Творчество Тициана
Творчество
Тициана
Тициан (Tizianо
Vecellio) (1476/77 или ок. 1487-1576), венецианский живописец эпохи
Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал
в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан
попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне
над фресками в Фондако деи Тедески. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое
чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после
смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. В 1513 Тициан уже приобрел
известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта
Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера.
Тициану
покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 - династия д'Эсте в
Ферраре; несколькими годами позже - семейство Гонзага в Мантуе; в 1530-х годах
- семья Ровере в Урбино. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал
по его заказам более двадцати лет. Последние годы жизни Тициан провел в
Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан
составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в
течение нескольких десятилетий. Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали
угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до
самой смерти 27 августа 1576.
Ранний период
творчества Тициана является предметом ученых споров. Трудно дифференцировать
произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 в. К 1510 Тициан усвоил
живописную манеру Джорджоне. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера
(Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский
концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К 1515
влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Картина Флора (Флоренция,
галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица,
является панегириком женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь
мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь
земная и небесная (Рим, галерея Боргезе).
В 1516-1518
Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта
Мария деи Фрари. Богоматерь возносится в небо, окруженная ангельским хором; ее
фигура акцентирована простым сопоставлением трех основных цветов.
Бурное движение
характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в
1518-1523 для герцога Альфонсо д'Эсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в
Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея).
С 1519 по 1526
Тициан работал над Алтарем семейства Пезаро для церкви Санта Мария деи Фрари. В
этой композиции изображение Мадонны на троне смещено относительно центра так,
что в картине возникает нарастающее диагональное движение слева направо.
Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными.
Обычно, как в Мужском портрете (Лондон, Национальная галерея), в них
акцентируются черты личности модели.
В 1530-е годы
Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина
Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла
Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как
будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Это
произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских
праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе.
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой
Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена
проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Прекрасная женщина представлена величавой, исполненной чувства собственного
достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине
Джорджоне. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно
польстил королю, изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы
суммируется весь накопленный мастером опыт.
В 1540-е годы
Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические
возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в
образы своих героев. В парижской версии картины Коронование терновым венцом
(Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные
фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него - силу
физического страдания Христа. На неоконченном Портрете папы Павла III с
Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея
Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть
двуличные услужливые родственники. Изучение памятников античного искусства в
Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей
и галерея Каподимонте). Конный портрет Карла V (Прадо) - парадное изображение
императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
К концу 1550-х
годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей
совокупности тот феномен, который получил название "позднего стиля
Тициана". Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как
бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. Метод наложения плотных
слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные
формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих
художников 19-20 вв. к творчеству мастера. Воплощением этого позднего стиля
является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер),
где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции,
выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей
расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены;
фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и
посредством текучей живописной фактуры. Мюнхенская версия картины Коронование терновым
венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре;
в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
Последняя
картина Тициана - Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана
им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/