Классицизм в 18 веке
Классицизм в
18 веке
Вступив в
полосу упадка в конце 17 в., К. возрождается в эпоху Просвещения.
Новый,
просветительский К. сосуществует на протяжении 18 в. с просветительским
реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным
течением.
Просветители во
многом продолжают традиции К. 17 в. Им оказались близкими выраженные в К.
позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного
подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти; пафос
цивилизации; рационалистическая концепция художественного творчества.
Однако
социально-политическая ориентация просветительского К. меняется. В традициях
классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религиозного
фанатизма, абсолютистского гнета, пафосом свободы. Обращение к античности, как
к миру идеальных первообразов, составлявшее суть К., в том числе и
просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители
стремились проникнуть за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки частной жизни,
они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т. к. во всех своих
построениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в
социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой
человеческой природе.
С
просветительским К. тесно связана литература Великой французской революции,
которая облекала героические устремления в античные мифы и предания (творчество
М. Ж. Шенье и др.) В преданиях античности деятели революции, по словам К.
Маркса "нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для
того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей
борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической
трагедии" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 8, с. 120).
Под влиянием
французской литературы К. развивается и в др. странах Европы: в Англии (А. Поп,
Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосколо), в Германии (И. К.
Готшед). Классицистские произведения Готшеда, всецело ориентированные на
французские образцы, не оставили значительного следа в немецкой литературе, и
только во 2-й половине 18 в. складывается новый немецкий К. как оригинальное
художественное явление (т. н. веймарский классицизм).
В отличие от
французского, на первый план он выдвигает нравственно-эстетические проблемы.
Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И.
В. Гете и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества. "Благородную
простоту", гармонию и художественное совершенство греческой классики,
возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противопоставляли
убожеству немецкой действительности и всей современной цивилизации, калечащей
человека. Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания
гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую,
современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.
В эпоху
наполеоновской империи К. утратил своё живое прогрессивное содержание. Его
характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и
мёртвый академизм. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во
Франции вплоть до 30-40-х гг. 19 в.
В середине 18
в. возникает новое направление в К., соответствующее просветительскому К. в
литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре
теперь все чаще отказываются от жестких планировочных схем, стремятся
подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяется интерьеру и
гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для
классицистического здания нового типа становится пейзажная среда
"английского" парка.
Огромное
влияние на К. 18 в. оказали развитие археологических знаний о греческой и римской
древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды
И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиция.
Во французском
зодчестве этой эпохи складываются новые архитектурные типы: изыскано-интимный
особняк, лаконически-монументальное общественное сооружение, открытая городская
площадь (архитекторы Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло). Гражданский пафос и
лирическая мечтательность по-разному сочетаются в пластике Ж. Б. Пигаля, Э. М.
Фальконе, Ж. А. Гудона, исторической и мифологической живописи Ж. М. Вьена,
декоративных пейзажах Ю. Робера.
Накануне
Великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой
лапидарности форм, к внушительным дидактическим образам, зодчие всё чаще
обращаются к мотивам греческой архаики, искусства Древнего Египта, иногда к
безордерной системе (постройки и проекты К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё).
Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Б. Пиранези)
послужили отправной точкой для позднего К., или ампира.
В живописи К.
крупнейшим представителем революционного направления был Ж. Л. Давид, чьё
творчество насыщено мужественной драматичностью, торжественностью образного
строя. В эпоху Наполеона I в архитектуре французского ампира усиливаются черты
пышной репрезентативности (Ш. Персье, П. Фонтен, Ж. Ф. Шальгрен), нередко
приводившей к чрезмерной измельчённости деталей, что сказалось и в
декоративно-прикладном искусстве. Живопись позднего К., несмотря на появление
отдельных крупных мастеров (Д. Энгр), вырождается в официально-апологетическое
или сентиментально-эротическое салонное направление.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/