Златоустовская гравюра на стали
Златоустовская гравюра на стали
Златоустовская
гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах.
Искусство
Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников
ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль
декорирования оружия.
Златоустовское
оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В
конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные
шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий
расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания
бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики.
Сегодня
наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры,
настенное панно, близкое по художественному решению к станковой живописи.
Златоустовская
гравюра на стали так же, как и каслинское чугунное литье, имеет славное
прошлое, глубокие традиции. Искусством златоустовской гравюры владели местные
мастера, передавая его из поколения в поколение. Выполняя уникальные вещи,
старые опытные граверы умели блеснуть золочением потравленой и вороненой стали,
достичь в гравюре тонких переходов.
В
годы гражданской войны мастера Златоустовского завода выполнили много сабель
для бойцов Красной Армии с гравированными эмблемами. Гравированные с золочением
сабли были преподнесены от завода К.Е. Ворошилову и С.М. Буденному. Стальные
ножи для разрезания книг, украшенные революционными эмблемами, были
преподнесены В.И. Ленину и Ф.Э. Дзержинскому. Наряду с этим выпускались на
Златоустовском заводе и различные бытовые предметы с гравировкой.
К
середине 1930-х годов старых опытных граверов оставалось на заводе уже немного
(В. Киселев, И. Ногтев, Д. Яковлев и некоторые другие), их сменяла постепенно
молодежь, овладевавшая техникой мастерства, а порой вносившая в это дело и
элементы новаторства. Так, в 1936-1938 гг. молодой мастер А. Боронников (род.
1902 г.), ученик Д. Яковлева, развивая живописную манеру, ввел в технику
гравюры никелевые тона и полутона. Начав с копирования картин, этот талантливый
мастер вскоре перешел к самостоятельным композициям ("Равноправная
женщина" и др.).
Однако
развитию златоустовской гравюры на стали сильно мешала слабая художественная
подготовленность мастеров и почти полное отсутствие какого-либо художественного
руководства. Благодаря этому большинство работ, выполняемых в Златоусте, хотя и
отличалось совершенством технического мастерства, но в художественном отношении
оставляло желать много лучшего.
Блестящая
техника гравировки на стали способом травления, которой владели мастера
Златоуста, не находила правильного применения. Для того чтобы превратиться в
искусство, она нуждалась в участии квалифицированного художника.
В
1958 году к работе над златоустовской гравюрой был привлечен художник М. Раков.
Он выполнил для завода 15 рисунков, предназначенных для воспроизведения на
небольших вещах из стали - туалетных наборах, состоящих из лоточков, тарелочек,
блюдечек, разных размеров стаканчиков. Вместо громоздких шкатулок, рамок для
фото, вешалок - вещей, почти не находящих применения в быту, - Раков предложил
заводу ассортимент более практичных изделий. Характер гравировки также был в
корне отличен от укоренившегося на заводе.
Художник
отказался от всего того, что несло в себе элементы натурализма, вычурности и
перегруженности изделий изобразительными мотивами либо орнаментом. В своих
рисунках он отталкивался от лучших златоустовских гравюр на стали конца XVIII -
начала XIX в. Золотые силуэты животных, птиц, пейзажа в его композициях четко
читаются на глубоких черных матовых фонах. Рисунки лаконичны.
Несмотря
на лаконизм изобразительного языка, художник сумел в каждом из своих рисунков
выразить определенное настроение, скупо, но достаточно убедительно сказать о
месте и времени действия.
Прекрасный
анималист, тонкий лирик и миниатюрист, Раков блестяще справился с поставленной
перед ним задачей. Выполненные им для златоустовской гравюры на стали рисунки в
корне отличались от всего того, что делалось там в течение последних
десятилетий. Они возрождали былую славу златоустовской гравюры и были
положительно оценены. Производственники, например, оценили не только их
художественные достоинства, но и технологичность. "Большое достоинство
рисунков, выполненных художником, - заявил при их обсуждении Г.Берсенев, - что
они не трудоемки в производстве".
Так
в истории развития златоустовской гравюры на стали произошел перелом, коренным
образом изменивший пути дальнейшего развития этой старинной отрасли русского
прикладного искусства.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/