Пикассо Пабло
Пикассо Пабло
Пикассо
Пабло (полн. Пабло Руис-и-Пикассо; Ruiz-y-Picasso) (25 октября 1881, Малага — 8
апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский живописец, по происхождению
испанец. В 1900-х годах («голубой» и «розовый» периоды) создал
обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям («Девочка
на шаре», 1905). С 1907 основоположник кубизма, с середины 1910-х годов
создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму.
Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное
значение («Герника», 1937), глубокое гуманистическое содержание (рисунок
«Голубь мира», 1947). Много работал как график, скульптор, керамист.
Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).
Годы учения
Учился
у своего отца — Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в
Мадридской академии «Сан Фернандо», увлекаясь французским искусством, знакомым по
репродукциям. Испытал воздействие анархизма.
В
1900 Пикассо впервые приезжает в Париж, с 1904 живет там постоянно.
Выставляется с 1901 у «тетушки Вейль» и у А. Воллара. В это время он уходит от
влияния стиля модерн, которое еще долго сохраняется в манере подчеркивать
силуэты фигур, а также в колористической монохромии. Своими «учителями» Пикассо
избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна, Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими
пастозными мазками в манере протофовизма.
«Голубой» и «розовый» периоды
На
годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый
«голубой период»: в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин
этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал —
«кто грустен, тот искренен»); движения людей замедленны, они словно
вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Свидание», 1902, обе в
Эрмитаже; «Старый нищий старик с мальчиком», 1903, Музей изобразительных
искусств, Москва).
В
следующий период, получивший название «розового», появляются сцены дружбы,
любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода — от
«голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных
искусств, Москва).
Кубизм
В
1907 Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» (Музей современного
искусства, Нью-Йорк) — большое панно, персонажи которого — посетители и девицы
публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон,
давший название произведению) — предстают бесполыми существами, некими
устрашающими идолами. В произведении сочетаются разные стилистические манеры:
розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в
штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. «Авиньонские
девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам.
Вкус
к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В 1908-09
Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль —
кубизм, ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента
реальности к ее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественно
охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи
Сезанна, но заметно «утяжеленные», помутнелые; они комбинируются в
геометрические формулы, обнажая некие изначальные «прототипы» человеческих
фигур, вещей и мира природы («Королева Изабо», «Дама с веером», обе 1909;
«Портрет А. Воллара», 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва;
«Дриада», «Фермерша», «Три женщины», ряд натюрмортов, 1909-10, Эрмитаж).
Первая
стадия кубизма получила впоследствии название «аналитической». С 1919 она
постепенно перерождается, и в 1913 появляется «синтетическая» стадия, для
которой характерны большая цветность форм, стремление к плоскостной трактовке
объектов. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными
инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и
т. п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века. В
композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера
телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо
использует коллаж — вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со
временем объем инородного материала в картине увеличивается (присыпки песком,
вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и
т. п.). В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации
колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В
дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты
продолжают сохраняться в картинах до конца жизни художника («Три музыканта»,
1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Неоклассицизм
Уже
в картине «Художник и его модель» (1914) и в ряде рисунков проявился интерес
Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года
неоклассицистические и реалистические тенденции становятся явными для всех.
Многих это смущает: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям.
В прессе появились критические заметки о «художнике-хамелеоне». В 1917 Пикассо
делает декорации для балета «Парад» Э. Сати (текст Ж. Кокто) в «помпейском
стиле».
Женитьба
на балерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением к миру
ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка в Италию также
усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делает по фотографиям.
Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному «активизирует» форму,
словно соревнуясь со своим кумиром тех лет — Энгром (этот период нередко
называют «энгровским»).
Сюрреализм
При
этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в
разных направлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние
сюрреализма — пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в
трактовке форм которых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто
витальными элементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетая
впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма.
В
1930 художник делает серию из 30 офортов к «Метаморфозам» Овидия. В 1930-37
создает «Сюиту Воллара»; в числе ста офортов, продолжающих традиции Рембрандта
и Гойи, — сцены с человекобыком, где легендарный обитатель лабиринта Минотавр превращается
в «миф Пикассо», ибо художник весьма произвольно трактует древнее сказание.
Война в Испании. «Герника»
Послевоенный период
В
1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном
Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В 1950 он рисует
знаменитого «Голубя мира», в 1951 пишет картину «Война в Корее» (собрание семьи
художника).
В
1947 Пикассо приезжает в городок Валлорис — традиционный центр керамики на юге
Франции. Он изготавливает здесь блюда и сосуды самых разнообразных форм,
способствуя возрождению традиционного ремесла. Перед старинным романским
собором на торговой площади устанавливается статуя его работы «Человек с
ягненком» (1942-44); в крипте храма помещаются живописные панно «Война» и «Мир»
(1952). В 1956-57 Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает
ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название
«музей Пикассо».
В
1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленых картин
знаменитых мастеров прошлого («Менины» Веласкеса, «Расстрел повстанцев» Гойи,
«Завтрак на траве» Мане и др.). Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле,
художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя
вымышленные. Написанные небрежно холсты «позднего Пикассо» представляют любимые
им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые
мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету.
Пикассо
оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным
мастером в искусстве 20 века.