История носового платка
История
носового платка
Носовой платок
как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем
получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII
столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве
гигиенической принадлежности носовые платки применются с XVIII века, и только в
XIX веке становятся предметом, необходимым всем.
На Руси носовые
платки назывались ширинками. Время их возникновения не установлено. Самые
ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку. В
XVI-XVII веках ширинки шили из кремовой шелковой ткани полотняного
переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка
красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она
разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все контуры
рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья
расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета,
мягко мерцающими золотым и серебряным. Дополнительно весь орнамент украшался
усиками-завитками.
Ширинка была
парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму
XVI-XVII веков. Такой костюм шился из тяжелых узорных бархатов, парчи, атласов
с крупными симметричными узорами. Он отличался единством объемов и
малоподвижностью, поэтому ширинка с ее легкостью и воздушностью имела особое
значение, дополняя образно-пластический строй древнерусской женской одежды.
Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство.
Характер узоров ширинок был созвучен стихии орнаментальной декоративности и
жизнерадостности, присущей русской культуре XVII века.
Решительная
смена жизненного уклада, проведенная Петром I в начале XVIII века, европеизация
дворянского быта существенно изменили внешний облик людей. Костюмы, сшитые по
европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды. Новый образ
жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности, носовых
платков.
В XVIII веке
носовые платки широко рспространяются в дворянской и купеческой среде благодаря
моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из
декоративного элемента в гигиеническую принадлежность.
Носовые платки
шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от
большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными
каемками, вышивкой и кружевом.
По требованиям
моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч
предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи,
составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева (1751-1809)
числился 381 носовой платок, из них «... батистовых с разноцветными каемками –
112, батистовых маленьких – 2, полотняных больших без каемок – 84, таких же
поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками – 24, с красными
широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими
– 6, клетчатых – 9».
Носовые платки
иногда украшались в стиле рококо. Это проявлялось в извилистых стеблях лозы по
краю платка, в в переплетающихся ветках и листочках, в аллегорическом
изображении животных, птиц и других сюжетов, которые вышивальщицы копировали из
книги «Символы и эмблемы», в восточных растительных мотивах. Орнамент легко и
непринужденно скользил по поверхности ткани.
Перемены в
социальной структуре в XIX веке определили новое направление в развитии
искусства и моды. Для моды нового времени характерно частое чередование стилей
– эклектизм. Мода стала доступна для всех слоев общества. Промышленность
производила в огромных количествах модные предметы, дополнения, мелочи всякого
рода.
Выбор носовых
платков был огромен: были и разноцветные с цветной каймой, и и клетчатые,
украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись однотонные платки
или с узкой цветной каймой. Праздничные платки-аксессуары были иными.
В музейных
коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века; почти все они из
белого тонкого полотна, украшены белой вышивкой. Узор основан на повторении
мотивов, противопоставляемых друг другу. Орнамент ограничен, его элементы имеют
форму закругленных розочек, медальончиков, скромных мелких цветочков и
листочков. Композиция либо строго симметрична, либо статична, либо либо плавно
скользит по поверхности ткани. Технических приемов немного, что характерно для
толстой белой вышивки 10-20 годов и романтизма 20-30 годов XIX века.
XIX век
возвращался к моде предшествующих эпох, перенимая чисто формальные признаки, а
в основу вкладывал свое восприятие стиля. Мода середины XIX века, так
называемое рококо, уже очень мало отвечала принципам стиля XVIII века. Моду
этого периода характеризуют перегруженность и интерес к деталям. При
изготовлении маленького носового платка использовались различные художественные
композиции, богатство растительных орнаментов, всевозможные приемы белой
вышивки с наполнением. Конечно, многое зависело от общественного положения и
вкуса клиентки, от мастерства исполнительницы. Чрезмерность орнамента особенно
заметна в украшении роскошных платков. Богатый бордюр сложного контура и
геометрические цветы великолепием и статичностью соперничают с буйным движением
букетов и гирлянд в главном узоре. В соединении этих орнаментов наблюдается
некая механичность, в то же время такой платок удивляет богатой фантазией.
Вторая половина
XIX века была периодом эклектизма. В вышивке платков этого периода мы встречаем
самые различные композиции и орнаменты. Растительный орнамент занял ведущее
место. На носовом платке из коллекции Эрмитажа мастерица вышила толстую ветку с
узкими листами и богатыми цветами. Многопластовой узор разрывает плоскость
платка.
Во все времена
своего существования такая модная мелочь, как носовой платок, отражал состояние
общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту и мастерству
вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением
искусства.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://afield.ru/