Костюм Византии
Костюм
Византии
В 395 г. н. э.
Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена
восстаниями рабов и завоевана варварами— германцами и галлами; Восточная,
объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала
называться Византией.
Византия
унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический
аппарат. Христианство было господствующей религией, огромной экономической и
политической силой.
В искусстве
Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи:
влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики.
Ведущими видами
искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное
ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.
Сохранившиеся
мозаики византийских церквей, иконопись являются основными источниками,
отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи.
Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное
изображение человека— характерны для них.
Эстетический
идеал красоты
Находясь под
глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир
чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная
природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было
преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота— это добродетель во славу
бога.
На смену
античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты—
духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает
изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и
подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности
облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых,
естественных пропорций и линий.
Одним из
противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением
аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами.
Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей,
ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.
Ткани, цвет,
oрнамент
Византийские
ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые
ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в
середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали
плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими
нитями, драгоценными камнями.
Золотоузорная
парча и цельнозолотный алтабас—
наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их
использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и
высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.
Рисунок—
крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке
форм тела.
Изображения
животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались
в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками,
растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к
другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились
узоры религиозные— кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался
геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.
Часто узор
выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение
орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
Цветовая гамма
поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков.
Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора.
Для узоров использовались яркие насыщенные цвета— желтый, коричневый, белый,
черный, кремовый.
Формы и виды
костюма
Новое
представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным
орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых
господствующей становится «футляр», простой по покрою, делающий тело как бы
бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии
становится основной и получает свое дальнейшее развитие.
Тяжелый,
массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского)
построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие
естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3,
размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность,
устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями
отделки и особенно воротником— оплечьем. Головной убор увеличивает размер
головы человека.
Мужской
костюм
Основными
видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По
названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные
изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались,
античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие
силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.
Туника
напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами.
Штаны,
несомненно заимствованные из стран Востока, состояли из двух несшитых половин и
прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до
щиколоток, с носочной частью.
Верхней одеждой
императора и знати был плащ-мантия. Это— длинная широкая накидка, закрепленная
на правом плече или у шеи застежкой— фибулой. Плащ украшался декоративными
полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками.
На мозаике
церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными.
Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо
украшены вышивкой. Сверху— пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми
фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на
уровне груди— сословное украшение из золотой парчи с рисунком— клавус, на ногах— пурпурные вышитые
башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком
сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах
туники.
С VII в.
неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум— широкий длинный шарф из
золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла обычно 15-35 см,
длина— 4-5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской
тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не
менее важным был и воротник-оплечье — широкий круглый или фигурно вырезанный,
пышно декорированный золотом и драгоценностями. Позднее лорум и оплечье
превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней
частью, надевавшийся через голову. Большое влияние оказали эти элементы
византийского костюма на костюм царя и бояр Древней Руси.
Обувь
византийцев— сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки.
Головные уборы—
колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем.
Женский
костюм
Основные виды
женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия. Так же
как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической
форме, маскирующей тело.
На мозаике
храма cв. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола
с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой
крупного орнамента. На шее— массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных
камней, на голове— золотой венец, на ногах— вышитые золотом башмаки. Роскошно
одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых
тканей.
Наряду с
роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется накидка -
мафорий, закрывающая
верхнюю часть женской головы. Концы ее перекрещиваются спереди и
перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре
аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской
религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.
Женщины
неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но
делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых,
скромных тканей.
Влияние
византийского костюма на костюм средневековой Европы
Византийский
костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней
Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен. Футлярообразный силуэт,
закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали
в Европе. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания
в изготовлении одежды для знати. Такие виды античной одежды, как туника,
далматик. пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском
костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они отразили принципиально
новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и
пропорции человеческого тела.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://afield.ru/