Архитектура Казахстана
Архитектура Казахстана
Историко-архитектурные памятники
Едва
ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и
архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Среди сохранившихся
до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары
("жилища мертвых"). Широкую известность приобрели мавзолеи
Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках;
мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку;
Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей
Кара-хана в Таразе и др.
Многие
из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции,
декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим
совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды
строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.
В
18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них,
мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной
композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне
разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов
оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного
фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке: "Эта гробница,
называемая Абаджи-хатун. Строитель ее…" Устойчивость объемной композиции
мавзолея и возведение его на каменном фундаменте с отмосткой из плитняка
способствовали хорошей сохранности памятника.
Жемчужиной
архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать
расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что в нем
проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции
здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвящено большое
количество научных и научно-популярных работ. Архитектор Т.К. Басенов называл
его "своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища
архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм,
принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов".
Мавзолей
имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания
возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов,
стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и
колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента. В
терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях воплотились
традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, из
которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы уходят своими корнями в
искусство андроновских и сакских племен II-I тысячелетий до н.э.
Предания
донесли до нас и историю создания мавзолея, в котором, согласно одной легенде,
похоронена красавица-дочь известного поэта и ученого Хаким-ата, заболевшая и
внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время поездки к своему жениху
Кара-хану. Среди надписей на угловых колоннах здания сохранились такие слова :
"Осень, тучи…жизнь прекрасна".
Улытауский
район Центрального Казахстана издавна был излюбленным местом летовок правителей
кочевых племен. В этой местности находилась ставка хана Жошы и его сыновей.
Мавзолей хана Жошы (1228-1230) находится на холмистом берегу реки Кара-Кенгир.
По своей объемной композиции - это портально-купольное однокамерное сооружение
из красного жженого кирпича. Многогранный барабан, сферо-конический купол,
стрельчатая арка ниши портала - повторение строительных форм предыдущего
караханидского времени.
Среди
памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным
качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.). Благодаря строгим
пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному
архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что
усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.
Широко
известно, что культовые сооружения казахов отличались большим разнообразием. К
числу оригинальных надгробных памятников относится овеянный легендами мазар
Козы Корпеш - Баян Слу и более ранний по времени Домбаул. Таких сооружений в
Казахстане немало. Эти сложенные из камня круглые юртообразные памятники
получили у казахов название "уйтас" или "дын". Своим
происхождением, как полагают ученые, они обязаны древнейшим типам однокамерных
построек с коническим или сфероидным сводом - шошала, бытовавшим у скотоводов
Казахстана еще в первобытную эпоху.
Мазар
Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на берегу реки
Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами героев
лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в Казахстане,
дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом в мавзолей были
попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по народному преданию,
Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В 1856 году они были
зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник - символ бессмертия трагической любви
юноши и девушки, высоты их человеческого духа.
Своеобразные
культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангыстау, Устюрте и в
долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями красивых
известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков.
Архитектор
М.М. Мендикулов много лет исследовал памятники этих полупустынных районов и по
существу открыл для науки и широкой публики уникальный заповедник традиционного
строительного искусства мастеров-камнерезов Прикаспия. Наиболее распространены
здесь надгробные памятники - сагана-тамы, кереге-тамы, кулыптасы, койтасы,
уштасы и сагана.
Сагана-тамы,
представляющие собой прямоугольный параллелепипед, сложенный из крупных блоков
ракушечника, получили наибольшее развитие в конце ХIХ- начале ХХ веков.
Поверхности их наружных и внутренних стен богато декорированы рельефной и
контурной резьбой, орнаментальной росписью.
Более
древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени, демонстрируют
такие мемориальные памятники, как кулыптасы. Обычно это каменный столб, имеющий
базу в виде массивной вкопанной в землю плиты, ствол, украшенный
плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное навершие.
Большую
группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения.
Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам
она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены ракушечником; колонны,
поддерживающие потолок, украшены затейливым орнаментом. В этой каменной мечети
укрывался суфий Шакпак-ата со своими учениками во время вражеских набегов. В
последние годы жизни он стал затворником и больше не покидал свою подземную
обитель.
Говоря
о святынях Мангыстау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость, вырубленный в
скале, он был известен еще в VIII-IХ веках во времена арабских завоеваний.
Гора, превращенная человеком в неприступную крепость, напоминала льва, поэтому
и вошла в историю как "город-лев".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru