"Кельтомания" во Франции в начале 19 века
"Кельтомания" во Франции в начале 19 века
Наташа Романова
В
конце 18 века под влиянием идей преромантизма (Макферсон) образованные бретонцы
(среди прочих Ле Бриган, де Понтриё, Ла Тур д`Овернь, ле Клех, де Плугасну)
начинают интересоваться прошлым своей родины, ее языком, осознают близость
бретонской культуры к культурам других кельтских народов. Начинается период так
называемой "кельтомании". На "кельтофилов" оказали влияние
такие книги, как "Древности нации и языка кельтов" П.Пезрона (1703) и
"Воспоминания о кельтском языке" безансонского теолога Бюлле (1754
-1760). Кабинетные ученые, а потом и романтики-католики в конце 18 – начале 19
века начинают изучать кельтские древности и язык, говорить о "кельтском
духе".
Большой
популярностью пользуются книги, изданные в 18 веке:: Дом Мартин - "Религия
галлов" (1727); Грегуар Ростренен – бретонский словарь (1732), бретонская
грамматика (1738); Дом Ле Пеллетье – "Словарь бретонского языка"
(1722).
В
предисловии к словарю Дом Ле Пеллетье утверждает, что древние бретонцы не знали
муз и язык их, судя по новейшему, был грубым жаргоном, неспособным к стиху.
В
первом десятилетии 19 века несколько кельтоманов сошлись в Париже и основали
Кельтскую Академию. (Академия просуществовала до 1814 года, когда она была
преобразована в "Королевское общество Антикваров Франции". Академия и
ее преемники выпустили пять томов записок в период с 1807 по 1812 год и 26 – с
1817 по 1863). Среди членов Академии наиболее выдающимися были Ле Бриган
(утверждавший, что negata celtica negatur mundus), Мало-Корре Латур д`Овернь
("Les origines gauloises"), Камбри ("Le voyage dans le
Finistere"). Бретонец Элоа Жоанно составил проект Академии, идею которой
выразила выбитая в память ее основания медаль: на одной стороне гений с факелом
снимает вуаль с женщины (Галлия), сидящей между дольменом и петухом (gallus),
женщина подает гению сверток, на котором написаны кельтские слова Yez ha Kizion
Gall (язык и нравы галлов); вдали - друидический холм с деревом и надпись
Sermonem patrium moresque requiret. На другой стороне – венок и надпись:
Academie celtique fondee an X111, около венка Gloriae majorum.
Цель
Академии, как утверждал Давалле, состояла в том, чтобы "воссоздать историю
кельтов, отыскать памятники кельтской эпохи и исследовать, обсудить и
объяснить", и, во вторую очередь, "изучить и опубликовать этимологии
слов всех языков на основании кельтско-бретонского, валлийского и
гаэльского". Академия должна была уничтожить за многие века создавшийся
предрассудок – "замалчивание существования кельтов".
Образовавшаяся
под влиянием Академии школа кельтофилов "впала в кельтоманию" (по
выражению М.П.Драгоманова). Например, Жан Рейно в своем "Гении
Галлии" подробно излагает неизвестно из каких источников почерпнутую
мудрость друидов. Кристоль Феррье доказывал, что так как Галлилея – Галлия, то
и Христос и апостолы были кельты; что большая часть Европы и Передней Азии до
Иерусалима включительно были когда-то заселены кельтами.
Кельтофилы
были уверены, что бретонский язык остался людям в наследство от Земного Рая,
причем за многие века не претерпел никаких изменений, а также, что бретонский
язык явился праматерью всех остальных языков. Поэтому, если слово одного корня
встречалось, например, в бретонском и во французском языках, они утверждали
даже в самых очевидных случаях, что французский позаимствовал это слово из
бретонского.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bretagne.celtic.ru/