Записки о русском фольклоре
Записки о
русском фольклоре
Леший
Лето - это
именно то время года, когда люди вспоминают чаще, чем обычно таких персонажей
славянского фольклора, как лешие, водяные, русалки и т.д. и т.п. К сожалению,
первые серьезные труды по славянской мифологии относятся ко второй половине
XVIII века, когда исследователи всерьез занялись собиранием и записью устной
народной традиции. Очевидно, к этому времени многое было уже утрачено, и у нас
нет целостной картины славянской мифологии. Некоторые исследователи считают,
что ее никогда и не было. Может быть... Поэтому рассмотрим для начала обзор
сведений о такой популярной фигуре русского фольклора, как леший. Надеюсь, что
вы узнаете для себя что-нибудь новенькое.
Многие
исследователи отмечают общность представлений о лешем с мифологическими
образами других народов, например, с сатирами в античной мифологии. Посмотрим,
что удалось записать нашим исследователям, а потом сами решайте, есть ли у
лешего общие черты с другими персонажами.
Леший считается
хозяином леса, покровителем зверей и птиц, но иногда он почитается и как дух
леса. По убеждениям многих крестьян в каждом лесу был свой лесовик. Он часто
появлялся в сопровождении стада волков, или перегонял зверей и птиц с места на
место. Леший также охранял лес от охотников, но мог заключать с ними и
справедливые договоры на пользование дарами леса. Вот лишь некоторые рассказы о
лешем.
В Рязанской
губернии записан такой рассказ:
"К
кабатчику ночью пришел мужик в звериной шкуре и с толстой дубиной. Выпил стакан
водки и пошел. Кабатчик вышел на улицу и увидел множество разного зверья. На
его вопрос мужик ответил:
"Это я
товарищу в карты проиграл, и теперь иду долг платить".
А на вопрос,
кто же он такой, мужик сказал:
"Я - царь
лесной".
В Вологодской
губернии записан аналогичный рассказ, только там леший выпивает ведро водки и
гонит стадо волков.
В Калужской
области записан рассказ о том, как перед лесным пожаром леший, трубя в рог,
перегонял зверей. И повалили из леса медведи и волки, лисицы и зайцы, белки,
лоси, козы... Всякая лесная живность шла со своей парой и с другими не
смешивалась, а на людей и вовсе никакого внимания не обращала. А за зверьем и
"сам" с кнутом за плечом и с рожком в руках. А величиною он с большую
колокольню будет. Отличительной чертой лешего является его хохот.
Как же выглядит
леший? Обычно у него рога и козлиные ноги, длинные растрепанные волосы и
большая седая борода. Одет он чаще всего в белую рубаху или балахон, на ногах
лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости от того,
где он находится. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу или
поляне - он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца,
человека и даже гриба. Он часто пугает людей хохотом, бьет в ладоши, уносит
детей и заводит путников в непролазную чащу.
Большинство
рассказов о лешем сводятся к простому рассказу о встрече рассказчика с нашим
героем. Часто леший принимает облик какого-либо знакомого рассказчика, его
соседа, помещика или, даже, дьякона. Распространены рассказы о том, как леший
под видом старичка подсаживался на телегу или сани, и тогда никакая сила не
могла сдвинуть их с места.
Избавиться от
лешего можно было и именем Господа, и матерной руганью, и выстрелив в него
медной пуговицей, а также рассмешив его.
Рассказы о
похищениях лешим в большинстве случаев имеют счастливый конец. Так, когда леший
похитил девок, они жили у него двенадцать дней, но благодаря помощи сельского
колдуна вернулись домой. В другом рассказе леший в наказание за кражу овцы
уводит сына мужика в лес, где тому приходится жить с "лешовихой".
Или, леший уводит девицу в лес, но служат в церкви молебен, и девица счастливо
возвращается домой. Леший заводит в лес одного парня, который понравился жене
лешего. По ее совету он ничего не ест в доме у лешего и благодаря этому
возвращается. А одну пропавшую девушку обнаружили через некоторое время сидящей
на сосне и беременной.
В рассказах о
договорах с лешим часто встречается сюжет о том, как он пасет за пастуха его
стадо и предсказывает погоду на год вперед. В этих рассказах леший уже ближе к
людям. Он сидит с пастухами или охотниками у костра, ест с ними кашу и
выпивает, с ним можно договориться, задобрить, от него можно откупиться.
К концу
девятнадцатого века ужас в рассказах о лешем сменяется доброй насмешкой. Леший
постепенно очеловечивается. В результате такого смягчения образа лешего
меняется и его внешний облик. К началу XX века относится такая запись о лешем:
"Леший
живет в лесах, в большой избе. Изба укрыта кожами. Леший всегда ходит в
оболочке: в желтом зипуне, опоясан, в красной шапке, молодой, без бороды. Это
скорее человек: живет лешней, ходит с собакой, женат, имеет детей".
Леший был очень
популярен в русском фольклоре и стал героем многих русских народных и авторских
сказок. Но эту тему я рассматривать не буду. Отвечу напоследок лишь на вопрос,
как можно вызвать лешего? Надо в великий четверг ночью сесть в лесу на старую
березу и громко три раза крикнуть:
"Царь
лесовой, всем зверьям батька, явись сюда!"
Тогда он явится
и скажет "все тайное и будущее".
Водяной
Водяной также
является одним из наиболее популярных персонажей русской нечистой силы, который
царствовал в воде. Почти все исследователи отмечают сходство образов водяного и
лешего. Так Вл. Даль писал о водяном следующее:
"Это нагой
старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью,
не так назойлив и нередко даже с ним бранится".
Но это не
полный портрет водяного. Суммируя данные различных исследователей, получаем
следующую картину: водяной - это безобразный голый старик, косматый,
одутловатый, покрытый тиной, с большой бородой и зелеными волосами. Другие же
исследователи записали, что водяной весь покрыт густой шерстью белого или
зеленого цвета. В некоторых местностях портрет водяного украшается такими
деталями как гусиные лапы вместо рук и ног, хвост, чешуя, рога и т.д. Или руки
у него человечьи, а вместо ног рыбий хвост.
В Вологодской
губернии, например, водяного представляют отнюдь не стариком. Это
"мужик,
очень широкий в плечах, с тонкими ногами; у него небольшие рога, тело покрыто
чешуей, хвост четверти три длиною, пальцы рук и ног очень длинные, с кривыми,
крепкими ногтями, между пальцами перепонки".
Как видим,
отдельный портрет может существенно отличаться от среднестатистического!
У белорусов
водяной это или
"огромный
старик с зелеными волосами и бородой из водорослей",
или же
"черное,
обросшее волосами человекоподобное существо с рогами, хвостом и когтистыми
лапами".
Водяной является
хозяином водной стихии: морей, рек и озер. Он повелитель и покровитель рыб и
других водных существ. К человеку водяной относится, как правило, враждебно. Он
может напугать или даже утопить купающихся, утягивая свою жертву в глубину,
может разогнать всю рыбу или выпустить ее из невода, разорвав его, может
прорвать плотину или сделать еще какую-нибудь пакость. Даже там, где водяные
вроде бы сжились с людьми, они иногда могут так расшалиться, что напугают
человека насмерть или, даже, утопят его.
Водяной мог
покровительствовать только лишь рыбакам, мельникам и пчеловодам, и то изредка.
Водяного было принято задабривать рыбой, причем первой, табаком (!), новыми
лаптями, медовыми сотами и т.п. Бросали петухов, бараньи головы, различных
дохлых животных и даже живых лошадей. Дары приносились или весной, или осенью,
а при постройке мельницы или плотины - обязательно. Совершались также и
возлияния водяному. А о мельниках почти во всех местностях ходили слухи, что
они колдуны и связаны с различной нечистой силой.
Рассказов о
водяном собрано значительно меньше, чем о лешем. Так Вл. Даль отмечал, что из
всех опрошенных мужиков только один рассказывал о водяном как очевидец.
Остальные же знали, что где-то есть водяной, но Бог весть где. Тогда как лешего
встречало множество людей.
Живут водяные
обычно в омутах, особенно около мельниц. Любят пьянствовать и посещать шинки,
где играют в кости. Могут украсть коров или лошадей. На зиму водяной уходит в
свое подземное жилище.
Часто водяного
изображают царем, живущим в морской пучине в роскошном дворце из хрусталя и
золота. Его окружают многочисленные жены и злые красавицы дочери, русалки и
водяные меньшего ранга. Морской царь любит повеселиться и созывает в свой
дворец утонувших музыкантов, которых заставляет играть, а сам пляшет под их
музыку вместе со своими приближенными, несмотря на свой почтенный возраст.
Такая пляска вызывает сильное волнение на реках и озерах, а на море
сопровождается бурей. Кладовые дворца наполнены золотом и другими сокровищами,
которые упали на дно вместе с затонувшими кораблями.
С таким водяным
встречался и былинный герой Садко. С образом Садко связаны представления о том,
что водную стихию можно успокоить, исполняя специальные напевы. Эти
представления живы у поморов и до сих пор. Но главное для водяного все-таки
дары и уважение. Правда, к концу XIX века дары стали становиться скромнее. В
Новгородской губернии при постройке мельницы под водяное колесо бросали шило,
мыло и голову петуха. В Вологодской губернии рыбаки для получения хорошего
улова бросали водяному худой сапог с портянкой (жадные люди; на месте водяного
я бы обиделся и показал им улов). В Орловской губернии мельники лили водяному
водку и бросали кусочки хлеба и крошки. Так и во всех вариантах былины о Садко
его путешествие к морскому царю связано с неуплатой ему положенной дани.
При широкой
распространенности веры в водяного, как уже говорилось, достоверных случаев о
встречах с ним, в отличие от лешего, записано на удивление мало. Когда же
происходит встреча с водяным?
Чаще всего это
происходит при купании или нырянии. Но водяной может схватить свою жертву в тот
момент, когда человек пьет воду из реки, озера или, даже, колодца. Встреча с
водяным неизбежна, если человек будет подсматривать за купанием дочерей
водяного или морского царя. Бывало, что водяного удавалось случайно поймать
сетью в виде большой рыбы, тогда уже водяному приходилось откупаться. Водяной
может придти на звуки музыки или на девичьи гуляния, если они в шутку позовут
водяного. Но водяной может и сам обратиться к мужикам, чтобы ему одолжили сани
или телегу для перевозки его пожитков, или чтобы прогнать чужого водяного.
Утопленница может стать женой водяного, а утопленник может жениться на его
красавице-дочери. От водяного можно откупиться дарами или можно заключить с ним
договор о взаимных обязанностях.
Но все эти
случаи происходили где-то и кем-то, а реальных случаев столкновения с водяным
записано очень мало. Так один крестьянин в Вологодской губернии якобы сам видел
водяного и спасся от него молитвой. Он так описывал водяного:
"Сам
черный, вид его наподобие человека, но только глаза красные, большие - с
ладонь, нос - как сапог, не меньше".
В другой раз
водяной схватил этого же мужика за руку, отчего у него долго сохранялся
отпечаток пятерни водяного, но и в этот раз мужику удалось отмолиться.
Любимой рыбой
водяного является сом. Он разъезжает на соме верхом, а, кроме того, сом
приносит водяному утопленников. Поэтому сома в народе часто называют чертова
лошадь.
Из всего
вышесказанного видно, что с водяным без особой нужды встречаться не стоит. В
отличие от лешего, живых свидетелей встреч с ним не так уж и много.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc.com/