О термине "сёгун"
О термине
"сёгун"
В древнейшем
японском литературном памятнике "Кодзики" (712 г.) термин сёгун не
встречается. Он появляется в "Нихонсёки" (720 г.) в записи об
императоре Юряку (457-479), где говорится:
"Соизволив
назначить Ки-но Оюми но сукунэ и других четырех вельмож, сделал их тайсёгунами
- великими воеводами, и повелел покарать и разгромить Сираги..."
Сираги - это
одно из княжеств в Корее.
Видно, что
вначале это был чисто военный термин.
В "Японской
исторической энциклопедии" - "Кокуси дайдзитен" приводится более
ранняя дата использования этого термина, которая в настоящее время считается
позднейшей подменой соответствующего древнего термина. Однако это свидетельство
интересно и само по себе:
"В 10-м
году царствования императора Судзина (87 г. до н. э.) были посланы Охико но
микото в Хокуроку, Такэнука-ввакэ в Токай, Кибицухико в Сайкай и Тамба Митинуси
но микото в Тамба. [То есть, их послали не четыре стороны Японии. - Прим. Ст.
Ворчуна.] Каждый из них был пожалован печатью со шнурами, назначен сёгуном , и
им было повелено привести людей далеких диких мест под благодетельное
государево влияние, а по отношению к тем, кто не захочет внять их убеждениям,
таких бить, пустив в дело войска".
(Каков
благодетель!)
Этих
полководцев называли воеводами четырех дорог - сидо сёгун .
Речь и здесь
идет о чисто военном термине.
В 701 году было
опубликовано положение "Тайхорицурё", или сокращенно
"Тайхорё", в котором среди множества различных законов об организации
управления страной было опубликована и структура управления вооруженными
силами.
Когда случалась
война и приходилось выступать в поход, то назначался тайсёгун - великий
воевода, главнокомандующий; при выступлении в поход император жаловал ему особый
меч - сэтто - в знак его воеводских полномочий и его права жизни и смерти над
подчиненными ввиду неприятеля, и под его общую команду отдавались три армии
сангун . В каждой же одной армии - итигун - были сёгун - воевода, командующий
армией, фукусёгуны - помощники воеводы, гунканы - военные цензоры, наблюдатели
за действиями начальников и воинов, гунсо - заведующие хозяйством и
делопроизводством армии и рокудзи - делопроизводители, писари.
Следует иметь в
виду, что это всё титулы военного времени.
В мирное время
для несения военной гарнизонной службы призывалась третья часть мужского
населения страны в возрасте от 20 до 60 лет. Из этих людей организовывались
особые войсковые единицы - гунданы - местные бригады, каждая из которых
приходилась примерно на четыре провинции (гуна). Численный состав этих бригад
был неодинаков, соответственно и названия у них были разные. Бригада
численностью более 1000 человек называлась тайгундан - большая бригада; бригада
численностью от 600 до 1000 человек называлась тюгундан - средняя бригада;
бригада численностью менее 500 человек называлась сёгундан - малая бригада.
Каждая бригада
делилась на более мелкие единицы, состоявшие под командой соответствующего
начальника. Самой мелкой воинской единицей был пяток - го ; два пятка
составляли один "огонь" - ка . Ка являлся той составной ячейкой
бригады (гундан), которая имела свое артельное хозяйство, снаряжение и вьючных
лошадей из расчета 6 лошадей на один "огонь". Вероятно, что эта
единица получила свое название от отдельного костра, на котором ее члены
готовили свою пищу.
Пять
"огней" образовывали полусотню - тай , состоявшую уже под командой
пятидесятника - тайсэй .
Две полусотни,
одна конная и одна пешая, образовывали сотню - рё , которой командовал рёсуй .
Двумя
сведенными вместе сотнями (специального названия для такого подразделения
почему-то не было) командовал кои .
Бригада
(гундан) обычно подразделялась на сотни (рё). Малой бригадой командовал сёки ,
а большой и средней - тайки , а сёки были у них помощниками, которым часто
приходилось выполнять функции кои.
Служба местных
бригад была службой мирного времени, гарнизонной, и она заключалась в охране
окраин и тех населенных пунктов, в которых требовалось наличие вооруженной
силы. Общее название для таких охранников было сакимори - охранники передовых
пунктов. Из таких же бригад командировались и люди в Киото для охраны столицы и
императорских дворцов. Эти стражники назывались эдзи - охранные мужи.
В военное время
соединялись вместе несколько бригад и образовывали одну армию - итигун ,
которой командовал воевода, командующий армией - сёгун .
В Японии
существовало три типа армий: большая армия численностью свыше 10000 человек -
тайгун , средняя армия численностью от 5000 до 9000 человек - тюгун и малая
армия численностью менее 4000 человек - сёгун .
Соединение
вместе тайгун, тюгун и сёгун давало соединение под названием сангун - три
армии, которой командовал уже великий воевода тайсёгун .
По окончании
войны все армии расформировывались.
Бригады
(гунданы) были в большинстве провинций, но в тех провинциях, которые и в мирное
время находились под военным управлением, бригад не было. После императора
Камму (782-805) гунданы, в основном, прекратили свое существование.
Итак, термин
сёгун обозначал воеводу, командовавшего во время войны одной армией - итигун. К
этому термину добавлялись другие слова и получались термины тайсёгун - великий
воевода и фукусёгун - помощник воеводы. Но это всё были обозначения для той или
иной временной военной должности. Вследствие же конкретных обстоятельств каждой
военной компании стали появляться и другие военные звания для воевод. Вот лишь
некоторые из них:
Муцу тинто
сёгун - воевода провинции Муцу, усмиритель Востока;
сэйтэки сёгун -
воевода , каратель варваров;
сэй хаято
дзисэцу тайсёгун - великий воевода с пожалованным мечом, каратель хаято
(какое-то древнее племя на юго-западе страны);
сэйсэй сёгун -
воевода, каратель Запада;
дзисэцу сэйи
сёгун - воевода с пожалованным мечом, каратель варваров;
дзисэцу
тайсёгун - великий воевода с пожалованным мечом;
сэйи тайсёгун -
великий воевода, каратель варваров,
и т.д.
Это всё были,
как я уже говорил, звания воевод военного времени с соответствующими
должностями и с полномочиями в каждом конкретном случае вести боевые действия и
распоряжаться реальной военной силой. Но были еще и другие должности, для
мирного времени, которые учреждались в зависимости от обстоятельств и могли
существовать довольно долгое время.
К ним в первую
очередь относится кихэй тайсёгун - великий воевода конницы. Это был начальник
кавалерийского конвоя во время путешествий императора или при прибытии
иностранных послов. Их могло быть и два: дзэнкихэй тайсёгун - начальник
авангардного кавалерийского конвоя и кокихэй тайсёгун - начальник арьергардного
кавалерийского конвоя.
Позже эти
начальники стали называться сасёгун - левый (авангардный) воевода и усёгун -
правый (арьергардный) воевода. Иногда эти термины могли использоваться и в
военное время и тогда они обозначали начальников левого и правого флангов армии
соответственно.
С 1192 года в
Японии установилось военное управление страной - сёгунат , а глава этого
режима, военный правитель страны, присвоил себе одно из званий военного времени
- сэйи тайсёгун - великий воевода, каратель варваров. Этот титул стал
наследственным, и он знаменовал право его носителя распоряжаться всеми военными
силами страны (а, следовательно, и самой страной). Все остальные звания воевод
военного времени прекратили свое существование, так как императоры уже не имели
возможности назначать воевод и поручать им военную силу.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc.com/