Происхождение Византии и ее место в истории мировой культуры
Происхождение
Византии и ее место в истории мировой культуры
Основанная в
658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собирала
пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно,
вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После
разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была
низведена в ранг второстепенных городов.
Новая история
Византии связана с именем императора Константина (312-337). Это история
Византии-государства, Византии-империи. Константин знаменит в истории тем, что
решил воссоединить Римскую империю, распавшуюся к тому времени на две части. А
также тем, что после победы над своим соперником Максенцием он предоставил
свободу любым религиозным учениям, в том числе и христианству, которое до этой
поры подвергалось преследованиям. В 330 г. он переносит свой двор в Византию,
отныне она носит имя Константинополь и остается столицей империи более тысячи
лет.
С этих пор
Византия фактически утратила свое историческое имя. В дальнейшем термин
«Византия» обозначает политические, государственные, этнографические и
культурные особенности. В историческом смысле не совсем правильно называть
Римскую, а затем Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жители
империи называли себя ромеями, а официальное название империи было — Романская
империя. И тем не менее Восточно-Римскую империю называли Византийской. Это
связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой
совокупностью начал, под влиянием которых Римская империя постепенно
реформировалась. Совокупность сконцентрировалась в термине «византивизм».
Византийская
культура — сплав иудейской, персидской и эллинской культур. Она уникальна.
Византийская культура базируется на эллинистической, но ею не ограничивается,
так как наряду с процессом эллинизации Востока для греческой культуры
характерен процесс ее ориентализации.
Ярким
свидетельством переплетения различных культур может служить административная и
бюрократическая системы, появление кодексов, местного права, наличие
философских и богословских споров с иудейскими и эллинскими воззрениями.
Специфическую
роль в процессе формирования византийской культуры сыграла славянская
иммиграция, произведя, в сущности, этнографический переворот.
Византивизм как
совокупность принципов был великолепно охарактеризован в Новом
энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (т. 10, ст. «Византия»). Там
выделяются следующие признаки византивизма: постепенная отмена латинского языка
и замена его греческим (с VI до VII и VIII вв.); борьба национальностей по
поводу политического преобладания (на престоле и в высшей военной и гражданской
администрации находятся представители разных национальностей); оригинальное
мировоззрение, сложившееся под влиянием эллинских и восточных философских идей;
присутствие мистики и консервативных тенденций.
В истории
Византии особую роль играла христианская идеология. В нее была активно включена
эстетическая сфера.
С точки зрения
становления и развития византивизма рассматривается и история Византии:
Первый период
(примерно с IV по VIII в.) включает исторические факты, подготавливающие и
характеризующие византивизм. Прежде всего это этнографический переворот.
Причем, если запад Римской империи был полностью поглощен германской
иммиграцией, то восток сумел приспособиться к новой этнической ситуации. Борьба
с готами и гуннами обернулась не столь большими потерями. Юстиниан и Гераклий —
цари VI и VII вв. — смогли организовать отношения со славянами, что дало
империи определенное преимущество. Славянские племена размещались по западным и
восточным провинциям по свободным землям, при гарантии невмешательства во
внутренние дела общины. Фактически эти племена выступали защитой.
Второй период
(VIII-IX вв.) характеризуется борьбой идей, выражавшейся в иконоборчестве. Это
движение разделило империю на два лагеря, в организации которых важную роль
играл и антагонизм национальностей. В 842 г. победу одержали представители лагеря
иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских элементов над
восточными, азиатскими.
Третий период
(конец IX-XI вв.) характеризуется распространением византивизма на
Юго-Восточную Европу. Во многом благодаря Кириллу и Мефодию славянские народы
вошли в среду культурных стран Европы.
Четвертый
период (конец XI — начало XIII в.) - борьба Запада с Востоком, крестовые
походы. Постепенно меняется цель крестоносных движений — вместо обретения
святой Земли и ослабления могущества мусульман вожди приходят к мысли о
завоевании Константинополя. Таким образом, основной целью политики царствующих
особ было обеспечение состояния равновесия между враждебными империи
элементами. Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, то
наоборот. В частности, крестоносцев поразило, что на службе империи были
половецкие и печенежские орды. В 1204 г. крестоносцы овладели Константинополем
и поделили между собой империю.
Пятый
период(XIII — середина XV в.) — Никейская империя (в этот период главным моментом
была защита православия против католического преобладания и падение империи от
турецких завоевателей).
Место
Византии в истории мировой культуры
В истории
мировой культуры византийская цивилизация занимает выдающееся место. Она была
историческим и логическим продолжением греко-римской античности, в ней
осуществился своеобразный синтез западных и восточных духовных начал, она
оказала огромное влияние на цивилизации Южной и Восточной Европы (особенно
последней). Византия представляет собой и самоценный тип культуры, несмотря на
пережитое ею воздействие сирийцев, арабов, коптов, мавров, германцев, славян,
тюрков, армян, грузин, что объясняется многонациональным характером
византийского государства. Византийская империя возникла в IV в. при распаде
Римской Империи в ее восточной части и существовала до середины XV в. Столицей
Византии был Константинополь, основанный императором Константином I в 324—330
гг. на месте бывшей мегарской колонии Византия (отсюда название государства,
введенное гуманистами уже после падения империи). Фактические основания
Константинополя началось обособление Византии в недрах Римской Империи (с этого
времени обычно ведут историю Византии). В 396 г. произошло окончательное
разделение на Восточную Римскую Империю (Византию) и Западную. Этнический
состав Византии был крайне пестрым, но преобладающую рель в экономике и
культуре играли греки. С XII в. до конца существования государственным языком
Византии был греческий.
Историческая
периодизация
1) Первый
период (IV в.—середина VII вв.) — разложение рабовладельческого строя, а внутри
его постепенное развитие феодализма. Наличие больших масс свободного
крестьянства, общины, долгосрочная аренда, раздача земли рабам.
2) Второй
период (середина VII в. — начало XIII в.) — уменьшение территории. Византия —
преимущественно греческое государство. В XI—XII вв.— греко-славянское. Начало
децентрализации.
3) Третий
период (1204—1453) — усиление децентрализации. На части Византии основывается
Латинская империя (1204— 1261) благодаря экспансии крестоносцев. Экономическое
засилье Италии. На непокоренной части Византии существовали три независимых
греческих государства: Никейская империя, Трапезундская империя, Эпирское
государство. Но в 1261 г. Михаил VIII Палеолог отвоевал Константинополь и
восстановил Византийскую империю, просуществовавшую до завоевания турками,
когда она вошла в состав Османской империи.
Культурная
периодизация
1) Первый
период (IV в. — конец VII в.) — борьба христианской и античной культур,
становление христианского богословия.
2) Второй
период (конец VII в. — середина IX в.) — период культурного спада, связанный с
экономическим упадком и иконоборчеством.
3) Третий
период — (серед. IX—Х вв.), период культурного подъема в Константинополе и
провинциях.
4)Четвертый
период (XI в. — XIIв..) —период наивысшего расцвета культуры, обусловленной
урбанизацией.
5)Пятый период
(конец XII— XIII вв.)— полоса культурного спада, латинское даществие,
разграбление в 1204 г. крестоносцами.
6) Шестой
период (XIV — начало XV в.)— новый подъем, зарождение гуманизма в условиях
борьбы с реакцией: это ограниченный гуманизм, не свобода мысли, а борьба за
античную образованность.
Особенности
мировоззрения. Социально-политическая специфика. Правовые отношения
Особенности
мировоззрения
Византийская
культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов.
Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии
существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие
празднества. Отличие византийской культуры от западной — слабое культурное
влияние варваров.
Центры
византийской культуры — Константинополь, провинциальные центры, монастыри,
феодальные поместья.
Через Византию,
бывшую до XII в. самым культурным государством Европы, до нас дошли римское право,
античные литературные источники, утерянные на Западе. Греческие ученые и
художники внесли весомый вклад в мировой культурный процесс, его развитие.
Византийская ремесленная техника, архитектура, живопись, литература,
естествознание, гражданское иканоническое право способствовали формированию
средневековой культуры других народов.
Социально-политическая
специфика
Византия была
самодержавной монархией. Власть императора (василевса) не ограничивалась: он
ивысший судья, и командующий армией, в его ведении и вопросы внешней политики).
Власть его не наследовалась. Отсюда—узурпация власти, заговоры. В какой-то мере
власть ограничивал сенат, демос (организации свободных граждан). В Византии
отсутствовала экономическая и административная автаркия церкви- Существовало
пять равноправных патриархий: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия,
Иерусалим. В отличие от Рима православная церковь подчинялась царской власти.
Грань между мирянами и церковью была не столь резка, как в Риме.
Правовые
отношения
В Византии
более длительное время, чем на Западе, сохранялось единое обязательное для
всего населения действующее право. Византия отличалась единообразием
законодательства и судопроизводства. В основу византийского права легло римское
право. Византия пользовалась такими понятиями юриспруденции, как закон, право,
обычай, частное, публичное право. В ней были разработаны процессуальные и
уголовные нормы, заложены основы регулирования международных отношений, была
осуществлена императором Юстинианом кодификация римского права. Юстиниан
разработал свод гражданского права, который называли храмом правовой науки и
который повлиял на развитие юриспруденции от Средневековья до наших дней.
Свод состоял из
Кодекса, Дигеста (сборник правовых положений), Институций (руководство по
юриспруденции) и Новелл (новые законы Юстиниана).
Философия.
Образование
Философская
мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была
создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие
о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем
земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие
Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г. и означала
фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно
утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного
писания основывается христианское учение. Наиболее известные отцы восточной
церкви — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский.
Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным
философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское,
скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля. В V—VI
вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее,
в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины.
Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение
было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь
византийского общества.
Второй период
византийской философии — это иконоборчество, идеологами которого были
иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.
В третьем
периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия
объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти
знания в систему (XI в.).
Последний
период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического
направления как реакции на рационализм. Наиболее известен исихазм (Григорий
Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический
контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.
Образование
В IV—VI вв.
сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и
возникали новые (Константинополь). В 1045 г. был основан Константинопольский
университет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книги
переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг
были монастыри и частные библиотеки.
С конца VII в.
по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце
века.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.byzantion.narod.ru/