продавец несёт все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.
Группа «Е» (отгрузка)EXWС заводаГруппа F (основная перевозка не сплачена)FCA FAS FOBФранко-перевозчик свободно вдоль борта судна свободно на бортуГруппа С (основная перевозка оплачена)CFR CIF CPT CIPСтоимость и фрахт стоимость, страхование и фрахт перевозка оплачена до.... перевозка и страхование оплачены до....Группа D (прибытие) DAF DES DEQ DDUпоставка до границы поставка с судна поставка с причала поставка без оплаты таможенных пошлин.
Условия платежа - В этом разделе контракта купли-продажи устанавливается валюта платежа, способ платежа и формы расчётов, гарантии выполнения сторонами платёжных обязательств.
Валюта платежа может совпадать с валютой цены, а может и не совпадать. В последнем случае в контракте указывается курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту платежа.
Способ платежа определяет, когда производится оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа: авансовый платёж, наличный и платёж в кредит.
Большинство расчётов, особенно при поставках в кредит, обеспечивается путём выставления банковской гарантии. Банковская гарантия - это гарантированное письмо банка, которое обеспечивает продавцу оплату товара банком-гарантом за его счёт, если покупатель не выполнит свои обязательства. Гарантию должен предоставить солидный банк, что обеспечивает достаточную надёжность банковской гарантии.
Сроки и дата поставки товаров - В контрактах указываются временные периоды, в течение которых товары должны быть доставлены экспортёрами в установленные географические пункты и переданы в распоряжение импортёра.
В международной торговле может быть заключён контракт на срок поставки, при нарушении которого контракт аннулируется автоматически. Например, контракт на поставку ёлок к Новому году.
Упаковка и маркировка - Упаковка должна обеспечить полную сохранность груза, предотвратить от повреждений и влияния атмосферных явлений.
В заподно-европейских странах приняты единые нормы по упаковке товаров МОС, Международная Организация по Стандартизации (ISO) разработала инструкции, которыми следует руководствоваться при экспортной упаковке товаров. При переходе упаковки в собственность импортёра вместе с товаром он оплачивает её стоимость экспортёру. Способ оплаты вносится в контракт; либо определение цены упаковки отдельно. Тара может быть также возвратной, при этом устанавливается порядок возврата.
представляет товаросопроводительную информацию - содержит номер контракта, число мест в партии и т.д.
является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом.
Претензии по качеству и количеству - Стороны в контракте устанавливают порядок предъявления рекламации, сроки их заявления, способы урегулирования рекламаций.
Претензии по количеству должны сопровождаться актом, составленным в месте назначения товара, с участием представителя продавца, или актом официальной контрольной организации.
В случае предъявления претензии по качеству товара, от партии товара отбираются три образца в присутствии представителей сторон и испытываются.
Убытки за нарушения контракта одной из сторон составляют сумму, равную ущербу, включая упущенную выгоду, который понесён другой стороной вследствие нарушения контракта.
Форс-мажорные обстоятельства - контракты купли-продажи содержат условие, которое разрешает переносить срок исполнения контракта или вообще освобождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по контракту в случае наступления независящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению контракта.
Форс-мажорные обстоятельства делятся на две категории: длительные и кратковременные. К первым относятся: запрещение импорта (экспорта), война, блокада, мероприятия правительств.
К кратковременным относятся пожары, наводнения, другие стихийные бедствия.
Длительность устанавливаемого в контрактах срока действия «форс-мажора» определяется с учётом срока исполнения договора, характера товара, торговых обычаев (скоропортящиеся товары - не более 15-30 дней, сырьевые товары - 3 месяца, оборудование - 3-6 месяцев).
Контрактом устанавливается, что сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств, должна информировать контрагента и представить ему подтверждающие документы (справки, сертификаты), выдаваемые национальными торговыми палатами.
Арбитраж - В этом пункте устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы обычным путём.
Международный коммерческий арбитраж делится на общий арбитраж, рассматривающий все споры по внешнеэкономическим сделкам, и специализированный арбитраж. Санкции за нарушение выполнения обязательств - За просрочку в поставке продавец обязан оплатить неустойку, размер которой фиксируется в контракте в виде процента от стоимости недоставленного товара, или в виде определённой твёрдой суммы. Максимальная величина штрафов чаще всего ограничивается 8-10 % от стоимости не поставленных в срок товаров.
На этапе подготовки договора требуются глубокие знания в области переговоров, анализа предположений споров и применяемые принципы их принятия. Необходимо ознакомиться с правовой системой страны, с которой заключается договор, так как в разных странах договор считается заключённым при разных условиях. Например, законодательства Франции, Англии, США считают договор заключённым в момент принятия предложения, подтверждённого письмом, факсом, а местом заключения договора является офис стороны, принявшей предложение. Согласно законодательствам Германии, Швеции, Румынии, Республики Молдова, договор считается заключённым в момент, когда была проинформирована сторона, подавшая предложение.
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
цена аккредитив инкассо декларация
Весь товар ввозимый (вывозимый) в/из Республику Молдова должен стать предметом таможенной декларации, даже если он освобождён от таможенных платежей. Таможенная декларация является юридическим актом, через который подающий заявление:
а) просит о таможенном режиме для представленного товара (импорт, экспорт и т.д.);
б) обязывается выполнять требования, которые вменяются ему через заявленный таможенный режим;
в) поставляет необходимую информацию для принятия мер и применения распоряжений для реализации налоговых обязанностей, внешнего торгового контроля и статистики.
Таможенные декларации необходимо заполнять письменно на государственном языке, на бланке декларации, согласно официальному образцу. Копии должны быть отпечатаны через использование автоматизированного процесса. Таможенная декларация подаётся в течение 72 часов с момента пересечения таможенной границы.
Декларация должна быть составлена и представлена в таможенное учреждение декларантом. Роль таможенных служб заключается в контроле таможенных деклараций. Подлинность декларации подтверждается обязательной подписью декларанта. Таможенная декларация подаётся только в таможенное учреждение, через которое ввозится товар в отведённые часы работы. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей.
Для придания законности, таможенная декларация проходит следующие этапы:
а) Документальный контроль - предусматривает проверку данных, содержащихся в подробной таможенной декларации, через сопостановление с прилагаемыми документами для их подтверждения.
Для прохождения документального контроля необходимо представить документы:
свидетельство о регистрации предприятия в Государственной Регистрационной Палате;
свидетельство о регистрации в Департаменте статистических анализов и социологии, с указанием кода ОКПО;
свидетельство о регистрации в Министерстве Финансов с указанием фискального кода экономического агента;
договор;
свидетельства о происхождении, качестве и соответствии товара;
счёт-фактура (инвойс), где указаны количество и стоимость товара;
товаротранспортная накладная, где указывается транспорт (воздушный, ж/д, грузовой автомобиль и т.д.).
доверенность, выданную физическому лицу, которое занимается ввозом-вывозом товара;
другие документы по требованию таможенного инспектора.
б) Физический контроль товара. Товар проверяется на соответствие заявленному по количеству и наименованию. При ввозе товара физический контроль осуществляется после прибытия товара к месту назначения для декларирования.
в) Проверка расчёта платежей: Проверяется расчёт платежей, произведенных декларантом. Установленные неточности ведут к исправлению таможенных деклараций.
г) Оплата таможенных платежей: Оплата производится наличными или путём их перечисления на соответствующие счета Центрального казначейства Министерства финансов. Таможенные платежи уплачиваются в молдавских леях.
В Республике Молдова при импорте товаров установлены следующие таможенные и налоговые платежи:
Сбор за осуществление таможенных процедур.
Таможенными процедурами являются все виды услуг, оказываемых таможенными органами в сфере таможенной деятельности. Перечень таких услуг и тарифы на них утверждаются в соответсвии с законодательством. Средства, полученные от осуществления таможенных процедур, считаются внебюджетными и в полном обьёме используются на финансирование деятельности таможенной системы.
Взымается 0,2% от таможенной стоимости, превыщающей 1 000 евро, но сумма сбора за осуществление таможенных процедур не должна превышать 900 евро.
Если таможенная стоимость составляет от 50 до 1000 евро, размер сбора будет равен 5 евро.
Таможенная пошлина на импортируемые товары, установленная адволорным и натуральными методами согласно ставкам, определённым Законом о таможенном тарифе, с изменениями и дополнениями к нему. Ставки таможенной пошлины и перечень товаров, в отношении которых она применяется, устанавливаются Парламентом.
Кроме освобождений, предусмотренных законами, применяются освобождения от таможенных пошлин в соответствии с международными соглашениями и договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. К примеру, при предъявлении сертификата происхождения установленного образца, подтверждающего импорт и происхождение товаров из Румынии и стран СНГ, эти товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин, предусмотренных в Приложении № 1 Закона о таможенном тарифе.
Косвенный налог в виде акцизов на импортируемые товары некоторых категорий, выраженных ставками от натуральных величин товаров и адвалорным методом, регламентируемый разделом IV Налогового кодекса.
Налог на добавленную стоимость при импорте товаров в размере 20 % от таможенной стоимости. В соответствии с положениями раздела III Налогового кодекса существуют некоторые освобождения, уменьшения и отсрочки налога на добавленную стоимость для определённых категорий импортируемых товаров.
ВИДЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ
Существуют 4 вида таможенной пошлины:
Адвалорная - исчисляется в процентах к таможенной стоимости товара;
Специфическая - исчисляемая по установленной ставке за единицу товара;
Комбинированная - сочетающая оба вида таможенной пошлины;
Особая - которая подразделяется на:
а) специальную пошлину - применяется для защиты товаров местного производства при ввозе на таможенную территорию товаров зарубежного производства в количестве и на условиях, наносящих ощутимый материальный ущерб отечественным производителям.
б) антидемпинговая пошлина - применяется в случае ввоза на таможенную территорию товаров по ценам ниже их стоимости в экспортирующей эти товары стране на момент ввоза, если ущемляются интересы или возникает угроза нанесения материального ущерба отечественным производителям;
в) компенсационная пошлина - применяется в случае ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых либо прямо либо косвенно использовались субсидии, если ущемляются интересы или возникает угроза нанесения материального ущерба отечественным производителям идентичных либо однородных товаров, или возникает препятствие для организации либо расширения производства идентичных либо однородных товаров в стране.
Все таможенные налоги импортируемых товаров исчисляются исходя из их таможенной стоимости. Система определения таможенной стоимости товаров распространяется на все товары, ввозимые на таможенную территорию. Порядок применения системы определения таможенной стоимости товаров устанавливается Правительством на основании положений Закона о таможенном тарифе (№ 1380 от 20.11.1997)и международных соглашений, одной из сторон которых является Республика Молдова.
Таможенная стоимость - это стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию или вывозимого с неё, определяется в целях сбора таможенных пошлин и налогов.
Таможенная стоимость товара заявляется таможенному органу декларантом при перемещении товара через таможенную границу. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и относящиеся к ней дополнительные сведения должны быть достоверными и документально подтверждёнными. Таможенный орган осуществляет контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность заявленной декларантом таможенной стоимости товара, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара, последовательно применяя методы, предусмотренные законом о таможенном тарифе. При этом таможенный орган по письменной просьбе декларанта обязан в месячный срок предоставить ему письменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость товара не может быть принята за основу для начисления таможенной пошлины.
Таможенная стоимость ввозимого на таможенную территорию товара определяется следующими методами:
По стоимости сделки, предметом которой является данный товар, либо по цене фактически уплаченной или подлежащей уплате.
При использовании этого метода в стоимость сделки включаются следующие компоненты (если они не были ранее включены в стоимость товара):
а) расходы по доставке товара до места ввоза товара на таможенную территорию; т.е. расходы на страхование, транспортировку, стоимость погрузки и выгрузки товара.
б) расходы понесённые покупателем:
комиссионные и брокерские;
стоимость контейнеров;
стоимость упаковки.
в) распределённая пропорционально стоимость следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно поставляются покупателем бесплатно, либо по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемого товара, в такой мере, в какой это стоимость не была включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
материалов, частей, компонентов, являющихся составной частью товаров;
инструментов и штампов, использованных в производстве товара;
инженерно-проектных работ, чертежей и эскизов, выполненных за пределами страны и необходимых для производства товара;
оцениваемому товару.
Метод по стоимости сделки, предметом которой является идентичный товар.
Идентичными признаются товары, по всем признакам сходные с оцениваемым товаром. К числу таких признаков относятся:
а) физические характеристики;
б) качество и репутация на рынке;
в) страна происхождения;
г) производитель.
Метод по стоимости сделки, предметом которой является однородной товар.
Однородными признаются товары, которые не будучи идентичными, имеют сходные признаки и состоят из сходных компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемому товару, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
а) качество, наличие товарного знака, репутация на рынке;
б) страна происхождения;
в) производитель.
Второй и третий методы применяются если товар:
продан для ввоза на территорию Республики Молдова;
ввезен одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза товара, подлежащего оценке;
ввезён примерно в том же количестве и/или на тех же коммерческих условиях.
Метод определения таможенной стоимости товара по его единичной стоимости:
Если ввезённый на таможенную территорию товар продаётся в том состоянии, в каком был ввезён, его таможенная стоимость основывается на цене единицы продукции, по которой этот товар продаётся в наибольшем количестве лицам, которые не связаны с продавцом, одновременно или почти одновременно с ввозом оцениваемого товара, при осуществлении следующих вычетов:
а) комиссионных, надбавок;
б) транспортных и страховых расходов;
в) таможенных пошли и налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом или продажей товаров.
Метод определения таможенной стоимости товара на его расчётной стоимости:
Расчётная стоимость товара включает:
а) издержки или стоимость материалов и производственных операций или других работ по изготовлению товара;
б) объём прибыли и общих расходов, равный тому, который отражается обычно в продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемый товар, изготовленных производителями для ввоза в страну импорта;
в) расходы на страхование, транспортировку и погрузку (выгрузку) товара.
Резервный метод - этот метод применяется, если таможенный орган считает, что все предыдущие методы не могут быть использованы. При использовании этого метода за основу не могут быть приняты:
а) продажная цена товара на внутреннем рынке Республики Молдова;
б) цена товара на внутреннем рынке страны-экспортёра;
в) произвольно установленная цена товара;
г) система, предусматривающая применение в таможенных целях более высокой стоимости товара из двух возможных;
д) минимальная таможенная стоимость товара.
На практике используется 1-й метод определения таможенной стоимости.
Наряду с определением таможенной стоимости товара, определяется страна происхождения товара с целью осуществления тарифных и нетарифных мер, направленных на урегулирование ввоза товаров на таможенную территорию и их вывоза за пределы этой территории. Страной происхождения товара считается страна, в которой он был полностью произведён или подвергнут достаточной переработке. Страной происхождения товара могут считаться также группа стран, таможенный союз стран, часть страны, если есть необходимость в их выделении в целях определения происхождения товара.
Товарами, полностью произведёнными в данной стране, признаются:
а) полезные ископаемые, добытые на её территории;
б) растительная продукция, выращенная или собранная на её территории;
в) живые животные, родившиеся и выращенные в стране;
г) продукция охотничьего и рыболовного промыслов, полученная в стране;
д) продукция, полученная с применением высоких технологий на космических судах, принадлежащих данной стране,
е) вторичное сырьё и отходы, образующиеся в процессе производственных операций, осуществляемых в стране;
Если в производстве товара участвовали две или более двух стран, его происхождение определяется на основании критериев достаточной переработки товара, а именно:
а) изменение его товарной позиции по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырёх знаков, произошедшее в результате переработки товара;
б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения являлась страна, где были осуществлены эти операции;
в) изменение стоимости товара, если доля стоимости использованных для его производства материалов составляет не менее 45 %.
Для подтверждения происхождения товара таможенный орган вправе потребовать у декларанта сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что страной происхождения данного товара является соответствующая страна.
Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами необходимыми для их оформления таможенным органом.
При импорте товара на таможенную территорию сертификат о его происхождении предъявляется в обязательном порядке, если:
стране происхождения товара Республика Молдова предоставляет льготный режим по таможенному тарифу;
ввоз товаров из соответствующей страны регулируется количественными ограничениями или иными мерами регулирования внешнеторговой деятельности.
это предусмотрено законодательством в области охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей.
Если у таможенного органа есть основания полагать, что декларируемые сведения о происхождении товара недостоверны.
Хозяйствующие субъекты-резиденты Республики Молдова, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, обязаны осуществлять импорт в течение 90 календарных дней со дня перечисления денежных средств за товар.
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Осуществление импортных операций тесно связано с валютными расчётами с поставщиками товаров и услуг. Резиденты имеют право открывать счета в иностранной валюте в уполномоченных банках Молдовы. Юридические лица имеют право владеть счетами в свободно-конвертируемой валюте. Резиденты не имеют права переводить средства со своих счетов в импортной валюте на счета нерезидентов (за исключением уполномоченных банков) кроме следующих случаев:
а) платежи производятся в рамках текущих международных операций;
в) целью платежей является погашение долга в иностранной валюте, зарегистрированного Национальным банком Молдовы.
По поручению экономических агентов-резидентов уполномоченные банки осуществляют платежи за импорт в порядке, установленном нормативными актами Национального банка Молдовы. Национальный банк Молдовы через банки отслеживает осуществление импорта товаров и услуг экономическими агентами-резидентами РМ, которые переводят денежные средства за импорт.
Юридические лица-резиденты могут производить платежи за границу, используя только безналичные формы расчётов при предоставлении документов, подтверждающих необходимость осуществления таких платежей.
На счета юридических лиц-резидентов, средства могут быть зачислены только в безналичном порядке.
Наличная иностранная валюта может быть снята со счёта только на:
а) командировочные расходы;
б) транспортные и таможенные расходы, связанные с командировкой;
Если вышеупомянутые средства не были использованы, то они возвращаются на валютный счёт с предоставлением банку разрешения на вывоз иностранной валюты за границу и/или декларации о ввозе иностранной валюты в Молдову.
На каждую экспортно-импортную сделку, произведенную на основе договора о купле-продаже, хозяйствующие субъекты должны заполнять декларацию о репатриации валюты или карточку платежа по установленной Национальным банком Молдовы форме, как для экспорта товаров, так и для перечисления денежных средств при импорте товаров.
Импорт товаров и услуг за денежные средства, осуществлённый хозяйствующими субъектами Республики Молдовы, выполнившими перевод денежных средств, отслеживается Национальным банком Молдовы через коммерческие банки на основании карточки платежа.
Контроль за полнотой импорта товаров осуществляется Министерством финансов на основании представляемой Таможенным департаментом информации об осуществленном импорте.
Установление нарушений и применение штрафных санкций осуществляются Министерством финансов. Штраф взимается в молдавских леях в бесспорном порядке, а взысканные суммы перечисляются в государственный бюджет.
Штрафные санкции отражаются в бухгалтерском учёте, как другие операционные расходы периода. В конце отчётного года суммы уплаченных штрафных санкций не признаются в качестве вычетов в целях налогообложения (ст.30 Налогового кодекса).
Порядок учёта платежей за импорт товаров и услуг, а также порядок контроля за выполнением условий платежа определены в инструкции Инструкции о контроле за платежами по импорту товаров, услуг. № 136 от 22.05.1998
Согласно инструкции платежи за импорт осуществляется только в безналичном порядке.
Возврат средств, перечисленных в аванс, на сумму неосуществленного импорта производится в валюте платежа или в другой свободно конвертируемой валюте. Возврат осуществляется на текущий счёт импортёра, как правило, в безналичном порядке, но допускается и наличная форма. При взносе наличных денежных средств для зачисления на счёт в банк представляется оригинал таможенной декларации, подтверждающей ввоз иностранной валюты.
Если валюта, в которой были возвращены денежные средства, отличается от валюты, в которой был осуществлён платёж за импорт, то при осуществлении контроля за возвратом денежных средств банк применяет курс Национального банка Молдовы на дату осуществления платежа за импорт.
По каждому заключённому Импортёром контракту оформляется Паспорт импортной сделки (далее ПСИ), подписанный одним уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счёт Импортёра, и который осуществляет расчёты за импортируемые товары по данному контракту по поручению импортёра. ПСИ оформляется в двух экземплярах.
Импортёр одновременно с заполненным и подписанным ПСИ представляет в банк импортёра оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи, копию контракта, на основании которого был составлен ПСИ, образец которого имеется в банке Импортёра.
Представленная в банк импортёра копия контракта приобщается в Досье по данному ПСИ.
Банк импортёра рассматривает предоставленные ему документы и подписывает подготовленные импортёром экземпляры ПСИ. Первый экземпляр ПСИ возвращается импортёру, что отражается в журнале и графе Исходящие.
Второй экземпляр ПСИ служит основанием для открытия банком импортёра Досье, в которое он помещается для хранения вместе с другими документами, поступающими в банк импортёра в связи с данным ПСИ.
С подписанием ПСИ банк импортёра принимает данный контракт на расчётное обслуживание и возлагает на себя обязательство по выполнению функции контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые по этому контракту товары.
Наличие хотя бы одного из следующих условий является для банка импортёра основанием для отказа в подписании ПСИ:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПСИ;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и нормативных актов РМ;
оформление ПСИ с нарушением требований;
наличие в контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортёрами по данному контракту;
наличие в контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых товаров в наличной форме при отсутствии разрешения (лицензии) НБМ на указанные операции;
отсутствие в контракте конкретных сроков поступления товаров на таможенную территорию РМ;
отсутствие в контракте конкретных сроков возврата денежных средств в иностранной валюте, переведённых в оплату импортируемых товаров при непоставке товаров в случае, если контракт предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию РМ.
Банк импортёра производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписного ПСИ.
После того, как товар прибыл, импортёр в течение 30 дней с даты, следующей за датой завершения таможенного оформления импортируемого товара на территории РМ, представляет в банк импортёра ксерокопию грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), подтверждающую завершение таможенного оформления соответствующей партии товара, заверенную подписью и личной печатью должностного лица таможенного органа. Указанная ксерокопия ГТД помещается банком импортёра в Досье.
Убедившись, что таможенное оформление товара произведено по данному ПСИ, банк импортёра проверяет соответствие платёжных инструкций, полученных от импортёра, данным ПСИ и ГТД в части стоимости ввезённой товарной партии и сроков её оплаты.
При превышении суммы, подлежащей переводу в соответствии с платёжными инструкциями импортёра, над суммой, указанной в графе 22 ГТД, или при получении банком импортёра инструкций по оплате товара ранее предусмотренного контрактом срока, банк импортёра извещает импортёра о необходимости привести его платёжные инструкции в соответствие с данными ПСИ и ГТД.
При отсутствии расхождений банк импортёра исполняет платёжные инструкции импортёра по оплате ввезённой в РМ партии товаров.
Если по условиям заключенного контракта предусмотрена обязанность импортёра оплатить импортируемые товары после их отгрузки, но оплата осуществляется до завершения таможенного оформления товара на территории РМ, банк импортёра до осуществления платежа должен получить комплект следующих документов:
оригинал коммерческого счёта-фактуры;
транспортный документ, удостоверяющий, что товары отправлены и конечный пункт назначения - пункт на территории РМ.
Счёт - фактура и транспортный документ должны относится к одним и тем же товарам, указанным в счёте-фактуре и транспортном документе.
Банк импортёра проверяет соответствие платёжных инструкций, полученных от импортёра, данным ПСИ, счёта - фактуры и транспортного документа (стоимость ввозимой товарной партии, форма расчётов, срок оплаты). При отсутствии расхождений банк импортёра исполняет платёжные инструкции импортёра по оплате импортируемой партии товаров.
При обнаружении расхождений банк импортёра извещает импортёра о необходимости привести его платёжные инструкции в соответствие с документами, а после внесения изменений в платёжные инструкции выполняет их.
Копии поступивших в банк импортёра коммерческих документов, после их регистрации в журнале, направляются в соответствующее Досье.
Таким образом, введение валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары является логическим продолжением проводимой работы по созданию в РМ комплексной системы валютного контроля.
ФОРМЫ РАСЧЁТОВ ПО ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В международной практике торговых отношений существует несколько методов платежей, различающихся в зависимости от взаимного доверия торговых партнёров и роли, которую призваны в каждом конкретном случае играть банки при международных расчётах продавцов и покупателей.
Авансовый платеж - наиболее безопасный метод платежа для экспортёра - получение полной оплаты авансом перед отгрузкой товара. Авансовый платёж означает, что экспортёр, не предоставляя покупателю никакого кредита, не должен сам финансировать эту продажу на период и поэтому не должен вкладывать денежные средства в оборотный капитал для экспортной торговли. Авансовый платёж обеспечивает экспортёру практически полную безопасность. Но он представляется исключительно опасным для импортёра, поскольку может появиться риск невыполнения обязательств поставщиком.
Оплата после отгрузки - предоставляет определённую защиту экспортёрам. Существование специальных документов на отгруженный товар, по которым экспортёр не теряет права собственности на него, позволяет поставщику придерживать документы у себя до тех пор, пока не будет получен платёж. Если даже платеж не получен после отгрузки, экспортёр не теряет права распоряжаться товаром до тех пор, пока документы на товар находятся у него.
Торговля по открытому счёту - Расчёты по открытому счёту в международной торговле предусматривают предоставление документов, минуя банк, и оплату импортёром сумм по контракту на открытый счёт в сроки, установленные по предварительному соглашению сторон. Торговля по открытому счёту представляет собой продажу в кредит. Такой метод платежа применяется между компаниями, состоящими в длительных деловых взаимоотношениях и при систематических поставках; между материнской компанией и её дочерними структурами. Экспортёру такая форма расчёта может быть выгодна при условии взаимности, когда контрагенты попеременно выступают в роли покупателя и продавца. При односторонних поставках расчёты по открытому счёту применяются крайне редко.
Инкассо - получение, передача и предъявление для платежа векселя, тратты инкассирующим банком для клиента и последующее направление результирующих денежных средств на счёт этого клиента. При этом банк не гарантирует надлежащую оплату экспортёру за поставленный покупателю товар или оказанную услугу. Банки в большой мере отвечают за проверку того, имело ли место инкассирование финансовых документов. Банк обрабатывает финансовые и, если требуется, коммерческие документы только на основании полученных указаний.
По мере отгрузки товаров в адрес импортёра иностранный контрагент представляет документы на отгруженный товар своему банку - ремитенту, который и направляет их в представляющий и инкассирующий банк. При обработке документов необходимо тщательно сверять документы с банком инкассо. В случае полного соответствия на инкассовом поручении ставится штамп: «Взято на учёт в банке (срок оплаты, подпись исполнителя)». Инкассовые документы остаются на хранении в представляющем банке. Банки, участвующие в расчётах по инкассо, выступают в роли посредников и не несут никакой ответственности за неуплату. Их обязанности ограничиваются тем, что они должны предоставить импортёру документы для представления к оплате. В случае неплатежа банк импортёра должен известить об этом доверителя или его банк. Инкассовая форма расчётов более выгодна импортёру, поскольку банки защищают его право на товар до момента оплаты документов. Право на товар импортёру дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты. Инкассовая форма расчётов выгодна импортёрам потому, что подразумевает оплату действительно поставленного товара, а расходы по проведению инкассовой операции относительно невелики.
Аккредитив - в большой степени отвечает интересам экспортёров. После заключения контракта (договора купли-продажи) экспортёр подготавливает товар к отгрузке, о чём извещает импортёра. Получив извещение, покупатель направляет своему банку поручение на открытие аккредитива, в котором указывает все необходимые его условия. Банк - эмитент (т.е. который открывает аккредитив) отправляет аккредитив экспортёру, в пользу которого он открыт, через банк обслуживающий последнего, в задачу которого входит извещение (авизование) аккредитива экспортёру. Далее аккредитив передаётся экспортёру, который проверяет его на предмет соответствия условиям контракта. Экспортер в установленные сроки совершает отгрузку товара и, получив транспортные документы от перевозчика, представляет их вместе с другими документами (счётами, спецификациями, сертификатами) в свой банк. После их проверки банк отсылает их банку-эмитенту для оплаты. Получив документы, эмитент проверяет их, после чего переводит сумму платежа банку экспортёра, дебетуя счёт импортёра.
Банк - экспортёра зачисляет выручку бенефициару, импортёр же, получив от банка эмитента документы, вступает во владение товарами.
Чек - вид ценной бумаги, денежный документ строго установленной законом формы, содержащий приказ (в письменной форме) владельца счёта (чекодателя)банку чекодателя о выплате держателю чека означенной в нём суммы денег по его предъявлении или в течение срока, установленного законодательством. Чек может выступать в качестве платёжного средства. Однако долг чекодателя остаётся в полной силе до момента оплаты банком чека наличными средствами или зачисления суммы чека на текущий счёт предъявления. Чек не является элементом кредитования и подлежит оплате, поэтому срок его обращения ограничен.
Переводной вексель - представляет собой письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (должника) плательщику уплатить определённую сумму денег в определённый срок и в определённом месте векселедержателю (получателю) или его приказу. Вексель выполняет не только функции средства платежа, кредитных денег, но и сам является объектом купли-продажи, учёта залога.
Платежи посредством банковской тратты - Банковская тратта представляет собой чек, выписанный банком на один из своих банковских счетов. Если фирма желает заплатить поставщику посредством банковской тратты, она выдаёт письменное требование своему банку на предоставление тратты. Банк дебетует счёта фирмы и передаёт тратту ответственному представителю фирмы. Тратта должна быть отослана поставщику. Иными словами, именно клиент банка отвечает за пересылку тратты. Банк проинформирует банк поставщика о выдаче этой тратты и попросит его дебетовать свой счёт, когда эта тратта будет представлена поставщиком. В итоге поставщик представит тратту в банк на оплату, банк выполнит платежи и дебетует счёт банка фирмы.
Почтовый перевод - (почтовое платёжное поручение) представляет собой письменное платёжное поручение высылаемое одним банком другому (зарубежному), которое может быть аутентифицировано, как подписанное соответствующим должностным лицом в высылающем банке и представляет собой указание другому банку выплатить определенную сумму денег указанному бенефициару. Почтовый перевод посылается банком, выдавшим распоряжение, в зарубежный банк по авиапочте. В отличие от банковской тратты почтовый перевод высылается самим банком другому банку, а не клиентом банка зарубежному поставщику. Поскольку почтовый перевод посылается авиапочтой, это более быстрый метод платежа, чем банковская тратта. Но за последние годы письма-распоряжения практически утратили своё значение по причине недостаточной надежности, а также в связи с довольно высокими затратами на обработку. В условиях развития систем телекоммуникаций почтовый перевод постепенно уступает место более прогрессивным и современным методам платежей.
Телеграфный перевод -(телеграфное или телексное платёжное поручение). Процедура проверки та же, что и почтовых переводов, только инструкции высылаются по телеграфу или телексу, а не авиапочтой. Преимущество телеграфного перевода перед почтовым ещё состоит в том, что не существует опасности задержки или утери инструкций на почте. Но подлинность инструкции телеграфного перевода нельзя установить посредством проверки подписи; это делают при помощи «контрольного ключа» или «кодового слова»- специального цифрового кода, по которому банк - корреспондент проверяет идентичность отправителя данного сообщения, а также сумму платежа, наименование валюты, дату отправления указанные в этом сообщении. После проверки банк отправляет телекс банку бенефициара, который дебетует счёт банка и кредитует счёт бенефициара, поставщик (бенефициар) по получении кредитового авизо (выписки состояния счёта), уверенный, что покупатель выполнил свои обязательства, приступает к исполнению контракта.
На сегодняшний день в крупных западных банках по каналам телексной связи осуществляется до 10 % общего числа платёжных поручений.
Денежные переводы по системе SWIFT-в настоящее время получают всё больше распространение. Скорость их прохождения намного выше, чем обычных телеграфных, т.к. они имеют не только специфический формат, что ускоряет их обработку или не требует её вовсе, но и производятся на специальном оборудовании, позволяющем осуществлять платежи в автоматическом режиме между банками-участниками системы в течение нескольких минут. Время пробега сообщения приоритета N (normal) - до 20 минут, приоритета U (urgent) - до 3 минут.
Приоритетные сообщения системы SWIFT называются международными экспресс-переводами. Различие между простым и срочным сообщениями системы SWIFT состоит в скорости действий по выполнению расчётов, а не во времени, которые требуются для передачи сообщения. Банки в праве обрабатывать сообщения приоритета N в течение 3 банковских дней, U - 1 дня.
Главные достоинства SWIFT - быстрота операций; защита их от злоупотреблений и ошибок при помощи специальных шифров, общего для всех участников системы стандарта; минимальный риск при передаче сообщений, ускорение связи между банками. SWIFT - прообраз электронной обработки данных для мировой бездокументарной платёжной системы.
На ООО Tip Top используется 2 формы расчётов:
авансовое перечисление;
товарный кредит.
Авансовые перечисления осуществляются посредством платёжного поручения, (Приложение) через которое осуществляются расчёты за отпущенные товары. Поручение принимается банком-плательщиком в течение 10 дней со дня его выписки. При этом день выписки поручения в расчёт не принимается.
Поручение составляется плательщиком на бланке установленной формы в 4 экземплярах. Подписи и оттиск печати представляются на первом экземпляре.
й экземпляр поручения служит основанием для списания суммы поручения со счёта плательщика и подшивается в папку с документами для банка - плательщика. 2й и 3й экземпляры направляются через Расчётный центр банку-бенефициару, где 2й экземпляр служит основанием для зачисления суммы поручения на счёт бенефициара и подшивается в папку с документами для банка-бенефициара. 3й экземпляр вместе с выпиской со счёта вручается бенефициару.
й экземпляр поручения вместе с выпиской со счёта вручается плательщику.
Поручение принимается банком - плательщиком к исполнению только при наличии достаточных денежных средств на счёте плательщика для списания её в полной сумме.
При частичной оплате поручения банк оформляет мемориальный ордер, где указывается вся информация из данного поручения и сумма, которая может быть оплачена.
Мемориальный ордер оформляется в 4й экземплярах, предназначение которых аналогично экземплярам платёжного поручения.
Платёжное поручение должно содержать следующие реквизиты:
а) номер платёжного поручения, число, месяц, год его выписки;
б) наименование банка-плательщика и банка - бенефициара, код банка и его местонахождение;
в) наименование плательщика и бенефициара, номер его счёта в банке;
г) фискальный код предприятия, выписавшего расчётный документ;
д) сумма платежа, обозначенная цифрами и прописью;
е) назначение платежа (номер и дата договора или другого документа, который подтверждает отгрузку товара);
ж) подписи и оттиск печати предприятия, выписавшего платёжное поручение, проставляются на 1 экземпляре. Подписи должны соответствовать образцам подписей и оттиску печати, указанных в «Карточке образцов подписей и оттиска печати», переданных банку.
На каждый платёж импортёр на основе заключённого с нерезидентом контракта по импорту товаров составляет карточку платежа.
Карточка платежа - это документ валютного контроля за репатриацией товаров за которые были осуществлены платежи по импорту. Она оформляется на предприятии «Tip Top» и банком.
Импортёр заполняет пункты 1-7 карточки платежа.
В пункте 1 указывается фискальный код импортёра.
В пункте 2 - наименование импортёра и его реквизиты.
В пункте 3 - наименование, код страны и почтовый адрес нерезидента, который непосредственно поставляет товары, и нерезидент, которому осуществляются платежи.
В пункте 4 - номер и дата контракта, по которому осуществляется платёж;
В пункте 5 - указывается информация об осуществляемом платеже, на который составляется данная карточка платежа (сумма подлежащая уплате, код валюты);
В пункте 6 - указываются другие данные, не отражённые в предыдущих пунктах, но необходимые для осуществления контроля по платежу.
Пункты 8 и 9 заполняются банком. Банк несёт ответственность за достоверность данных, указанных в пунктах 8 и 9 карточки платежа, заверенных подписью ответственного лица банка и печатью банка.
В подпунктах 9.1. и 9.2. указывается информация из таможенных деклараций по импорту.
В подпункте 9.3. указываются информация о возврате средств на счёт импортёра.
В пунктах, где отсутствует информация, проставляются прочерки.
В карточке платежа не допускаются подчистки. Подписи и печати импортёра и банка проставляются на каждом экземпляре карточки платежа.
Торговые кредиты предоставляются ООО «Tip Top» в связи с тем, что с некоторыми поставщиками предприятие давно работает, зарекомендовало себя с положительной стороны. Более того, ООО «Tip Top» является официальным дилером в Республике Молдова таких крупных фирм Stinol, Gefrst, Atlant. По истечении данного срока процедура оплаты такая же, как и при авансовом перечислении.
В Молдове на основе Закона о национальном банке Молдова (№ 548-XIII от 21.07.1995), Закона о финансовых учреждениях (№ 550-XIII от 21.07.1995) и действующих нормативных актов Национального банка Молдова разработана Инструкция о контроле за платежами по импорту товаров, услуг.
До представления в банк платёжных документов импортёр, на основе заключённого с нерезидентом контракта по импорту, составляет на каждый платёж карточку платежа. Если валюта цены контракта не соответствует валюте платежа, то в карточке импортёр указывает информацию из контракта о курсе пересчёта валюты цены в валюту платежа или о методе определения этого курса.
Платежи за импорт товаров, услуг осуществляются в виде авансового платежа или последующей оплаты.
Банк осуществляет платежи за импорт при условии представления импортёром следующих документов:
а) оригинала и копии контракта по импорту;
б) карточки платежа в двух экземплярах;
в) платёжных документов с информацией о данной операции, включая номер и дату контракта, и другие необходимые документы в зависимости от используемой формы международных расчётов (аккредитив, инкассо);
г) в случае последующего платежа за импорт - при оплате товаров - оригинал и копия 5.го экземпляра таможенной декларации по импорту;
д) расчёт курса - в двух экземплярах, подписанных руководителем, главным бухгалтером и заверенных печатью импортёра.
После проверки и осуществления процедур, описанных ниже банк возвращает клиенту оригиналы документов. Копия акта приёмки таможенной декларации на импорт, заверенная ответственным лицом банка, остается в банке и прилагается к карточке платежа.
Копия контракта по импорту, заверенная ответственным лицом банка, остаётся в банке в досье клиента.
При открытии аккредитива банк требует от импортёра представления документов, указанных в пунктах а) и б), одновременно с предоставлением заявления на открытие аккредитива. Банк заполняет и визирует карточку платежа в день осуществления платежа в пользу нерезидента.
До осуществления платежей за импорт товаров, услуг ответственное лицо банка проверяет соответствие данных из платёжных документов данным контракта и приложений к нему.
Приняв карточку платежа, ответственное лицо банка проверяет:
соответствие номера карточки платежа фискальному коду импортёра;
соответствие данных из карточки платежа данным контракта и платёжных документов, представленных импортёром;
соответствие подписей и оттиска печати импортёра на карточке платежа и оттиску печати из карточки их образцов, которая находится в юридическом деле клиента;
идентичность всех данных на всех экземплярах карточки платежа.
После осуществления соответствующих отметок и в случае полного соответствия всех данных ответственное лицо банка визирует и заверяет печатью банка все экземпляры карточки платежа.
После визирования карточка платежа регистрируется банком в реестре учёта карточек платежа, который должен быть прошнурован и заверен подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью банка. Запрещается аннулирование зарегистрированной карточки платежа.
Банк осуществляет платежи по импорту только после визирования карточки платежа и её регистрации.
Визируя карточку платежа, банк подтверждает, что платёж осуществляется со счёта импортёра в пользу нерезидента в валюте и сумме, указанной в карточке платежа.
Затем банк осуществляет контроль на основе карточек платежа. В случае осуществления последующего платежа за импорт товаров на обороте 5 экземпляра таможенной декларации на импорт банк указывает дату, сумму, код перечисленной валюты, код и наименование банка и передаёт а Национальный банк Молдовы первый экземпляр карточки платежа с приложенной копией таможенной декларации по импорту.
В случае осуществления авансового платежа за импорт товаров и услуг банк в целях осуществления контроля оставляет себе первый экземпляр карточки платежа.
При возврате на текущий счёт импортёра денежных средств, перечисленных нерезиденту (в аванс или по неправильным реквизитам) за импорт товаров и услуг, ответственное лицо банка делает соответствующие отметки в карточке платежа.
В случае возврата платежа безналичным путём к карточке платежа прилагается копия (заверенная банком) платёжного документа банка - корреспондента, через который были возвращены средства.
При возврате авансового платежа на счёт, открытый в другом банке, импортёр предоставляет в банк, в котором находится счёт импортёра, подтверждение о получении этих средств на счёт, выданное банком, в который был возвращён авансовый платёж по данной карточке платежа. В подтверждении должны быть указаны наименование валюты и возвращенная сумма, плательщик, банк плательщика, бенефициар, номер и дата контракта, способ возврата (безналичным путём или наличными), сумма комиссионных, удержанных банком-корреспондентом, и дата зачисления средств на счёт. Подтверждение должно быть подписано руководителем, главным бухгалтером банка и заверено печатью банка.
Банк, выдающий упомянутое подтверждение, регистрирует его в специальном журнале Подтверждения по импорту, прошнурованном, пронумерованном и заверенном подписью руководителя и печатью банка.
Копия подтверждения подшивается в отдельное досье банка. Еженедельно банк представляет НБМ список карточек платежа и список возвращённых платежей, к которым прилагаются первые экземпляры карточек платежа.
В случае закрытия счёта импортёра в связи с ликвидацией импортёра карточка платежа включается в список карточек платежа и передаётся в Национальный банк Молдовы.
Суммы, указанные на обороте оригинала 5-го экземпляра таможенной декларации по импорту/акта приемки, не могут превышать сумму, указанную в таможенной декларации по импорту.
Копия 5-го экземпляра таможенной декларации по импорту передаётся Национальному банку Молдовы, должна содержать все записи, сделанные на обороте оригинала 5-го экземпляра таможенной декларации по импорту.
Для осуществления полного контроля за импортом товаров Таможенный Департамент представляет НБМ до 20 числа каждого месяца реестры таможенных деклараций по импорту. Контроль, осуществляемый НБМ, происходит исходя из суммы платежа за импорт товаров, услуг, переведённой банком импортёра со счёта последнего, и стоимости фактически импортированных товаров или сумм возвращённых денежных средств по упомянутым платежам. Контроль за импортом товаров осуществляется на основе данных из карточек платежа и других документов, полученных от банков, из реестров таможенных деклараций по импорту, полученных из Таможенного Департамента и других документов.
Если валюта цены контракта и валюта платежа не совпадают и в контракте не оговорен курс пересчёта валюты цены в валюту платежа или метод определения этого курса, то при осуществлении контроля за репатриацией, товаров - услуг банк и Национальный банк Молдовы применяют официальный курс Национального банка на дату осуществления платежа.
По результатам осуществленного контроля Национальный банк Молдовы передаёт Центру по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией информацию, которая включает данные о нерепатриации импортёрами в сроки, установленные законом, товаров, услуг, денежных средств, а также данные о случаях, по которым Национальный банк Молдовы по разным причинам не может принять решение о закрытии репатриации. Информация представляется до 10 числа каждого месяца.
По результатам осуществленного контроля НБМ передаёт Министерству Финансов Республики Молдова информацию о контроле за платежами по импорту товаров, услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вхождение Республики Молдова в Мировую экономику требует совершенствования бухгалтерского учёта в области внешнеэкономической деятельности.
Импорт товаров это один из основных видов внешнеэкономической деятельности. Импорт позволяет обеспечить достаточное снабжение республики необходимыми товарами, которых не может дать собственная земля. Следовательно, Государство получает некоторые преимущества от импорта. Однако нельзя пренебрегать риском, который возникает при обращении к зарубежным товаром.
Импортироваться должны товары, которые не производит местная промышленность, защищая таким образом, национальный рынок.
Недостаточное знание специфики проведения внешнеторговых операций - это одна из основных причин неверного отражения подобных операций в учёте. Именно специфика осуществления внешнеторговых операций позволяет выделить их в отдельное направление хозяйственной деятельности организации. Можно выделить следующие отличительные особенности осуществления внешнеторговых операций:
регулирование внешнеторговой деятельности большим количеством нормативно - правовых актов;
в обязательном порядке продавец товара находится за границей, следовательно, товар должен пересечь таможенную границу Республики Молдова;
расчёты между продавцом и покупателем в подавляющем числе случаев, осуществляются в свободно - конвертируемой валюте;
потребность в несении большой суммы затрат, необходимых для продвижения товара от продавца к покупателю;
потребность в привлечении большого количества разного рода организаций, оказывающих услуги по продвижению импортного товара.
Каждая из вышеперечисленных особенностей оказывает влияние на порядок отражения внешнеторговых операций в бухгалтерском учёте.
Необходимость пересечения таможенной границы Республики Молдова требует дополнительного отражения в учёте таможенных пошлин и платежей.
Осуществление расчётов по внешнеторговым операциям в валюте приводит к необходимости вести бухгалтерский учёт курсовых разниц, возникающих в результате несовпадения момента оплаты и момента выполнения обязательств по поставке товара.
Большая сумма затрат, связанных с осуществлением импортных торговых операций требует ведения такого учёта, который бы обеспечивал полное и своевременное отражение всей суммы таких затрат.
Основным вопросом учёта во внешнеторговых операциях по импорту товаров является формирование полной стоимости импортного товара. Именно полная стоимость импортных товаров играет существенную роль при формировании финансового результата от их последующей реализации. Чем точнее будет определена полная стоимость импортных товаров, тем достовернее будет финансовая отчётность предприятия.
Для достижения достоверности отчётности необходимо обеспечить максимальное полное отражение затрат, связанных с приобретением импортного товара, на момент составления отчётности предприятия. Основным нормативным документом, регулирующим основные правила формирования в учёте стоимости товарно-материальных запасов, является национальный стандарт бухгалтерского учёта НСБУ 2 «Товарно-материальные запасы», который устанавливает только общий подход к формированию стоимости товаров в бухгалтерском учёте, который заключается в сборе всех затрат, которые имеют отношение к приобретению товара и добавление их к цене, по которой товар был приобретён у покупателя. Но общий подход не может охватить все проблемы, возникающие в практике хозяйственной деятельности организации, что зачастую вызывает отход от основных принципов формирования стоимости товаров в тех случаях, когда бухгалтер сталкивается с проблемами, вызванными спецификой деятельности предприятия, сложностями документооборота и особенностями законодательства.
При написании дипломной работы на примере ООО «Tip Top» были отражены наиболее важные аспекты импортных операций с учётом таможенного и валютного регулирования. Был рассмотрен порядок отражения импортных операций в бухгалтерском учёте и учёт формирования полной стоимости импортных товаров.
В процессе своей хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Tip Top» находится в неразрывной связи со своими поставщиками, бюджетом, работниками. Бухгалтерский учёт ведется на предприятии в соответствии с требованиями национальных стандартов бухгалтерского учёта, о чём свидетельствуют результаты проверок со стороны налоговых органов и комиссии по проверке правильного применения национальных стандартов. В целом ООО «Tip Top» можно охарактеризовать как рентабельное предприятие, которое играет успешную роль на рынке Молдовы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Законы Республики Молдова, Постановления Правительства Республики Молдова.
2.Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности № 1031 - XIV от 08.06.2000 (Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 119-120) № 838 din 21.09.2000, с последующими изменениями и дополнениями).
.Закон о таможенном тарифе № 1380 от 20.11.1997 (Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 40-41) № 286 din 07.05.1998, с последующими изменениями и дополнениями).
.Налоговый Кодекс (Раздел III - Налог на добавленную стоимость) № 1415-XIII от 17.12.1997 (Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 40-41) № 288 din 07.05.1998, с последующими изменениями и дополнениями).
.Закон о регулировании репатриации денежных средств, товаров и услуг, полученных в результате внешнеэкономических сделок № 1466 от 29.01.1998 (Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 28-29) № 203 din 02.04.1998, с последующими изменениями и дополнениями).
.Закон с сертификации № 652 - XIV от 28.10.1999 (Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 12-13) № 62 din 03.02.2000, с последующими изменениями и дополнениями).
.Закон о зонах свободного предпринимательства № 440-XV от 27.07.2001 (Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 108-109) № 834 din 06.09.2001, с последующими изменениями и дополнениями).
.Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.1980 (Постановление Парламента РМ №115 - XIII от 20.05.1994).
.Закон о ветеринарной деятельности № 1538 - XII от 23.06.1993 (Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 8/239 от 30.08.1993) с последующими изменениями и дополнениями.
.Закон о фитосанитарном карантине № 506 - XIII от 22.06.1995 1999 (Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 38-39) № 427 din 14.07.1995, с последующими изменениями и дополнениями).
.Закон о бухгалтерском учёте № 476-XIII 1999 Мonitorul Оficial al Republicii Moldova nr. 28 от 25.06.1995, с последующими изменениями и дополнениями.
.Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (Постановление Парламента РМ № 1318-XII от 02.03.1993)
.Регламент о безналичных расчётах в РМ № 25/11-02 от 12.07.94(Мonitorul Оficial al Republicii Moldova №63 от 26.09.96), с последующими изменениями и дополнениями.
.Регламент по валютному регулированию на территории РМ - Протокол № 2 от 13.01.1994 МО РМ № 54-55 от 18.06.1998, с последующими изменениями и дополнениями.
.Инструкция о контроле за платежами по импорту товаров, услуг №136 от 22.05.98.
.Международные правила толкования торговых терминов «Incoterms 2000» - утверждён международной торговой палатой № 560, сентябрь 1999 г.
.Настольная книга экспортёра - импортёра.
.Аксюк В.А., Чаврарь М.И. - Кишинэу: 2001 - 695 с.
.Д.М. Михайлов - Москва: ФБК - Пресс, 1998-385 с.
.Финансовый учёт. Под ред. А.Д. Недерица - Кишинэу, 2000 - 480 с.
.Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. Ноздрева Р.Б., Мясоедов О.П., Синецкий Б.И. - М., Инфра-М, 2000 -240 с.
.Бухгалтерский учёт в торговле. Я.В. Соколов, А.Д. Зыков - Москва: Экономика, 1986 - 432 с.
.В помощь участнику внешнеэкономической деятельности. В. Тостоган - Кишинэу, 2002 г. - 368 с.
.Бухгалтерский учёт товаров и расходов в торговле. Т. Тухарь - Кишинэу: МЭА, 2002. - 222 с.
.И. Захарченко, Т. Присакар. Экспортно-импортные операции: бухгалтерские и налоговые аспекты /Contabilitate şi audit/ 1999, №11 (с.10-22), №12 (с.9-25).
.Л. Кауш -Цапу, С. Яровая -Чебан, П. Тостоган. Вопросы учёта и вычета стоимости импортируемых товаров. /Contabilitate şi audit/ 2003, №4 (с.16-19).
.Н. Курагэу, Е. Паик. Особенности формирования цены и учёта импортируемых товаров. /Contabilitate şi audit/ 2001, №8 (с.8-14).
.Н. Стратулат, Е. Немишева. Методы текущей оценки товаров в розничной торговле. /Бухгалтерские и налоговые консультации/ 2000, №4, с.31-49.