Местное самоуправление в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    58,65 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Местное самоуправление в России

Введение

местный самоуправление муниципальный

Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране. Местное самоуправление занимает уникальное место в политической системе России и является ключевым институтом отечественного гражданского общества, обеспечивая прямое и непосредственное участие граждан в общественно-политической жизни, в управлении своей территорией.

Органы местного самоуправления - наиболее приближенный к людям уровень власти, призванный обеспечить основы существования человека. Поэтому успех любых реформ и национальных проектов в конечном итоге зависит от того, что делается для их реализации на местах.

Деятельность местного самоуправления показала, что оно позволяет государству не нагружать себя огромным количеством вопросов текущего управления; на основе принципов самостоятельности, самоорганизации и самодостаточности реализует ряд конституционных государственных обязательств и предоставляет государству дополнительные муниципальные организационные, кадровые и иные ресурсы. Поэтому чрезвычайно важно при реформировании института местного самоуправления сохранить все те многочисленные преимущества и достижения, которые, безусловно, имеются, и устранить те проблемы, которые препятствуют реализации всех внутренних ресурсов, препятствуют в полной мере стать не только институтом гражданского общества, но и эффективной и ответственной властью.

Сегодня в России как никогда сохраняет актуальность вопрос о построении эффективной системы публичной власти, пользующейся доверием и поддержкой населения. Осознав это, исполнительная власть пошла по пути кардинальных реформ. 6 октября 2003 г. Президент РФ подписал новую редакцию ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Реформа местного самоуправления является важнейшим из преобразований, проводимых ныне в России. Она затрагивает все стороны жизни общества и государства.

Важнейшие ее цели:

·        приближение власти к народу;

·        повышение эффективности работы органов местного самоуправления через четкое разделение полномочий органов государственной и местной власти;

·        обеспечение необходимого финансирования для выполнения переданных полномочий.

Местное самоуправление в России находится в процессе становления, его законодательная база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы крайне ограничены, но местному самоуправлению уделяют все большее внимание, как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации общественной жизни.

Целью дипломного проекта является определение возможных направлений развития местного самоуправления в сельских поселениях (на примере с.п. Хрящевка).

Задачи, решаемые в процессе исследования:

. Рассмотрение основных понятий местного самоуправления, его сущности и значение в системе государственной власти.

. Рассмотрение целей, задач, принципов и нормативно-правовой базы местного самоуправления.

. Анализ структуры муниципального образования (на примере сельского поселения Хрящевка Ставропольского муниципального района Самарской области и основных направлений его деятельности.

. Выявление проблем местного самоуправления на территории муниципального образования.

. Разработка рекомендаций по решению проблем, связанных с развитием местного самоуправления на территории сельского поселения Хрящевка Ставропольского муниципального района Самарской области.

1.      
Основы местного самоуправления


1.1 Основные понятия местного самоуправления


Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию. Так, например:

. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который на ряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы управления Российской Федерации.

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных местных органов.

. Местное самоуправление - это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное заведование местными делами. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями.

. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816-1895), Лоренцом Штейном (1815-1890), Паулем Лабандоми другими.

Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы.

При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы.

После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов, которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местными органами государственной власти, и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК.

Молодё́жный жило́й ко́мплекс (МЖК) - это социальное движение, существовавшее в СССР в 1971-1991 годах.

Данное социальное движение ставило свойц целью создание нормальных жилищных и социально-культурно-бытовых условий для молодых семей в СССР. Предполагалось личное участие в строительстве жилых домов в свободное время. Данный эксперимент имел положительную оценку в народе.

Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении и развитии местного самоуправления на начальном этапе. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. При этом деятельность местных советов была прекращена и распорядительные полномочия переданы местным администрациям. Выборы представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность. Местными органами государственной власти стали территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления - выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями).

Однако, в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая закончилась в 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

·              Европейская хартия местного самоуправления,

·              Конституция Российской Федерации,

·              общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

·              федеральные конституционные законы,

·              Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

·              конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

·              уставы муниципальных образований,

·              решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

·              иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

·              местный референдум

·              муниципальные выборы

·              голосование по отзыву депутатов

·              голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

·              сход граждан

·              другие формы

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

·              правотворческая инициатива граждан

·              территориальное общественное самоуправление

·              публичные слушания

·              собрание граждан

·              конференция граждан (собрание делегатов)

·              опрос граждан

·              обращения граждан в органы местного самоуправления

·              наказы избирателей

·              другие формы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

·              муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений

·              сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов

·              городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

·              городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района

·              внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

·              представительный орган муниципального образования

·              глава муниципального образования

·              местная администрация

·              контрольный орган муниципального образования

·              иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

·              представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

·              представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию

·              представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

·              средства самообложения граждан

·              доходы от местных налогов и сборов

·              доходы от региональных налогов и сборов

·              доходы от федеральных налогов и сборов

·              безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

·              доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

·              часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

·              штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

·              добровольные пожертвования

·              субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)

·              иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

1.2 Роль местного самоуправления в развитии экономики и территорий


Анализ показывает, что для развития экономики и территорий, в том числе сельских, необходимо соблюдение определенных базовых условий, основными из которых являются:

·        демократизация государственного управления,

·        демонополизация экономики,

·        наличие устойчивых и эффективных институтов власти.

Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления.

Демонополизация собственности обеспечивает формирование многоукладной экономики.

Наличие же устойчивых и эффективных институтов власти необходимо для создания приемлемых условий хозяйствования, включающих большой комплекс вопросов: наличие благоприятных правил игры, защиту прав собственности и другие (табл. 1.1). Причем, устойчивое функционирование экономики возможно лишь при условии, если правила игры рассчитаны на руководителей средних способностей.

Как известно, в ходе реформ многоукладная экономика, в целом, сформирована. В связи с этим развитие экономики и территорий в России главным образом сдерживается двумя факторами:

недостаточным развитием местного самоуправления,

отсутствием благоприятных условий хозяйствования.

Учитывая это, представляется, что основные усилия органов власти и экономической науки должны быть сосредоточены в данных направлениях.

Таблица 1.1 Факторы, формирующие условия хозяйствования в аграрном секторе (при наличии многоукладной экономики)

Факторы*

1

Политическая и административная поддержка (создание благоприятной среды)

2

Финансовая поддержка (оптимизация межотраслевого баланса, страхование)

3

Информационная, инновационная, маркетинговая и правовая поддержка

4

Обеспечение доступа к ресурсам (финансовым, материальным, информационным)

5

Подготовка кадров для отрасли

6

Обеспечение доступа к рынкам сбыта

7

Защита внутреннего рынка, развитие внутренней конкуренции

8

Поддержание равновесия на рынке сельхозпродукции и продовольствия (закупки, продовольственные интервенции)

9

Защита прав собственности, в том числе мелких собственников

10

Развитие аграрной науки, семеноводства и племенного дела

11

Строительство и содержание дорогостоящих инфраструктурных объектов

12

Создание приемлемых правил игры, обеспечение их стабильности

*Являются функциями государственного управления отраслью.

Анализ свидетельствует, что основная масса перечисленных условий не соблюдается. Это означает, что государство не выполняет в должной мере свои функции в области экономики.

В качестве показателей для контроля выполнения государством перечисленных требований могут быть использованы следующие:

·        условия хозяйствования рассчитаны на руководителей средних способностей (устойчиво работают не менее 85 % сельскохозяйственных формирований);

·        двери в агробизнес открыты для каждого гражданина страны, имеющего необходимую подготовку;

·        нет угрозы продовольственной безопасности страны.

Если условия хозяйствования важны для развития экономики, то решающую роль в социальном развитии поселений играет уровень развития местного самоуправления. Изучая причинно-следственные связи в области развития экономики и территорий, мы пришли к выводу о наличии двух взаимосвязанных цепочек развития:

. Демократизации государственного управления → развитие местного самоуправления → укрепление экономической базы сельских поселений → рост созидательной активности селян → формирование гражданского общества → развитие сельских территорий.

. Демократизации государственного управления → формирование многоукладной экономики на селе → формирование приемлемых условий хозяйствования → развитие экономики → развитие сельских территорий.

В связи с отмеченным возникает вопрос: «Почему так важна роль местного самоуправления»?

Практика показывает, что актуальность и эффективность данного института власти определяется тем, что уровень развития местного самоуправления является главным показателем степени демократизации общественно-экономической жизни страны. В свою очередь, в современном мире демократизация, то есть децентрализация власти и ресурсов, является ключевым условием социально-экономического развития государства. Поэтому без преувеличения можно сказать, что будущее России зависит от развития местного самоуправления. Сегодня, образно говоря, линия фронта в борьбе за развитие демократии в России и самой России проходит именно через местное самоуправление. Все это дает основание утверждать, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» имеет для страны фундаментальное значение. Это говорит о необходимости особо ответственного отношения к его качеству.

Анализ публикаций по теме исследования свидетельствуют, что развитие местного самоуправления многие связывают лишь с решением социально-экономических проблем территорий. Между тем, речь здесь идет о куда более важном и глубинном процессе - об изменении идеологической основы общества на основе формирования в нем отношений, основанных на более справедливых принципах, позволяющих получить высокий социальный и экономический эффект.

1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России


С учетом сложившейся в стране ситуации, вопрос «Есть ли в России институт местного самоуправления»? на первый взгляд может показаться неуместным. Между тем этот вопрос, как и прежде, сегодня крайне актуален для нашей страны. Дело в том, что данного института власти пока в России фактически нет. Чтобы убедиться в этом приведем несколько аргументов.

.        Несмотря на многообразие определений, под местным самоуправлением большинством авторов понимается система регулирования и развития в поселениях социально-экономических и иных отношений по решению вопросов местного характера на основе самоорганизации, на базе, преимущественно, собственных ресурсов. Но собственные ресурсы - это, прежде всего, собственные доходы. В подавляющем большинстве сельских администраций их доля колеблется в пределах 5-7 %, то есть ничтожна.

Опыт же показывает, что для обеспечения организационной и финансовой самостоятельности органов местной власти (которая закреплена ст. 12 Конституции РФ и Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1996 году) доля этих доходов должна составлять порядка 75 %. В сельских поселениях России этот показатель в 12-15 раз ниже данного общепризнанного норматива. Таким образом, в сложившихся условиях невозможно решение местных вопросов «преимущественно, собственными ресурсами».

Не лучше обстоят дела и на районном уровне, необоснованно отнесенного к системе местного самоуправления. К примеру, в Ставропольском районе Самарской области наблюдается снижение доходов. С учетом инфляции, ожидается общее снижение доходов и расходов района не менее чем на 30 % (рис. 1.1). Относительно оценки динамики доходной части консолидированного бюджета района видно снижение доли налоговых и неналоговых доходов в 2010-2015г.г. по сравнению с 2009 годом. В 2009 году в доходах бюджета района отражались поступления госпошлины за регистрацию транспортных средств и штрафы ГИБДД. С 2010 года в результате изменения норматива распределения этих доходов в бюджеты вышестоящих уровней местный бюджет потерял более 40 млн. рублей неналоговых доходов. В период 2010-2015 гг. доля налоговых и неналоговых доходов бюджета района колеблется в рамках 50-60% в общем объеме собственных доходов. Данный процент лавируется в основном за счет увеличения или снижения поступающих или запланированных субсидий в бюджет района. Бюджетоформирующим налогом является налог на доходы физических лиц. За последние 3 года просматривается тенденция понижения поступлений (в результате снижения заработной платы и ликвидации или перепрофилирования на другие регионы крупных плательщиков, происходит снижение поступлений НДФЛ). На изменение расходов бюджета муниципального района на содержание работников местного самоуправления повлияло: в 2011 году вывели из состава органов местного самоуправления района УСЗН, УСМиД, ОМТО и Управление сельского хозяйства, в 2012 году ввели в структуру органа местного самоуправления Управление гражданской защиты администрации района и Управление сельского хозяйства. В прогнозном периоде данный показатель будет снижаться до 1263,46 рублей в 2013 году.

Рис. 1.1. Расходы бюджета на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования

Таким образом, новый закон не только не способствует решению социальных проблем, но и создает предпосылки для ухудшения состояния социальной сферы в сельских районах. Как показывает анализ, подобная ситуация складывается во многих районах России. Из этого следует, что районные администрации, как и сельские, в основном, реализуют программы, доведенные сверху, выполняя делегированные полномочии. В результате, простор для собственной инициативы самих районов также сведен к минимуму. Это означает, что закон № 131 не создает условия для эффективной работы ни поселенческих, ни районных властей.

.        Для обеспечения необходимой самостоятельности органов местной власти важное значение имеет доля местных бюджетов в консолидированном бюджете страны. Практика показывает, что она не должна быть ниже 20 % (по обследованным нами развитым странам в среднем она составляет 22,6 %). По официальным данным в России, даже с учетом районных бюджетов, направленных на выполнение функций государственного управления, но механически отнесенных к системе местного самоуправления, данный показатель в 2 раза ниже. На самом деле его значение еще меньше.

Изложенные аргументы убедительно свидетельствуют, что в России реально функционирующего института местного самоуправления нет. Как следствие, остается незадействованной целая ветвь управления, быстрыми темпами идет оголение сельских территорий. В этом плане негативное влияние неразвитости указанного института значительно сильнее, чем политика неперспективных деревень.

Как следствие, идет огромное давление на города, особенно Москву, из-за массового притока населения из других регионов, остается неиспользованным колоссальный созидательный потенциал нации, который по своим масштабам (как показывает зарубежный опыт) не меньше того, который заключен в нефтегазовом комплексе страны.

Если учесть, что уровень развития местного самоуправления является главным показателем степени демократизации социально-экономической жизни общества, то следует весьма неутешительный вывод: сформированная в России в результате реформ система общественно-экономических отношений не имеет ничего общего с демократией. Поэтому, пока эти отношения не будут изменены в необходимом направлении, сельские территории России не будут развиваться, а бюджетная обеспеченность сельских поселений останется на низком уровне.

Иначе говоря, если нет дееспособного института местного самоуправления, то нет реальной демократии, то есть условий для формирования гражданского общества, развития территорий, решения многих иных актуальных проблем российского села и общества в целом.

 

.4 Препятствия развитию местного самоуправления в России


Формально руководством России осуществлено немало мероприятий, направленных на развитие сельских территорий: в Минэкономразвития и торговли РФ создан Департамент развития территорий, созданы Министерство регионального развития РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ, за Минсельхозом РФ закреплены функции по развитию сельских территорий, реализуется ФЦП «Социальное развитие села до 2015 года», принят ФЗ № 131 о местном самоуправлении, подготовлена Концепция устойчивого развития сельских территорий и т.д.

Однако нерешенной остается главная проблема - развитие местного самоуправления. Сложность её решения заключается в том, что это предполагает перераспределение власти и ресурсов в пользу низового звена системы управления - органов власти в поселениях. Но ведущие чиновники, прежде всего федеральные, желая сохранить монополию на власть и ресурсы, тормозят развитие местного самоуправления. Тем самым, в России сама власть стала главным препятствием на пути развития территорий и страны.

Иначе говоря, механизмы преодоления кризиса и развития сельских территорий и государства в целом известны, но в силу причин субъективного характера они остаются не задействованными. В результате, проблема развития местного самоуправления в России из политической и социально-экономической все больше превращается в этическую. Как с точки зрения развития общества, так и в плане соблюдения прав человека, препятствование развитию данного института в 21 веке не только экономически и политически нецелесообразно и накладно, но и неприлично.

Во многих случаях решения, принимаемые федеральными и региональными органами власти в области местного самоуправления, не поддаются разумному объяснению. Иногда же дело доходит и до прямых подлогов. Так, в Бюджетном кодексе РФ искажено понятие «собственные доходы», отнеся к ним почти все трансферты. Тем самым, за счет госбюджета искусственно увеличиваются местные бюджеты, что создает иллюзию развития местного самоуправления в России.

Кроме того, бюджеты районных администраций, выполняющих государственные функции, также отнесены к местным бюджетам. Из новой редакции Бюджетного кодекса РФ исключено понятие «минимальные социальные стандарты». В Свердловской области полностью исчезли сельские поселения: в регионе осталось всего 74 муниципальных образований на 5 млн. человек, то есть вся область преобразована в систему городских округов. В Домодедовском районе Московской области несколько десятков деревень, ранее входивших в сельские поселения, присоединены к городскому округу. В ряде других районов Московской области за счет укрупнения количество сельских поселений сократилось в 5 раз и более по сравнению с советским периодом. Подобных примеров в каждом регионе десятки.

Несмотря на кажущуюся хаотичность перечисленных и иных недочетов и неудачных решений в области местного самоуправления, все они имеют четкую направленность - сохранение, дальнейшее усиление централизации власти и ресурсов, а значит, препятствуют демократизации политической и социально-экономической жизни российского общества и, тем самым, тормозят развитие сельских территорий и страны в целом.

2. Характеристика местного самоуправления в сельском поселении Хрящевка

2.1 Характеристика муниципального района Ставропольский


Ставропо́льский райо́н - административная единица на северо-западе Самарской области России

Административный центр - город Тольятти (в состав района не входит). Ставропольский район образован при административном делении Средне-Волжского края в 1928 году. Ставропольский район с севера граничит с Ульяновской областью, северо-востока с Кошкинским районом, с юго-востока Волжским и Сызранским районами, с востока с Красноярским районом.

Район расположен в северо-западной части Самарской области. Районный центр находится в г.Тольятти, в 100 км от областного центра г.Самары, от железной дороги (станция «Жигулевское море») - 12 км и речной пристани Комсомольского района - 15 км.

Район имеет протяженность с севера на юг - 80 км, с запада на восток - 70 км. Территория Ставропольского района составляет 366198 гектаров. В 51 населенных пунктах проживают 50461 человек, в том числе 24163 мужчин и 26298 - женщин. Согласно картографическому описанию за начало границы принята точка, расположенная в акватории Куйбышевского водохранилища на расстоянии 5,8 км. Северо-западнее пос. Луначарский. Связь между населенными пунктами района осуществляется круглый год автотранспортом по асфальтовым магистралям.

Основные водные артерии - Саратовское и Куйбышевское водохранилища.

На правом берегу Волги с запада на восток расположены горы Жигули(высота до 370 м), круто обрывающимися в сторону Волги и пологими к югу. На песчаных почвах левого берега Волги встречаются сосновые боры. В Жигулях преобладают широколиственные и частично-смешанные леса.

Сочетание благоприятных климатических условий, привлекательность ландшафтов, санаторно-курортных и туристско-экскурсионных возможностей создаёт рекреационную привлекательность района и области.

Район образован в 1928 году.

Население района составляет 60 475 чел (данные на 1 января 2013 г).

По данным всероссийской переписи населения 2010 года всего в районе проживали люди:

·        русские - 44 261 чел. (82,5 %),

·        татары- 2 364 чел. (4,4 %),

·        мордва - 2 065 чел. (3,8 %),

·        чуваши- 1 868 чел. (3,5 %),

·        украинцы- 910 чел. (1,7 %).

Остальные национальности - 4,1 %: (каждая из которых не превышает 1 %). 33 национальности насчитывали менее 10 человек своих представителей среди населения района.

Демографические данные представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Демографические данные по муниципальному району Ставропольский Самарской области

В районе всего насчитывается 51 населённый пункт, которые объединены в сельские поселения:

1.       Сельское поселение Александровка (село Александровка, станция Отвага)

2.       Сельское поселение Бахилово (село Бахилово)

.        Сельское поселение Большая Рязань (сёла Большая Рязань, Брусяны, Малая Рязань, железнодорожный разъезд Рязанский, станция Услада)

.        Сельское поселение Васильевка (сёла Васильевка, Зеленовка, посёлок Рассвет)

.        Сельское поселение Верхние Белозерки (село Верхние Белозерки, посёлок Висла)

.        Сельское поселение Верхнее Санчелеево (сёла Верхнее Санчелеево, Лопатино)

.        Сельское поселение Выселки (село Выселки)

.        Сельское поселение Жигули (сёла Жигули, Валы)

.        Сельское поселение Кирилловка (село Кирилловка)

.        Сельское поселение Луначарский (посёлок Луначарский)

.        Сельское поселение Мусорка (сёла Мусорка, Пески, Ташла)

.        Сельское поселение Нижнее Санчелеево (село Нижнее Санчелеево, посёлок Новая Васильевка)

.        Сельское поселение Новая Бинарадка (село Новая Бинарадка)

.        Сельское поселение Осиновка (сёла Винновка, Ермаково, Осиновка)

.        Сельское поселение Пискалы (сёла Красная Дубрава, Новое Еремкино, Пискалы)

.        Сельское поселение Подстепки (село Подстепки, посёлок Солнечный)

.        Сельское поселение Приморский (посёлок Приморский)

.        Сельское поселение Севрюкаево (сёла Кармалы, Кольцово, Лбище, Мордово, Севрюкаево)

.        Сельское поселение Сосновый Солонец (сёла Аскулы, Березовый Солонец, Сосновый Солонец)

.        Сельское поселение Ташелка (сёла Верхний Сускан, Сосновка, Ташелка, посёлок Менжинский)

.        Сельское поселение Тимофеевка (сёла Русская Борковка, Тимофеевка)

.        Сельское поселение Узюково (село Узюково)

.        Сельское поселение Хрящевка (село Хрящевка)

.        Сельское поселение Ягодное (село Ягодное)

На территории района находятся Даниловское и Валовское месторождения глин.

Социально-экономическая ситуация в муниципальном районе Ставропольский по итогам 2012 года характеризовалась положительной динамикой оплаты труда, сокращением уровня официально зарегистрированной безработицы, увеличением оборота розничной торговли. При этом по сравнению с 2011 годом, снизились показатели развития промышленного производства (индекс промышленного производства составил 97,1%), сельского хозяйства (валовой продукция сельского хозяйства сократилась на 3,4%), жилищного строительства (ввод жилья составил 84,4% от уровня 2011 года), инвестиционной деятельности (объем инвестиций уменьшился на 85,7%).

В качестве приоритетных направлений в 2012 году органами местного самоуправления муниципального района Ставропольский осуществлялась деятельность по:

поддержке и содействию развития малого и среднего предпринимательства. Устойчивое развитие малого бизнеса позволит создавать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления. В районе реализуется программа «Развитие малого и среднего предпринимательства до 2015 года», работает муниципальный фонд «СтавропольБизнес»;

стимулированию развития жилищного строительства и решению кадрового вопроса. Обеспеченность жильем и его доступность для населения напрямую влияют на уровень жизни, сказываются на рождаемости и темпах прироста населения. Администрацией района выполнялись работы по формированию и предоставлению земельных участков под ИЖС для многодетных семей, молодых семей с целью привлечения молодых специалистов в сельскую местность;

- реализации запланированных мероприятий по строительству и реконструкции объектов культуры, физической культуры и спорта с целью создания условий для самореализации молодежи. В селе Русская Борковка построен физкультурно-оздоровительный комплекс, таким образом, в районе всего 6 физкультурно-оздоровительных комплексов. За счет средств районного бюджета выполнены ремонтные работы на 1154,1 тыс. рублей в учреждениях культуры;

развитию и поддержке инфраструктуры территории, т.к. социально-экономическое развитие зависит от уровня развития и надежности инфраструктуры. Было построено 4,7 км газопроводов, производилось щебеночное покрытие 7600 кв. метров дорог, за счет бюджетов района осуществлялся ремонт дорог.

Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики района, поскольку создает новые рабочие места, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет, росту производства, формирует конкурентную среду и поддерживает активность населения.

В районе создана инфраструктура для развития бизнеса: работает муниципальный фонд «СтавропольБизнес», общественная организация - Ассоциация предпринимателей муниципального района Ставропольский «Единство», Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

За счет средств местного бюджета проводятся обучающие семинары для начинающих предпринимателей и безработных граждан. Прошли обучение и получили удостоверения по основам предпринимательской деятельности от учебного центра «Авангард» 23 человека.

Предприниматели муниципального района Ставропольский принимают активное участие в областном конкурсе на получение субсидий (грантов на создание собственного бизнеса) субъектам малого и среднего предпринимательства. В отчетном году три предпринимателя выиграли областные гранты по 300,0 тыс. рублей.

При работе муниципального фонда «СтавропольБизнес» в рамках районной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства до 2015 года» 12-ти предпринимателям предоставлены за счет средств областного и местного бюджетов микрозаймы на общую сумму 2866,0 тыс. рублей. Были поддержаны такие проекты как семейные козофермы, фермы по производству молока, мяса, реконструкция овощехранилищ, производство овощей и картофеля, приобретение оборудования для швейной мастерской и приобретение строительных материалов для расширения семейной молочной фермы. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составляет 488,0 единиц, что на 13,16 единиц меньше, чем в 2011 году. В среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий составляет 51%, что ниже на 3,6% , по сравнению с 2011 годом. По итогам 2012 года объем инвестиций в основной капитал составил 559,4 млн. рублей, что составляет 30% от уровня 2011 года. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются привлеченные средства организаций (54,9% от общего объема капиталовложений), из них: доля кредитов банков и заемных средств других организаций составляет 33,8%, бюджетные средства - 64,8%, прочие 1,4%. Таким образом, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя сократился в 2012 году на 81% и составил 5565 рублей.

В 2012 году увеличилась доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий. Из 28 сельскохозяйственных предприятий 20 получили прибыль за отчетный год (в 2011 году из 30 предприятий 17 получили прибыль). Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей составила 258,7 млн. рублей, в том числе из областного бюджета 198,6 млн. рублей и федерального 60,1 мн. рублей. Сельскохозяйственные предприятия района производят 20% от общего объема производства мяса по области, в том числе 39% мяса птицы. Производство молока и яиц сельскохозяйственными предприятиями района составляет 11% и 51%, соответственно, от общеобластных объемов.

По производству яиц район занял 1 место среди районов области, по производству молока и мяса скота и птицы 2 место.

В 2012 году сохранилась положительная динамика среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2012 году, увеличилась, по сравнению с 2011 годом, на 5% и составила 19319,2 рублей. Через район проходят кольцевая железная дорога вокруг Самарской Луки («Сызрань-Жигулевск-Самара-Новокуйбышевск-Чапаевск-Октябрьск-Сызрань») с железнодорожной станцией Жигулевское море, федеральная автодорога М5 «Урал».

На территории района находится так называемый Муромский городок - некогда город в Волжской Булгарии, представляющий значительную археологическую ценность.

В 2004 году в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ Ставропольский район Законом Самарской области "О наделении статусом городского округа и муниципального района муниципальных образований в Самарской области" наделен статусом муниципального района. В составе муниципального района Ставропольский в соответствии с Законом Самарской области создано 24 муниципальных образований - сельских поселений (Табл. 2.1.):

Таблица 2.1 Сельские поселения муниципального района


Все

в том числе:

Оценка численности постоянного населения на 1 января 2013г.

население

городское

сельское

 

(человек)

население

население

Муниципальный район Ставропольский

60475

-

60475

Сельское поселение Александровка

2245

-

2245

Сельское поселение Бахилово

1101

-

1101

Сельское поселение Большая Рязань

1087

-

1087

Сельское поселение Васильевка

4501

-

4501

Сельское поселение Верхние Белозерки

2335

-

2335

Сельское поселение Верхнее Санчелеево

2014

-

2014

Сельское поселение Выселки

2743

-

2743

Сельское поселение Жигули

2503

-

2503

Сельское поселение Кирилловка

618

-

618

Сельское поселение Луначарский

2519

-

2519

Сельское поселение Мусорка

2393

-

2393

Сельское поселение Нижнее Санчелеево

2059

-

2059

Сельское поселение Новая Бинарадка

907

-

907

Сельское поселение Пискалы

1987

-

1987

Сельское поселение Осиновка

471

-

471

Сельское поселение Подстепки

6607

-

6607

Сельское поселение Приморский

1713

-

1713

Сельское поселение Тимофеевка

6642

-

6642

Сельское поселение Севрюкаево

750

-

750

Сельское поселение Сосновый Солонец

2312

-

2312

Сельское поселение Ташелка

2621

-

2621

Сельское поселение Узюково

2266

-

2266

Сельское поселение Хрящевка

3336

-

3336

Сельское поселение Ягодное

-

4745


Ставропольский район подразделяется на две совершенно различные между собой по рельефу и климату части - это левобережный и правобережный. Разделами между ними служит река Волга.

По территории района кроме реки Волги протекает речка Ташелка через населенные пункты: села Ташла, Мусорка, Ташелка.

Имеется 6 водоемов и 15 прудов.

Северная половина находится в низменном Заволжье и представляет собой равнину, обрамленную с востока и севера Куйбышевским водохранилищем. Южная половина представляет собой Жигулевский возвышенный район и занимает участок правобережья Волги, ограниченный с севера, востока и юга излучиной реки, образующей от г.Тольятти до г.Сызрани дугу длиной 220 км. Северный край Самарской Луки занимают Жигулевские горы. Южнее Жигулевских гор расположена полого спускающаяся к юго-западу возвышенность, имеющая характер плато, расчлененная глубоко врезанными долинами.

Кроме того, на территории района находятся земли особо охраняемые: это заповедник «Самарская Лука», его площадь составляет - 58,1 тыс.га.

Муниципальный район Ставропольский обладает достаточными для своего экономического развития трудовыми ресурсами. Доля численности трудовых ресурсов по оценке в общей численности населения района по итогам 2011 года составляла порядка 64,6 %. По итогам девяти месяцев 2012 года среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях района по сравнению с аналогичным показателем прошлого года увеличилась на 0,5 % и составила 11129 человек.

В районе продолжают активно реализуются Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2011 - 2013 годы и Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2011 год.

На 01.01.2012г. численность населения района составляло 57608 человек, в том числе в возрасте:

Моложе трудоспособного - 9670 тыс. человек

Трудоспособное - 32152 тыс. человек

Старше трудоспособного - 13561 тыс. человек

По итогам года в район прибыло - 3986 человек, выбыло - 1935, миграционный прирост составил - 2051 человек.

Официальный сайт Администрации с. Хрящевка:

2.2 Характеристика органов МСУ с.п. Хрящевка


Сельское поселение Хрящевка - муниципальное образование в Ставропольском районе Самарской области. Административный центр - село Хрящевка.

Администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, а также для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области.

Администрация поселения является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Самарской области, Уставом и нормативными правовыми актами муниципального района по вопросам местного значения межпоселенческого характера, решениями Совета депутатов, постановлениями главы поселения, Положением об администрации поселения.

Структура администрации поселения утверждается Советом депутатов поселения по представлению главы администрации поселения.

Структуру администрации поселения составляют глава администрации поселения, его заместители, отраслевые органы администрации.

Заместитель главы администрации поселения:

осуществляет функции по руководству администрацией в соответствии с распределением обязанностей, установленным главой администрации поселения;

осуществляет полномочия по руководству администрацией в случае отсутствия главы администрации поселения, в том числе, когда глава администрации поселения не может исполнять свои обязанности и при досрочном прекращении его полномочий.

Отраслевые органы администрации поселения могут обладать правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации отраслевых органов администрации в качестве юридических лиц являются решение Совета депутатов об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем Советом депутатов.

К компетенции администрации поселения относится:

·        обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения;

·        осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами САМАРСКОЙ области;

·        администрация поселения обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами и законами САМАРСКОЙ области, решениями Совета депутатов, постановлениями главы поселения.

Функции и полномочия отраслевых органов администрации поселения, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об отраслевых органах администрации, утверждаемыми главой администрации поселения.

Контрольно-ревизионная комиссия поселения

Контрольно-ревизионная комиссия образуется в целях:

·        контроля за исполнением местного бюджета;

·        соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении;

·        контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольно-ревизионная комиссия поселения формируется Советом депутатов поселения. Порядок формирования, полномочия, порядок работы и другие вопросы ее деятельности определяются «Положением о контрольно-ревизионной комиссии поселения», утверждаемым Советом депутатов поселения.

Руководитель контрольно-ревизионной комиссии назначается на должность и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением.

Результаты проверок, осуществляемых контрольно-ревизионной комиссией поселения, подлежат опубликованию.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольно-ревизионную комиссию поселения по ее требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Участие населения поселения в осуществлении местного самоуправления

Граждане РФ, проживающие на территории поселения, могут осуществлять местное самоуправление посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления .

Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых населением поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам сроком на 5 лет.

Совет депутатов обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством и приступает к исполнению своих полномочий после избрания не менее 2/3 от установленного численного состава Совета депутатов. Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Самарской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории поселения государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. В случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов Совета депутатов либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с Уставом, Совет депутатов имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее 2/3 установленной численности депутатов) до проведения дополнительных выборов депутатов по освободившимся округам. В этом случае регламент работы Совета депутатов исполняется им в полном объеме, исходя из оставшегося количества избранных депутатов. Совет депутатов возглавляет глава поселения. Глава поселения исполняет полномочия председателя Совета депутатов. Председатель Совета депутатов руководит работой Совета, организует процесс подготовки и принятия решений Совета, подписывает решения Совета и распоряжения по вопросам организации работы Совета. Заместитель председателя Совета депутатов исполняет обязанности председателя Совета в полном объеме в его отсутствие либо по его поручению. Совет депутатов в целях осуществления контроля вправе создавать временные комиссии, которые могут быть образованы по предложению группы депутатов, численностью не менее одной трети от установленной численности депутатов Совета депутатов.

В компетенции Совета депутатов находится:

·        принятие устава поселения и внесение в него изменений и дополнений;

·        утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;

·        установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

·        утверждение структуры администрации поселения и Положения об администрации поселения, по представлению главы администрации поселения;

·        принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении;

·        установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

·        определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

·        определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

·        определение порядка участия поселения в организациях межмуниципального сотрудничества;

·        контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

·        формирование избирательной комиссии поселения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области;

·        установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территории поселения;

·        внесение в органы государственной власти Самарской области инициатив об изменении границ, преобразовании поселения;

·        определение порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

·        принятие решения о привлечении жителей поселения к социально значимым для поселения работам.

Полномочия Совета депутатов поселения могут быть прекращены:

·        в случае принятия Советом депутатов решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее двух третей голосов установленного числа депутатов.

·        в случае вступления в силу решения Самарского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Совета депутатов поселения, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

·        в случае преобразования поселения.

Депутат «Совета депутатов» поселения.

В Совет депутатов поселения может быть избран гражданин, обладающий избирательным правом в соответствии с действующим законодательством. Ему обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Они избираются на срок полномочий представительного органа. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета депутатов нового созыва.

Депутат, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Полномочия депутата прекращаются в случае:

·        смерти;

·        отставки по собственному желанию;

·        признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

·        признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

·        вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

·        отзыва избирателями;

·        досрочного прекращения полномочий Совета депутатов поселения;

Бюджет с.п. Хрящевка в 2013 году и на перспективу представлен в таблице2.2 и на рис. 2.2.

Таблица 2.2 Бюджет с.п. Хрящевка



2013

2014

2015

Доходы

тыс руб

9 742

8 055

8 267

Расходы


7 993

8 055

8 267



Рис. 2.2. Бюджет с.п. Хрящевка

Имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению.

Большая часть доходов расходуется на содержпние органов местного самоуправления (см. рис. 2.3).

Рис. 2.3. Расходы бюджета на содержание органов МСУ

Большая часть доходов бюджета составляет налоговые и неналоговые доходы (см. рис. 2..4). Такие доходы в перспективе снижаются.

Рис. 2.4. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета

Размер и динамика изменения средней заработной платы представлены на рис. 2.5.


Размер заработной платы только в некоммерческих организациях приближается к средней по области. Для муниципальных учреждений физической культуры и спорта этот показатель в несколько раз ниже и никаких перспектив на увеличение в ближайшие годы

3.      
Перспективы развития местного самоуправления


Учеными и практиками предлагаются различные пути развития местного самоуправления в России. Все они предполагают увеличение поступлений в местные бюджеты от тех или иных налогов. Не оспаривая правомочность таких подходов, мы все же считаем, что для России целесообразна иная модель местного самоуправления, в которой заложены более рациональные принципы формирования систем управления, направленные на гармонизацию интересов в системе отношений «население - государство - бизнес», пополнение бюджетов всех уровней, решение актуальных проблем России.

Рекомендуемые пути развития местного самоуправления изложены в таблице 2.

Таблица 2. Рекомендуемые меры по развитию местного самоуправления в России

Аргументы

1

Совмещение вектора интересов всех уровней управления (организация МСУ на принципах территориального хозрасчета)

2

Демократизация межбюджетных отношений

3

Совершенствование (упрощение) налоговой системы

4

Совершенствование механизма бюджетного выравнивания

5

Выбор рационального варианта систематизации функций МСУ

6

Совершенствование структуры органов МСУ

7

Концентрация функций МСУ в рамках 1-го министерства (ныне - в 4-х)

8

Создание вертикали МСУ

9

Возврат к одноуровневому МСУ

10

Оптимизация сроков избрания и продолжительности нахождения в должности руководителей органов МСУ



Рассмотрим краткое обоснование по каждому из указанных в таблице направлений развития местного самоуправления.

Совмещение вектора интересов всех уровней управления

Действующая в России модель власти разобщает интересы различных уровней управления. Связано это с тем, что налоги разделены на федеральные, региональные и местные. Причем, чем выше уровень управления, тем надежнее источники налоговых поступлений. За поселениями же закреплены наименее собираемые налоги с малым потенциалом сборов. В результате игнорируется принцип демократизации межбюджетных отношений, без чего невозможна децентрализация управления.

Повышению эффективности межбюджетных отношений будет способствовать объединение налоговых интересов всех уровней власти, то есть организация управления на принципах территориального хозрасчета. Подобное совмещение вектора интересов приведет к тому, что вышестоящие органы власти будут заинтересованы в успехе нижестоящих и наоборот. В итоге, это усилит систему власти в стране, без чего невозможно развитие демократии в России (при слабой власти демократия невозможна в принципе).

Демократизация межбюджетных отношений.

В большинстве сельских поселений 85-95 % бюджетов расходуется на зарплату, коммунальные услуги и ЖКХ. Из этого следует, что местные бюджеты «проедаются», не ориентированы на развитие территорий.

Как уже отмечалось, передовой опыт свидетельствует, что доля местных (поселенческих) бюджетов в консолидированном бюджете РФ должна составлять 20 %. При этом доходы местных бюджетов на 75 % должны формироваться за счет собственных источников.

Совершенствование налоговой системы.

Налоговая система должна быть либеральной, стимулирующей развитие, простой, понятной, прозрачной и стабильной. Рассмотрев возможные варианты, нами рекомендуется заменить НДС, налог на прибыль организаций и налоги на совокупный доход, включая единый сельхозналог, на налог на выручку от реализации продукции, услуг, имущества и имущественных прав (сохраняя при этом существующую налоговую массу).

Имеются основания полагать, что указанное упрощение налоговой системы является эффективной мерой либерализации экономики.

Совершенствование механизма бюджетного выравнивания.

Действующий механизм выравнивания бюджетной обеспеченности предполагает перечисление отрицательных трансфертов из поселений в региональный центр, минуя район. Трансферты в поселения с низкой бюджетной обеспеченностью идут из регионального центра, что усложняет механизм выравнивания, усиливает централизацию власти и ресурсов на уровне региона.

Концентрация функций местной власти в рамках одного министерства.

В России за развитие сельских территорий несут ответственность 4 министерства: Минэкономразвития и торговли РФ, Минрегионразвития РФ, Минздрав и соцразвития РФ и Минсельхоз РФ. Согласно правилам формирования систем управления, подобное распыление функций и размытие ответственности неоправданно. В связи с этим, мы считаем целесообразным сосредоточение функций местного характера в одном органе - Министерстве по вопросам местного самоуправления РФ, в которое может быть трансформировано Министерство регионального развития РФ.

Создание вертикали местного самоуправления.

Опыт развитых стран показывает целесообразность создания в России вертикали местного самоуправления, охватывающей все уровни управления (в Великобритании - Министерство жилищного хозяйства и местного управления, в Японии - Министерство по делам местной автономии и т.д.).

Возврат к одноуровневому местному самоуправлению.

ФЗ № 131 ввел двухуровневое местное самоуправление, чего раньше в России не было никогда. Практика показывает, что чем дальше от селян отделена власть территориально, тем меньше у них возможность влияния на неё.

Районная администрация малодоступна для сельского населения, к тому же выполняет функции государственного управления, в связи с чем её рекомендуется вернуть в систему государственного управления.

Необходимо также учесть, что система государственного управления должна «просматривать все снизу доверху». Обрыв данной системы на уровне региона, как это предусмотрено ФЗ № 131, нецелесообразен.

Оптимизация сроков избрания и продолжительности нахождения в должности руководителей органов местного самоуправления.

Согласно новому закону, органы местного самоуправления могут быть избраны на срок от 2 до 5 лет. На практике в подавляющем большинстве эти органы выбираются на 5 лет.

Опыт свидетельствует, что сроки избрания должны зависеть от уровня управления. На основе анализа данной проблемы, нами рекомендуется 2-х летний срок выборности сельских администраций. Такой срок избрания в органы местной власти практиковался в России в период рассвета земств. Он обеспечивает высокую активность и прозрачность работы органа власти поселения. Его достаточно и для того, чтобы население смогло объективно оценить деятельность органа местного самоуправления.

Опыт также показывает целесообразность более частой смены руководителей (по данному поводу существует вполне справедливое выражение: «власть должна работать бегом»). Рекомендуемый срок продолжительности пребывания в должности руководителя сельской администрации - 10 лет. Связано это с тем, что после такого срока работы у большинства руководителей снижается деловая активность, они становятся менее восприимчивыми к новшествам.

Не отрицая необходимости проведения указанных мероприятий, актуальность которые характерны для всех сельских поселений России, предлагаем более конкретные мероприятия для с.п. Хрящевка.

Приоритетными направлениями развития в 2014 году и на несколько лет вперед органами местного самоуправления с. Хрящевка Ставропольского района могут быть:

.        Наращивание социально-экономического потенциала сельского поселения с привлечением федеральных и областных ресурсов, путем участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Это позволит повысить решить вопросы ремонта дорог и создание современной инфраструктуры села.

Укрепление материально-технической базы учреждений культуры путем проведения капитального ремонта Дома культуры в селе Хрящевка.

Это позволит повысить культурный уровень населения, создаст условия досуга молодежи, будет способствовать удержанию молодежи на селе.

. Реализация планов газификации сельского поселения

На ближайшие годы в Ставропольском районе планируется строительство 14,7 км газопроводов. Общий объем капитальных вложений за счет средств местного бюджета составит порядка 6,8 млн. рублей. На сегодняшний день проблемой является высокая стоимость подключения к газовой сети. Но установление тарифа находится в ведении местной администрации. Предлагаем проанализировать и снизить тариф до приемлиевого значения, даже за счет снижения доходов бюджета. Это позволит повысить комфортность жизни населения, привлечь дополнительное городское население.

Строительство нового детского садика и открытие дополнительных групп в целях сокращения очередности детей в детские дошкольные учреждения.

Это может увеличить количество трудоспособного населения.

.        сохранение высоких темпов жилищного строительства.

Это повлечет увеличение занятости путем создания новых рабочих мест, увеличения доходов бюджета.

.        развитие предпринимательства и проведение массовых культурных мероприятий.

Весьма перспективным для с.п. Хрящевка развитие туризма, организация платных рыбалок, проведение массовых мероприятий для жителей г.о. Тольятти и области. Это также приведет к повышению доходной части бюджета, созданию новых рабочих мест.

Заключение


На основе проанализированных материалов, можно выделить следующие направления деятельности администрации по эффективной реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

·        Комплексное социально-экономическое развитие.

·        Эффективная кадровая политика.

·        Развитие малого бизнеса.

·        Планомерное развитие жилищно-коммунального хозяйства.

·        Обеспечение безопасности населения.

·        Активное взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления.

·        Население и местное самоуправление.

В связи с этим необходимо:

·        сформировать эффективную систему межбюджетных отношений, стимулирующую социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечивающую равные для всех граждан Российской Федерации конституционные права независимо от места их проживания;

·        четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления посредством внесения изменений и дополнений в существующие федеральные законы.

·        совершенствование принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

·        закрепить за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на долгосрочной основе доходные источники для покрытия расходных обязательств в социальной сфере;

·        разработать механизмы взаимодействия органов власти всех уровней по поводу развития муниципальных образований, создания новых производств, привлечения инвестиций, а также между муниципальными органам власти и хозяйствующими субъектами, действующими на территории и заинтересованными в развитии территории;

·        изменить ситуацию с отношением местных органов власти к малому и среднему бизнесу, создав прямую зависимость благополучия граждан муниципального образования и самого муниципального образования от развития и успехов малого бизнеса;

·        участие государства в решении проблем погашения задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и модернизации системы жилищно-коммунального комплекса, в вопросах предоставления социального жилья и установления критерия нуждаемости малообеспеченных;

·        обеспечить единство и сплоченность, духовное, нравственное и физическое здоровье нашего общества; воспитывать человека ответственного и способного постоять за свои права;

·        переломить демографические тенденции через поддержку здоровья нации, социально-экономическую и моральную поддержку семьи как базовой ценности общества;

·        разработать целостную систему подготовки кадрового резерва из числа представителей МСУ для работы в органах государственной власти;

·        создать местному самоуправлению условия для обеспечения безопасности населения в широком понимании, включающем в себя предотвращение коммунальных катастроф, обеспечение безопасности детей и взрослых в зданиях школ и больниц, санитарно-эпидемиологическую, пожарную безопасность и многое другое.

Библиографический список

 

1.   Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

.     Федеральный закон РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

.     Федеральный закон от 31.12.2005г. № 199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разграничением полномочий».

.     Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 903 «Об утверждении правил разграничения обязательств муниципальных образований и составления передаточного (разделительного) акта (в соответствии со статьей 85 Федерального закона № 131-ФЗ).

.     Положение Администрации СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ХРЯЩЕВКА Ставропольского муниципального района Самарской области.

.     Адуков Р.Х., Адукова А.Н. «Местное самоуправление в Российской Федерации», № 7, 2007 год

.     Ветров Г., Зайцева Ю., Попов Р., Шевырова Н. Городское управление в современной России//Вопросы местного самоуправления. - 2006. - № 1. - С.12-14.

.     Воронин А. Муниципальное хозяйствование и управление. Проблемы теории и практики. - М. 2003. - С. 11-15.

.     Елагина Е., Попов Р., Шевырова Н. Городское управление в современной России//Городское управление. - 2005. №7. - С.24-27.

.     Замотаев А. Три угрозы местному самоуправлению//Российская Федерация сегодня.- 2006.- № 5. - С.17.

.     Зотов В., Кротов Н., Ланшов Б. Реформа местного самоуправления: потребность в творческом подходе//Вопросы местного самоуправления. - 2004. - № 1. - С.23-26.

Похожие работы на - Местное самоуправление в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!