Дадаизм
Дадаизм
Дадаизм –
модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности.
По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого
нигилизма, разрушая образность “ради великого Ничто”. Возникновение группы
дадаистов в 1916 году было связано с открытием артистического клуба – “Кабаре
Вольтера” в Цюрихе. Что обозначает понятие “дадаизм” не знает никто. Вот что
пишет об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный
вождь Тристан Тцара в манифесте 1913 года: “Дада – это хвост священной коровы у
племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть
обозначением детской деревянной лошадки…и воспроизведением младенческого
лепета. Во всяком случае – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало
самым удачным названием для всего течения”.
Абсолютный
нигилизм поколения дадаистов не был легкомысленной позой, он оказался
спровоцированным драматическим историческим контекстом – войной в Европе 1914–
1918гг. В начале 20-х годов еще свежи были воспоминания о страшной бойне,
страсти были накалены. Ален и Одетт Вирмо в своей энциклопедии “Метры
сюрреализма”, упоминая Дада, пишут: “Чтобы в этой раскаленной атмосфере суметь
навязать новые идеи, приходилось кричать как можно громче. Тон задавали
апостолы войны и глашатаи победы… Попытки заглушить царящие в то время
ура-патриотические речи были небезопасны и предполагали исключительную мощь
легких. Дадаисты к этому времени, как известно, встали в решительную оппозицию
всем “воякам” и той цивилизации, которая пожелала, допустила и воспела войну.
При этом они выбрали язык насмешки, абсурда, почти буффонады”.
Дадаизм с
первых своих шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями
“Кабаре Вольтера” были представители многонациональной художественной богемы:
румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль, франко-немец Жан Ганс Арп и др.
Программным
документом движения был “Манифест Дада 1918 года”. В это время Тцара сближается
с Марселем
Дюшаном и Франсисом Пикабио, которые уговаривают его перебраться из
Цюриха в Париж, где Тцара знакомится с поэтами Андре Бретоном, Луи
Арагоном, Полем Элюаром, Филиппом Супо и Пьером Реверди. Дадаизм
переживает новый расцвет в 20-22 годах, вся Европа оказывается поражена дадаистским
вирусом. Но многим последователям дада начинает казаться, что они вращаются в
замкнутом круге. Часть художников – будущих сюрреалистов - стремится начать все
заново и опираться на теорию, в которой наряду со всеобщим отрицанием
главенствующее место должно было занять бессознательное.
Дадаистами
создается ряд “бессмысленных” произведений: “Святая дева” Пикабии выглядит как
чернильная клякса. Картина “LHOOQ” Марселя Дюшана представляет собой
репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами. Другая его произведение под
названием “Фонтан” представляет собой писсуар с росписью художника. Дюшан
вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией
“готовых” ( ready-made) объектов.
Внезапно
возникнув, дадаизм также внезапно, в 1922 году закончил свое существование,
отступив перед победным натиском сюрреализма. С одной стороны, он способствовал
усилению процесса развития абстракционизма, с которым многие дадаисты
впоследствии сомкнулись, с другой стороны он послужил почвой сюрреализму.
Дадаизм - одно
из направлений абстрактного искусства (с1916 г. по1926 г.).
Это течение
вошло в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные
изобразительные приёмы и существенно обновившее технику письма. Возникнув как
литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, и в
фотографии, и в скульптуре.
Само название
настраивает на игру, на французском "дада" - детская игрушка в виде
коня, на немецком - "будь добр, слезь с моей шеи", у детей - лепет.
По-русски "дада" (да-да) - двойное утверждение.
Несмотря на
задачу всеобщего отрицания, дадаизм был связан с эстетикой современных ему
художественных течений. Его представители смогли нащупать основу будущих
художественных течений и придумать некоторые совершенно новые приёмы и формы
творчества такие как коллаж, "аэрограммы", "реограммы".
Дадаисты первыми стали представлять обыденные предметы как объекты искусства
“Дада”-бессмысленное
слово или вернее могущее иметь много разных несвязанных между собой значений:
хвост священной коровы, детская деревянная лошадка, детский лепет.
“Дада”-породило
кратковременное шумное течение- дадизм.О любом течении искусства точнее всего
можно судить по конкретным произведениям но дадаисты больше славились
крикливыми лозунгами и экстравагантными выходками ,чем создание картин.
Макс Эрнст один
из основателей немецкой группы “Дада” – причисляется к более умеренному крылу
дадаизма. В его картинах “Изинчтожение невинных”,”Император Убу”: и.т.д. сухим
безжизненным письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Для другого
влиятельного представителя дадаизма-Франсиса Пикабия- характерны картины
напоминающие технические чертежи : “ Дитя карбюратор”, “Любовный парад”.
Подобные
произведения дадаизма являются каким то проблеском в общем сумбурном,
анархичном бунте художников “Дада” против надоевшей и в то же время необходимой
действительности, а в конечном счете- против всего человеческого прошлого и
настоящего. Возможно из за этого противоречивого проблеска короткое время
дадизмом интересовались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как
Пабло Пикассо, Поль Эллюар и.т.д.
Произведения
дадаистов прежде всего странные бессмысленные коллажи или просто неуместно
выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи .
Дадаизм ни в
социальном, ни в художественном смысле не представляет собой сколько-нибудь
программного тем более целостного течения. Но кроме того ,это та “пустота”,то
“ничто”, пройдя сквозь которое большинство уходило в сюрреализм, а некоторые -в
абстракционизм.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://izo.ru/