Частушки
Частушки
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый
распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.
Происхождение частушки
Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки,
похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи -
еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма
появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более
убедительной.
Частушка стала широко распространяться, когда в России начал
развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.
Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее
художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора,
например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по
берегу ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека
соответствует и состояние природы - этот прием называется психологическим
параллелизмом.
Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное
соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень
редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная
форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний
жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного
творчества.
Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских
родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы,
краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.
Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и
более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но
очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась
удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.
В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы
специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее
устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня
имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково.
Частушечных мелодий насчитывается очень немного.
О чем она, частушка?
Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются
отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами:
дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не
обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но
по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война...
Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка,
тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.
В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое
"яблочко".
Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах.
Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом,
кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.
Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных
лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.
Частушка в наши дни
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли
своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь
меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины,
без огня зажег сердечко у меня", сегодня поют: "Без бензина, без
огня...".
В отличие от песни частушка переделывается легко.
Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только
мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки,
стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они
существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не
собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.
Поют частушки и школьники.
Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц:
"На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли
современные школьные нелепицы?
Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные
песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением,
зачинами.
Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания"
(на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они
преимущественно на Волге, в Центральной России.
Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны
частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в
частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят
название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти
правило.
Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
И продолжение:
Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Сениной я заразилася.
Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская
частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на
гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою
деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским
бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась
просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/