Русская журналистика 1840-х годов
Русская
журналистика 1840-х годов
Представителями
так называемой натуральной школы были Тургенев, Герцен, Гоголь, Некрасов.
Натуральная
школа изображала жизнь такой, какой она есть, без прекрас. Один из самых
сильных журналов 40-х годов, это - "Отечественные записки", с 1839
года находившийся в руках Андрея Александровича Краевского и имевший тираж аж
15 тысяч экземпляров.
Белинский,
страстный журналист, полемист, памфлетист, писал в "Отечественных
записках" демократические статьи. Также там печатались кумир молодежи
Александр Михайлович Герцен под псевдонимом "Искандер" и Иван
Александрович Гончаров, роман которого "Обломов" обрел бешеную
популярность.
Герцен и
Белинский, собственно, и создали "Отечественные записки". Но затем
Герцен уехал за границу, а Белинский поссорился с Краевским и ушел из журнала.
Журнал «Отечественные записки» был основан чиновником коллегии иностранных дел
П. П. Свиньиным в 1818 г.
Издатель
заполнял его статьями на исторические и географические темы, а также
сообщениями о быте и нравах русского народа, будто бы благоденствующего под
властью царя, помещиков и церкви. Несмотря на то, что подписывались на журнал
неохотно, Свиньин в течение многих лет не прекращал издания и закончил его
только в 1831 г.
Однако в 1838
г. он сделал попытку возродить «Отечественные записки», но успеха не имел и
охотно уступил право на издание журнала А. А. Краевскому, человеку, причастному
к литературным кругам, обладавшему незаурядными деловыми способностями и
усиленно добивавшемуся возможности стать в ряды «журнальных концессионеров
эпохи».
«Отечественные
записки» в руках Краевского совершенно преобразились. Дело сразу было
поставлено на самую широкую ногу. В программном объявлении сообщалось, что в
журнале будет восемь больших отделов, что в нем участвуют все виднейшие русские
литераторы и ученые – их список составляли несколько десятков фамилий – что
цель этого энциклопедического издания – «передавать отечественной публике все, что
только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и
приятного».
1 января 1839
г. первая книжка обновленных «Отечественных записок» вышла в свет. «Это была,
впрочем, не книжка, – вспоминал И. И. Панаев, – а книжища, вдвое – если не
более – толще «Библиотеки для чтения». Все любители литературы бросились
смотреть на нее – и вот: «Громада двинулась и рассекает волны» ...». Журнал
Краевского был с одобрением встречен читателями. «Отечественные записки» не
замедлят занять первое место в современной русской журналистике», – писал
Белинский, высоко оценивая художественную прозу и стихотворения в первых
номерах издания.
По единодушному
свидетельству современников, Краевский смотрел на журнал, прежде всего, как на
удачное коммерческое предприятие. Понимая при этом, что в русской журналистике
первостепенное значение имеет борьба с «журнальным триумвиратом», что и
литераторы и читатели давно ждут появления печатного органа, способного
положить конец монополии Булгарина, Греча и Сенковского, Краевский решил, по
его словам, «противопоставить оплот смирдинской клике».
Он рассчитал
верно: борьба с засильем «триумвирата» привлекла в «Отечественные записки»
людей самых разнообразных направлений. Среди сотрудников были и литераторы
пушкинского круга (Жуковский, Вяземский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов), и
будущие активные участники «Москвитянина» (Погодин, Шевырев, М. А. Дмитриев, И.
И. Давыдов), и будущие славянофилы (Хомяков, С. Т. Аксаков), и перешедшие из
«Литературных прибавлений» молодые писатели (Лермонтов, Соллогуб, И. И.
Панаев). Преобразованные «Отечественные записки» стали объемистым (до 40
печатных листов) ежемесячником.
Каждая книжка
журнала была разбита на восемь отделов: «Современная хроника России», «Науки»,
«Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность
вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь». С
«Отечественными записками» связано начало литературной деятельности
Салтыкова-Щедрина. В 1847 г. в журнале была опубликована его повесть
«Противоречия», а в следующем году – повесть «Запутанное дело», за которую
автор поплатился ссылкой. Кроме названных писателей, в отделе словесности
«Отечественных записок» 1840-х годов помещали свои произведения Д. В.
Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф.
Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарев, Е. П. Гребенка, А. Д. Галахов,
А. Н. Майков, А. А. Фет и др.
Переводная
художественная литература в журнале также отличалась высоким качеством. В
«Отечественных записках» работали опытные переводчики: Кронеберг, Кетчер,
Струговщиков. Помещались почти исключительно произведения современных
зарубежных авторов: Жорж Санд, Диккенса, Ф. Купера, Г. Гейне. Кроме того, было
опубликовано несколько переводов из Гете (отрывки из «Фауста», «Вильгельма
Мейстера», стихи) и перевод «Двенадцатой ночи» Шекспира.
В отделе
критики и библиографии печатались работы Белинского: общие обзоры русской
литературы за 1840–1845 гг., статьи о народной поэзии, две статьи о творчестве
Лермонтова, одиннадцать статей о Пушкине, несколько полемических заметок о
«Мертвых душах» Гоголя и большое число других статей и рецензий. В качестве
критиков и рецензентов «Отечественных записок» выступали также Боткин,
Некрасов, Галахов, Катков и другие литераторы, которые в большей или меньшей
степени находились тогда под влиянием Белинского. Критика журнала уделяла
внимание не только отечественной, но и зарубежной словесности, помещая обзоры
иностранных литератур и переводные статьи об отдельных писателях.
Второй крупнейший
журнал 40-х годов - это "Современник", основанный еще Пушкиным
. Его в 1846 году
арендуют Некрасов и Панаев. Туда переходит и Белинский. Журнал «Современник»,
основанный Пушкиным в 1836 г., после его смерти перешел к П. А. Плетневу,
профессору Петербургского университета, критику и поэту. Он быстро превратил
«Современник» в орган, чуждый полемике и стоящий в стороне от общественной и
литературной жизни.
Изоляция
«Современника» от жизни, неуклонно проводимая Плетневым, затаенная вражда его к
новым прогрессивным явлениям общественного движения и литературы низвела журнал
в разряд малозаметных изданий. В первые после Пушкина годы в нем, хоть и редко,
помещали свои произведения Гоголь, Тютчев, Жуковский, Баратынский, Кольцов,
Вяземский, Языков (не говоря уже о посмертных публикациях некоторых сочинений
Пушкина), но скоро их участие в журнале прекратилось, и «Современник» из номера
в номер заполнялся статьями Я. К. Грота, очерками А. О. Ишимовой,
библиографическими обзорами Плетнева, стихами того же Плетнева, Ф. Глинки и
мало кому известных авторов вроде Коптева, Айбулат-Розена, Марсельского.
Наконец,
Плетнев решил отказаться от журнала и в сентябре 1846 г. передал право на
издание «Современника» Некрасову и Панаеву. Первый номер преобразованного
«Современника» вышел в свет 1 января 1847 г.
Самую серьезную
помощь оказал «Современнику» Герцен. Он передал редакции роман «Кто виноват?»,
первая часть которого печаталась в «Отечественных записках», а его жена оказала
Некрасову, нуждавшемуся в средствах для приобретения журнала, денежную помощь.
Отказавшись от участия в «Отечественных записках», Герцен стал ближайшим
сотрудником «Современника». Значительное место занимали в «Современнике» статьи
по вопросам науки. Со статьями, рецензиями, заметками на исторические темы
выступали Кавелин, С. Соловьев, Грановский и др.
Статья Кавелина
«Взгляд на юридический быт древней Руси» вызвала острую полемику со
славянофилами. Даже отдел «Моды» «Современник» старался вести оригинально и
занимательно. Панаев, руководивший этим отделом, напечатал в нем «опыт
великосветского романа в двух частях» под заглавием «Великая тайна одеваться к
лицу» – произведение, которое одновременно знакомило с модами и пародировало жанр
салонной беллетристики.
С первых же
месяцев своего существования возобновленный «Современник» пришелся по вкусу
читателям, что сразу сказалось на росте его тиража: в 1847 г. журнал имел 2000,
а в 1848–3100 подписчиков. Главной целью «Современника» была борьба против
крепостного права. Журнал печатал антикрепостнические художественные
произведения Герцена, Тургенева, Гончарова, Григоровича и в статьях Белинского
разъяснял их смысл и значение. Явно антикрепостнический характер имели стихи
Некрасова и выступления Белинского против реакционной книги Гоголя «Выбранные
места из переписки с друзьями», против «Москвитянина» и славянофилов. В журнале
были помещены статьи и заметки, доказывающие невыгодность крепостного труда,
пагубное влияние крепостного права на народное хозяйство России, необходимость
развития торговли и промышленности, железных дорог и пароходства в стране.
Журнал был
жестоко демократическим, и в 1848 году приходит постановление, что
"Современник" надо закрыть, а самого яркого автора, Белинского,
арестовать. Но Белинский умер от чахотки.
В этот год во
Франции происходит очередная революция. Из-за боязни революционного веяния
Николай I возвращает на родину всех отдыхающих или обучающихся за границей
русских людей. Запрещается, как при Павле (см. статью "Итоги русской журналистики
XVIII века"
), ввозить иностранные издания. Из журналистики
уходит публицистика, и на целых семь лет до 1855 года, она становится
неинтересной для жителей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://journalistic.narod.ru/