Испанский костюм
Испанский
костюм
На форму
испанского костюма, как и всей культуры и искусства Испании XV-ХVI вв.,
оказывали влияние многие исторические и общественные факторы. Среди них прежде
всего— идеалы воинствующего рыцарства, прославлявшие силу, ловкость, доблесть,
честь, особенно утвердившиеся в период арабского владычества в XIV-XV вв.;
строгий этикет испанского королевского двора и суровый фанатичный аскетизм
католической церкви. Именно эти факторы обусловили противоречивую эстетику
испанского костюма, которая, с одной стороны, утверждала типичное для
Ренессанса подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, с другой— требовала
спрятать «грешную плоть», запретить обнажение тела, изменить пластичные мягкие округлые
контуры фигуры угловатыми жесткими линиями. В испанском костюме впервые в
европейском костюме применяется каркас.
В мужском
костюме это стеганая прокладка (вата, опилки, конский волос), на которую
натягивали все главные части одежды: закрытый, плотно прилегающий короткий
колет и короткие, до коленей, шаровидные штаны.
В женском
костюме появляется корсет
из лозы или металлической сетки, покрытый сверху и снизу ватой и простеганный с
тканью. С помощью накладки из конского волоса создавали плоский конус торса,
пряча естественную выпуклость груди. С помощью бюска (узкой деревянной или металлической пластинки,
которую прикрепляли к корсету) уплощали живот и зрительно заужали талию. Нижнюю
часть женской фигуры прятал второй конус— воронкообразный металлический вертюгаден, на который натягивалась
юбка. В мужском и женском костюмах линия плеча искусственно расширялась
плечевыми валиками и посаженной головкой рукава. Специфическим элементом
футлярного, чопорного каркасного костюма, который сковывал поворот головы,
заставлял ее всегда держаться поднятой кверху, был брыжжевый воротник. В
испанском костюме исчезает длинная мужская одежда, оставаясь только в
форменной, и тем самым окончательно утверждается разрыв между формами мужской и
женской одежды.
Ткани, цвет,
орнамент
Наиболее
распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые,
набивные) ткани. Характерный рисунок— большие медальоны-клейма с изображением
стилизованных животных, символов христианской религии, геральдические мотивы. В
узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые
ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми
шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали.
В конце XVI в.
модными стали темные тона в одежде: серый, красный, фиолетовый, зеленый,
коричневый; гладкие ткани, монохромное решение костюма. Черный цвет широко
использовался в одежде без траурной символики.
Мужской
костюм
Основными
частями испанского мужского костюма были сорочка, колет, набедренные штаны,
верхняя одежда.
Сорочка под
наглухо закрытым колетом не играла важной декоративной роли в костюме, за
исключением брыжжевого воротника и высоких манжет из полотна или батиста,
отделанных кружевами.
Колет— короткая до талии или до бедер одежда прилегающего силуэта с
застежкой спереди на пуговицы, с отрезной баской. Воротник— стойка. Рукава—
узкие длинные с наплечными валиками. Колет простеган на жесткой прокладке. В
конце XVI в. появляется колет «с гусиным чревом»— пансерон, в котором нижняя, опущенная
на живот часть переда подбивалась конским волосом.
Набедренные
штаны также подбивались конским волосом, были шаровидной формы. Часто их
отделывали вертикальными полосами декоративной ткани, которые прикреплялись
вверху и внизу и свободно свисали по всей длине.
Верхней одеждой
служили плащи и ропы типа итальянской симары. Ропа— распашная одежда с декоративными висячими
рукавами и наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегнутой высоко под шеей
(рис. 3).
Женский костюм
По эстетическим
представлениям испанцев ХVI в. идеальной считалась худая и стройная женская
фигура. Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2.
Голова укладывается в фигуре 7 раз. Треугольный силуэт костюма с четкими и
графичными внешними контурами делает фигуру устойчивой и монументальной.
Женская
сорочка, так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья. Брыжжевый
воротник имел специфическую форму: не монолитную круговую, а раскрытую спереди,
открывающую шею— воротник Стюарт. Однако использовалась и замкнутая форма
брыжжи различной ширины и способа драпировки.
В начале XVII
в. брыжжи трансформируются в большой стоячий веероподобный воротник Медичи.
Платье испанки
было отрезным по талии с глухим закрытым лифом на корсете. Лиф спереди
заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным
бочком и вытачками. Естественная линия груди уплощена с помощью ватной или
волосяной прокладки.
Платье часто
украшалось нагрудной вставкой— сеткой из золоченых шнуров и жемчужных нитей.
Pазнообразными
были рукава: узкие длинные (до запястья) с наплечниками; двойные, верхний из
другой ткани с разрезами по всей длине, книзу расширен.
К лифу платья
обычно пришивались две юбки на воронкообразном вертюгадене. Верхняя имела
спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.
Этот
декоративный прием в моделировании женского костюма получит свое дальнейшее
развитие и обогащение в ХVII в.
Основными
видами верхнего платья были ропы, плащи, мантильи. Ропа— распашная
цельнокроеная одежда без рукавов или с короткими буфированными рукавами и
наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегивали высоко у шеи.
Мантилья— накидка-покрывало из черной или белой тонкой ткани или кружева.
В испанском
женском и мужском костюмах широко распространены были навесные украшения:
жемчужные ожерелья, ювелирные пояса, серьги, перстни, цепи, камеи.
Западноевропейские
костюмы XV-XVI веков
Западноевропейские
костюмы Франции, Германии, Англии развиваются в эпоху Возрождения под влиянием
Италии, а затем Испании. Однако были и свои специфические черты национального
развития.
Мужской
костюм
Основные части
мужского костюма были те же, что и в итальянском и испанском. Однако в его
силуэте значительно резче выявлялись горизонтальные линии, преувеличивались
объемы. Чрезмерным было увлечение разрезами, которыми обильно украшались
колеты, штаны, головные уборы, обувь, перчатки (рис. 8).
Разрезы на
ткани пришли в моду из костюма ландскнехтов— солдат наемной армии, которые
обычно прорезали свою трофейную одежду в местах плечевых, локтевых и коленных
сгибов для удобства движения. Повышенный интерес к ним как к средству
декоративного украшения одежды очень быстро распространился в костюме Западной
Европы, особенно в костюме Германии. Разрезы длиной 5-8 см в форме овала,
сердца, треугольника, ромба располагали вертикальными или диагональными рядами
по всей поверхности ткани. Ткань подкладки выпускалась через разрезы, создавая
буфы разной величины и формы. С середины XVI в. к подкладке пришивали полосы
ткани, которые декоративно свисали по всей длине одежды.
В связи с
широким использованием разрезов и объемной орнаментации в моде были однотонные
гладкие ткани: бархат, атлас, сукно. Цветовая гамма разнообразная и яркая.
В начале XVI в.
в мужском костюме поверх чулок-штанов стали носить верхние короткие набедренные
штаны. Чулки-штаны отрезали выше коленей, натягивали на верхние штаны и
подвязывали декоративными лентами— подвязками.
Верхней мужской
одеждой было шаубе—
распашное, расширенного силуэта, на подкладке, а также плащ. Одежда дополнялась
плоскими головными уборами, широконосой обувью типа «коровья морда».
Украшения
широко использовались как в мужском, так и в женском костюме. Это были
массивные ожерелья с подвесками в несколько рядов, браслеты, цепи, кольца,
серьги.
Во французском
придворном костюме XVI в. предпринимались попытки феминизировать мужской
костюм, заимствуя детали и элементы женского костюма. Щеголи— «миньоны»
декольтировали грудь, завивали волосы, носили серьги, надевали женские головные
уборы и муфты.
Женский
костюм
Женский
западноевропейский костюм также развивается вначале под влиянием моды Италии, а
затем Испании. Однако во Франции понимание женской красоты было иное. Пышность
полнотелых итальянок, худощавость и чопорность испанок одинаково не
удовлетворяют изысканный вкус француженок. Используя жесткую форму каркасного
костюма пирамидального силуэта, они создают свои пропорции и цветовое решение.
Форма вертюгадена стала не воронкообразной, как в Испании, а барабанной,
цилиндрической, юбки в отличие от испанских пышно драпировались. Длина юбки
была короче испанской— до косточки. Декольте сохранило типичную для Ренессанса
форму широкого и глубокого выреза, который оформлялся вставкой и жестким
веерообразным кружевным воротником.
В Германии еще
долго сохраняется г-образный
готический силуэт в женском костюме, отсутствует каркасная основа. В
соотношении объемов нет характерного для этой эпохи стремления силуэта к
горизонтали.
В английском
женском костюме наиболее сильными были испанское и французское влияния.
Конструктивное
решение костюма
В костюме эпохи
Возрождения широко используются достижения кроя предшествующей эпохи. В женском
итальянском котт к деталям переда добавляется передний центральный клин юбки,
вшиваемый высоко на линии талии и создающий фалды и расширение. Необходимый
объем на выпуклость груди создается плавной линией верхней части лифа,
проходящей через центр груди к середине переда на линии талии. Соединяясь с
декоративной вставкой, эти линии образуют треугольник. Средний шов спинки выше
линии талии имеет большой прогиб, который вместе с отрезной талией обеспечивает
наиболее полное прилегание в этой части изделия и, кроме того, акцентирует
высокое положение линии талии в силуэте.
Подкроенная
овально линия проймы имеет большой припуск на свободу по глубине и ширине.
Нестабильное соединение с рукавом шнуровкой или другим декоративным способом не
требует соответствия оката рукава длине проймы. Большая щель между ними
является средством декоративного решения костюма.
В деталях кроя
колета ясно ощущаются округлые линии силуэта отвлеченной схемы мужской фигуры.
Большие припуски в плечевой части полочки, спинки, рукавов рассчитаны на
жесткую объемную прокладку.
Распространение
моды
Частые
путешествия, развитие торговли, культурные связи между странами способствовали
усиленному взаимному влиянию в искусстве, заимствованию внешних форм быта.
В сближении
форм костюма европейских стран эпохи Возрождения большое значение имело
распространение моды. Возникшая в эпоху развитого средневековья мода как
кратковременное господство определенных форм в рамках общего художественного
стиля начинает распространяться в разных формах не только внутри страны, но и
за ее пределами.
Первыми
предшественниками современных рисунков мод являются портреты знати, на которых
подробно выписываются мельчайшие детали одежды.
Немецкий
дипломат Сигизмунд Герберштейн, служивший при дворах многих стран, в том числе
и в России, издает в 1560 г. в Вене автобиографию, сопровождая ее своими
портретами в польском, испанском, русском и турецком костюмах.
В Аугсбурге
купцы Шварцы (отец и сын) заказывают свои акварельные портреты во всех
костюмах, которые они когда-либо носили на протяжении всей жизни. Все собрание
состоит из 140 рисунков.
В Париже в 1562
г. издаются рисунки национальных костюмов народов мира— копии листов Энеи Вико.
В Италии Чезаре
Вечеллио издает сборник рисунков для кружев, которым пользуются набойщики
тканей во всех европейских странах.
Наличие
разнообразных форм распространения моды помогает усилению влияния и
заимствованию костюмов различных народов; мода постепенно приобретает
интернациональные черты.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://afield.ru/