Греческий язык
Греческий язык
Широков О. С.
По-видимому
под влиянием египетских иероглифов и ассиро-вавилонской клинописи развились в
первой половине - середине II тысячелетия до н. э. слоговые
(силлабографические) письмена на Крите и Кипре.
От
острова Кипр в сторону северо-восточного угла Средиземного моря тянется
"Бычий хвост" — полуостров Карпасия (Дайнарет), заканчивающийся мысом
св. Андрея, нацеленным на край современной турецко-сирийской сухопутной
границы. К югу от неё в 100 км. (через море) от мыса св. Андрея, находится у г.
Латакия Рас-Шамра "Укропный мыс", где были найдены развалины
западносемитского города Угарит (XXII—XIII вв. до н. э.). Развитие его
находилось под непосредственным воздействием культуры Кипра, а также более
отдалённого Крита, и испытывало с юга значительное египетское и с востока
месопотамское (восточносемитское) влияние.
В
середине II тысячелетия возникла западносемитская письменность, угаритские
письменные знаки имели клинообразную форму, но были силлабограммами, не
различавшимися (как в Египте) по огласовкам. В поздних текстах (XIII в. до н.
э.) фактически употреблялось только 22 знака. В то же время возникла схожая с
угаритской по характеру, но отличная по внешней форме письменность других
(северо-)западных семитов, заселявших плодородные земли Ханаана - Красной
Земли" (егип. K’-n’-n, аккад. Kinah h i / Kitahna, библейск. Kena’an,
откуда греческий перевод — "Финикия", букв. "Пурпурная,
Красная". Они простирались вдоль средиземноморского побережья к югу от
Угарита до Синайских высот и пустыни у границ Египта, где развивались города и
государственные образования: Гебал ( совр. Джебла в Сирии), Сидон (совр. Сайда
в Ливане), Тсур -Тир (совр. Сур в Ливане), Иерусалим, Иерихон, Аскалон
(Ашкалон), Газа (в Палестине), Моав (в совр. Иордании) и др.
В
Библии первое упоминание о западносемитском письме встречается в 31 — 34-й
главах "Исхода" — сообщение о записи Моисеем на каменных скрижалях
завета (договора) с Богом на Синайской горе (когда он вёл евреев из Египта в
обетованную Палестинскую землю). Эти события должны были происходить между 1305
г. до н. э. (изгнание семитских племён из Египта) и 1230 г. (первое египетское
свидетельство пребывания народаИзраиля в Палестине).
Согласно
же греческой мифологической традиции ханаанский (финикийский — сидонский или
тирский) царевич Кадм (хан. Q-D-M "восток") прибыл в Беотию (в
центральной Греции) в 1313 г.до н. э., основал город Фивы и научил греков
финикийскому буквенному письму. До этого лишь на юге Греции — на Пелопоннесе и
Крите, изредка употреблялось плохо приспособленное к греческому языку
силлабическое линейное письмо B, произошедшее из негреческого линейного A. В
отличие от западносемитского языка в греческом языке была богатая система
гласных, которые необходимо было передавать при фонографическом письме, и в
первых, дошедших до нас (с VIII—VII вв. до н. э.), письменных памятниках наряду
с западносемитскими по происхождению согласными буквами употребляются
специальные буквы для гласных.
Первые
письменные памятники в Европе принадлежали древнейшему
земледельческо-скотоводческому населению острова Крит конца III—начала II
тысячелетия до н. э. Условные рисуночные знаки этого письма, которые мы не в
состоянии прочитать, соотносились не со звуками (фонемами), а с цельными словами
неизвестного нам языка. Такого типа словесно-рисуночное письмо (логография) уже
существовало за тысячелетие до критского в соседнем Египте (египетские
иероглифы) и в более отдалённом Тигро-Евфратском междуречье (месопотамская
клинопись), и самая ранняя в Европе протокритская халколитическая
(меднокаменная) цивилизация испытывала прямое культурное влияние
древнеегипетской цивилизации; она имела несомненные связи с древнейшими
цивилизациями Передней Азии. В первой половине—середине II тысячелетия на Крите
и Кикладских островах появляется линейное письмо: выстроенные в линию (слева
направо) словные абстрактные начертания (на глиняных табличках), каждое из
которых обозначало уже не значащее слово, а сам по себе ничего не значащий, но
смыслоразличающий звуковой (фонемный) комплекс — слог.
Не
известен язык ни критского логографического (иероглифического), ни критского
силлабографического письма (линейного письма А), во всяком случае, он не был
греческим, и протокритская цивилизация не была ещё греческой. Линейное
письмо—предшественник греческого письма. В первой половине или середине II
тысячелетия на южнокикладском острове Санторине-Тере, в 115 км к северу от
Крита, произошло страшное вулканическое извержение, уничтожившее не только
цивилизацию и саму жизнь на Санторине, но и приведшее к великим бедствиям для
всей протокритской культуры: плодородные поля и сады Крита были засыпаны
вулканическим пеплом, спасшееся население покидало остров, а через несколько
десятков лет на опустелых критских землях и развалинах городов и дворцов стали
обосновываться новые поселенцы, переправившиеся с северо-запада с полуострова
Пелопоннес. Они воспринимали от оставшихся носителей протокриткой культуры
элементы древней цивилизации и пытались приспособить к своему языку критскую
силлабографию (слоговое письмо). Так возникло л и н е й н о е письмо В, которое
было расшифровано в середине XX в., и оказалось, что его язык либо близок к
греческому, либо является его древнейшим непосредственным предшественником.
Протогреческая
цивилизация, созданная на месте протокритской на самом Крите, частично на
Кикладах, и принесённая на полуостров Пелопоннес, называется Минойской по имени
мифологического грозного критского владыки Миноса или крито-микенской. Её
центры —.Кносс на Крите, Пилос и Микены на Пелопоннесе). Её носителями были
южные палеобалканские племена; кроме предков греков к древней палеобалканской
общности принадлежали также предки древних македонян, живших севернее горы
Олимп и Фермского (совр. Салоникского) залива, по рекам Аксий (совр. Вардар) и
Стримон, фригийцев, обитавших у Мраморного моря (Пропонтиды), фракийцев,
заселявших пространства восточнее иллирийцев и северо-восточнее македонян,
севернее фригийцев, от Родопских гор до Нижнедунайской низменности, и гетов
(даков), проживавших между низовьями Дуная и Карпатами.
В
эту эпоху протоэллинские племна выделялись из палеобалканского континуума
создавалась основа общегреческой мифологии, возникали древнейшие святилища, и
происходили те реальные исторические события, которые смутно отражены в
древнегреческих сказаниях. Переходный крито-микенский период кончается первым
общегреческим политическим предприятием, отражённым в эпосе—Троянской войной
(середина XIII в.). Герои эпоса говорят на одном языке или близких диалектах со
своими противниками-троянцами, ещё не называют себя общим именем эллины и не
знают письменности. Окончательное оформление этот эпос получил в поэмах Гомера
"Илиада" и "Одиссея", жившего в VIII в. С этого же века (с
776 г. до н. э.) установилось греческое летосчисление по олимпиадам —
панэллинским (всегреческим) играм в Олимпии (на западе Пелопоннеса),
проводившимся регулярно каждое четвёртое лето. На них (как и на другие
священные праздниства - Истмийские игры, Элевсинские мистерии - допускались
только эллины и не допускались варвары (иноязычные иноземцы).
Возникновение буквенного древнегреческого письма
К
концу того же VIII в. относятся и первые дошедшие до нас памятники
древнегреческого буквенного письма. Принципы письма, нормы и названия букв были
заимсвованы у семитов восточного побережья Средиземного моря—финикийцев,
которые тогда умели обозначать лишь согласные фонемы. Исходя из особенностей
своей языковой структуры, где богатый вокализм играл не меньшую роль, чем
консонантизм, более бедный, чем в языке финикийцев и других семитов, греки
дополнили западносемитский (финикийский) консонантный алфавит обозначением
гласных. Созданная двадцать восемь веков тому назад первая в мире буквенная
консонантно-вокалическая письменность продолжается и в наше время и является родоначальницей
письменностей всех европейских народов. Греческий алфавит в его классической
форме (сложившейся к V в. до н. э. и окончательно завершённой в XIII в. н. э.)
имеет 24 буквы.
Диалекты греческого языка
Первоначально
употореблялись различные местные варианты древнегреческого алфавита,
группирующиеся на западногреческие и восточногреческие Письменность и
литература до V в. до н. э. развивались на четырёхосновных диалектах, имевших
местные разновидности. На дорийском, диалекте говорили племена, считавшиеся
потомками Дора, сына мифического предка всех греков Эллина: население маленькой
области Дориды в Средней Греции, основных областей Пелопоннеса – Арголиды,
Лаконии, Месении, Крита и Южных Киклад, острова Родоса и юго-западного
побережья Малой Азии. Носители ионийского диалекта считались потомками Иона,
внука Эллина, они заселили остров Эвбею, Северные Киклады, острова Хиос и Самос
и западное побережье Малой Азии. На аттическом диалекте, близком к ионийскому;
говорили Афины и полуострова Аттики. Носители сильно различавшихся между собой
говоров эолийского диалекта считались потомками Эола, сына Эллина, и населяли
Беотию – на северо-западе от Аттики, Фессалию – на северо-востоке материковой
Греции, южнее Олимпа, остров Лесбос и соседнее северо-западное побережье Малой
Азии.
На
диалектах (говорах), близких к дорийскому, говорило население Средней Греции
(Фокиды, Этолии, Акарнании), севера и северо-запада Пелопоннеса (Ахайи и
Элиды). Особый архаический диалект, генетически близкий к палеобалканскому
диалекту крито-микенского линейного письма В, был в Аркадии, в центре
Пелопоннеса, и на острове Кипре, где до IV в. до н. э. использовалось особое
силлабическое письмо, произошедшее в результате приспособления догреческого
линейного А к греческому аркадо-кипрскому диалекту; его носители считались
потомками Ахея, брата Иона и сына Ксуфа. третьего сына Эллина.
Создание
и распространение буквенной письменности способствовало возникновению и
развитию индивидуального, личного творчества — поэзии, философии. На грани VIII—VII
вв. до н. э. создавал свои поэмы Гесиод; в VII в. возникла ионийская лирика
(Каллин, Архилох), эолийский (лесбийский) мелос (Алкей Сапфо) и философия
(Фалес, позже—Анаксимандр и Анаксимен).
"Буква"
по-гречески "то грамма" (мн. ч. "та граммата") откуда рус.
"грамота", в этом же значении употреблялось и слово "то
стойхейон", буквально – ‘простейшая составляющая частица’, (мн. ч.
"та стойхейя" –‘изначальные первостихии’); это слово произведено от
"о стойхос" –‘выстроенный ряд’, сопряжённого с глаголом "стейхо"
– ‘ступаю по порядку’, ‘вышагиваю в строю’. Точно так же от глагола
"лао" ‘говорю, собираю, подбираю, выбираю’ производится слово
"логос" – ‘речь, говорение, упорядоченный ряд правильно подобранных
слов, осмысленное высказавание, смысл’.
Согласно
мифологическому преданию, грамматическому ("буквенному") искусству,
т. е. уменью и навыкам составлять из подобранных графических элементов
("стихий") осмысленные ряды слов научил греков, как уже упоминалось
выше, финикийский царевич Кадм, прибывший на остров Ферос (Санторин) из Сидона
(или из Тира), в тщетных поисках своей сестры Европы. Прибытие в Грецию Кадма
произошло, по античной традиции, за 130 лет до разрушения Трои (1183 г. до н.
э.), т. е. в 1313 г. К этому же времени относится первое упоминание о ханаанском
письме в Библии. По другому преданию, из того же финикийского Сидона явился
некий Мох, поведавший грекам учение о неделимых ( "атомои")
первочастицах. Слово "стойхейон" могло означать в греческом языке и
‘буква’, и ‘атом’, точно так же, как слово "логос" – и ‘речь
(слово)’, и ‘смысл’.
Атомическая теория происхождения слова
Исследуя
общие законы мироздания, эллинские философы сопоставляли неделимые элементы
первичных стихий (земли, воды, воздуха, огня, эфира) с буквами, а космос с
упорядоченным текстом. Демокрит (460—371) учил, что атомы разных стихий имеют
различные схемы, подобно тому, как буква А отличается от В. Атомы различаются
"поворотами", подобно различению N и Z или M и S. Наконец, атомы
меняют свой строй ("таксис"), порядок ("стойхос"), подобно
замене AN на NA и т. п.. Подобно тому, как из выстроенных по определённому
порядку букв составляются слоги, слова и текст, так и из различных атомов
образуются телa; космосы возникают из беспрерывно и бесцельно меняющих свои
"повороты" и порядок атомов, подобно тому, как из букв образуется
трагедия. Это философское сравнение очень актуально для современного
теоретического осмысления соотношения языковых единиц разных ярусов: целое не
сводится к сумме составляющих его частей, единица высшего яруса не равна
простому сложению единиц низших ярусов; значащая морфема не сводится к сумме
ничего не значащих фонем; называющее слово не равно простой сумме входящих в
него морфем; предложение что-то сообщает, но составляется из отдельных слов,
которые только именуют (называют), но сами по себе ничего не сообщают.
Демокрит
считал, что составленные из ничего не значащих букв значимые слова, названия,
имена связаны с реальнами вещами "фюсеи", ‘по уложению’, т. е. по
людскому постановлению, произвольно, он возражал сторонникам теории связи имён
с вещами "фисеи", ‘по-природе’, т. е. органически, изначально),
думавшим, что каждой вещи искони присуще принадлежащее только ей именование.
Якобы подтверждающим теорию "фюсеи" было записанное Геродотом предание
фригийцев, родственного с греками народа, проживавшем у южного берега
Пропонтиды и в центре Малой Азии: египетский фараон Псамметих будто бы проделал
опыт с двумя искусственно изолированными младенцами, в присутствии которых
никто не произносил ни одного слова; через два года сами дети попросили есть,
впервые произнеся слово "bekos", что, как оказалось, по-фригийски
значит ‘хлеб’. Из чего следовало, что именно фригийский язык является самым
древним и "естественным", состоящим из "настоящих" слов. В
опровержение наивной концепции "фюсеи" и в подтверждение концепции
"тесеи" Демокрит приводил четыре довода:
1)
одинаково составленные из "стихий"-букв слова (т. е. омонимы) могут
обозначать совершенно разные вещи;
2)
одна и та же вещь (или явление) может называться по-разному (синонимы);
3)
вещи или явления могут переименовываться (метонимия), названия могут
переноситься с одних предметов (явлений) на другие (метафора);
4)
бывают вещи, явления, понятия, которые вообще не имеют названия.
Предшественниками
Демокрита в философии были Анаксимандр (ок. 611-546), Анаксимен (ок. 585-525),
философ-лирик Ксенофан (ок. 570-480), Гераклит (ок. 554-483), Парменид (ок.
540-480), Пифагор (ок. 540-500), Анаксагор (ок. 500-428), Эмпедокл (ок.
495-435), Зенон (ок. 490-ок. 430), Протагор (ок. 480-410), его современниками –
Сократ (470-399) и Антисфен (ок.444-366).
В
это же время – полтора столетия с конца VI до начала IV в. до н. э. –
создавались великие произведения древнегреческой литературы — лирика Симонида
(556-468), Пиндара (522 (518)-446), Вакхилида (505-ок. 450), трагедии Эсхила
(525-456), Софокла (ок. 496-406), Еврипида (485/84-406), комедии Аристофана
(ок. 445-386), историческая проза Геродота (ок. 484-425), Фукидида (460-396),
Ксенофонта (430/425- после 355), ораторская проза Исократа (436-338). Это был
период яркого расцвета классического эллинского искусства: живопись Полигнота
(1-ая пол. 5в. до н.э.), скульптура Мирона (5 в. до н.э.), Фидия (5 в. до
н.э.), Поликлета (2-ая пол. 5 в. до н.э.), зодчество Калликрата (445-425) и др.
В эти блистательные десятилетия стали преобладать и шире распространяться
ионийский и, особенно, аттический диалекты, оттесняя из греческих городов
дорийский и эолийский диалекты.
Вершиной
эллинской философской мысли является творчество Платона (427—347). Он по-особому
подошёл к спору о "фюсеи" и "тесеи" в своём замечательном
диалоге "Кратил". Участники платоновского диалога приходили к выводу,
что только в чистой идее, бледным отражением которой является наша обыденная
речь, язык "правилен по природе". В повседневном же быту мы отступаем
от чистых правил, вносим в речь искажения первичных (природных) идей. Люди
могут произвольно, по своему решению и постановлению ("уложению")
менять или заново создавать названия (имена), но мудрый творец слов должен в
этих случаях руководствоваться чистыми безличными и бесцельными законами,
данными "от природы", постигать своим разумом внутреннюю, глубинную
связь слова с той абстрактной и безличной идеей, вторичным отражением (тенью)
которой является видимая и ощущаемая нами вещь. В процессе диалога о
"фюсеи" и "тесеи" Платон строил классификацию слов на
логической основе: логос (‘слово, говорение, речь, высказывание’) делится на
две части — ‘имя’, то, о чём говорящий что-то утверждает, и ‘глагол’, то, что
"сказуется" об имени, что приписывается предмету говорения).
Распространение древнегреческой цивилизации
Древние
греки, возводившие своё происхождение к мифическому Эллину и чётко
противопоставлявшие себя другим народам (варварам), и в пору зарождения, и в
пору подъёма и полного расцвета своей культуры и этнического самосознания,
никогда не имели единого государства, были разрозненны политически, раздираемы
внутриэллинскими войнами, но всегда чувствовали своё этническое единство в
общности быта, обычаев, преданий, религии и культуры. Древнегреческая
(эллинская) цивилизация распространялась в другие страны — на север к
близкородственным македонянам и фракийцам, на запад в Италию, на восток в Малую
Азию.
Древние
македоняне и фракийцы имели, как и эллины, палеобалканское происхождение, диалект
(язык) македонян был особенно близок к эолийскому и дорийскому диалектам
древнегреческого языка, однако первоначально их всё же считали варварами. Их
царь Архелай (прав. 439—399), сплотивший под своей властью всю Македонию, искал
сближения с греческими городами и добился допуска своих подданных к Олимпийским
играм, т. е. признания македонян эллинами. При его дворе жил великий трагик
Еврипид. Выходцем из греко-македонского города Стагиры (на п-ове Халкидике) был
философ-энциклопедист Аристотель (384—322), родившийся в семье македонского
придворного врача, но учившийся, а потом и преподававший в Афинах в
платоновской Академии, названной так по имени священного сада божественного
героя Академа, где располагался гимнасий, в котором Платон занимался со своими
учениками.
Продолжая
и развивая исследования своего великого учителя, Аристотель по-своему их
переосмысливал, дополняя новыми изысканиями. В своём сочинении
"Поэтика" Аристотель дал лог ический анализ сорвесного высказывания:
"Во всяком словесном изложении (речи) есть следующие части: буква
("стойхейон" –‘элемент’), слог, союз, имя, глагол, член (артикль),
падеж ("птосис" – ‘отклонение’), предложение ("логос" –
‘высказывание’). Элемент (буква) — это "неделимый звук, но не всякий, а
такой, из которого может возникнуть разумное слово" (ср. в наше время
представление Л. В. Щербой фонемы как потенциальной значимой единицы,
потенциальной морфемы или потенциального слова). Гласный элемент "слышится
без прикладывания (толчка) языка", а "безгласный" — "при
наличии прикладывания языка, но не даёт, однако, никакого звука, а делается
слышимым в соединении (с гласным)". "Слог есть незначащий (не имеющий
самостоятельного значения) звук, состоящий из безгласного и гласного".
"Союз есть незначащий звук, не препятствующий и не содействующий
составлению звука значащего" (речь идёт о служебных частицах). "Член
есть незначащий звук, показывающий начало, конец или разделение высказывания
(предложения)"."