Аудит операций по расчетному счету
Аудит
операций по расчетному счету
Прежде всего, аудитор устанавливает,
сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких
счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по
каждому из них.
Основная информация по расчетному
счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах.
Аудитор проверяет подтверждение каждой операции, отраженной в выписке,
соответствующими первичными документами. Такая взаимосверка должна сочетаться
с контролем по банковским документам сущности проведенных операций.
При этом аудитор может выявить:
• неправильное перечисление авансов
(при отсутствии дебиторов);
• перечисление денег в качестве
предоплаты по без товарным счетам и другим сомнительным операциям;
• расчеты с прочими дебиторами и
кредиторами без предварительно оформленных договоров;
• отсутствие в первичных документах
штампа банка;
• неправильное отражение в учете
операций, связанных с покупкой или продажей валюты;
• другие нарушения ведения банковских
операций.
На первое число каждого квартала
остатки по расчетному счету должны соответствовать сумме,; показанной по строке
252 баланса (ф. № 1).
Особое внимание должно быть обращено
на получение наличных средств из банка, их зачисление на счет 50
"Касса", а также на обратную операцию — перечисление наличных денег
на расчетный счет.
При использовании журнально-ордерной
формы учета основные регистры — журнал-ордер № 2 и ведомость по дебету счета 50
•— должны быть сверены с выписками банка, первичными документами и главной
книгой* Если учет ведется на ПЭВМ, то сверка осуществляется с соответствующими
регистрами (обычно оборотной ведомостью).
Аудит
операций по валютному счету
Для учета операций в валюте
предусмотрен счет 52, записи операций на котором ведут в валюте платежа
(доллары США, немецкие марки и т.д.) и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ
России, действующему на дату поступления (списания) средств.
Курсовые разницы по валютным счетам и
операциям в иностранной валюте отражаются обособление на счете 83 или 80 в
зависимости от принятой предприятием учетной политики.
Аудитор на основании журнала-ордера №
2' и ведомости по дебету счета. 52 проверяет данные выписок с соответствующими
датами по журналу и ведомости, а также правильность Проставления
корреспондирующих счетов и другие данные.
Аудитор проверяет, как зачислялась
валютная выручка от реализации и других валютных операций при совершении
внешнеэкономических операций. При этом к счету 52 могут быть открыты следующие
субсчета:
52-1'Транзитные валютные счета",
52-2 "Текущие валютные
счета",
52-3 "Валютные счета за
рубежом".
При проверке следует
руководствоваться инструкцией ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи
предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные
банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации" от 29 июня 1992 г. № 7 с учетом последующих изменений и
дополнений.
Продажа иностранной валюты
предприятия (включая обязательную продажу части валютной выручки) отражается
на счете 48 "Реализация прочих активов". При этом операции отражаются
на счетах следующим образом:
Д-т 48 — К-т 52-2 (или 57) —
балансовая стоимость проданной валюты и расходы по продаже валюты;
Д-т 51 — К-т 48 — сумма в рублях,
полученная за проданную валюту.
При покупке иностранной валюты ее
стоимость зачисляется на дебет счета 52-2 в сумме, определенной путем пересчета
иностранной валюты по курсу ЦБ России на момент зачисления в корреспонденции с
кредитом счета 51 (или 76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами").
Сумма превышения курса покупки
иностранной валюты над курсом ЦБ России отражается по дебету счета 23, 26 и др.
и кредиту счета 51, но учитывается при налогообложении.
Аудитор должен установить:
• законность открытия валютных
счетов;
• соответствие сумм по выпискам банка
суммам, отраженным в первичных документах;
• правильность осуществления
перевода, в рубли (соответствие курса перевода на определенную дату и др.);
• правильность отражения в учете
операций по продаже и покупке валюты;
• правильность отнесения расходов по
оплате услуг банка по конвертации, продаже валюты и др.;
• правильность расчета и отнесения
курсовых разниц;
• правильность перечисления авансов
за импортную продукцию.
На первое число каждого квартала
остатки по валютному счету должны быть равны строке 253 баланса (ф. № 1).
Какие уровни
включает система регулирования аудиторской деятельности в России?
1.
Пока не принят
закон об аудиторской деятельности применяются “Временные правила аудиторской
деятельности в Российской Федерации” (см. Приложение к к/р);
2.
Стандарт
аудиторской деятельности;
3.
Документы
регламентирующие стандарт аудиторской деятельности.
Принимая во внимание необходимость
безотлагательного установления правовых основ аудиторской деятельности как независимого
вневедомственного финансового контроля, на основании пунктов 2 и 3 Указа
Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом
регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской
Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Временные
правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее именуются -
Временные правила).
2. Установить, что:
Временные правила вступают в силу на
всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и
действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона
Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность;
ранее принятые акты органов государственного
управления и Центрального банка Российской Федерации, регулирующие аудиторскую
деятельность, должны быть в месячный срок приведены в соответствие с Временными
правилами.
Указом Президента РФ от 24 октября
1994 г. N 2004 Правительству РФ предоставлено право уточнять сроки осуществления
мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации,
предусмотренные пунктом 3 настоящего Указа О сроках проведения аттестации на право
заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации см. постановление
Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 15
3. Все физические лица, занимающиеся
аудиторской деятельностью, обязаны до 1 октября 1994 г. в соответствии с
Временными правилами пройти аттестацию на право осуществления указанной
деятельности.
Юридические лица (аудиторские фирмы)
и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудиторской деятельностью самостоятельно,
обязаны до 1 января 1995 г. в соответствии с Временными правилами получить
соответствующие лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Проведение аудиторской деятельности без
аттестации начиная с 1 октября 1994 г. и получения лицензий начиная с 1 января
1995 г. запрещается.
4. В целях организации
государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
образовать Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской
Федерации.
Положение о Комиссии по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации утверждено распоряжением Президента РФ от 4
февраля 1994 года N 54-рп
Указом Президента РФ от 24 октября
1994 г. N 2004 Правительству РФ предоставлено право уточнять сроки осуществления
мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации,
предусмотренные пунктом 5 настоящего Указа
5. Совету Министров - Правительству Российской
Федерации по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации:
а) утвердить до 1 февраля 1994 г.:
порядок аттестации на право
осуществления аудиторской деятельности;
порядок получения лицензии на осуществление
аудиторской деятельности;
Указанные документы утверждены
постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482
ставки оплаты работы аудиторов и
аудиторских фирм при проведении проверок по поручению органа дознания,
следователя, прокурора, суда и арбитражного суда, производимых за счет проверяемого
экономического субъекта либо за счет республиканского бюджета Российской
Федерации;
б) установить до 1 июля 1994 г. основные
критерии (систему показателей) деятельности экономических субъектов (в том
числе банков и кредитных учреждений - по согласованию с Центральным банком
Российской Федерации), бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит
обязательной ежегодной аудиторской проверке (начиная с годового отчета за 1994
год).
Основные критерии (система показателей)
деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая)
отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке утверждены
постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355
Указом Президента РФ от 24 октября
1994 г. N 2004 Правительству РФ предоставлено право уточнять сроки осуществления
мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации,
предусмотренные пунктом 6 настоящего Указа
6. Комиссии по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации по согласованию с Верховным
Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации и Генеральной
прокуратурой Российской Федерации представить до 1 октября 1994 г. Президенту
Российской Федерации для внесения на рассмотрение Федерального Собрания
Российской Федерации проект закона Российской Федерации, регулирующего
аудиторскую деятельность, а также проект закона Российской Федерации о внесении
соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации.
7. Внести настоящий Указ на рассмотрение
Федерального Собрания
Российской Федерации.
8. Настоящий Указ вступает в силу с
момента его опубликования.
Государственные органы, по поручению
которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для
ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность
аудиторов и членов их семей.
С согласия аудиторов проверка может проводиться
по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном
порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.
Оплата работы аудитора (аудиторской
фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя,
суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого
экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Советом Министров -
Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившейся
на рынке аудиторских услуг.
В случае отсутствия у экономического
субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства)
предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный
срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета Российской
Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по
иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет
имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).
В случае отказа или уклонения
экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной
оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению
государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств
республиканского бюджета Российской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо
по его ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в суд или
арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.
11. Аудиторская проверка не может
проводиться:
а) аудиторами, являющимися учредителями,
собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами
проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение
бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком
родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также
братья, сестры, родители и дети супругов);
б) аудиторскими фирмами:
в отношении экономических субъектов,
являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками,
а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями,
собственниками, акционерами;
в отношении экономических субъектов, являющихся
их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или
имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
в) аудиторами и аудиторскими фирмами,
оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению
бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
Если после заключения договора или
дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства,
указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение
отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического
субъекта-заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской
проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все
расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой).
Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования
лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
12. При проведении аудиторской
проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого
экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных
органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и
руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.
13. Аудиторы (аудиторские фирмы)
имеют право:
а) самостоятельно определять формы и
методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской
Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо
содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и
арбитражного суда;
б) проверять у экономических
субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие
денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим
вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
в) получать по письменному запросу
необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в
том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
г) привлекать на договорной основе к
участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в
других аудиторских фирмах, а также иных специалистов, за исключением лиц,
указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 11 настоящих
Временных правил;
д) отказаться от проведения аудиторской
проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой
документации, а также в случае необеспечения государственными органами,
поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его
семьи при наличии такой необходимости.
14. Аудиторы и аудиторские фирмы
обязаны:
а) неукоснительно соблюдать при осуществлении
аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;
б) немедленно сообщать заказчику, а
также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку:
о невозможности своего участия в
проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие
обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящих Временных правил, а также
вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного
экономического субъекта;
о необходимости привлечения к участию
в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным
объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после
заключения договора или получения поручения;
в) квалифицированно проводить аудиторские
проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
г) обеспечивать сохранность
документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не
разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического
субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами
Российской Федерации.
Данные, полученные в ходе аудиторской
проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда
и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу
приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных
органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Проверяемый экономический субъект
имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о
требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки,
правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора
(аудиторской фирмы) - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы
аудитора (аудиторской фирмы). Аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставлять
экономическому субъекту эту информацию.
15. Орган, выдавший лицензию на осуществление
аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического
субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может
назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую
соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо
за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
В случае обнаружения неквалифицированного
проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для
экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на
основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом,
выдавшим лицензию:
понесенные убытки в полном объеме;
расходы на проведение перепроверки;
штраф, зачисляемый в доход республиканского
бюджета Российской Федерации, в сумме до 100-кратного размера установленной законом
минимальной оплаты труда - с аудитора, осуществляющего свою деятельность
самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом
минимальной оплаты труда - с аудиторской фирмы.
В рассмотрении дела по указанным
искам не могут участвовать судьи, принимавшие когда-либо ранее решение о
поручении аудиторской проверки данному аудитору (аудиторской фирме).
16. Руководители и иные должностные лица
проверяемого экономического субъекта обязаны:
а) создавать аудитору (аудиторской фирме)
условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки,
предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать
по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
б) оперативно устранять выявленные
аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления
бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Запрещается предпринимать любые
действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при
проведении аудиторской проверки.
17. Результатом аудиторской проверки
является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое
значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и
управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Заключение аудитора (аудиторской фирмы)
по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается
к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Порядок составления аудиторского
заключения о бухгалтерской отчетности утвержден Комиссией по аудиторской
деятельности РФ 9 февраля 1996 г.
18. Заключение аудитора (аудиторской
фирмы) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой:
а) в вводной части указываются:
для аудиторской фирмы: юридический адрес
и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию
на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;
номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и
отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;
для аудитора, работающего
самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата
выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской
деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства;
номер расчетного счета;
б) в аналитической части указываются:
наименование экономического субъекта
и период его деятельности, за который проводится проверка;
результаты экспертизы организации бухгалтерского
(финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния
внутреннего контроля;
факты выявленных в ходе аудиторской
проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета
и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также
нарушений законодательства Российской Федерации при совершении
хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам
собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц;
в) в итоговой части аудиторского
заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой)
отчетности экономического субъекта.
В случае, если экономическим субъектом
- заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные
нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей
отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в итоговой части
аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждая страница аудиторского заключения
подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью.
При проведении проверки аудиторской
фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем
аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской
фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.
Экономический субъект обязан
предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского
заключения.
19. Организация государственного регулирования
аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Положение о Комиссии по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации утверждается Президентом Российской
Федерации, назначающим также ее председателя.
Положение о Комиссии по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации утверждено распоряжением Президента РФ от 4
февраля 1994 г. N 54-рп
20. Порядок аттестации на право осуществления
аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы
за проведение аттестации, а также порядок получения лицензий на осуществление аудиторской
деятельности утверждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации
по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской
Федерации.
Перечисленные акты утверждены
постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482
21. К аттестации на право
осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или
юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы
не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской
организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия,
научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные
приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью в сфере
финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в
последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом
порядке.
Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают
квалификационный аттестат аудитора единого образца.
Квалификационный аттестат должен быть
выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Если в течение двух лет с
момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не
приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
Лицо, не прошедшее аттестацию, в месячный
срок с момента его уведомления о принятии такого решения вправе обжаловать отказ
аттестационной комиссии в выдаче квалификационного аттестата в суд.
22. Аудиторы, работающие
самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью
только после получения лицензии на ее осуществление.
Лицензия на осуществление аудиторской
деятельности выдается на основании соответствующего заявления с приложением:
а) для аудитора, работающего
самостоятельно, - квалификационного аттестата и копии свидетельства о
государственной регистрации;
б) для аудиторской фирмы - учредительных
документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о ее
руководителях, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.
Заявление о выдаче лицензии на осуществление
аудиторской деятельности должно быть рассмотрено в течение 60 дней с момента
представления всех предусмотренных в настоящем пункте документов.
23. Лицензии выдаются на
осуществление:
банковского аудита;
аудита страховых организаций;
аудита бирж, внебюджетных фондов и
инвестиционных институтов;
общего аудита (аудита иных
экономических субъектов).
24. Лицензии на осуществление
аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в
случаях:
б) осуществления аудитором (аудиторской
фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
в) предоставления аудитором (аудиторской
фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника
(руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
г) вступления в законную силу
приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской
деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской
фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки
экономического субъекта;
е) неоднократного неквалифицированного
проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
Аннулирование лицензий по иным
основаниям не допускается.
25. Осуществление юридическим или физическим
лицом аудиторской
деятельности без полученной в
установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на
основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами
федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами
налоговой полиции:
полученных в результате незаконной
деятельности доходов - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах
понесенных этими заказчиками расходов;
штрафа в пределах от 500-до
1000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - в доход
республиканского бюджета Российской Федерации.
Кроме того, орган, уполномоченный выдавать
лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в
арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
26. Аудитор и аудиторская фирма
вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в
установленном порядке в суд или арбитражный суд.
27. Аудиторы и аудиторские фирмы несут
в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности.
Имущественные споры экономических субъектов
и аудиторов (аудиторских фирм) разрешаются судом, арбитражным или третейским
судом.