Оперетта
Оперетта
Оперетта, в
современном понимании, развлекательное представление лирического или
комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и
танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа. Оперетта – не
«маленькая опера» (как было в 18 в.), не комическая опера с диалогами, не
комедия с музыкальными вставками и не драматическая пьеса, насыщенная музыкой.
Происхождение
Истоки оперетты
уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога
Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить
некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем,
буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию
оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов
Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем
комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за
возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый
музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733)
Дж.Перголези – образец интермеццо, который послужил моделью для последующих
произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого
жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) – один из трех
источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической
оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и
водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.
Французская
оперетта
Официальным
днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах
(1819–1880), истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл
свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение
последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди
которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена
(1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867),
Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам
Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный,
жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное
целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха
во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь
временным успехом. Так, Ф.Эрве (1825–1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883);
Ш.Лекок (1832–1918) – Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э.Одран
(1842–1901) – Маскотту; Р.Планкет (1848–1903) – Корневильские колокола (1877) и
А.Мессаже (1853–1929) – Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими
сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.
Венская
классическая оперетта
Величие и блеск
венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет,
конечно, И.Штраус-младший (1825–1899), чей феноменальный дар к созданию
великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые
обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по
совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов
На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Вино, женщины и песни и
Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и
сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий
шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта
была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и
радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим
успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский
барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе (1819–1895) и
К.Милёккер (1842–1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской
традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых
либретто.
Английская
оперетта
Расцвет
английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными
плодами бессмертного сотрудничества У.Гилберта (1836–1911) и А.Салливена
(1842–1900). Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки
Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее
величества «Пинафор» (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец
(1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман
(1862–1936) с его Веселой Англией (1902) и С.Джонс (1869–1914), автор Гейши
(1896).
Венская
оперетта 20 в.
В период между
расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были
созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в
случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (1898)
Р.Хойбергера, Бродяг (1900) К.Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта – имели
вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место
выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового
столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки
и марши не только для украшения своих партитур, но и в
музыкально-драматургических целях – для обрисовки ситуации и развития действия.
К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической
выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар (1870–1948)
придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая
вдова (1905) – одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь
композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем
выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф
Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и
Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты
навстречу опере – тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни
оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с
Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них
чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873–1925), написавший Долларовую принцессу
(1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870–1954), автор Мечты о вальсе
(1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882–1953), автор оперетт Сари
(1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).
Список
литературы
Янковский М.
Искусство оперетты. М., 1982
Трауберг Л.
Жак Оффенбах и другие. М., 1987
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/