Кунсткамера
Кунсткамера
Лев Пушкарев,
Наталья Пушкарева
Кунсткамера
(нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный
по инициативе Петра I в
Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и
коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для
этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим
царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамера – это овеществленная история
естествознания, науки и быта – как русского, так и иноземного – разных времен и
эпох.
Кунсткамеры как
собрания редкостей стали возникать в Европе еще в XV–XVI вв. – то есть в эпоху
Возрождения – в связи с ростом научно-естественных знаний и интереса к
прошлому. Первоначально в кунсткамерах коллекционировались редкие и необычные
находки первых научных экспедиций, старинные инструменты, предметы быта,
произведения прикладного искусства. Эти редкости тематически практически не
группировались и были рассчитаны скорее на поражение воображения посетителей,
чем на их просвещение или расширение их образования. Многие кунсткамеры были
принадлежностью княжеских домов в Западной Европе, поскольку демонстрировали
«ученость» и богатство их владельцев.
Петр I не копил
сокровища. Он ставил перед собой просветительские задачи – приобрести
посредством любопытных экспонатов, «натуральных и искусством созданных» «в
натуральной истории систематическое понятие». Идея создания в России своего
собрания диковинок пришла Петру I во время путешествия в европейские страны в
составе Великого посольства 1697–1698. Именно тогда он закупил в Голландии
первые экспонаты – чучела птиц, рыб, насекомых и нескольких заспиртованных
уродцев и анатомических препаратов. В Голландии вместе с уникальными рецептами
бальзамирования трупов Петр закупил целиком так называемый «Кабинет Фредерика
Рюйша», по сей день – несмотря на 300-летнюю давность – поражающий качеством
сохранности экспонатов – отдельных органов, головок младенцев, мелких животных и
птиц.
В 1704 Петр
издал Указ О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей и
распорядился хранить покупки и привезенные по его распоряжению экспонаты в
Москве, в аптеке у «архиратора» – президента Аптекарского приказа, некоего
Роберта Арескина. Со всех сторон из России по царскому указу повезли
всевозможные находки – «все, что зело старо и необыкновенно».
В 1714
коллекция была перевезена в Петербург в здание Старого Летнего дворца, получив
название «куншткамер». Р.Арескин продолжал считаться ее главным хранителем,
наряду с Иоганном Шумахером – «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Этот год
и считает датой основания первого русского музея.
В 1716–1717
Р.Арескин помогал Петру в закупке новых экспонатов во время следующего
путешествия по Европе, когда им были заложены основы коллекции минералов (около
3000 экспонатов – «каменьев необыкновенных» – из Германии).
В 1719 Петр
издал указ об открытии коллекций Кунсткамеры для осмотра публикой в доме
опального вельможи, причастного к заговору сына Петра царевича Алексея,
Александра Кикина (его дом у Смольного собора в Петербурге после раскрытия
заговора в 1718 конфисковали и передали под выставку). Помимо анатомических и
зоологических экспонатов, в ней была представлена начавшая создаваться историческая
коллекция – образцы одежды и предметы быта разных народов, населявших Россию.
Петр сам был отличным гидом: он любил показывать иностранным послам и русским
вельможам всевозможные диковинки и рассказывать о них. Любопытно, что в первые
годы своего существования музей имел в своем составе и живые экспонаты –
монстров, карликов и великанов, скелеты которых после их смерти также пополняли
коллекцию.
Впоследствии,
после 1725, с созданием Российской академии наук, основным источников
пополнения коллекций стали «академические экспедиции» (Д.Г.Мессершмита,
Г.Ф.Миллера, И.Г.Гмелина, С.П.Крашенинникова и др.), а также закупки за рубежом
(например, «славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей» Альберта
Сербы).
В 1727
Кунсткамера переместилась в специально выстроенное для нее и Библиотеки
Академии наук выдающимся русским архитектором М.Г.Земцовым здание на стрелке
Васильевского острова, в котором музей размещается по сей день. По указу Петра
он был с самого начала бесплатным для посетителей: «следует охотников приучать
и угощать, а не деньги с них брать», полагал император. Угощение в петровское
время предлагалось посетителям «на иноземный лад» – «кофе и цукерброды».
Пришедших встречал «суббиблиотекарь» и другие служители, которые после экскурсии
угощали иногда и венгерским вином. Как свидетельствуют документы, в музее
всегда было «много разного звания народу».
К началу 1740-х
Кунсткамера уже состояла из четырех групп «кабинетов»: (1) «Натур-камера
(редкости естествознания); (2) «Мюнцкамера» (коллекция монет); (3) собственно
«Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов); «Кабинет
Петра Великого» (личные вещи Петра). В 1741–1745 музей подготовил и опубликовал
двухтомный каталог – Musei Imperialis Petropoliani – c иллюстрациями и
переводом объяснительных статей на немецкий язык. Страшный пожар 1747 уничтожил
часть этнографической коллекции музея, так что вышедший каталог – единственное
свидетельство некоторых найденных в начале XVIII столетия раритетов. После
пожара уцелевшие вещи Петра навсегда передали в Летний дворец, а в музее
оставили лишь книги – его личную библиотеку.
Восстановление
коллекций шло долгих 20 лет и лишь к 1766 Кунсткамера вновь возобновила работу
как «общедоступный» музей. Здание Кунсткамеры было перестроено, а отчасти
восстановлено по сохранившимся чертежам Н.Ф.Герелем и С.И.Чевканисским. В
Кунсткамере появилась астрономическая обсерватория (в башне), имевшая глобус
диаметром в 3 метра, физический кабинет, мастерские, две типографии Академии
наук, а также Анатомический театр для начинающих медиков. Задуманный Петром
музей стал превращаться в крупный научный центр; в его запасниках работали
ученые разных специальностей – П.С.Паллас, В.М.Севергин.
Научные
экспедиции, число коих росло с каждым годом, продолжали пополнять музейные
коллекции. В конце XVIII – начале XIX в. среди экспонатов Кунсткамеры появились
не только находки русских ученых (И.Ф.Крузенштерна, Ф.Ф.Беллинсгаузена,
Ю.Ф.Лисянского и др.), но и ценнейшая коллекция, собранная в 1730 английским
капитаном Д.Куком в Полинезии.
К 1830-м в
Музее скопилось такое множество самых разнообразных вещей и коллекций, что
потребовалось их заново систематизировать. Эта работа была завершена к 1837,
когда принято было решение рассредоточить собранные материалы. На базе
Кунсткамеры возник ряд самостоятельных академических музеев – Этнографический,
Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический,
Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Музеи располагались в двух соседних
зданиях на набережной Невы, причем Этнографический, Азиатский, Египетский музеи
и Кабинет Петра I были оставлены в здании Кунсткамеры. Первым директором
Этнографического музея стал академик А.М.Шегрен (1844–1855), а хранителем –
Л.Ф.Радлов. Руководителем Анатомического кабинета в 1842 становится академик
К.М.Бэр, положивший начало собирания остеологических (костных останков)
коллекций Кунсткамеры. С 1995 эти коллекции, насчитывающие около 15 тысяч
костяков из археологических раскопок в европейской и азиатской частях России,
Средней Азии и Кавказа, находятся на хранении в Отделе антропологии Музея,
расположенном в ином здании (С.-Петербург, Средний проспект В.О., д. 24).
В 1878 два
музея – Антропологический и Этнографический – решено было объединить в один –
Музей антропологии и этнографии. Этот Музей должен был в своих стенах
объединить все данные науки о происхождении человека и его культуре –
антропологии, археологии и этнографии. После объединения – в конце столетия –
бывшая Кунсткамера пополнилась уникальными коллекциями, собранными русскими
путешественниками в Африке (В.В.Юнкер) и в Новой Гвинее (Н.Н.Миклухо-Маклай).
В 1903 в связи
с празднованием 200-летия основания Петербурга, Музей стал называться Музеем
антропологии и этнографии имени императора Петра Великого. Это имя Музей носит
и сегодня. Через 30 лет – уже в советское время, в 1933, на базе Музея
антропологии и этнографии был создан Институт этнографии и антропологии им.
Н.Н.Миклухо-Маклая Академии Наук СССР. Созданная в 1943 Московская группа ИЭА
АН СССР во главе с проф. С.П.Толстовым стала впоследствии головной частью
Института, а ленинградская – получила название: Ленинградское отделение ИЭА АН
СССР. В 1946 – после тяжелых лет блокады – экспозиции Музея были открыты для
широкой публики после пятилетнего перерыва, началось пополнение коллекций и
создание новых экспозиций, посвященных этнографии народов мира. В 1992 Музей
антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии
Наук стал вновь самостоятельным учреждением. Музей М.В.Ломоносова (созданный
еще в начале XIX в.), всегда располагавшийся в историческом здании Кунсткамеры,
но являвшийся в течение советского времени частью Института истории
естествознания и техники РАН, снова стал частью Музея.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/