Борисо-Глебский монастырь
Борисо-Глебский монастырь
Недалеко
от известных древнерусских городов Ярославля и Ростова Великого несколько
столетий существует огромный архитектурный ансамбль - бывший Борисоглебский
монастырь (теперь филиал Ростовского архитектурно-художественного
музея-заповедника).
Расположенный
на обширной возвышенности на берегах реки Устье, в окружении леса, старинный
ансамбль дошел до наших дней почти не тронутый временем.
В
средние века Борисоглебский монастырь был знаменит. В его стенах бывали Сергий
Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Знаменитый
Пересвет, первый начавший Мамаево побоище, был сначала иноком Борисоглебского
монастыря на реке Устье.
В
течение нескольких веков из маленькой деревянной обители здесь вырос грандиозный
каменный ансамбль с многочисленными памятниками архитектуры XVI - XVII веков.
Храмы служебные и хозяйственные постройки, мощные боевые стены и башни, то
лаконичные и суровые, то насыщенные пышным "узорочьем", издавна
восхищали бывавших здесь ценителей древнерусского искусства. Монастырь
"представляет собой целый музей древнерусского строительного искусства. В
музее этом и теперь, несмотря на сломки и переделки, осталось еще немало
такого, что достойно внимания и изучения", писал в прошлом веке известный
ростовский краевед А.А. Титов.
Об
основании Борисоглебского монастыря известия скупы. "Еже исперва от
древних старец слышахом. И мало писания збретох", - с сожалением отметил
летописец в XVI веке. Во времена Дмитрия Донского "из области великого
Новаграда" пришли и поселились над рекой Устье пустынножители Федор и
Павел. Возможно, что новоявленные пустынники бежали сюда от моровой язвы,
поразившей в это время новгородскую землю. По историческим свидетельствам,
"люди бежали из домов, жили вне города, на поле, даже в лодках... Во время
мора многие заключались в монастырях"". Но новгородские монахи искали
в ростовской земле не безмолвия и уединения.
В
1363 году по церковным делам и с политическим поручением правительства в Ростов
прибыл Сергий Радонежский - известный церковный и политический деятель XIV
века, основатель Троице-Сергиевой лавры. Ясно видевший необходимость единения
сил для борьбы с иноземным игом, Сергий неоднократно выполнял дипломатические
миссии с целью подчинения русских княжеств единому центру - Москве. Чтобы
усилить московское влияние, Сергий Радонежский содействовал основанию
монастырей-крепостей на севере и востоке страны.
Узнав
о его приезде, Федор и Павел направились в Ростов, надеясь получить содействие
Сергия и согласие князя на то, "чтобы им в сей пустыне воздвигнути церковь
и монастырь строити". Сергий Радонежский поддержал просьбу пустынников и
сам выбрал место для строительства монастыря. Ростовский князь Константин
Васильевич, зять Ивана Калиты, дал разрешение на основание монастыря.
"И
начаша собирати к ним братия и мирская чадь древодели в помощь делу".
"Церковь воздвигнув и кельи поставя", срубили деревянную крепость,
простоявшую более полутора веков. Со временем превращался монастырек в крупное
феодальное хозяйство и мощную военную крепость. Новая крепость не была лишней в
системе обороны дальних подступов к Москве. Опытный и дальновидный Сергий
заметил все: и слабые укрепления Ростова и дорогу рядом с будущим монастырем,
"что проходила из Каргополя, из Бела озера и из иных градов к царствующему
граду Москве". Монастырь-крепость защищал северо-восточные пути к столице
русского государства. Были под его стенами и отряды татаро-монголов и войска
польских интервентов в период Смутного времени.
Не
миновала монастырь и феодальная война, разразившаяся в середине XV века между
московской великокняжеской властью и звенигородско-галичскими князьями. Дважды
в 1433 - 1434 гг. войска князя Юрия Дмитриевича занимали Москву, изгоняя с
престола великого князя Василия II Темного. Изгнанник, внук Дмитрия Донского,
Василий Темный находил приют в Борисоглебском монастыре. Понятно, почему он
"князь великий Василий Васильевич и благодарная мати его великая княгиня
Софья в обитель сию начаша веру велию имети. И подавала многия жалованные
грамоты, потребные монастырю". Первый крупный земельный вклад, положивший
начало богатствам борисоглебских иноков, был именно от Василия Темного:
"... дал князь великий Василей Васильевич всея Руси село Шулце с деревнями
по своих родителех и прародителех в наследие вечных благ".
В
1440 году игумен Питирим крестил в Борисоглебской обители сына Василия Темного
- будущего Ивана III, "государя всея Руси", который всю свою жизнь
также жаловал монастырь вотчинами и деньгами. Наибольшей же степени обогащения
за счет царских и боярских вкладов монастырь достиг при внуке Ивана III - Иване
Грозном.
В
борьбе с боярским сепаратизмом и высшими церковными иерархами Иван Грозный
вынужден был искать содействия своим реформам в различной социальной среде.
Поэтому понятно его стремление заручиться поддержкой и со стороны
монастырей-вотчинников, являвшихся большой идеологической и материальной силой.
Не случайно на протяжении всего царствования Ивана IV так часты его
долговременные объезды монастырей. Еще совсем юным, в 1545 году Иван IV совершает
поездку по многим монастырям, ездил в том числе "и к Борису-Глебу на
Устию". Стараясь заполучить монахов в свои союзники, царь зачислял
некоторые обители в разряд "опричных государевых богомольцев".
Возможно, опричным или близким к опричнине являлся и Борисоглебский монастырь.
В
период опричнины Борисоглебский монастырь неизменно пользовался
благосклонностью Ивана IV. В числе десяти крупнейших монастырей обитель на
Устье получила громадные по тем временам пожалования на помин души скончавшихся
жен царя Анастасии, Марии, Анны, Марфы, убитого сына Ивана и десятки царских
вкладов за души казненных им же самим бывших своих соратников: бояр, князей,
государственных и церковных деятелей, дьяков.
Накопив
за счет вкладов и обширного своего хозяйства немалые средства, монастырь
получил возможность вести дорогостоящее каменное строительство, длившееся на
протяжении двух столетий. К концу XV - началу XVI века деревянные храмы
монастыря обветшали "и по повелиению великого князя Василия Ивановича всея
Руси" в 1522 году начали "здати в монастыре храмы каменные и прочия
службы".
Возглавить
строительство пригласили ростовского "мастера, церковного каменного
здателя" Григория Борисова. Став "великого князя мастером", он
выполняет заказы Василия III и Ивана IV.
Одно
из первых зданий, по предположению, построенных Григорием Борисовым в монастыре
на Устье, - собор Бориса и Глеба, возведенный на месте одноименного храма в
течение 1522 - 1524 годов. Источники прямо не называют Борисова создателем
собора, но косвенные свидетельства указывают на его авторство. В 1524 - 1526
годах в монастыре, буквально рядом с собором, ведется строительство теплой
Благовещенской церкви с трапезной. И автором этого сооружения монастырская
летопись называет Григория Борисова.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/