятся по многим вопросам .Они заложили философские основы постмодернизма тремя основными тезисами:

Во-первых, люди не имеют доступа к реальности и, следовательно, средств для постижения истины не существует.

Во-вторых, реальность недоступна, потому что мы являемся пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чем мы думаем.

В-третьих, мы создаем реальность посредством языка, и поэтому природа реальности определяется тем, кто имеет власть формировать язык.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ИСКУССТВЕ

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века - на постнеклассический. В специфики новой эпохи, которая отличалась от предыдущей. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически выходит из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из разных эпох, регионов и субкультур. Художники используют классику: барокко, символику древних культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов - их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.

Использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства . Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам "новая сентиментальность", -содержание искусства эпохи постмодерна. Постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда.

В постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область.

Мастера Постмодернизма:

Сандро Киа, Франческо Клементе, Мимо Паладино, Карло Мария Мариани, Убальдо Бартолини, Луиджи Онтани, Омар Галлиани, Никола де Мария и другие.

Ирония - типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено ,стремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем.Более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Синкретизм - как типологический признак. В различных стилях сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть различные признаки, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это характерно для постмодернизма: его новизна - это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.

В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату - 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все.

В книге английского архитектора Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», содержится программа нового зодчества: «Времена радикальной перестройки городских структур канули в прошлое, жилищные потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждам автотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей.

Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих помыслах она обращается к непреходящему - к истории»Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.

Вот комплексная характеристика постмодернизма, данная И. Хассаном:

. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

. Фрагментарность и принцип монтажа.

. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.

. "Все происходит на поверхности" - без психологических и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго".

. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.

. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.

. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.

. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.

. Имманентность - срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

1.3 ПОСТМОДЕРНИЗМ В ФИЛОСОФИИ

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством.

Термин «постмодернизм» используется для обозначения состояния и философии, и культуры западного мира второй половины 20 века. Среди наиболее ярких фигур, можно назвать Жака Лакана, Жиля Делеза, Исака Дерриду, Мишеля Фуко и других. В ряду теоретиков называют имена Ницше, Шопенгауэра и Хайдеггера. Сам термин за явлением закрепился благодаря работам Ж. Лиотара.

Основными чертами постмодернизма выступают:

·Потеря субъекта;

·Игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

·Стирание любых границ между определённостями, структурами, институтами и формами.

Характерной чертой постмодернизма в философии также является то, что многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования - философствование без субъекта.

В работах «Ницше» (1965) и «Логика смысла» (1969) показал, что тип постмодернизма в философии и образ философа-постмодерниста имеют свою специфику, которая заключается в признании существования событий и смыслов, принадлежащих автономной поверхности, не сводимой ни к глубинным субстанциям, ни к высоким идеям. Понятие «поверхность» (резома) становится главным в постмодернистском философском словаре. В истории философии, доминировали два образа философов: один из них ярко представлен Платоном, другой - Ф. Ницше.

Платон ввел в культуру образ философа-путника, «восходящего ввысь» в царство чистых Идей. Философская работа мыслилась как «движение навстречу высшему принципу определяющему само это движение - как движение самополагания, самоисполнения и познания». Поэтому философствование было тесно связано с моральным очищением, с аскетическим идеалом.

Ницше сформировал иной образ философа, отвергающего идеальные ценности и разума. Ориентиром для философа ницшеанского типа становятся не идеальные сущности, а склонность странствовать «по запретному».

Разум обозначил границы «запретного»: это прежде всего - инстинкты, безумие, бессознательное, тюрьма, инцест, антропофагия (людоедство) и др.Ницше был уверен, что его философия «некогда победит» в силу того, что в ней дан «долгий опыт» его личного «странствия по запретному», опыт утверждения инстинкта, а не разума в качестве творческой силы.

Третий образ, связанный с переориентацией мысли, которая больше не опирается ни на высоту Идей, ни на глубину инстинктов (и других «запретных» субстанций). Низвергаются не только Идеи, как верховные причины, но и абсолютные глубины, спрятанные в телах и мыслях.

Истинный идеал постмодернистов - это хаос, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции - освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями.

2. ПОСТМОДЕРНИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Российский постмодернизм подарил отечественной и мировой культуре новые имена и яркие произведения, обозначил множество проблем и тем в искусстве, предложил новый подход в поисках смыслов и принципов будущей культуры, способствовал выработке нового целостного, и плюралистического воззрения на мир.

В русской литературе постмодернизм возник позднее, чем на Западе, что объясняется активным подавлением в советском обществе всех форм художественного творчества, разрушавших каноны реализма, а также политикой культурной изоляции, препятствовавшей усвоению зарубежного литературного опыта. И создавался он, в отличие от Запада, представителями неофициального искусства, не только не имевшими возможности печататься на родине, кроме как в самиздате, но и подвергавшимися преследованиям со стороны властей.

Русский постмодернизм в литературе отказался от мифологии реальности, к которой тяготели предыдущие литературные направления. Но в то же время, он создает собственную мифологию, прибегая к ней как к наиболее понятному культурному языку. Писатели-постмодернисты вели в своих произведениях диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни, где утопией является гармония мира. При этом между космосом и хаосом шли поиски компромисса.

Русские писатели-постмодернисты:

Идеи, рассмотренные различными авторами в своих произведениях, представляют собой странные неустойчивую смесь, призванные конфликтовать, являясь несовместимыми понятиями. Так, в книгах В. Ерофеева, А. Битова и С. Соколова представлены компромиссы, парадоксальные по сути, между жизнью и смертью. У Т. Толстой и В. Пелевина - между фантазией и реальностью, у Виктора Ерофеева и Пьецуха - между законом и абсурдом. От того, что постмодернизм в русской литературе опирается на сочетаниях противоположных понятий: возвышенного и низменного, патетики и глумления, фрагментарность и целостность, оксюморон становится его основным принципом. К писателям-постмодернистам, кроме уже перечисленных, относят С. Довлатова, В. Войновича, Л. Петрушевскую, В. Аксёнова, А. Синявского. В их произведениях наблюдаются основные характерные черты постмодернизма, такие как понимание искусства как способа организации текста по особым правилам; попытка передать видение мира через организованный хаос на страницах литературного произведения; тяготении к пародии и отрицание авторитетов; подчеркивание условности используемых в произведениях художественно-изобразительных приемов; соединение в пределах одного текста разных литературных эпох и жанров. Идеи, которые провозгласил постмодернизм в литературе, указывают на его преемственность с модернизмом.

Сформировавшись в России в период 80-90-х годов, постмодернизм в литературе вобрал в себя идеалы и стремление уйти от упорядоченности мира, поэтому возникла фрагментарность сознания. Часто в центре сюжета у постмодернистов становится акт творчества, и главным героем является писатель. Исследуется не столько взаимоотношения персонажа с реальной жизнью, сколько с текстом. Это наблюдается в произведениях А. Битова, Ю. Буйды, С. Соколова. Главный герой, часто отождествляемый с автором, при столкновении с реальностью платит страшную цену за её несовершенство.

Культурное пространство России неоднозначно реагирует на постмодернизм. Разрастание начала в нашем искусстве, прежде всего в литературе, кинематографе, на телевидении, можно принять за знак духовной солидарности с европейской цивилизацией. Симптомом постмодернистских проявлений в отечественной культуре является изощренная рефлексия по поводу сюжетов, персонажей, ситуаций русской классической литературы.

3. ПОСТМОДЕРНИЗМ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение художественного авангарда (модернизма как эстетического феномена).В отличие от авангарда постмодернизм стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания- между научным и обыденным сознанием, высоким искусством и китчем.

Постмодернизм окончательно закрепляет переход от произведения и конструкции от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности. Постмодернизм есть реакция на изменение места культуры в обществе.

Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение , восходящее к началу, оригинальному творческому деянию.

Если эти условия нарушены а именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения - то существование искусства в его прежних( классических или модернистский) .

Другой стороной изменения статуса культуры является то что сегодняшний художник никогда не имеет дело с чистым материалом- последний всегда тем или иным образом культурно освоение.

Стратегия постмодернизма состоит в дистанцировании от самих оппозиций «разрешение -созидание», «серьезность- игра»

Постмодернизм, связанный с конкретными исследованиями массовой культуры и средств массовых коммуникаций такими учеными, как Ж. Бодрийяр, М. Маклюэн, А. Крокер, Д. Кук, А. Пирколиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения реферата были сделаны следующие основные выводы.

.Возникновение и становление постмодернизма Первые признаки возникли в конце 50-х гг. XX в. в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.

2.Разновидности постмодернизма являются постпозитивизм, постструктурализм, постструктулизм.

.Постмодернизм в искусстве дал современному искусству бесконечное разнообразие стилей, порожденное характерной для постмодернизма абсолютной свободой самовыражения.

.Постмодернизм в философии предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.

.Появление постмодернизма в русской литературе сформировалось в России в период 80-90-х годов. К писателям-постмодернистам, относят С. Довлатова, В. Войновича, Л. Петрушевскую, В. Аксёнова, А. Синявского, У Т. Толстой и В. Пелевина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.Ащеулова И.В.: Русский постмодернизм: предварительные итоги. / И.В Ащеулова - Ставрополь. 1998. - 140 с.

2.Брайсон В.: Политическая теория феминизма./ В. Брайсон .- М.: Идея-пресс, 2001. - 12 с.

.Маньковская ,Н. Б.: Эстетика постмодернизма / Е.Н. Маньковская - СПб.: Алетейя, 2000г. - 347 с.

.Усовская Э. А.: Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для вузов./ Э. А. Усовская . - Минск, 2003

.Шапинская ,Е.Н. :[ Культурология после постмодернизма] / 25 сентября 2010 г.

6.#"justify">7.http://svobd.ru/component/content/article/351/5415-5-.html


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!