Нэцке
Нэцке
Любителям искусства хорошо
знакомы нэцкэ - небольшие резные фигурки из кости или дерева работы японских
или китайских мастеров. Странный, непонятный и привлекательный мир таится за
миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных,
птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью
исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной
детали. Всё передано точно и выразительно , с неподражаемой живостью
непосредственно в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией.
С художественной точки зрения,
нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской
скульптуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории
культуры, сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения
нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии и
Китая XVII-XIX веков. Являясь по своему значению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ
со временем превратились в подлинное искусство.
Многие из нас привыкли
воспринимать нэцкэ как традиционное японское искусство, однако его корни уходят
в историю Древнего и Средневекового Китая, вот почему среди изображаемых в
нэцкэ персонажей так много китайских божеств и знаменитых личностей истории
Поднебесной Империи. Сюжеты нэцкэ охватывают представления горожан периода
Токугава. Историческая литература и театр, мифология и народные верования,
благопожелательная символика и повседневная жизнь - всё это получило отражение
в маленьких резных фигурках нэцкэ. В Японии были хорошо известны идеи даосизма
- одной из важнейших религий китайского происхождения. Широко распространился
буддизм, также заимствованный с континента. Со временем всё это вошло в
культурных обиход японцев и перестало восприниматься ими как нечто чуждое. В
китайской истории японских резчиков особенно интересовали герои древности:
выдающиеся государственные деятели, прославленные полководцы и воины,
отличавшиеся отвагой, силой и верностью долгу. Однако, создателей нэцкэ больше
привлекали анекдотические случаи из жизни иктайских героев, чем произведения,
прославлявшие их мудрость, отвагу и преданность. Но и здесь, как правило,
содержался определенный морализирующий подтекст.
Наиболее популярными божествами в
народных верованиях периода Токугава были так называемые
"ситифукудзин" - "семь богов счастья". Они происходят из
различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтен - буддийские
божества; Эбису - персонаж чисто синтоистский;Фукурокудзю и Дзюрожзин пришли из
пантеона даосизма. Несмотря на то, что даосизм в Японии некогда не был
оформлен, как сколько-нибудь цельное учение, в народных верованиях многие
даосские персонажи занимали видное место. Например, японцам был хорошо известен
образ даосского святого-сеннина.
Сам термин "нэцкэ",
который пишется двумя иероглифами "нэ-цукэ" (первый охначает
"корень", а второй - "пркреплять") впервые упоминается в
хрониках XVII века.
До периода Монояма (конец XVI века), был рапсространён обычай носить предметы,
прикрепив их к эфесу меча, а на рубеже XVI-XVII веков он стал вытесняться нэцкэ.
Кимоно, с которым было удобно носить нэцкэ, до середины XVI века употреблялось только как нижняя одежда и получило
распространения в качестве верхней мужской и женской одежды в конце периода
Муромати (1392-1573).
Миниатюрные фигурки нэцкэ были
обязательной принадлежностью япоснкого мужского костюма. Поскольку он не
предусматривал карманов, все необходимые мелкие предметы подвешивалисб к поясу
кимоно. У каждой фигурки имелось два отверстия для шнурка, с помощью которого
она корипилась к поясу, как протововес носимому не нём предмету.
Рапсространившийся в XVIII веке обычай курения табака
способстовал бытованию нэцкэ. Впоследствии скульптурным брелоком к поясу
приреплялись не только трубки и кисеты, путешественник мог взять с собой
печать, набор принадлежностей для чая, кошелёк и ключи, медикаменты и амулеты,
сосуд с сакэ. Крестьяне носили латунные и медные нэцкэ, которые одновременно
служили онгевом для трубок. Люди, болеющие лихорадкой, носили нэцкэ, сделанные
из клыков нарвала, во время приступа они скоблили фигурки в местах отверстий и
принимали порошок как целебное снадобье. Небогатые люди вместо художественно
оформленных нэцкэ использовали небольшие тыквы-горлянки, корни. Также
использовались предметы, изначально имевшие другое назначение - например,
детали оправы холодного оружия. Нэцкэ делались из разных материалов: дерева
(иногда привезённого из Китая), слоновой кости, оленьего рога. Реже
использовали: лак, металл, фарфор, бамбук, разные виды коррала и янтаря,
стекло, агат, енфрит, кремень и окаменевшее дерево.
Слоновая кость в истории
японского искусства - материал сравнительно молодой. В виде бивней она стала
завозиться в Японии только в период Токугава. До этого о ней знали лишь по
китайским изделиям. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а
кроме того, была лечебным средством.
На протяжении XVII века производство нэцкэ оставалось побочным занятием не
только скульпторов, но и мастеров других специальностей: каремистов, резчиков
декоратвиных архитектурных деталей, художников по металлу, мастеров
художественного лака, резчиков кукол. Лишь во второй половине XVIII столетия появились профессиональные резчики нэцкэ, так
называемые нэцукэси. Мастера-профессионалы превращают нэцкэ в самостоятельный
вид искусства, обладающий специфическим набором форм, материалов и сюжетов.
Можно назвать несколько основных форм нэцкэ: Окимоно, Саси, Оби-хасами, Итираку.
Последние отличны тем, что изготавливались в офрме тыквы, коробочки или других
предметов, сплетенные из проволоки, бамбука или тростника. Отдельную группу
образуют нэцкэ в виде миниатюрных масок таерта Но. Существовали так называемые
"куръезные нэцкэ" - например, изготовленные из круков голландских
ружей, а также фигуры в виде счётов, компаса, кремня и огнива, пепельницы и пр.
Кончено, нэцкэ имели не только
практическое значение, но и служили украшением, ношение которого стало всеобщей
привычкой в Японии XVII-XIX веков. Практичсекое использгвание нэцкэ имело место в Японии вплоть до
20-х годов XX века, когда вышел из употребления
национальный японский костюм. Известны несколько основынх школ мастеров нэцкэ.
Представители некоторых предпочитали изображать животных, другие - религиозных
деятелей, мудрецов и философов, третьи изготавливали фигурки, носящие
юмористический характер. По свидетельству художественной литературы XVII века, описывающей нравы Японии того времени, известно,
что наиболее широкое распространение получили Карасиси - дословно
"Китайский Лев" и лошадь.
Нэцкэ появлялись там, где имелся
костюм без карманов, но с поясом. Нэцкэ, брелки-противовесы использовались на
обширной территории в Японии, Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.yaponist.com/