«Дорогой отдых». Стоимость путевки свыше 1000 долларов. Целевая аудитория - люди с доходом свыше 1000 долларов на одного члена семьи.
Сегмент дорогого отдыха по оценкам специалистов занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 30-35% общей финансовой емкости рынка.
Наиболее перспективными направлениями выездного туризма сейчас выступают такие страны как Турция (рост продаж туров - 10% в год), Египет (рост - более 30% в год), ОАЭ (70%), Греция (50%), Хорватия (70%) и Мальта (60%). Что касается Польши, Болгарии, Китая, Чехии и Нидерландов, то число россиян, покупающих туры в эти регионы, последние два года снижается.
Факторы успеха.
Открытие или покупка туристического агентства - вариант, чаще других рассматриваемый теми, кто планирует начать свое дело в России. Объясняется это тем, что данный бизнес имеет низкий входной барьер - для открытия такой компании достаточно суммы, не превышающей 15 тыс. долларов.
Можно выделить несколько моментов, играющих ключевую роль в функционировании турагентства.
Большое значение имеет уровень персонала, его способность убедить клиента купить тот или иной тур, причем сделать именно в данной фирме. Инвестору в любом случае придется обратить внимание на опыт сотрудников - иначе компания не сможет пройти очередную сертификацию. Существующее законодательство требует, чтобы руководитель предприятия имел стаж работы в туризме не менее трех лет, аналогичный опыт должны подтвердить трудовые книжки еще не менее 20% сотрудников агентства. Для оператора условия более тяжелые: в штате должно быть не менее семи человек, директор фирмы и еще треть сотрудников должны подтвердить свой пятилетний стаж.
В большинстве подобных туристических агентств менеджер по продажам получает 5-15% (в среднем 10%) от итоговой комиссии фирмы за проданный тур, билет. Это позволяет мотивировать и заинтересовывать каждого сотрудника в достижении наилучших результатов своей работы, что в свою очередь ведет к более качественному предоставлению услуг, увеличению количество клиентов, увеличению процента постоянных клиентов компании и ее прибыли.
Следующий фактор - бренд. Конечно, большую роль он играет для сетевых компаний, но и для рядовых турагентств его значение достаточно велико. Речь в данном случае идет не только об узнаваемом названии, но и об запоминающихся телефонных номерах. Маркетологи приводят данные, в соответствии с которыми до 30% клиентов повторно обращаются в компании благодаря тому, что они запомнили ее контактные координаты.
Для туристических агентств справедлива закономерность: чем дольше работает компания, тем меньше вероятность того, что она закроется. За два-три года у фирмы формируется ядро клиентской базы, которое обеспечивает собственнику стабильный доход. Причем немалое значение для ее роста будут иметь рекомендации знакомых и прочие элементы «ползучего» маркетинга. Впрочем, и о классическом маркетинге забывать не стоит: различные системы поощрений и небольшие подарки способны значительно увеличить лояльность клиентов.
Кстати, стоит затронуть некоторые вопросы рекламы турагентства. Очень важным инструментом работы подобной компании является интернет-сайт - потенциальные покупатели туров предпочитают сравнивать цены, не отходя от рабочего места. Поэтому особое внимание следует уделить баннерной рекламе, поиску по ключевым словам и т.д. Большой объем звонков способно обеспечить размещение объявления в печатных СМИ, распространение листовок. Но, в лучшем случае, клиентом станет один из двадцати позвонивших по результатам этих акций, - КПД рекламы в глобальной сети на порядок выше. Как правило, среднемесячный рекламный бюджет небольшого туристического агентства составляет 1000-1500 долларов.
Туристический бизнес подвержен сезонным колебаниям. При создании собственного агентства желательно приурочить его открытие к сезонному пику.
Одним из факторов успешности туристического агентства выступает активное участие хозяина бизнеса в его работе. Это позволяет более эффективно управлять оперативной деятельностью компании, решать не только стратегические, но и текущие задачи и проблемы, препятствовать «расхолаживанию» коллектива и т.д.
Обычно стоимость небольшого туристического агентства, продаваемого на открытом рынке, не превышает 35-40 тыс. долларов - инвестиции окупаются за 6-10 месяцев. Крупная турфирма, приносящая 15-20 тыс. долларов в месяц, будет стоить 280-300 тыс. долларов, статус сетевой компании способен увеличить стоимость бизнеса на 1-2 тыс. долларов. Предложение в этой сфере достаточно велико, но, несмотря на это, в последние несколько месяцев спрос на действующие турфирмы значительно превосходит предложение. Как правило, инвесторами выступают частные лица, рассматривающие покупку такой фирмы как способ выгодного вложения средств. Максимальный интерес вызывают компании, имеющие офисы продаж в центре Москвы. Если говорить о тенденциях, то в последнее время на продажу поступило несколько туроператоров, занимающих лидирующие позиции в своих сегментах рынка. [5]
.3 Экономическая оценка инвестиционного риска
Необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики является эффективная инвестиционная политика, ведущая к увеличению объемов производства, росту национального дохода, развитию различных отраслей и предприятий.
Но анализируя эффективность тех или иных инвестиционных проектов, часто приходится сталкиваться с тем, что рассматриваемые при их оценке потоки денежных средств относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Неопределенность будущих результатов обусловлена влиянием как множества экономических факторов, не зависящих от усилий инвесторов, так и достаточного числа неэкономических факторов, которые не всегда поддаются точной оценке.
Неопределенность прогнозируемых результатов приводит к возникновению риска того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий характеризуется понятием риск.
Выделяют два подхода оценки риска: качественный и количественный.
Главная задача качественного подхода состоит в выявлении и идентификации возможных видов рисков рассматриваемого инвестиционного проекта, а также в определении и описании источников и факторов, влияющих на данный вид риска. Качественный анализ предполагает описание возможного ущерба, его стоимостной оценки и мер по снижению и предотвращению риска.
Качественный подход, не позволяющий определить численную величину риска инвестиционного проекта, является основой для проведения дальнейшего исследования с помощью количественных методов, широко использующих математический аппарат теории вероятности, математической статистики, теории исследования операций.
Основная задача количественного подхода заключается в численном измерении влияния факторов риска на поведение критериев эффективности инвестиционного проекта.
Среди качественных методов оценки инвестиционного риска наиболее часто используются следующие:
анализ уместности затрат,
метод аналогий,
метод экспертных оценок.
Основой анализа уместности затрат выступает предположение о том, что перерасход средств может быть вызван одним или несколькими следующими факторами:
изначальная недооценка стоимости проекта,
изменение границ проектирования, обусловленное непредвиденными обстоятельствами,
отличие производительности машин и механизмов от предусмотренной проектом,
увеличение стоимости проекта в сравнении с первоначальной вследствие инфляции или изменения налогового законодательства.
В процессе анализа исходя из условий конкретного инвестиционного проекта, происходит детализация указанных факторов и составляется контрольный перечень возможного повышения затрат по статьям для каждого варианта проекта или его элементов.
Процесс финансирования разбивается на стадии, связанные с фазами реализации проекта. При этом необходимо также учитывать и дополнительную информацию о проекте, поступающую по мере его разработки. Поэтапное выделение средств позволяет инвестору при первых признаках того, что риск вложения растет, или прекратить финансирование проекта, или же начать поиск мер, обеспечивающих снижение затрат.
Суть метода аналогии заключается в анализе всех имеющихся данных по не менее рискованным аналогичным проектам, изучении последствий воздействия на них неблагоприятных факторов с целью определения потенциального риска при реализации нового проекта.
Основная сложность при использовании данного метода состоит в правильном подборе аналога, т.к. отсутствуют формальные критерии, позволяющие установить степень аналогичности ситуации, а также, трудно сформулировать предпосылки для анализа, исчерпывающий и реалистический набор возможных сценариев срыва проекта. Причина состоит в том, что большинство подобных ситуаций качественно различны, возникающие осложнения нередко нередко наслаиваются друг на друга, а их эффект проявляется как результат сложного взаимодействия.
Метод анализа уместности затрат и метод аналогий пригодны больше для описания возможных рисковых ситуаций, чем для получения точной оценки риска инвестиционного проекта.
Метод экспертных оценок базируется на опыте экспертов в вопросах управления инвестиционными проектами. Анализ начинается с составления исчерпывающего перечня рисков по всем стадиям проекта.
Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень первичных рисков в виде опросных листов и предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь специальной системой оценок. В целях получения более объективной оценки специалисты, поводящие экспертизу, должны обладать полным спектром информации об оцениваемом объекте.
После определения вероятностей по простым рискам возникает вопрос о выборе метода сведения разнообразных показателей к единой интегральной оценке.
Основная проблема, возникающая при использовании метода экспертной оценки, связана с объективностью и точностью получаемых результатов. Это связано с такими факторами, как некачественный подбор экспертов, возможность группового обсуждения, доминирование какого-либо мнения и т.д.
Наибольшее распространение в оценке риска получили такие количественные методы, как:
статистический метод,
анализ чувствительности,
метод проверки устойчивости,
метод сценариев,
имитационное моделирование,
метод корректировки ставки дисконтирования.
Статистический метод основан на математической статистике. Расчет ожидаемого значения осуществляется по формуле средней арифметической взвешанной. Для принятия окончательного решения необходимо определить меру колебимости возможного результата. Колебимость представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от среднего.
Для анализа результатов и затрат, предусматриваемых инвестиуиооным проектом, используют коэффициент вариации. Основным преимуществом статистического метода является то, что он позволяет оценивать риск не только рассматриваемого инвестиционного проекта, но и всего предприятия в целом, анализируя динамику его доходов за определенный отрезок времени. Недостатком является то, что для анализа необходимо большое количество информации и данных за длительный период времени.
При использовании метода анализ чувствительности риск рассматривается как степень чувствительности результирующих показателей реализации проекта к изменению условий функционирования.
Анализ начинается с установления базового значения результирующего показателя при фиксированных значениях параметров, влияющих на результат оценки проекта. Затем рассчитывается процентное изменение результата при изменении одного из условий функционирования.
Анализ чувствительности позволяет определить ключевые параметры исходных данных, а также рассчитать их критические значения. Главным недостатком данного метода является предпосылка того, что изменение одного фактора рассматривается изолировано, тогда как на практике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны.
Метод проверки устойчивости предусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных для каких либо участников условиях. Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями предельного уровня объема производства, цен производимой продукции и других параметров проекта.
Для подтверждения работоспособности проектируемого производства необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности, тем устойчивее проект.
Но удовлетворительные значения точки безубыточности на каждом шаге не гарантируют эффективность проекта, т.к. при ее определении в величине издержек обычно не включаются выплаты на компенсацию инвестиционных затрат. Кроме того, данный метод не дает возможности провести комплексный анализ риска по всем взамосвязанным параметрам, т.к. каждый показатель предельного уровня характеризует степень устойчивости в зависимости лишь от конкретного параметра проекта.
В какой то мере избежать недостатков позволяет метод сценариев, при котором одновременному непротиворечивому изменению подвергается вся совокупность факторов исследуемого проекта с учетом их взаимозависимости.
Метод сценариев предполагает описание опытными экспертами всего множества возможных условий реализации проекта и построить один из трех сценариев: оптимистический, пессимистический, реалистический. На основе имеющихся данных определяются показатели экономической эффективности проекта.
Основным недостатком метода является рассмотрение только нескольких возможных исходов по проекту. Кроме того, при невозможности использования объективного метода определения вероятности того или иного сценария приходится делать предположения, основываясь на личном опыте или суждении, при этом возникает проблема достоверности вероятностных оценок.
Анализ рисков с использованием метода имитационного моделирования (метода Монте-Карло) представляет собой соединение методов анализа чувствительности и анализа сценариев на базе теории вероятности.
Имитационное моделирование строится по следующей схеме:
формулируются параметры, влияющие на денежные потоки проекта,
строится вероятностное распределение по каждому параметру,
компьютер случайным образом выбирает значение каждого фактора риска, основываясь на его вероятностном распределении,
эти значения факторов риска комбинируются с параметрами, по которым не ожидается изменение и рассчитывается значение чистого денежного потока для каждого года,
описанные выше действия повторяются несколько раз, что позволяет построить вероятностное распределение чистого дисконтированного дохода,
результаты имитации дополняются вероятностным или статистическим анализом.
Этот метод является мощным средством анализа инвестиционных рисков, позволяя учитывать максимально возможное число факторов внешней среды. Недостатки метода: оценка коррелированных параметров не всегда доступна аналитикам, трудно определить вид распределения для параметра, требуется специальный пакет прикладных программ и вычислительная компьютерная техника для исследования, неточность полученных результатов.
Метод корректировки ставки дисконтирования. Норма дисконта, не включающая премии за риск, отражает доходность альтернативных безрисковых направлений инвестирования.
Расчет нормы дисконта с поправкой на риск обладает определенной долей субъективизма и не учитывает корреляции факторов.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что не существует универсального метода, позволяющего провести полный анализ и дать оценку риска инвестиционного проекта. Каждый из рассмотренных выше методов обладает своими достоинствами и недостатками.
Качественные методы позволяют рассмотреть все возможные рисковые ситуации и описать все многообразие рисков рассматриваемого инвестиционного проекта, но получаемые при этом результаты оценки часто обладают не очень высокой объективностью и точностью.
Использование количественных методов дает возможность получить численную оценку рискованности проекта, определить степень влияния факторов риска на его эффективность. [4]
3. Совершенствование процесса принятия управленческих решений в условиях инвестиционного риска
Разработка управленческих решений как целостный процесс расширяет сферу хозяйственной деятельности предприятия с помощью последних достижений научно-технического прогресса, неограниченных вариантов мобилизации и маневрирования финансовыми ресурсами на основе новейших средств связи и коммуникаций, трансформируется в мировой управленческий вектор, способный придать импульс дальнейшему развитию всей мирохозяйственной системы. В современных условиях основные управленческие действия по принятию и реализации управленческих решений являются неотъемлемыми элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, формируют в процессе своего взаимодействия управленческую целостность всего процесса управления, независимо от организационного уровня. Процесс принятия решений объединяет динамику и последовательность действий, трансформируя сложившиеся условия и модели экономического функционирования.
Принципиально важно выявить особенности развития управленческих решений на современном этапе через глобальную интеграционную систему мирохозяйственных взаимоотношений, так как процесс экономического объединения сегодня ведёт к становлению качественно новых экономических отношений. Финансово-хозяйственная интеграция приводит к тому, что мир становится все более открытым и взаимозависимым. Принимаемые на уровне корпораций решения способны изменить темпы экономического роста, способствовать усилению экономической нестабильности, воздействовать на процессы промышленной реструктуризации, активизировать процессы создания технологических инноваций, ужесточения конкуренции, резко увеличить объёмы мировой торговли, способствовать развитию международного разделения труда, повышать эффективность через экономию ресурсов вследствие роста масштабов производства. Исходя из сложившихся условий требования своевременности, перспективности и срочности управленческих решений переходят в ранг основополагающих и позволяют трансформировать предложенные ранее универсальные подходы к классификации управленческих действий в новую систему.
Заключение
Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции управления. Решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения). Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы руководителей и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений. Принятие решения - не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.
Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее.
Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.
В дополнение к решению проблем, руководитель должен быть готов к благоприятным ситуациям и будет лучше, если разделит процедуру принятия решений с подчиненными, чем будет выполнять все только один.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что принятие решений в современных условиях хозяйствования должно основываться на точном соблюдении принципов стратегического планирования, обеспечивая единство функционирования целостной совокупности рыночного хозяйства. Процесс принятия оптимального стратегического решения осуществляется через взаимосвязь и координацию базовых управленческих действий, системность выполнения которых и направлена на достижение максимального экономического эффекта.
Список использованной литературы
1.федеральный закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений.
2.Волкова О.Н. Управленческий учет. Учеб. - М.: ТК Велби, изд-во проспект, 2011, - 472 с.
.Каверина О.Д. Управленческий учет. Системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2010.
.Попова А.Ю. - оценка риска инвестиционного проекта/ Попова А.Ю. // Финансовая газета - 2012. -%11.
.Спивакина И.В. Инвестиции в туристический бизнес / Спивакина И.Е. // «Директор-Инфо», №23, 2011 год
.Н.Л. Титова, О.Н. Балаева. Совершенствование процессов разработки и принятия управленческих решений в высших учебных заведениях: схема исследования // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - №5-6
.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2011.
.Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 247 с.
.#"justify">.http://ru.wikipedia.org/wiki/Инвестиции