Значение А. А. Иванова в религиозной живописи
Значение А. А. Иванова в религиозной живописи
Кожевников В. А.
(...)
В творении Иванова дан изумительно совершенный образец исторической религиозной
картины, потому что в ней, как нам кажется, не только поставлены, но и в
значительной степени разрешены многосторонние требования, которым должна
удовлетворять религиозная живопись. Попробуем же представить оправдание столь
решительно выраженному приговору.
Религиозная
картина не соответствует своему назначению, если в ней нет достаточно богатого
идейного содержания, способного сосредоточить на себе с возможно большей
полнотою настроение зрителя, то есть влиять не только на его чувства и
воображение, но и на его мыслительную и даже волевую сторону. Религия, по
существу своему, как целостное жизненное состояние, обращается и к человеку в
его полном объеме и содержании. В соответствии с этим и произведение искусства,
почерпающее свою тему из области религиозной, должно обладать возможно большею
полнотою для создания наиболее полного и живого религиозного настроя. В этом
смысле искусство религиозное является идейным no-преимуществу. Вот почему выбор
темы здесь несравненно важнее, чем в бытовой (жанровой) живописи, не говоря уже
о ландшафтной. Эта первая задача решена Ивановым с глубокомыслием, на наш
взгляд, не превзойденным никем в исторической религиозной живописи. Явление
Христа народу, Богоявление... Возможна ли лучшая тема в этой области искусства,
столь вдумчивая и емкая, столь богатая и внутренним, лирическим и драматическим
содержанием и благодарнейшими внешними условиями для художественного
воспроизведения сюжета? Какой широкий простор открыт здесь психологическому
анализу отдельных лиц и общей характеристике настроения масс, контрастам типов,
исторической и этнографической самобытности, наконец,- группировке фигур и
объединению внешних составных частей в одно цельное духовное и художественное
впечатление. Внутреннее богатство религиозных идей вообще изумительно, но
далеко не все они представляют удобный материал для воспроизведения в
изобразительном искусстве: многие из них, по своей отвлеченности или, лучше
сказать, затаенности, сокровенности, по своей духовной глубине или выспренности
не поддаются либо трудно поддаются воплощению в реалистических художественных
формах и требуют помощи искусства символического, имеющего, бесспорно, свои
права и заслуги, но вместе с тем и свои значительные ограничения для применения
обычных, главных, внешних ресурсов искусства. Наоборот, избранная Ивановым тема
раскрывает полный простор для широкого и самого разнообразного применения
творческой силы к формам реалистическим, т. е. наиболее простым и общепонятным.
Но
обнаружить все богатство своего внутреннего содержания взятая тема способна
именно лишь в той постановке, какую дал ей художник. Явление Христа, еще
неведомого народу, получает живое и могучее значение именно в связи с
предшествующею Иорданскою проповедью Предтечи, пророка, уготовляющего путь
грядущему Спасителю. Гениально вдумчивый Иванов избрал именно этот момент,
отдавши ему, с точки зрения художественной целесообразности, предпочтение перед
другими, столь же существенными (напр., хотя бы перед Нагорною Проповедью, до
сих пор, как это ни странно, достойно еще не представленною в живописи).
Остановившись на заключительном моменте Иорданской проповеди всенародного
покаяния и совместивши таким образом предсказание и предчувствие явления
Спасителя с первым мигом Его пришествия, художник овладел наибольшим сочетанием
мыслей и чувств, содержащихся в сюжете, а вместе с тем и самый сюжет возвысил
до крайнего художественного предела драматической напряженности.
Идейное
богатство темы раскрыто таким образом во всех трех степенях ее развития: по
отношению к прошлому, настоящему и будущему. В живописи, искусстве, по
свойствам своим имеющем непосредственно дело всегда только с одним моментом
настоящего, едва ли можно указать на другой, более удачный пример такой
разновременной полноты ощущения. Проповедь покаяния произнесена, но она еще
звучит в сердцах внимавших, озаряет их лица, вдохновляет их жесты,
заканчивается видимо в крещении. Вот он великий момент Минувшего! он еще не
остыл, не отлетел прочь; причина, его вызвавшая, Предтеча, едва успел сомкнуть
уста... Но здесь же одновременно - и следствие, воплощенное в Настоящем, в
движении преобразившейся толпы, одушевленной единым, всех объявшим стремлением
к Будущему. И оно, это святое, спасительное Будущее, оно также уже близ них,
оно тут уже, вот оно! «Се Агнец Божий», грядущий с таким спокойствием и миром
«Света тихого», разгоняющего сумрак греха и тени сени смертной!..
Независимо
от идейной полноты, достигаемой такою постановкою темы, какие сокровища
чисто-художественной красоты раскрываются благодаря этой постановке в картине!
Прежде всего, композиция получает простое, естественное, не придуманное, а
внутренним смыслом вызванное содержание, в отличие от гоняющейся за внешними
эффектами театральности и от той, иногда самой по себе красивой позировки,
которая исходит из поисков внешней красоты, а не из глубины внутренней, идейной
основы.
Затем,
цельность и стройность группировки - это основное требование всякого сложного
живописного сюжета. Как многие в других отношениях превосходные произведения
теряют силу влияния на зрителя вследствие хаотичного нагромождения фигур, по
отсутствию идейного центра, объединяющего выражение и расположение составных
частей! Здесь же - изумительно величавое и однако простое, сразу все
охватывающее впечатление, именно в силу очевидности такого духовного и
материального центра толпы народной в лице Иоанна и в силу общего движения и
его, и всех к конечной цели, к приближающемуся Христу. Не только стройность и
цельность общего впечатления, но и содержательнейшее движение, жизнь каждой
отдельной фигуры в соподчинении всех друг другу и общему, конечному
средоточию!.. И пополняя этот многообразный порыв души и телес, навстречу ему,
в ответ ему, завершая и разрешая его в примиряющее созвучие, другое движение-
Спасителя к жаждующим спасения!.. Все волны различных чувств и желаний,
вырывающихся из толпы, сочетаются сначала в неподражаемой по силе выражения
личности Предтечи и в его молниеносном взоре, а затем его драматичным жестом,
указующим на Грядущего Агнца Божия, передаются Христу, святое спокойствие
Которого распространяет чувство духовной удовлетворенности над сценою, сообщая
ей, несмотря на всю драматичность, оттенок классической меры и
глубокорелигиозной трезвенности...
Овладевши
темою по существу, художник уже легко и беспрепятственно может развивать
частности ее содержания. И здесь он является нам в другом отношении образцом
должного понимания задач религиозной живописи. Духовное содержание воплощается,
как и подобает искусству, в телесных образах органически, в неразрывной связи
одного с другим; выразительность и движение фигур развиваются естественно и
связно из данных характеров и типов, сопоставленных здесь в ярком разнообразии,
от юности до старости, от знатных до убогих, от мудрых до простецов: фарисей,
учитель синагоги и будущий апостол, воин и раб, робкий отрок и трепещущий
полнотою чувств в атлетическом теле юноша, старик, расслабленный, ждущий
исцеления,- все это живые люди, полные внутреннего содержания, а не ходячие
отвлеченные идеи, искусственно вложенные в тела...
И
здесь мы касаемся нового, существенного вопроса, определяющего смысл и значение
религиозной живописи, вопроса о реализме и идеализме в ее области. Их часто
противопоставляют друг другу как нечто обособленное и несогласимое. Такое
противоположение - обычное явление в искусстве, но каждый раз - в ущерб, если
не в гибель истинного искусства, по своей природе всеобъемлющего,
всестороннего, как и жизнь, в которой Творец сочетал духовное с телесным
органическим союзом, неразлучимым безнаказанно в мире художественного
воспроизведения. Реализм, воспроизводящий одну материальную действительность -
не искусство, а только механическая копировка внешнего облика жизни, копия,
притом фальшивая, погрешающая односторонностью против правды жизни, в которую
включено и духовное, и идеальное (хотя бы в желании, в мечте, в стремлении). И
наказание за односторонность художественного материализма - недосягаемость для
него высших вдохновений творчества. Наоборот, идеализм в искусстве, ради
отвлеченных замыслов приносящий в жертву правдивость жизненных форм, в которые
облекается идея, осуждает себя на художественное бессилие, на бездейственность
своих мечтаний. Недостаточно, наконец, и механического сопоставления одного
рядом с другим, не создающего ничего цельного и звучащего вечным диссонансом.
Только в гармонии идеализма с реализмом возможно истинное художественное творчество,
облекающее духовное в соответствующую его смыслу видимую форму, и презирающее в
телесном духовное, до идеального включительно, то есть, до высшего
желательно-возможного. Материалистический реализм есть бездушное пассивное
воспроизведение природы, творения без всякого проявления личного
художественного творчества. Отвлеченный же идеализм есть бессильная попытка
творения художником только из самого себя, независимо от данного в природе. То
и другое несостоятельно. Искусству не подобает быть только копией творения; но
ему не дано и силы творения из ничего, кроме своей мечты. Его творчество-в
преображении несовершенного данного в возможное, желательное, высшее,
художественно совершенное, осуществимое, если еще не в жизни, то уже в ее
эстетическом идеале, в произведении искусства.
В
этом претворении реального в идеальное и кроется великое таинство всякого
творчества; но ни в одной области искусства оно не проявляет себя с такою
полнотою, как в искусстве религиозном. И в этом отношении Иванов опять предстает
перед нами как великий учитель искусства. В отличие от материалистического
реализма, крайним представителем которого в религиозной живописи у нас является
Ге, в отличие от идеалистического религиозного символизма, которым, на
подобающем месте, умел пользоваться и сам Иванов (в своих библейских и
новозаветных рисунках), в главном произведении он дает образец настоящего,
здорового воплощения идеального элемента искусства в реальных формах; а в
превосходных этюдах к своей картине он оставил и чрезвычайно поучительные в
воспитательном отношении указания на то, каким образом может осуществиться
сочетание идеального с реальным в произведении искусства. (...)
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/