Общество искусства и литературы
Общество
искусства и литературы
Общество
искусства и литературы, основано в 1888 в Москве К.С.Алексеевым (Станиславским), режиссером А.Ф.Федотовым (о
котором Станиславский впоследствии писал: «Общение с ним и репетиции были
лучшей школой для меня»), художником Ф.Л.Соллогубом, оперным певцом и педагогом
Ф.П.Комиссаржевским. Цели и задачи Общества были сформулированы следующим
образом: «Московское Общество искусства и литературы имеет целью способствовать
распространению познаний среди своих членов в области искусства и литературы,
содействовать развитию изящных вкусов, а также давать возможность проявлению и
способствовать развитию сценических, музыкальных, литературных и художественных
талантов. С этой целью Общество содержит, с надлежащего разрешения,
драматическо-музыкальное училище, но не иначе, как по утверждении
правительством особых для оного правил. Кроме того, Общество может устраивать,
с соблюдением общеустановленных правил и распоряжений правительства,
сценические, музыкальные, литературные, рисовальные и семейные утра и вечера,
выставки картин, концерты и спектакли». Устав Общества был утвержден министром
внутренних дел 7 августа 1888, а устав училища при Обществе – министром просвещения
29 сентября того же года. Открытие состоялось 5 ноября 1888 в заново
отремонтированном помещении по Тверской улице, 37, где ранее помещался
Пушкинский театр (антреприза А.А.Бренко). Первое собрание Общества было
посвящено празднованию 100-летия со дня рождения М.С.Щепкина. В книге Моя жизнь
в искусстве Станиславский вспоминает о торжественном открытии Общества: «Вся
интеллигенция была налицо в вечер открытия Общества. Благодарили учредителей
его, и меня в частности, за то, что мы соединили всех под одним кровом; нас
уверяли, что давно ждали этого слияния артистов с художниками, музыкантами и
учеными... Через несколько дней состоялся первый спектакль драматического
отдела Общества». 8 декабря 1888 состоялось, как было сказано в программе,
«первое исполнительное собрание любительской труппы», т.е. первый спектакль –
Скупой рыцарь А.С.Пушкина, Жорж Данден Мольера и сцены из трагедии А.Ф.Федотова
Годуновы. Станиславский играл барона в Скупом рыцаре и Сотанвиля в Жорже
Дандене. 11 декабря 1888 была показана Горькая судьбина А.Ф.Писемского.
Музыкально-драматическое училище просуществовало до 1891, но финансовые
трудности вскоре внесли в обширную программу Общества свои коррективы и сузили
многообразную деятельность до любительского драматического кружка. В 1888–1889
кружком руководил А.Ф.Федотов, позднее здесь ставили спектакли артисты Малого
театра П.Я.Рябов (первая постаовка – Самоуправцы Писемского, премьера
состоялась 26 ноября 1889, спектакль прошел три раза.В своем дневнике
Станиславский называл Рябова «рутинером») и И.Н.Греков, большую помощь
оказывала кружку и Г.Н.Федотова, известная актриса Малого театра, жена
А.Ф.Федотова.
В начале 1890-х
годов Общество возглавил Станиславский. Под его руководством из любителей была
создана труппа, обладающая высоким профессиональным мастерством и глубоким
пониманием новых задач искусства, впоследствии сформулированных Станиславским в
его теоретических трудах и в практике Художественного театра. Дебют
Станиславского-режиссера состоялся 11 марта 1889 (одноактная пьеса Гнедича
Горящие письма). Летом 1890 Общество искусства и литературы переехало в
небольшое помещение на Поварской улице, а в 1891 после пожара спектакли были
перенесены в помещение Немецкого клуба на Софийке (ныне Пушечная улица,
Центральный Дом работников искусств). Здесь 8 февраля 1891 состоялась премьера
Плодов просвещения Л.Н.Толстого – в спектакле четко определился социальный
характер режиссерского замысла Станиславского. Наиболее значительными
постановками до 1898 (времени создания Художественного театра) считаются Уриэль
Акоста К.Гуцкова, Отелло и Много шума из ничего Шекспира, Потонувший колокол
Г.Гауптмана и другие спектакли. В 1898 основная часть труппы перешла в
основанный Станиславским и Вл.И.Немировичем-Данченко Московский Общедоступный
Художественный театр (М.П.Лилина, М.Ф.Андреева, В.В.Лужский, М.А.Самарова,
А.Р.Артем, Г.С.Бурджалов, А.А.Санин, художник В.А.Симов, гример-художник
Я.И.Гремиславский, машинист сцены И.И.Титов). После ухода из Общества
Станиславского и значительной части актеров драматический кружок возглавил
Н.Н.Арбатов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/