Предания и легенды
Предания и легенды
Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков
и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой..."
- так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и
Людмиле".
Слово "легенда" в сознании современного человека еще более
связано с вымыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает
действительность.
Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более
четкое значение. Предания и легенды - это жанры устного народного творчества.
Предания - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза.
Легенды - рассказы религиозного содержания. Различия между преданиями и
легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всегда может
провести четкую грань между ними.
Название "предание" достаточно точно отражает суть этого
жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к
поколению.
Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в
истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до
XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу,
по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они
уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.
Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно
речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название
племени или народа (этноним).
В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое
в преданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние времена
жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные
на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских
племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в
былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по
преданию, неуязвим для пуль, Разин - колдун и т.д.
Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства.
О свойских царях и щедрых разбойниках.
Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая
личность: князь, разбойник. Атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет
все происходящее.
В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко
известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и
т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются
различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или
другим источникам.
Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная
жизнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в
преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых
смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не
героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п.
Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного
крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит
рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.
Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут
ошибаться, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особенность
преданий: они не только закрепляют исторические события в народной памяти,
пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. Поэтому в
рассказах помимо прославленных личностей и громких событий встречаются герои и
обстоятельства, неизвестные за пределами данной местности.
Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и
освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти
сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.
Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием
местного значения (которого в действительности могло и не быть).
Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи.
Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады,
которые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойничьи
деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или
днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили.
Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями.
Нередко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбленное
бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев.
Силачи в преданиях - всегда простые люди, представители той среды, в
которой о них и рассказывается: среди казаков - это казак, в бурлацких
рассказах - бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не
имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда
такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых
известных героев-силачей - Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по
названию деревни Рагнозеро в Карелии.
Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными
жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами,
историческими песнями, сказками, народными верованиями.
Как Христос хлеб собирал
Слово "легенда" на латыни буквально значит "то, что
следует читать". Первоначально так называли жития святых, в которых
содержались примеры христианской добродетели и благочестивого поведения. Позже
под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А
затем и просто истории, в которых происходит что-то необычное, чудесное, но
воспринимается это как происшедшее на самом деле.
В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и
бесы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не
оговаривается. Это или священное время - когда Бог сотворил мир, или речь идет
о событиях, которые могли происходить когда угодно.
Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения
соответствия христианским нормам жизни - как их понимает народная традиция. В
событиях, изображаемых в легендах, много невероятного. Но понятия
"правдоподобно" или "неправдоподобно" к ним неприменимы.
В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные
ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты
строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и
тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлительно или
обещаны в будущей жизни, в аду или раю.
Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что
сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство
сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из
которого следует сделать выводы, извлечь мораль.
Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре.
Среди письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу
легенд и некоторые библейские события.
Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные
поверья.
Легендарные сюжеты нашли отражение не только в литературе, но и в
иконописи. Самый распространенный тип иконы Святого Георгия - "Чудо
Георгия о змие" - связан с легендой, а не с житием этого святого. Это
изображение, где Святой Георгий на коне попирает и пронзает копьем змея, было
настолько популярно, что стало гербом Московской Руси, а затем и Москвы.
Легенды и предания - живой жанр. Они окружают нас и по сей день.
Народная культура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что
представляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная
молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/