Современное состояние нефтегазового комплекса, основных проблем, направлений и масштабов, общественно необходимых условий его развития на перспективу

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    871,83 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние нефтегазового комплекса, основных проблем, направлений и масштабов, общественно необходимых условий его развития на перспективу

Автономная некоммерческая организация «Гуманитарно-инженерный колледж»











РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

на тему: «Современное состояние нефтегазового комплекса, основных проблем, направлений и масштабов, общественно необходимых условий его развития на перспективу»


Выполнил:

Фионин С.Т.


Ижевск, 2014

Содержание

Введение

1.       Общее состояние нефтегазового комплекса

2.       Основные проблемы

.        Основные направления и масштабы общественного необходимого развития на перспективу

Заключение

Используемая литература

Введение

Нефтегазовый комплекс (НГК) России играет важную роль как в экономическом развитии страны, так и на мировом энергетическом рынке. Производство нефти и газа - наиболее конкурентоспособные отрасли национальной экономики с позиций интеграции страны в систему мировых экономических связей. Нефть и газ являются одним из приоритетных экспортных товаров России. Быстрый рост добычи нефти и ее крупномасштабный экспорт многие годы фактически обеспечивал функционирование и развитие менее прибыльных секторов российской экономики.

Результаты деятельности нефтегазового комплекса в настоящее время являются основной базой для формирования платежного баланса нашей страны, поддержания курса национальной валюты, в том числе имеют ключевое значение для преодоления кризисных явлений.

Велико социальное значение нефтегазового комплекса. Свет и тепло играют такую же важную роль в жизнеобеспечении населения страны, как и своевременная выплата зарплаты и пенсий, бесперебойное снабжение продуктами питания по доступным ценам. Поэтому социальная стабильность в обществе в существенной мере зависит от устойчивой работы ТЭК в целом и ее нефтегазового компонента, от того, насколько бесперебойно и эффективно будут обеспечиваться электро- и теплоснабжение потребителей.

1. Общее состояние нефтегазового комплекса

В течение многих лет нефтегазовый комплекс (НГК) является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народнохозяйственных комплексов. Сегодня НГК обеспечивает более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства. НГК является главным источником налоговых (около 40% доходов федерального бюджета и 20% - консолидированного бюджета) и валютных (40%) поступлений государства. На долю НГК приходится 12% промышленного производства России и 3% занятых в нем.

Нефтегазовый комплекс может стать одной из основных движущих сил экономического развития страны в силу создания им значительных косвенных, так называемых мультипликативных, эффектов от капитальных и эксплуатационных затрат в результате реализации нефтегазовых проектов. Расчеты свидетельствуют, что:

каждый рубль дополнительного производства продукции НГК увеличивает ВВП страны на 1,5-1,6 руб.;

каждый рубль дополнительных капиталовложений в НГК обеспечивает 1-2 рубля или более (в зависимости от типов нефтегазовых проектов - освоение месторождений, строительство трубопроводов и пр.) прироста национальной экономики;

косвенный эффект для страны от развития НГК (через обеспечение платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей с последующими налоговыми, социальными и пр. эффектами от этих отраслей) существенно - по ряду нефтегазовых проектов двукратно и более - превышает прямой эффект развития НГК (в виде добытой нефти и налогов с нее);

помимо создания новых рабочих мест непосредственно в проектах НГК, их реализация обеспечивает прирост косвенной занятости в связи с появлением новых потребностей в промышленном и потребительском секторах, многократно превышающих прирост прямой занятости по проектам НГК;

основной эффект от развития НГК государство получает не в «добывающих», а в «машиностроительных» регионах. Расчеты на конкретных проектах показали, что совокупный, то есть прямой плюс косвенный, эффект от реализации ряда новых нефтегазовых проектов (в расчет брались проекты освоения месторождений на условиях СРП) распределяется между федеральным бюджетом, бюджетом «добывающего» региона и бюджетами «машиностроительных» регионов в пропорции от 20:30:50 до 30:30:40 в случае проектов на суше и от 40:20:40 до 50:20:30 в случае проектов на шельфе.

Велико социальное значение нефтегазового комплекса. Свет и тепло играют такую же важную роль в жизнеобеспечении населения страны, как и своевременная выплата зарплаты и пенсий, бесперебойное снабжение продуктами питания по доступным ценам. Поэтому социальная стабильность в обществе в существенной мере зависит от устойчивой работы ТЭК в целом и ее нефтегазового компонента, от того, насколько бесперебойно и эффективно будут обеспечиваться электро- и теплоснабжение потребителей (значительная часть выработки электроэнергии и тепла обеспечивается за счет сжигания жидкого и газообразного топлива).

Основными экономическими целями развития НГК с позиции государства являются:

стабильное, бесперебойное и экономически эффективное обеспечение внутреннего платежеспособного спроса страны нефтью и газом и продуктами их переработки;

экономически эффективное обеспечение внешнего платежеспособного спроса нефтью и газом и продуктами их переработки;

обеспечение стабильных поступлений налогов в бюджет;

генерирование платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей российской экономики - обрабатывающих отраслей, сферы услуг и т.п.

Обеспечить эти цели может только такой НГК, движущей силой которого являются эффективные, конкурентоспособные нефтегазовые компании, а структура управления комплексом со стороны государства является достаточно гибкой, оставляющей этим компаниям необходимый простор для маневра.

Продукция НГК должна быть конкурентоспособной на внутреннем и внешнем товарных рынках, а сам НГК и его хозяйствующие субъекты должны быть конкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынке инвестиций по сравнению с другими потенциальными объектами приложения капитала.

. Основные проблемы

Нефтяная промышленность России характеризуется все менее благоприятными показателями развития. Одной из важнейших проблем по праву считается резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение ее объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношении.

Естественное истощение сырьевой базы достаточно явственно проявилось еще в 80-е годы, но тогда оно компенсировалось ростом затрат на геологоразведочные работы. В 90-е годы прогрессирующее истощение невозобновляемых сырьевых ресурсов углеводородов и падение эффективности вложений в ГРР наложилось на резкое сокращение инвестиций, в том числе и в геологоразведочные работы. Суммарный эффект двух указанных тенденций и привел к сегодняшней ситуации: с конца 80-х годов происходит устойчивое падение добычи нефти, сменившееся с середины 90-х годов ее неустойчивой стабилизацией, с начала 90-х годов снижается добыча газа (рисунок 1).

Общее состояние дел по воспроизводству запасов нефти характеризуется как кризисное - начиная с 1994 года приросты запасов нефти не компенсируют их добычу.

В 1998 году в целом по России прирост разведанных запасов нефти с конденсатом по сравнению с 1991 годом сократился в 4 раза и составил 232,1 млн. т, компенсировав лишь 76,5% объема ее добычи (302,3 млн. т). Открытия в основном мелкие, не превышающие нескольких сотен тысяч тонн, и низкодебитные. Уменьшаются размеры открываемых месторождений не только в освоенных регионах, но и на новых перспективных площадях. Основные приросты запасов были получены в основном за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные. Ускоренно растут также объемы списания запасов как неподтвердившихся.

Низкий уровень приростов в первую очередь обусловлен сокращением объемов геологоразведочных работ. Объем поисково-разведочного бурения в России снизился с 4,2 млн. м в 1991 году до 1,3 млн. м в 1998 году. Если в 80-х годах ежегодно подготавливалось и вводилось в поисковое бурение более 500 нефтегазоперспективных объектов, то в 1998 году в России подготовлено только 180 объектов и открыто 36 нефтяных месторождений, средние запасы которых не превышают 1 млн. тонн.

Состояние разработки месторождений вызывает серьезную озабоченность. Ухудшилось использование фонда скважин, сократилось их общее количество (рисунок 2). Вырос фонд бездействующих скважин, превысив четверть эксплуатационного фонда (рисунок 3). Значительное число скважин консервируется, причем без определения их задач после окончания срока консервации. Недопустимо медленно ведется ликвидация скважин, выполнивших свое проектное назначение.

Рисунок 1. Динамика добычи нефти и газа в России

Рисунок 2. Использование фонда нефтяных и газовых скважин в России

Эксплуатационный фонд скважин в целом по России достиг максимальной величины - 145,6 тыс. скважин - в 1992 году, а на 01.04.99 составил 133,2 тыс. ед., то есть сократился на 12,4 тыс. единиц. За тот же период фонд скважин, дающих продукцию, сократился со 113,9 тыс. ед. до 98,5 тыс. ед., то есть на 15400.

Рисунок 3. Добыча нефти, эксплуатационное бурение и бездействующий фонд скважин по РФ

Наибольшее сокращение эксплуатационного фонда произошло по АНК «Башнефть» - 30,9%, ОАО «НК «Коми ТЭК» - 30,4%, ОАО «НК «Роснефть» - 29,8%. Вместе с тем отдельные нефтяные компании за этот же период увеличили эксплуатационный фонд скважин, например, ОАО «НК «Сургутнефтегаз» - на 13,2%, ОАО «НГК «Славнефть» - на 12,5%, ОАО «Татнефть» - на 9,7%.

При этом, по данным ГП «ЦДУ ТЭК», за этот период АНК «Башнефть» сократила количество бригад КРС на 40%, ОАО «Юганскнефтегаз» - на 34%, ОАО «Восточная нефтяная компания» - на 38%, ОАО «СИДАНКО» в Варьеганском районе - почти в три раза. В то же время ОАО «НК «Сургут-нефтегаз» увеличило количество бригад на 51%, ОАО «НГК «Славнефть» - вдвое, ОАО «ОНАКО» - на 72%.

Неработающий фонд скважин в целом по России достиг максимальной величины - 39,9 тыс. ед. в 1994 году (27,9% от эксплуатационного фонда) и на 01.04.99 сократился до 34,8 тыс. ед., то есть на 5,1 тыс. ед. Но это произошло в основном за счет вывода скважин в консервацию. С 1994 по 1998 годы законсервированный фонд нефтяных скважин на разрабатываемых месторождениях увеличился с 18,5 до 22,7 тыс. ед., то есть на 4,2 тыс. единиц.

Такой высокий процент неработающего фонда скважин не предусмотрен ни одним проектным документом на разработку месторождений. Неработающий фонд скважин достиг недопустимых с технологической точки зрения величин, привел к сокращению объемов закачки воды и отборов жидкости, разбалансированию систем разработки месторождений, выборочной отработке запасов нефти. В конечном счете все это ведет к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов.

Основная причина перевода скважин в категорию бездействующих и консервацию - низкий дебит нефти и высокая обводненность продукции.

Средняя глубина переработки нефти на российских НПЗ составляет 63-65% (на НПЗ США - около 90%, на лучших американских НПЗ доходит до 98%).

В газовой отрасли так же, как и в нефтяной, сокращается объем геологоразведочных работ. За последние пять лет прирост запасов газа компенсировал его добычу на 30-45%, а в 1998 году только на 22%.

Газотранспортная система России сложилась в 1975-1990 годах. К настоящему времени 13% газопроводов эксплуатируются свыше 30 лет, 20% - от 20 до 30 лет, 34% - от 10 до 20 лет. Требует замены парк установленных на компрессорных станциях газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Всего установлено свыше 4 тыс. ГПА. При проектном моторесурсе 15-17 лет 15% мощностей ГПА эксплуатируется более 25 лет. Парк ГПА на 85% представлен газотурбинными установками, до 30% которых морально и физически устарели, вследствие чего ОАО «Газпром» расходует на собственные нужды в качестве топлива до 10% газа, поступающего в газопроводы.

Относительно высокая успешность функционирования НГК по сравнению с другими отраслями создает иллюзию его долгосрочного и устойчивого благополучия и делает комплекс постоянным и основным донором бюджета. Однако влияние предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период получения эффекта от осуществленных ранее инвестиций) и существует опасность обвального выбытия старых фондов и закрытия большого числа скважин в связи с их ухудшающейся рентабельностью, в том числе под воздействием изменяющихся экономических условий. Учитывая, что НГК является бюджетообразующей отраслью и главным экспортером страны и его состояние самым непосредственным образом сказывается на социально-экономическом положении России, необходимо заблаговременно формировать стратегию противодействия нарастанию отмеченных негативных явлений.

Сегодняшние проблемы НГК могут быть сведены к следующим:

финансовая дестабилизация в отраслях НГК из-за обвального роста неплатежей со стороны потребителей жидкого и газообразного топлива, ведущая к росту задолженности предприятий НГК в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

дефицит инвестиций, особенно острый в условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов, приводящий к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращающий возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства, и неблагоприятный в целом инвестиционный климат;

высокие издержки производства в НГК и слабая восприимчивость к НТП для их снижения;

ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы комплекса, вызванное резким сокращением объемов геологоразведочных работ на фоне перехода крупнейших нефтегазодобывающих провинций и НГК страны в целом на поздние стадии «естественной динамики», с одной стороны, и отсутствие экономических стимулов к наращиванию ресурсного потенциала разрабатываемых месторождений за счет продления периода их рентабельной эксплуатации и увеличения нефтеотдачи - с другой;

политика ценообразования на продукцию НГК, приводящая к нарушению оптимальных ценовых пропорций как между ценами на различные энергоресурсы, так и между ценами на углеводороды и другие товары;

фискально-ориентированная налоговая политика в отраслях НГК, не нацеленная на достижение максимального инвестиционного эффекта при разработке нефтегазовых месторождений, приводящая к уменьшению сроков разработки, величины рентабельно извлекаемых запасов, накопленных налоговых поступлений и других прямых и косвенных эффектов как для инвесторов (нефтегазовых компаний), так и для государства;

недостаточно диверсифицированная институционная структура НГК и низкая эффективность государственного регулирования, оборачивающаяся в значительном числе случаев упущенной выгодой государства и инвесторов.

. Основные направления и масштабы общественного необходимого развития на перспективу

Функционирование нефтегазового комплекса в ближайшие 10-15 лет будет происходить в условиях довольно жестких спросовых ограничений, определяемых уровнем развития экономики и ее структурой, мировым рынком энергоресурсов и скоростью и масштабами процессов энергосбережения. Причем в условиях переходной экономики процесс развития НГК будет носить не обязательно неуклонно поступательный характер - возможны периоды стабилизации и даже снижение уровней производства. Поэтому комплекс должен быть настроен на быструю адаптацию к меняющимся условиям.

На перспективу возможны два совершенно различных варианта развития комплекса:

Первый вариант - сохранение в экономике негативных тенденций (высокие налоги, неплатежи, неблагоприятный инвестиционный климат и т.д.).

По этому варианту добыча газа может упасть к 2005 году до 580 млрд. куб. м (при расчетной потребности в 650-680 млрд. куб. м), а нефти - до 225 млн. т (при расчетной потребности в 2005 году в пределах 285-335 млн. т в год). При таком падении добычи и сохранении экспорта внутренняя потребность в газе будет обеспечена лишь на 60-70%, в нефти - на 80%. В случае же полного обеспечения внутреннего спроса за счет резкого сокращения экспорта будет потеряно около 20% валютных поступлений в Россию от газа и не менее половины - от нефти. Кроме того, будут безвозвратно потеряны с таким трудом созданные западные рынки сбыта нефти и газа.

В самое ближайшее время необходимо принять нормативные и правовые акты по изменению фискального характера системы налогообложения. Налоговые ставки надо сделать гибкими, учитывающими динамично изменяющиеся условия работы налогоплательщиков в нефтегазовом комплексе, особенно на месторождениях с падающей добычей и значительной долей трудноизвлекаемых запасов нефти и газа.

Принятие пакета нормативно-правовых документов позволит сформировать благоприятные условия для инвесторов. В противном случае этот вариант развития НГК не сможет быть осуществлен, поскольку спрос на инвестиции, необходимые для его реализации, должен уже к 2005 году возрасти примерно в 2 раза и почти в 3 раза к 2010 году по сравнению с 1998 годом.

Если не будет принят комплекс мер, нормализующих финансовое положение в отрасли и дающих возможность НГК самому обеспечить эффективное формирование инвестиционных ресурсов (как собственных, так и заемных), необходимых для конкурентоспособного развития, то стране не избежать дальнейшего снижения добычи, уровней которых не хватит для одновременного удовлетворения потребностей внутреннего рынка в углеводородном сырье и покрытия потребностей страны в экспорте углеводородов (без учета упущенной выгоды страны от утраты дополнительной налоговой базы и от утраты дополнительного спроса на продукцию сопряженных с НГК отраслей).

В газовой промышленности должен быть реализован комплекс мер, предусматривающий:

• модернизацию и реконструкцию системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности;

• подготовку к разработке новых источников добычи газа и проведение экономического анализа, определяющего очередность их освоения;

• дальнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и маневренности газоснабжения потребителей внутреннего рынка и зарубежных стран;

• подготовку к разработке и освоению нового газодобывающего региона на полуострове Ямал;

• освоение новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области;

• освоение газовых месторождений в новых регионах:

Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить основой для строительства экспортного газопровода для поставок российского газа в Монголию, Китай, Корею;

Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения в Якутии;

нефтегазовых месторождений на Сахалинском шельфе.

За пределами 2010 года намечается освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Якутии, на шельфе Дальнего Востока.

Эти меры будут сопровождаться становлением и развитием новых газодобывающих компаний (независимых производителей газа), удельный вес которых в суммарной добыче газа к 2010-2015 годам должен составить 25-30%. В нефтяной промышленности намечается добиться стабилизации и дальнейшего наращивания уровней добычи нефти в стране за счет:

изменения стратегии и повышения эффективности геологоразведочных работ;

вовлечения в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведения его до норматива;

расширения использования трудноизвлекаемых запасов на новой налоговой, технической и институциональной базе;

освоения новых месторождений нефти в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области;

ввода в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконструкции объектов обустройства Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе;

подготовки к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна, Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалин и иных возможных перспективных бассейнов.

В нефтеперерабатывающей промышленности намечены структурная перестройка и повышение эффективности отрасли за счет реализации программы модернизации и коренной реконструкции НПЗ, которая предусматривает:

повышение глубины переработки нефти для более эффективного использования сырьевых ресурсов, обеспечения потребности страны в высококачественных светлых нефтепродуктах и повышение эффективности экспорта жидкого топлива;

вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок и других объектов НПЗ;

снижение энергетических и материальных затрат в процессах производства продуктов нефтепереработки и нефтехимии;

максимальное приближение производства нефтепродуктов к их потребителям, в том числе за счет строительства современных малых и средних НПЗ в местах потребления.

В магистральном транспорте углеводородов намечается создание новых транспортных систем, предназначенных как для оптимизации и наращивания экспортных потоков российских нефти и газа, так и для транзита их из сопредельных государств.

Основными из них являются:

нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума;

Балтийская трубопроводная система;

газотранспортная система Ямал-Европа;

газотранспортный проект «Голубой поток»;

газотранспортный проект «Ковыкта-Китай-Корея» и другие.

Меры по развитию НГК в рамках новой редакции Энергетической стратегии России на период до 2020 года будут увязаны с проведением активной энергосберегающей политики и формированием рационального топливно-энергетического баланса страны и ее основных регионов (Европейская часть, Урало-Поволжье, Сибирь, Дальний Восток) и соответствующим развитием в экономически целесообразных масштабах других отраслей ТЭК (угольной, атомной и гидроэнергетики, а также возобновляемых энергетических ресурсов).

Основные технико-экономические показатели нефтегазового комплекса России на перспективу:


Заключение

Государство должно содействовать инновационным и инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создавать дополнительные возможности для ее участников, стимулировать устойчивое развитие отрасли за счет решения приоритетных задач. В качестве наиболее важных, первоочередных задач для эффективного функционирования нефтегазового комплекса следует рассматривать: обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы; создание благоприятных условий и гарантий для реализации крупных инвестиционных проектов, способных в будущем обеспечить значительный мультипликативный эффект; поддержание стабильного налогового режима, не снижающего экономического и инвестиционного состояния отрасли; обеспечение максимально возможного использования конкурентоспособного отечественного оборудования во всех технологических процессах; стимулирование и развитие малых и средних нефтяных предприятий.

нефтяной комплекс экономический

Используемая литература

1. Вавилова В.Е. Экономическая география и регионалистика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2008. - 224 с.

. Глушакова В.Г., Симагин Ю.А. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы. - М.: КНОРУС, 2012. - 320 с.

. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтедобывающая промышленность России // Бурение и нефть. - 2011. - № 4. - С. 3-8.

. Дунаев В.Ф., Шпаков В.А., Епифанова Н.П. и др. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности. 3-е изд., испр. и доп. - М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2008. - 305 с.

. Евпанов Е. Модернизацию экономики нужно начинать с нефтегазового комплекса // Российская Бизнес-газета. - 2011. - № 783/1 от 11.01.2011.

. Моисеева М.А., Войшвилло И.Е., Милоголов Н.С. Налогообложение добычи нефти и газа: тенденции развития // Финансовый журнал. - 2012. - № 1. - С. 94-98.

. Громов А., Куричев Н. «Витязь» на распутье // Нефть России. - 2012. - № 1. - С. 19-23.

. Орлов В.П. Минерально-сырьевые проблемы России на фоне глобальных тенденций // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2011. - № 2. - С. 3-5.

Похожие работы на - Современное состояние нефтегазового комплекса, основных проблем, направлений и масштабов, общественно необходимых условий его развития на перспективу

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!