Наследство Вигеланда
Наследство Вигеланда
15
лет назад правительство Норвегии начало претворять в жизнь большой культурный
проект, установив 33 скульптуры современных архитекторов из 18 стран мира по
всему северу страны. Многие, обычно спокойные и невозмутимые, норвежцы были
этим обстоятельством неприятно поражены — слишком уж авангардным было
большинство из них, не говоря уж о том, что часть средств на их создание и
установку должна была поступить из карманов местных налогоплательщиков.
Впрочем, недовольства эти не помешали городскому Совету систематически
заполнять пространство норвежской столицы Осло весьма странными произведениями,
которые сейчас все-таки прижились в городе, во всяком случае, без них он был бы
гораздо менее интересен.
Cкульптур
в городе много, и это несмотря на известную скандинавскую прижимистость. Во
многих странах относительно новые дома, когда они выходят из моды, просто
сносят. В Норвегии же все по-другому — верфь переделали в торговый центр, а
элеватор — в жилой дом, превратившийся в местную достопримечательность. Ничего
не выбрасывать, ничего не сносить — может быть, это и есть путь к богатству и
процветанию…
В
общественной жизни Норвегии сегодня набирают популярность странная для нас
безликость, отвлеченность отношений. В Осло, например, теперь в моде новый тип
рабочего места. Вернее будет сказать, что его просто нет — вы не можете прибить
там портрет любимой собаки или спрятать под стол свои не самые модные ботинки.
Каждый приходит со своим переносным лэптопом и присоединяет его к любой
свободной ячейке сети. Ни бумаг, ни приколотых записочек типа — «Не забыть
позвонить…», ни тому подобного. Словом, ничего личного. А вот скульптуры как
будто продолжают бороться за самобытность и уникальность города.
Осло
— очень маленький город. И расти вширь он не может: с одной стороны он зажат
фьордом, а с другой — заповедным лесом. Это делает Осло еще и очень дорогим
городом. Каждому желающему жить в столице приходится находить место внутри
весьма ограниченной территории. Тем удивительнее, что в городе существует
большой парк скульптур Вигеланд, являющийся национальным и мировым достоянием.
Хотя в свое время, при строительстве, он был принят в штыки.
Парк
скульптур Вигеланд поражает воображение даже ленивых и нелюбопытных своей
первобытной энергией и свободой. Он занимает площадь в 32 га и открыт 24 часа в
сутки. Густав Вигеланд (1869—1943) трудился над его созданием 40 лет, но
закончен он был только после его смерти. В парке 212 скульптурных композиций из
бронзы, гранита и кованого железа. Несколько железных ворот. И все это сделано
самим Вигеландом. Некоторые скульптуры огромны — самая большая под названием
«Монолит» имеет 14 метров в высоту.
Густав
Вигеланд родился в маленькой деревне недалеко от города Мандал в Южной Норвегии.
Его отец был резчиком по дереву, и Густав приобщился к этому ремеслу с
малолетства. Хотя впоследствии он отрицал полезность этого обучения, не
вызывает сомнений то, что эти знания повлияли на все его дальнейшее творчество.
У
Густава была мечта — он хотел стать настоящим скульптором и создавать
произведения из камня и металла. Казалось бы, сама Судьба была против этого — в
Норвегии того времени научиться этому искусству было практически не у кого.
Когда ему исполнилось 15 лет, он перебрался в Кристианию (так тогда назывался
Осло) — учиться на резчика по дереву, лелея свою детскую мечту. Но вскоре в его
жизни произошел крутой поворот — спустя 2 года умер его отец, и Густаву на
некоторое время пришлось оставить учебу: он должен был вернуться в родные места
и поддерживать семью. Несмотря ни на что, Густав Вигеланд в 1888 году вернулся
в Кристианию и поступил подмастерьем сначала к скульптору Брюнхульфу Бергслину,
а затем к Матиусу Скибруку. Эти мастера оценили талант молодого человека и
помогли ему отправиться в Копенгаген, где он смог получить образование в одной
известной студии. Отучившись в Дании, Вигеланд отправился дальше по Европе.
Париж — в 1893 году, затем Берлин, Флоренция — в 1895-м, а через год —
путешествие по разным городам Италии.
Вернувшись
в Норвегию, Густав, наконец, начинает работать скульптором. Он участвовал в
реставрационных работах в соборе Тронхейма и других проектах. В своей студии в
Осло он создал десятки скульптур, и, когда в 1902 году студию нужно было
снести: она мешала созданию новой библиотеки, Вигеланд заключил с городским
Советом соглашение о том, что он подарит Осло все свои произведения в том
случае, если ему будет предоставлена новая студия, которая после его смерти
станет музеем, и если его скульптурами будет украшен городской парк.
Так
и было создано главное чудо сегодняшнего Осло. На протяжении 40 лет, да и всей
своей предыдущей жизни, Вигеланд трудился над этим парком. Тысячи эскизов,
сотни скульптур… Его не остановила даже Вторая мировая война — он продолжал
свою работу и при фашистах, но в 1943 году его настигла смерть, и окончательно
работы в парке были завершены только к 1950-м.
Большинство
скульптур Парка Вигеланда имеют реальных прототипов — может быть, именно
поэтому они производят такой удивительный эффект. Вигеланд попытался показать в
своих скульптурах всю человеческую жизнь — некоторые из них кажутся какими-то
неотесанными, грубыми, другие — изысканными, третьи — странными и мрачными.
Есть, например, скульптура, изображающая нищего, которого дразнят дети. Это подлинная
сценка и подлинный нищий того времени. Мужчина, которого облепили маленькие
дети, явно хочет от них избавиться… Говорят, так Вигеланд изобразил свое
отношение к собственным детям.
Нельзя
сказать, что чувства, которые испытываешь при виде некоторых скульптур, всегда
радостные, но то, что ты видишь, как-то очень по-норвежски отражает и
настроения народа, и саму природу страны. Хотя вполне возможно, что это
ошибочный взгляд стороннего человека…
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru