Украинский танец
Ульяновское Училище
Культуры
РЕФЕРАТ
По предмету
К.П.Т.
Украинский
танец
Автор –
студентка гр. 2 “ХП”
Архипова
Наташа
Преподаватель
Кыштымова Н.
И.
2000
Среди
богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц является
народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее
пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный народ
украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец занимает
особое место.
Украинский народный танец, также как и другие виды
народного творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа,
обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем
нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие
побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому
национальному характеру.
Танец Украины – то
задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство Украины, как
и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь украинского народа, его
в прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения Украины с Россией украинский народ
подвергался поработительным набегам, грабившим его материальные и духовные
богатства. Упорная, продолжительная из века в век борьба с крымскими татарами,
польской шляхтой, австро – венгерскими панами, наложила оттенок на все народное
творчество, в особенности на песенное и эпическое. Украинский народ, в силу постоянных
бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее
драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в
которых говорится о тяжелой женской доле. В силу необходимости постоянно
отражать набеги иноземцев, мужское население Украины, образовав Запорожье и
другие казачества, почти все время проводило в походах. На плечи женщин ложился
нелегкий труд и одиночество. Но с казачеством связана тема борьбы и воли,
непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые порождались
самой борьбой украинского народа за свою независимость. Тут же имеет место и
общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки, а с ними и весь
народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая своих врагов.
Сегодня народное искусство Украины по своим
отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 5
этнографических зон.
I – я зона – Центральная Украина. В нее входят
Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской,
север Днепропетровской и Запорожской областей. Этот район характеризует то, что
обычно принято считать общеукраинским. Здесь сложился общенациональный
украинский язык, путем слияния киевского и полтавского наречий. Танцем культура
этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и
прочие танцы, но разговор о них пойдет ниже, при детальном рассмотрении каждого
из этих танцев. Нужно отметить, что на создание украинской культуры
танцевальной, как и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних
народов: России, Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского ханства и др..
II – я зона – Полесье. Тут особенно сказывается
географическое положение этой зоны и ее климатические условия и соседство с
другими народами. Золотистая местность и по сей день нетронутые леса. особый
род занятий породили в этом краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги
танцев более мелкие, с прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения
танцев степной Украины. Наиболее распространенными в этих краях являются такие
танцы как “Крутняк”. Само название этого танца говорит за себя – это значит
крутиться, вертеться. Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только
большой круг встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки,
быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки, Также
распространен здесь и “полесский гопак”, который является разновидностью
общественного гопака.
В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север
Киевской и Житомирской, юго – восток Львовской и некоторые части других
областей. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое
влияние имеют Польша и Белоруссия.
III – я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к
Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в
себя Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго – запад Иваново –
Франковской областей. В этих местах издавна развивались овцеводство,
скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого
края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой
местности такие танцы как “Роман”, “Никола”, “Марина” и пр., которые чаще
всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень
распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.
IV – я зона – Карпаты. Наиболее в этнографическом
плане большая зона. Карпаты населяет множество больших и малых народов.
Культура здесь очень богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой.
Тут как нигде сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область
очень своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы,
верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою
песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой
богатой культуры составляет отдельную тему.
V – я зона – Крым с прилегающими к нему крайне
южными областями Украины. Сюда входят: Одесская, Симферопольская. юг
Запорожской и Днепропетровской областей, Николаевская область. Тут чувствуется
влияние татарской культуры, тат как эта территория была территорией Крымского
ханства. Из танцев, относящихся к украинским, здесь наиболее распространен
херсонский гопак. Это танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за
солью. Творчество чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для
развития украинских тенденций в Крыму.
Характеризуя общенациональные танцы Украины,
следует прежде всего отметить то, что на их развитие огромное влияние имели
обряды Украины, Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний –
порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами
русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на
Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами,
рождественские праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились
наследием еще языческой Руси. порождали массу ритуальных и обрядовых танцев.
Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки,
гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти
пляски известны под общим характеризующим названием – “Веснянка”. В них наряду
с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых. Удалы пляски парней с
девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины, является
гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был воинственный танец
запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам.
В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль. смелость. Часто изображались в
гопаке целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили:
“Казак пляшет, как на коне скачет”. У запорожских казаков гопак имел особое,
организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане казаков не
было единства фактов, когда в стане казаков не было единства в отношении плана
действия и когда все способы для достижения единства были исчерпаны, гетманы,
взяв в руки булаву – символ гетманской власти – выходили в круг и ,
предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из
казаков, который входил в круг плясать, тем самым давал согласие на повиновение
гетману. и часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак
стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и
на Сечи, его танцевали одни мужчины. но постепенно входят и женщины. Так он
постепенно приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас.
Очень сходен с гопаком и другой, посвященный
запорожским казакам украинский парный танец – “Казачок”, названный так народом
в честь своих защитников. Фактически это гопак, только в несколько упрощенной
форме. Казачок обязательно и всегда танцевали парами, и ,вследствие участия в
нем девушек, казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.
Украинское искусство, восприняв лучшие традиции
украинского народного танца и очистив это наследие от всего чужого, наносного,
непрестанно пополняет его новыми выразительными средствами, обогащает
хореографический язык. Разнообразие хореографических средств, глубина образов и
сюжетов, богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому
танцу необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью
многонационального хореографического искусства.
Движение 2 — «тынок» («падебаск»)
Исполняется на один такт. Исходное
положение ног:
третья позиция, правая нога впереди.
На «затакт и» — слегка присесть на
всей ступне левой ноги, поднять невысоко вперед правую ногу, свободную в колене,
затем сделать перескок с
левой ноги на правую. В момент
перескока правая нога слегка отводится вправо, описывая в воздухе небольшую
дугу (рис. 25а).
На «раз» — опуститься на правую ногу вперёд и чуть вправо,
колено присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед, колено свободно,
подъем вытянут, но не напряжен (рис, 256).
На «и» — переступить на левую ногу на
полупальцы, спереди-накрест правой ноги (рис. 25б).
На «два» — переступить на правую
ногу позади левой на всю ступню, слегка сгибая ногу в колене. Левая нога поднимается
невысоко вперед (рис. 25г).
На «и» — перескочить с правой ноги на
левую, как на «затакт».
Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой или
слегка поворачивается то правым, то левым плечом вперёд. Во время исполнения
«тынка» с правой
ноги корпус поворачивается левым
плечом вперед, при исполнении «тынка» с левой ноги корпус поворачивается
правым плечом вперед.
Движение 15— «веревочка»
Исполняется на один такт.
Исходное положение ног: третья
позиция, правая нога впереди.
На «затакт и» — слегка подскочив,
проскользнуть вперед на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая
нога, согнутая в колене, поднимается спереди около левой ноги и переводится
назад за левую ногу, колено направлено в сторону и слегка вперед, подъем
вытянут, но не напряжен
На «раз»—правая нога опускается на низкие полупальцы позади
левой ноги в третью позицию, колено свободно или слегка присогнуто.
На «и» — с чуть заметным подскоком проскользнуть вперед на
правой ноге. Левая нога поднимается спереди и переводится назад за правую
ногу, как на «затакт».
На «два» — левая нога опускается на низкие полупальцы позади
правой ноги, как на счет «раз».
На «и»—.повторить движение на «затакт».
«Веревочка» исполняется на месте или
с продвижением назад.
Движение 18 — «выхилясник»
Исполняется
на один такт.
Исходное положение ног: шестая
позиция, носки чуть разведены в стороны.
На «раз» — слегка подскочив, опуститься на всю ступню левой
ноги, колено слегка присогнуто. Одновременно правая нога становится невыворотно
на носок правее левой ноги, колено присогнуто и направлено влево, пятка—вправо.
Корпус слегка поворачивается правым плечом вперед, голова повернута к правому
плечу (рис. 28а).
На «и» — пауза.
На «два» — второй подскок на всей ступне левой ноги,
колено согнуто. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно
становится на каблук вперед и чуть вправо. Корпус слегка поворачивается левым
плечом вперед, голова поворачивается к левому плечу (рис. 286).
На «и»— пауза.
С началом следующего такта
исполнитель перескакивает на правую ногу и выполняет «выхилясник» левой ногой
по тому же принципу.
«Выхилясник» часто сочетается'с тройными притопами.
Движение 23 — «подбивка»
Исполняется на два такта.
Исходное положение ног: первая позиция.
На «затакт и» — раскрыть руки широко в стороны, взяв в каждую
руку по нескольку лент от венка. Поднять правую ногу невысоко вправо, левая
нога немного согнута в колене (рис.ЗОа)
1 такт
На «раз»—правую-ногу, немного согнув
в колене, приставить по шестой позиции к левой и перенести на нее тяжесть
корпуса, левую ногу слегка поднять от пола (рис. 306).
На «и»— переступить левой ногой влево во вторую «невыворотную»
позицию, ноги в коленях вытянуты, тяжесть корпуса на левой ноге (рис. ЗОб).
На «два»—соскочить на правую ногу, слегка присев на ней.
Левую ногу резко выбросить влево, носок и колено левой ноги вытянуть, нога чуть
поднята над полом (рис. ЗОг),
2 такт
На «раз» — приставить левую ногу по шестой позиции к правой и
перенести на нее тяжесть корпуса, немного согнув ее в колене, левую ногу слегка
поднять.
На «и» — переступить правой ногой вправо во вторую
«невыворотную» позицию. Ноги в коленях вытянуты, корпус остается на правой
ноге.
На «два» — соскочить на левую ногу, слегка присев на ней.
Правую ногу резко выбросить вправо, носок и колено правой ноги вытянуть, нога
чуть поднята над полом.
Движение
27 (женское) — «голубцы, с притопом»
Исполняется на два такта.
Исходное положение ног:
шестая позиция.
На «затакт и» — слегка
присев на левой ноге, поднять правую невысоко в сторону (рис. 32а).
1 такт
На «раз», — слегка
подскочив на левой ноге, подбить ею правую ногу, стукнув каблуками (рис.
326).
На «и» — с подскока опуститься на всю
ступню левой ноги, чуть отскакивая вправо и слегка приседая. Правая нога
отводится вправо и остается в воздухе, как на «затакт».
На «два» — второй подскок на левой ноге, подбивая правую
ногу, как на «раз».
На «и»—опуститься на всю ступню левой ноги, как на
счет «и» в первый раз (см. рис. 32а).
2 такт
На «раз» — невысокий перескок с левой ноги на правую с ударом
на всю ступню. Левая нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается
к правой.
На «и» — сделать притоп всей ступней
левой ноги около правой по шестой позиции, колени присогнуты.
На «два» - сделать притоп всей ступней правой ноги. Левая
нога поднимается невысоко влево.
На «и»—подскочить на правой ноге,
поднять левую, как на «затакт».
Движение продолжается с другой ноги.
Когда «голубец» выполняется с правой ноги, корпус слегка
наклоняется влево, левая рука поднимается в сторону, правая на талии, голова
поворачивается к правому плечу и слегка приподнимается. Во время притопа корпус
выпрямляется, голова поворачивается лицом к зрителю, руки кладутся на талию.
При движении с другой ноги направление корпуса и рук соответственно меняется.
Движение 51 — «присядка-растяжка»
Исполняется на два такта.
Исходное положение ног; первая позиция.
1 такт
На «раз и», «два и» — глубоко присесть на полупальцах обеих
ног.
2 такт
На «раз и», «два и» — невысоко подняться с приседания,
проскользнуть на каблуках в широкую вторую позицию, колени вытянуты, носки
подняты вверх, руки раскрыты во вторую позицию, корпус прямой (рис. 40).
Движение
56 — «метелочка»
Исполняется
на один такт.
Не поднимаясь с глубокого
приседания', исполнитель описывает то одной, то другой ногой полукруг вперед,
скользя внутренней стороной стопы по полу и переступая на эту ногу. «Метелочка»
выполняется с продвижением вперед, руки во второй позиции.
Исходное положение: глубокое
приседание по шестой позиции, руки во второй позиции.
На «раз» — не поднимаясь с глубокого приседания, сделать
правой ногой шаг вперед на полупальцы, тяжесть тела переходит на правую ногу
(рис. 41а).
На «и» — левая нога, скользя внутренней стороной стопы по
полу, описывает полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед,
колено присогнуто и направлено вперед (см. рис. 41а)
На «два» — не поднимаясь с глубокого
приседания, переступить на полупальцы левой ноги перед правой ногой, делая как
бы шаг вперед. Тяжесть тела переходит на'левую ногу (рис. 416).
На «и» — правая нога, скользя внутренней стороной стопы по
полу описывает полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед,
колено присогнуто и направлено. вперед (см. рис. 416).
Список литературы:
1)
Реферат.
Танцевальное искусство народов Украины.
2) Тамара Степановна Ткаченко, “Народный танец”
3) К. Василенко, Украинские танцы на клубной сцене.