Содержание проводки
|
Дебет
|
Кредит
|
Оплачен собственный вексель,
предъявленный векселедержателем
|
60.7 "Расчеты по векселям
выданным"
|
51 "Расчетные счета"
|
Принят к зачету НДС по полученным
от поставщиков и подрядчиков товарам и услугам
|
68.2 "НДС (расчеты с бюджетом
по НДС)"
|
19 "НДС по приобретенным
ценностям"
|
2. Автоматизация расчетов с дебиторами / кредиторами
В процессе
финансово-хозяйственной деятельности у предприятия или организации возникают
расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением
или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг, с
расчетами по налогам и сборам, с банками по кредитам, а также с другими
юридическими и физическими лицами.
Дебиторская
задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого
предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает
ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых
потерь компании.
Необходимость
автоматизации расчетов с дебиторами и кредиторами - неизбежное следствие
существующей в настоящее время системы расчетов между юридическими и
физическими лицами.
Модуль « Расчеты
с дебиторами и кредиторами» ERP системы Виртуозтм предназначен для
автоматизации процессов учета расчетов с дебиторами и кредиторами.
Функциональность
модуля « Расчеты с дебиторами/кредиторами » характеризуется такими свойствами:
- Расчеты
с дебиторами и кредиторами в различных валютах;
- Расчеты
с дебиторами и кредиторами в разрезе договоров, адресов, конкретных счетов или
платежей;
- Контроль
сроков платежей. Скидки за досрочный платеж. Штрафы за задержки платежей;
- Контроль
за превышением лимита кредита;
- Письма-напоминания
о просроченных платежах;
- Структуризация
расчетов в разрезе открытых позиций;
- Контроль
оплаты по счету для поставок в кредит;
- Контроль
поставок по авансовым платежам;
- Связь с
кассовыми и банковскими книгами;
- Контроль
взаиморасчетов (в т.ч. бартер);
- Гибкая
система скидок;
- Аналитическая
статистика и отчетность.
Бизнес-процессы:
расчеты с дебиторами, расчеты с кредиторами.
Для
структурирования расчетных отношений с дебитором/ кредитором используется
специальный регистр - Открытая позиция (ОП).
ОП служит для
классификации документов одного дебитора/ кредитора.
Форма позволяет
получать оперативную информацию о текущем состоянии расчетов с клиентами и
кредиторами предприятия.
С помощью формы
можно получить информацию о непогашенной дебиторской и/или кредиторской
задолженности в разрезе открытых позиций.
С помощью Журнала
производят контроль взаиморасчетов.
Бухгалтерский
учет расчетов с контрагентом зависит от методики взаиморасчетов, определяемой в
договоре.
Сведения о
договоре с контрагентом и условия расчетов должны быть введены в информационную
базу. Причем с одним контрагентом может быть заключено несколько договоров с
разными условиями расчетов.
В договоре может
быть выбран один из следующих вариантов измерения взаимной задолженности между
предприятием и контрагентом:
- в
рублях,
- в
условных единицах,
- в
иностранной валюте.
Последний вариант
подходит для расчетов с иностранным партнером, а первые два могут
использоваться для расчетов с отечественными партнерами. Причем вариант
расчетов в условных единицах означает следующее: взаимные задолженности по
договору фиксируются в иностранной валюте, выбранной в качестве условной
единицы договора, но платежи выполняются в рублях. Для регистрации изменения
состояния взаиморасчетов суммы платежей пересчитываются в условные единицы по
курсу иностранной валюты на день платежа.
Расчеты с
контрагентами могут учитываться с разной степенью детализации:
- по
договору в целом,
- по
каждому расчетному документу (отгрузки, оплаты и т.п.).
Во
взаимоотношениях с контрагентами распространена практика, когда конкретная
оплата привязывается к конкретной поставке: либо сначала регистрируется оплата
поставки (по предварительно выписанному счету), а затем регистрируется сама
поставка — поставка по предоплате, либо сначала регистрируется поставка, а
затем регистрируется оплата — последующая поставка. Подобной практике деловых
взаимоотношений больше подойдет детализация расчетов по каждому расчетному
документу.
Но при
долгосрочных взаимоотношениях с надежными деловыми партнерами может быть
установлено, что платежи не привязываются к конкретным поставкам. Например, по
условиям договора контрагент может поставлять предприятию товары в течение
месяца по разовым заявкам подразделений предприятия, а по завершении месяца
финансовая служба предприятия будет оплачивать контрагенту все выполненные
поставки и перечислять частичную предоплату на очередной месяц. Для подобной
практики взаимоотношений подойдет вариант детализации расчетов с контрагентом
по договору в целом, хотя можно выбрать и вариант детализации по каждому
расчетному документу.
При регистрации
расчетного документа в информационной базе бухгалтерские проводки формируются
автоматически. При этом в целях аналитического учета контрагент будет указан в
проводке в качестве субконто дебета или кредита. В качестве второго субконто
проводки может быть указан договор, в качестве третьего — расчетный документ.
Конфигурация
может вести аналитический учет по расчетным документам даже в случае, когда
пользователям это непосредственно не требуется, то есть в описании договора
указана детализация расчетов по договору в целом. Если для договора выбран
вариант учета расчетов в условных единицах, то для корректного определения
курсовых разниц при регистрации каждого изменения состояния взаиморасчетов
потребуется привязка к конкретному расчетному документу, при этом расчетный
документ будет подбираться из информационной базы автоматически по методу ФИФО.
Суммы документов
автоматически разделяются на погашения задолженностей и авансы, поскольку по
правилам бухгалтерского учета эти суммы должны отражаться раздельно.
Бухгалтерские
счета для учета расчетов с контрагентами, используемые в проводках, указываются
в расчетном документе.
Но пользователю
вряд ли потребуется самостоятельно указывать бухгалтерские счета в документе,
поскольку они подставятся автоматически сразу после того, как он укажет
контрагента и договор. Для подстановки счетов по умолчанию автоматически
подберется наиболее подходящая запись из специального списка, хранящегося в
информационной базе.
"1С:Бухгалтерия
8" предоставляет средства для автоматизации сверки взаиморасчетов с
контрагентами и их корректировки. Одним из таких средств является документ
"Корректировка задолженности".
С помощью
представленного документа можно провести взаимный зачет дебиторской и
кредиторской задолженностей, образовавшихся по разным договорам с одним
контрагентом. Можно перенести задолженность с одного контрагента на другого
контрагента (например, при их реорганизации), можно зарегистрировать списание
безнадежного долга.
Таким образом, в
ходе подготовки данного реферата мы пришли к следующим выводам:
- В целом,
конечно, автоматизированные системы учета сильно облегчают жизнь. Они
обеспечивают: - правильное отражение информации в регистрах учета задолженности
по каждому поставщику; - перенос итогов из регистра учета кредиторской
задолженности в Главную книгу; - открытие специальных регистров, в которых
отражаются и группируются определенным образом определенные виды задолженностей
и платежей. В автоматизированной системе учета предусмотрено формирование
информации по тем же направлениям, что и в регистрах, которые ведутся вручную:
дата операции, поставщик, наименование товара, сумма задолженности, условия
оплаты.
- Система
расчетов с покупателями, поставщиками и подрядчиками на любом достаточно
крупном предприятии включает в себя различные виды: безналичные и наличные
платежи, зачет взаимных требований, расчеты векселями и др. В основном расчеты
производятся в безналичной форме.
- Развитый документооборот
и распределение функций по обработке документов между большим количеством
пользователей были учтены при автоматизации. Разработанные электронные
документы и справочники обеспечили отражение в программе на базе
"1С:Предприятие 7.7" необходимых хозяйственных операций,
автоматическое заполнение печатных форм и требуемое разграничение прав доступа.
- Необходимость
автоматизации расчетов с дебиторами и кредиторами - неизбежное следствие
существующей в настоящее время системы расчетов между юридическими и
физическими лицами.
Список использованной литературы
1.
Арапов А.
М. Автоматизация учета расчетов с использованием простых векселей.- Уфа, 2004
2.
Мишин
В.С. Расчеты с дебиторами / кредиторами.- Пермь, 2007
3.
Комплект
вопросов сертификационного экзамена по программе "1С:Торговля и
Склад" версия 7.7 с примерами решений.- М., 2007
4.
О выходе
новых редакций типовых конфигураций "Бухгалтерский учет" и
"Торговля+Склад" системы программ "1С:Предприятие 7.7" –
М., 2005