Пакистан: культура и образование
Пакистан:
культура и образование
Литература и
искусство
Урду,
государственный язык Пакистана, имеет богатое литературное прошлое. Мушаира
(съезд и конкурс поэтов) – уникальная черта культуры урду: поэты декламировали
свои стихи перед тысячной аудиторией и получали незамедлительный отклик и
оценку. В канонической литературе первоначально преобладали романтические темы.
В наши дни поэты и прозаики пишут о демократии, свободе слова, равенстве
возможностей, бедности, голоде, жизни в трущобах, бесправном положении женщин,
сложности выхода замуж для горожанок старше 20 лет, тяжелом бремени приданого
для родителей невесты.
Искони высшей
формой поэзии на урду были газели («разговоры с прекрасными женщинами»).
Главные их мотивы заключались в воспевании красоты любимой, хотя часто поэты
предавались также философским размышлениям. Помимо восхищения женщинами,
наибольшей популярностью в традиционной литературе урду пользовались
религиозные сюжеты и описания исторических событий. Марсийа (элегические поэмы)
Мирзы Саламат Али Дабира и Мир Аниса (Мир Бабар Али), например, были посвящены
кровавому убийству внуков пророка Мухаммеда в Кербеле. Заук (Шейх Мухаммад
Ибрахим) сочинял на урду классические по форме газели, привлекая образы,
метафоры, сравнения и лексику, почти недоступные для понимания рядового
человека.
Мирза
Асадулла-хан Галиб (1797–1869) был первым великим писателем, использовавшим
разговорный урду в поэтическом и прозаическом жанрах. Его путем пошли в конце
19 в. прозаики Саид Ахмад-хан и Хали (Алтаф Хусейн). Мухаммад Икбал
(1877–1938), признанный национальным поэтом Пакистана, был бунтарем по духу,
его творчество насыщено патриотическими мотивами и преисполнено гордостью за
ислам. Сборник Обращение к Богу и Его ответ служит, возможно, ярчайшим
свидетельством литературного мастерства Икбала.
Фаиз Ахмад
Фаиз, Ахмад Надим Касми и Эсхан Даниш стали в поэзии урду 20 в. выразителями
прогрессивных идей левого спектра взглядов. Примером их творческой ориентации
является книга стихов Фаиза Руки ветра. В отличие от них Хабиб Джалеб, Ариф
Матин и Ахмад Фараз не придерживались радикальных социальных воззрений, но им
тоже были свойственны авангардистские стилистические изыскания. Среди прозаиков
выделились Эхсан Фаруки, Джамила Хашми, Сайда Султана и Фазл Ахмад Карим Фазли.
Произведение Фазли Откройся, истерзанное сердце отразило новые веяния в прозе
на урду.
Литературы на
панджаби, пушту, синдхи и балучи также располагают обширным наследием. Наиболее
знаменитый пенджабский поэт – Варис Шах (18 в.), автор великой поэмы Хир и
Ранджха. Начиная с 1950-х годов главными представителями модернистского течения
в пенджабской литературе выступают Шариф Кунджахи, Ахмад Рахи, Султан Махмуд
Ашуфта, Сафдар Мир и Мунир Ниязи.
Центральной
фигурой в литературе на пушту остается Хушкаль-хан Хаттак (1613 – ок. 1687). Из
поэтов 20 в. выделяется Амир Хамза Шинвари, а среди прозаиков – Мастер
Абдулкарим и Фазлхак Шайда.
Обладающая
богатыми традициями литература синдхов дала своего классика – Шаха Абдул Латиф
Бхитаи (1689–1752). Видный суфий, поэт насыщал свои произведения философскими
идеями, любовью к природе и мистическими раздумьями. По его стопам пошел Сачал
Сармаст (1739–1826).
Известные поэты
18–19 вв., писавшие на балучи, – Джам Дуррак Домбки, Мухаммад-хан Гишкори и
Фазил Ринд (его Ночная свеча считается классическим собранием стихотворных
произведений). В число ведущих поэтов 20 в. входят Ата Шад, Захур Шах Сайяд,
Мурад Сахир, Малик Мухаммад Тауки и Момин Базадар. Наиболее весомый вклад в
прозу на балучи внес Саид Хашми.
Совет искусств
Пакистана стремится сохранить устойчивость региональных стилей в танцах,
музыке, скульптуре и живописи. Фольклорные труппы страны гастролируют по всему
миру. Ансамбли, исполняющие в стиле кавалли (буквально – пение хором) духовные
сочинения об Аллахе, Мухаммеде, его внуках и мусульманских святых, с 1975 с
успехом дают концерты на Среднем Востоке, в Европе и Северной Америке.
Образование
В Пакистане
существуют две системы образования. Традиционная система знакомит учащихся с
исламскими дисциплинами и дает знание урду, арабского и иногда также
персидского языка. Наиболее консервативным остается преподавание в духовных
школах медресе, функционирующих при мечетях. В высших школах этой системы,
дар-уль-улумах, учащиеся в течение 5–15 лет получают солидную богословскую
подготовку, интенсивно штудируя классические мусульманские тексты. В итоге
выпускник становится уважаемым ученым человеком – улемом. Два наиболее
известных дар-уль-улума действуют в Карачи и Лахоре.
Массовая
система образования создавалась англичанами и первоначально строилась по
европейскому образцу. Она включает детские сады и школы. После окончания школы
открывается возможность поступить в колледж или университет. Университеты
расположены в Карачи, Исламабаде, Лахоре, Пешаваре, Кветте, Мултане,
Бахавалпуре, Джамшоро, Хайрпуре и Дераисмаилхане. Политехнические институты
имеются в Карачи, Лахоре и Навабшахе, Таксиле, сельскохозяйственные
университеты – в Фейсалабаде и Тандоджаме. В стране действуют 14 медицинских
колледжей, которые выпускают ежегодно 4000 врачей, многие из них уезжают
работать за границу. В Исламабаде функционирует Открытый университет. Сеть
учебных заведений включает также более 400 колледжей, в которых преподают
естественные и гуманитарные науки, и ок. 100 профессиональных училищ. Имеются
частные вузы, например Университет управления в Лахоре.
Уровень
грамотности взрослого населения страны невысок – 49% среди мужчин и 23% среди
женщин.
Музеи и
научные учреждения
Крупный археологический
музей находится в Мохенджодаро, к югу от Ларканы (пров. Синд), где ведутся
раскопки древнеиндийской цивилизации. Другой интересный археологический музей
создан на севере Пакистана в Таксиле (к западу от Исламабада), где процветала
древняя гандхарская культура. Национальный музей в Карачи располагает ценными
археологическими и этнографическими коллекциями, свидетельствующими о богатом
творческом наследии народов Пакистана, а Национальный музей в Лахоре –
великолепными историческими экспонатами.
Научные
исследования в стране финансируются государством и проводятся в научных центрах
и университетах. В этом отношении выделяется Исследовательский центр социальных
наук при Пенджабском университете, Национальный научный фонд, Комиссия по
атомной энергии и Совет научных и технических исследований. Университет Каид-и
Азам в Исламабаде специализируется на исследованиях в области социальных,
биологических и ряда других наук. Научные изыскания финансируются в форме
грантов Университетским исследовательским фондом.
Анализом
проблем экономики и демографии занимается Пакистанский институт экономического
развития, издающий на английском языке журнал «Пакистан дивелопмент ривью».
Известностью пользуются также Сельскохозяйственный исследовательский центр и
Федеральное статистическое бюро.
Средства
массовой информации.
Печать. В
стране выходит более 2700 газет и других периодических изданий. Из них ок. 120
публикуются на английском языке и ок. 2500 – на урду. Остальные печатаются
преимущественно на языках народов Пакистана, а также на арабском и персидском.
Главные ежедневные газеты включают: на урду – «Джанг», «Нава-и вакт» и
«Хурриет», на синдхи – «Хилал-и Пакистан» и «Афтаб», на гуджарати – «Миллат» и
«Ватан», на английском – «Пакистан таймс», «Дейли ньюс», «Нейшн» и «Хайбер
мейл», на английском и гуджарати – «Доон». «Бизнес рикордер» служит ежедневным
источником коммерческой и другой экономической информации на английском языке,
а «Фрайди таймс» считается ведущим политическим еженедельником. Среди
ежемесячных изданий наибольший авторитет завоевал «Хералд», а «Нукуш»
(«Впечатления») считается лучшим литературным журналом на урду. Еженедельник
«Ахбар-и хаватин» («Газета для женщин») рассчитан на женскую читательскую
аудиторию. В стране функционируют два информационных агентства: «Ассошиэйтед
пресс оф Пакистан» (АПП) и «Пакистан пресс интернэшнл» (ППИ).
Радиовещание,
телевидение и кино
Радиостанции
имеются во всех крупных городах страны. Во многих из них работают телевизионные
центры и ретрансляторы передач. Комедии, музыкальные и драматические
представления, кинофильмы, народные танцы, юмористические скетчи и соревнования
по крикету относятся к разряду самых популярных передач. Транслируются многие
американские телевизионные программы. Получает развитие система спутниковой
связи.
Пакистанцы,
особенно из низших социальных слоев в малых городах и деревне, любят посещать
кинотеатры. В фильмах на урду, панджаби, пушту и синдхи сюжет обычно посвящен
любовному треугольнику. В них много музыки и танцев, а благородство главных персонажей
обычно преподносится в подчеркнуто возвышенном стиле. Образованная прослойка
предпочитает смотреть американскую и европейскую кинопродукцию.
Спорт
Наиболее
популярный вид спорта в стране – привнесенный из Англии крикет. Сборная команда
Пакистана, одна из сильнейших в мире, борется за лидерство в международных
соревнованиях с соперниками из Великобритании, Австралии, Индии и Вест-Индии.
Для руководства и контроля за развитием крикета создан специальный национальный
комитет. Другие распространенные виды спорта – футбол, хоккей на траве, большой
и настольный теннис, бокс, борьба, тяжелая атлетика, плавание, гольф, поло,
сквош и бейсбол.
Праздники
Главные
праздники в стране – День Пакистана (23 марта, когда в 1940 была принята
Лахорская резолюция, в которой содержалось требование создания независимого
Пакистана); День Икбала (21 апреля – день рождения национального поэта
Мухаммада Икбала); Ид-уль-фитр (праздник разговения по окончании поста в месяц
рамадан); Ид-и милад (день рождения пророка Мохаммеда); Ид уль-азха (праздник
по случаю паломничества в Мекку); День независимости (14 августа); День
рождения основателя Пакистана Джинны (25 декабря); Новый год (1 января).
Отмечаются и некоторые индуистские праздники, например Холи (Праздник красок)
или Дипавали (Праздник огней).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/